СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ «Навстречу друг другу»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ «Навстречу друг другу»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заворонежская средняя общеобразовательная школа

Мичуринского района Тамбовской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Заворонежской СОШ


_________________ Жукова В.В.



« »__________ 2021 г.











ПРОГРАММА



ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ



«Навстречу друг другу»





















Мичуринский район

2021 год

Актуальность

В МБОУ Заворонежской СОШ, как и во многих других образовательных учреждениях, находят отражение все те современные тенденции, которые характерны для страны в целом: расслоение общества, обострение межнациональных отношений, ослабление роли семьи как основного института социализации ребёнка. Подобная ситуация создаёт потенциально конфликтную среду в школах, где дети находятся значительную часть своего времени. Как правило, в школах приняты такие способы реагирования учителей на конфликты, которые не помогают освоению навыков цивилизованного общения, понимания обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для разрешения важных жизненных вопросов.

Типичные способы реагирования на конфликты в школе:

 административно-карательный;

 направление к психологу или социальному педагогу;

 замалчивание.

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта «спускается сверху», либо вытесняется за пределы школы. В результате учащиеся не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей. Отсутствие установки на понимание позиции «противника», ее оснований, точки зрения и положения собеседника служит основой для неконтролируемого обществом использования силовых и репрессивных практик.

В настоящее время есть немало проблем, которые волнуют педагогический коллектив и администрацию нашей школы. Иногда возникают непонимание между родителями и школой, конфликты между родителями и детьми, между педагогами и учащимися, решение которых не всегда приходит быстро. Во-первых, это обусловлено контингентом учащихся: в школе учатся дети различных индивидуальных потребностей и способностей – от учащихся с низким уровнем мотивации до одарённых детей. Кроме того, контингент учащихся отличается неоднородностью состава по национальному признаку, дети отличаются различным уровнем подготовки, разным культурным уровнем.

Во-вторых, социальная характеристика родителей свидетельствует о том, что в школе есть учащиеся (цыганской национальности), у которых родители неграмотные (17%), соответственно, имеют низкий образовательный уровень, не могут должным уровнем оказать образовательную поддержку своим детям и это накладывает отпечаток на работу с этими детьми. В нашей школе есть семьи с низким уровнем дохода: малообеспеченные семьи, многодетные семьи. Им требуется материальная, и соответственно, моральная и психологическая поддержка со стороны.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Психологический климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и деятельность ученика. Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для нашего коллектива. Где тот путь, который поможет, с одной стороны, передать сторонам конфликта ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить (невзирая на эмоции и предубеждения) и найти несиловой способ выхода из ситуации?

Для этого в школе создана служба примирения (медиации), которая призвана обучить школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов, проводить примирительные программы для участников школьных конфликтов.

Создание и развитие Службы примирения призвано стать действенным средством создания комфортной школьной среды, профилактики школьных, семейных (с участием детей) и межличностных конфликтов, восстановления разрушенных отношений, примирения детей и подростков с собой и ровесниками.

Нормативно-правовая основа программы:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Конвенция о правах ребенка;

  3. Конвенция о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов;

  4. Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  5. Федеральный закон РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  6. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», утвержденная указом Президента РФ от 01.06.2012 №761;

  7. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р (ред. от 19.12.2014) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (п.62, п.64);

  8. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

  9. Федеральный закон РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 №ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 №ВК-54/07вн);

  11. Программа подготовки медиаторов, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2011. №187;

  12. «Стандарты восстановительной медиации», разработанные и утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17.03.2009г.

  13. Приказ Министерства образования Нижегородской области от 24.01.2017г. №149 «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)».

  14. Методические рекомендации по организации служб медиации в образовательных организациях «Служба школьной медиации в ОО: нормативно-правовые и организационно-методические основы», утв. приказом Министерства образования Нижегородской области от 24.01.2017г. №149.

Содержание


1)Введение:

    • Цель программы;

    • Задачи программы;

    • Ожидаемые результаты;

    • Принцип отбора учащихся в Школьную Службу Примирения;

    • Этапы работы

  1. Основное содержание учебного курса

    • Занятие 1-2: Общение (2 ч.)

    • Занятие 3-4: Конфликт (2 ч.)

Занятие 5-6: Личность примирителя ( медиатора ) (2 ч.)

    • Занятие 7-12: Процедура примирения (5 ч).

    • Занятие 13: Ролевая игра «Примирение» (1 ч)




Введение.

Цель программы: подготовка подростков для работы в школьной службе примирения (обучение восстановительным технологиям), формирование базовых умений, необходимых для организации безопасного пространства в воспитательно-образовательной среде.


Задачи:

  • Развить навыки конструктивной коммуникации.

  • Расширить представление о конфликте.

  • Развить способности к адекватной оценке конфликтной ситуации и умению находить конструктивные пути выхода из нее.

  • Познакомить с основами восстановительного подхода в разрешении конфликтов.

  • Отработать навыки проведения примирительных программ с использованием медиативных технологий.

Ожидаемые результаты – изменения в позиции участников:


  • Участники тренингов ознакомятся с технологией медиации;

  • Участники тренингов освоят базовые навыки медиатора;

  • Участники тренингов смогут проводить медиацию в школе, тем самым приобретать опыт медиатора;

  • Сформируется команда волонтёров, распространяющих информацию о ЗОЖ, о правах и обязанностях учащихся.


Принцип отбора учащихся в школьную службу примирения:


Куратор проводит анкетирование, задаёт два вопроса учащимся:

    1. К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение, у вас что-то случилось? Напишите фамилию этого человека.

    2. У нас в школе создаётся группа учащихся, помогающая ученикам разрешать конфликты; кто бы хотел участвовать в этом? Если хотите, напишите свою фамилию и имя.

  • результате образуются два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Это и есть кандидаты в группу медиаторов. Эти учащиеся приносят разрешение от родителей на участие в школьной службе примирения.


Этапы работы:


Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по одному часу. При режиме работы 1 раз в неделю продолжительность программы – 13 недель.

Занятие будет состоять из трёх этапов, и будет проходить в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр – активаторов. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.







Основное содержание учебного курса:


1. Общение (2 ч.)

1.1

Общение как психологическое явление. Функции общения. Средства общения. Факторы, определяющие успешность общения.

Разминка «Отгадай предмет», упражнение «Испорченный телефон», «Рисование по инструкции», «Стеклянная дверь», анкетирование.

Анкета «Умеете ли вы слушать?».

1.2

Эффективные приемы общения.

 Умение вести разговор – это талант. Как укреплять свою коммуникабельность. Успех в общении.

Упражнения «Испорченный телефон», «Передай другому», «Что помню?», «Спина к спине», «Найди свою пару».

Тест «Какой я в общении?»

2. Конфликт (2 ч.)

2.1

Конфликты и причины их возникновения.

Понятие конфликта, типы конфликтов, причины конфликтов, пути выхода из конфликтов.

Разминка «Встреча на узком мостике», тестирование (определение уровня конфликтности), упражнение «Покажи ситуацию».

Тест самооценки конфликтности, раздаточный наглядный материал «Осторожно, конфликт!».

2.2

Презентация «Психология конфликта», карточки с конфликтными ситуациями, бланки для разбора конфликтных ситуаций.

Стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Психология конфликта: способы разрешения конфликтов по К. Томасу.

Разбор конфликтных ситуаций.

Презентация «Психология конфликта», карточки с конфликтными ситуациями, бланки для разбора конфликтных ситуаций.

3. Личность примирителя (медиатора ) (2 ч.)

3.1

Умение слушать и слышать.

Приемы активного слушания.

Упражнения «Будь внимателен», «Послушай и повтори», «Вольный перевод», «Хитрый шифр», «Почемучки», «Резюме».

Презентация «Приемы активного слушания». Раздаточный материал для выполнения упражнений.

Управляем эмоциями. Эмоции и чувства. Упражнения «Смешные лица», «Превращение», «Что мы чувствуем и почему?», «Комплимент», «Признание в любви», «Плохо – хорошо».



3.2

Как эффективно провести переговоры.

Рекомендации для успешных переговоров.

Упражнения «Громче!», «Одно из двух», «Перефразирование».

Презентация «Эффективные переговоры», раздаточный материал для выполнения упражнений.


4. Процедура примирения (5 ч.)

4.1

Что такое школьная служба примирения?

Основные понятия, принципы работы ШСП, принципы работы ведущего.

Вступительное слово ведущего.

Презентация «Процедура примирения».

4.2

Процедура восстановительной медиации: предварительная встреча.

Этапы процедуры примирения. Регистрационная карточка.

Отработка навыков (вступительное слово ведущего, предварительные встречи с участниками конфликта). Разбор конфликтной ситуации.

Презентация «Процедура примирения», вопросы для беседы, карты регистрации.

4.3

Процедура восстановительной медиации: предварительная и примирительная встреча.

Этапы процедуры примирения. Регистрационная карточка.

Отработка навыков (вступительное слово ведущего, предварительные встречи с участниками конфликта, примирительная встреча). Разбор конфликтной ситуации.

Презентация «Процедура примирения», вопросы для беседы, карты регистрации.

4.4

Процедура восстановительной медиации: примирительная встреча.

Этапы процедуры примирения.

Отработка навыков (примирительная встреча участников конфликта). Разбор конфликтной ситуации.

Презентация «Процедура примирения», вопросы для беседы.

4.5

Примирительный договор. Документы медиатора.

Тренировка в заполнении примирительного договора, составление отчета о проведенной программе.

Примирительный договор. Схема составления отчета.

5. Ролевая игра «Примирение»(1 ч.)

5.1

Ролевая игра «Примирение».

Процедура восстановительной медиации (повторение).

Медиация по одной из ситуаций, предложенных участниками занятий с наглядной демонстрацией всех этапов процесса.

Регистрационная карта, бланки для разбора конфликтных ситуаций, вступительное слово ведущего, вопросы для предварительной и примирительной встречи, примирительный договор, схема отчета по программе.














Литература:


1.Наталья Путинцева «Программа тренинга для учащихся по обучению навыкам поведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения.».

2. «Медиация как способ разрешения конфликтов в образовательном процессе» Кузичкина Л.А.

3. «Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области» О.В. Коновалова, Пенза,2013г.

4. «Школьная служба примирения способ позитивной самореализации подростков», Халабузарь А.Б.,2013г

5. «Сборник тренинговых материалов по медиации.» Бишкек 2010.

6. «Школьные службы примирения. Методы. Исследования. Процедуры. Сборник материалов.» Москва 2012г.

7. «Тренинговые занятия «Я - медиатор» для ведущих школьных служб примирения.» О.В.Фурина.

8. «Программа тренинговых занятий для подростков «Служба примирения» в рамках проекта волонтёрского движения «Достань до радуги». Еременко Р.Г., Мельникова И.В., Громова М.Р. Рыбинск, 2010г.

9. «В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н.Добрянка,2008Г.

10. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. / под общей ред. Карнозовой Л.М. – М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформ


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!