РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 «Обществознание»
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Разработчик:
Вашкевич И.Г. - преподаватель ГАПОУ «Унечский техникум отраслевых технологий и транспорта имени Героя России А.В. Рассказы»
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3.условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины | 14 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
1.Общая характеристика рабочей программы
учебной дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является базовой общеобразовательной дисциплиной и входит в основную профессиональную образовательной программу в соответствии с ФГОС по профессии СПО – 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Изучение дисциплины направлено на формирование общих компетенций согласно ФГОС профессии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
В программе учебной дисциплины «Обществознание» уточнено содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематика рефератов (докладов, индивидуальных проектов).
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание(включая экономику и право)», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
-гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
-готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
межпредметных:
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
-сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
-владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
-владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
-сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
-сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальная учебная нагрузка студента – 144 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 96 часов;
самостоятельная работа студента 48 часа.
Изучение предмета заканчивается обобщением и дифференцированным зачетом.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 96 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 52 |
практические занятия | 44 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 48 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентами | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ОК 4, ОК 6 |
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий. | |
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений. | Содержание учебного материала | 40 | ОК 1, ОК 6 |
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в РФ. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения РФ. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 14 |
Практические занятия Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Философы древности о смысле жизни. Мировоззрение и его роль в жизни общества. Деятельность человека. Истина и ее критерии. Человек, индивид, личность. Проблемы межличностного общения. Культура и цивилизация. Функции культуры. Порядок приема в образовательное учреждение. Система образования в РФ. Христианство. Ислам. Буддизм. Религиозные объединения РФ. | 16 |
Самостоятельные работы Человек, индивид, личность, взаимосвязь понятий. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми. Проблема познаваемости мира в трудах ученых. Современная массовая культура: достижение или деградация? | 10 |
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система. | Содержание учебного материала | 20 | ОК 4, ОК 6 |
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 8 |
Практические занятия Типология обществ. Социальные институты общества. Современные войны и их опасность для человечества. | 6 |
Самостоятельные работы Индустриальная революция: плюсы и минусы. Глобальные проблемы человечества. Общество и цивилизация. | 6 |
Раздел 3. Социальные отношения. | Содержание учебного материала | 40 | ОК 3,ОК 6 |
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация вРФ. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. | 15 |
Практические занятия Социальная стратификация. Социальный статус. Социальный контроль. Опасность наркомании и алкоголизма. Профилактика девиантного поведения. Влияние семьи на поведение молодежи. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Современные социальные конфликты. Особенности молодежной политики РФ. Национализм, семейное право. Порядок и условия заключения брака. Демографическая ситуация в России. | 13 |
Самостоятельные работы Социальные нормы в обществе. Социальные конфликты в современном обществе. Молодежь и трудовая дисциплина. Социальный контроль в обществе. Преступность в обществе. | 12 |
Раздел 4. Политика. | Содержание учебного материала | 42 | ОК3, ОК6, ОК4, ОК7 |
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Политические партии и движения, их классификация. Роль средств массовой информации в политической жизни общества | 10 |
Практические занятия Политика и власть. Политические институты. Признаки государства. Формы государства. Гражданское общество. Международные документы о правах человека. Выборы в демократическом обществе. Политическая элита и политическое лидерство. Политические идеологии. СМИ и политическое сознание. | 12 |
Самостоятельные работы Политическая власть: история и современность. Политическая система современного российского общества. Содержание внутренней и внешних функций государства на примере современной России. Формы государства. Формы участия личности в политической жизни. Политические партии современной России. | 20 |
Дифференцированный зачет | 2 |
| Всего: | 144 | |
3.условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для освоения программы учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» имеется кабинет «Права и обществознания».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для студентов
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2019.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2019.
Для преподавателей
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2020. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2020.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2018.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-Фз) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2020.
Единый государственный экзамен. Обществознание. — М., 2020.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2020.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал.Родина»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «Обществознание» Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания и общие компетенции) | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ОЦЕНКА «5» -ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную обоснованную позицию студента по разным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических погрешностей. ОЦЕНКА «4»-ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения нового материала, изложенный литературным языком с незначительными неточностями. ОЦЕНКА «3»-ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала, при наличии двух-трех существенных фактических ошибок, грамотно изложенный. ОЦЕНКА»2»-ставится , если студент не смог ответить по заданию преподавателя даже с помощью наводящих вопросов. | |
Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». | Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет |
Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о гарантиях свободы доступа к культурным ценностях. | Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная контрольная работа |
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых общественных процессов и явлений; | Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии. Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата. |
представлять результаты изучения материала в формах об обществе конспекта, реферата, рецензии; | Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; -осознания себя как представителя гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии. Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата. |
Знания: | |
Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения. | Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса Письменный контроль в форме тестирования |
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты | Устный контроль в форме дискуссии |
особенности развития общества в современной России, ее влияние на мировое сообщество. | Устный контроль в форме дискуссии, письменный контроль в форме эссе, рефератов. |
основные обществоведческие термины. | Устный контроль, письменный контроль |
9