СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ОРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС.

Просмотр содержимого документа
«Программа окружающий мир»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Глазова Удмуртской Республики






«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО Директор МБОУ «СОШ №13»

31 августа 2019г. ___________ Е.Б. Биянова Протокол № 1 31августа 2019 г.

Приказ № 066/11-1





«ПРИНЯТО»

на заседании

педагогического совета

31 августа 2019г. Протокол № 1


Рабочая программа

по окружающему миру

2 «Б» класс



Составитель: Рылова Светлана Витальевна

учитель начальных классов

2019-2020 учебный год













2020 год

Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательного стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ

  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10»

  5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13»

  6. Устав МБОУ «СОШ №13»

Программа реализует следующие цели обучения:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Задачи обучения:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Составляющая УМК

Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1-4 классы, М.: «Просвещение», 2011г.

Предметная линия учебников системы «Школа России»:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.2 класс в 2-х частях. - М., Просвещение, 2011 г.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс в 2-х частях. - М., Просвещение, 2015г.

  3. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2011 г.




Общая характеристика предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность данного курса для учащихся младшего возраста состоит в том, что знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. В начальной школе изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Данный предмет помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Построение курса «Окружающий мир» в начальной школе – системно-концентрическое, что позволяет осуществлять усвоение учебного материала крупными блоками, выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между компонентами.

Во втором классе для расширения кругозора учащихся и углубленного изучения краеведческого материала в содержание программы введен национально-региональный компонент (10%) в разделы:

- Где мы живём.

- Природа.

- Жизнь города и села.

- Здоровье и безопасность.

- Общение.

- Путешествия.


Место учебного предмета в учебном плане


«Окружающий мир» в начальной школе изучается с 1 по 4 класс. В Федеральном базисном образовательном плане на изучение данного предмета в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Общее количество времени за четыре года обучения составляет 270 часов.

Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 68 учебных часов и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.



Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:


1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов; 4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты:


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»; 13) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Планируемые результаты

Второклассник научится:

Второклассник получит возможность:

Личностные результаты

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- проявлять уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;


- осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- нести личную ответственность за свои дела и поступки;

- понимать личностный смысл учения с позиции «Я - ученик».

Метапредметные результаты

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем давать эмоциональную словесную оценку своей деятельности; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- учитывать разные мнения и интересы;

- использовать речь для регуляции своего действия.


Предметные результаты

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее измерительные приборы;

- использовать тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, энциклопедии) для поиска необходимой информации;

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;


- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру и др.) для обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


















Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.


Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.



2 класс (68ч)

Раздел «Где мы живем» (5ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Раздел «Природа»(19ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю-ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че-ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Раздел «Жизнь города и села» (10ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Раздел «Общение» (7ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от-дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Раздел «Путешествия» (18ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, ов-раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.


В МБОУ СОШ №13 г. Глазова используется традиционная пятибалльная система оценивания знаний обучающихся. Обучающимся вторых классов в 1 четверти отметки в баллах не выставляются, используется эмоциональная словесная оценка, различаемая по уровням на критериальной основе. Со 2 четверти успешность освоения обучающимися вторых классов отдельных тем, разделов и учебных программ оценивается по пятибалльной шкале. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники информации, текст учебника, рассказ учителя, наглядный материал, другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.



Система оценивания включает следующие виды контрольно-оценочных действий:

  • поурочный контроль: контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока;

  • рубежный контроль: (тематический, четвертной) осуществляется по итогам изучения темы, четверти;

  • промежуточная (итоговая) аттестация (в форме теста).

Функции оценки: контролирующая, формирующая, корректирующая, рефлексивная оценка (самооценка результатов деятельности).

Нормы оценки знаний учащихся за выполнение тестов, творческих работ и других видов работ представлены в «Положении о системе оценивания, текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по ФГОС НОО, утверждённом 04. 04. 2016 г. (приказ № 29-1). Нормы отметки теста представлены в Приложении 2.

Основы проектной деятельности

Проектная деятельность – это процесс разработки проекта. Отличительной особенностью проектирования является его практическая направленность. Реализация проектной деятельности в начальной школе подразумевает конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося.

Проектная деятельность в начальной школе осуществляется через выполнение заданий творческого характера по итогам изученного материала учебных предметов. Темы проектов представлены в тематическом планировании.

Виды проектов:

  1. Практико –ориентированный

  2. Информационный

  3. Творческий

  4. Исследовательский (в 4-х классах)

Планируемые результаты 

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектной деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности.


Обучающийся научится:

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 -аргументировать (защищать) свои идеи.


Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Критерии оценки проектной работы представлены в Приложении 3.



Коррекционная работа


Коррекционная работа в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Коррекционная работа начального общего образования предусматривает:

  • создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

  • дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в образовательной организации;

  • осуществление индивидуально - ориентированной психолого­медико­педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии).

Коррекционная работа на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.


Планируемые результаты коррекционной работы

Коррекционная работа предусматривает выполнение требований к результатам, определенных ФГОС НОО.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).

Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП НОО (конкретных предметных областей) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).

Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.





План учебного предмета по четвертям


Класс

Кол-во часов

в неделю

Количество часов


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

2 класс



2



18


14


20


16


68









Виды самостоятельных работ, контрольных работ и форма

итоговой аттестации



2 класс

класс


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1. Экскурсия

1


1

1

2.Творческая работа

1

1

1

3. Тестирование


1


1


п/п

Количество часов

Темы уроков

Содержание

Формы контроля


Раздел «Где мы живем» (5 ч)

1

1

Родная страна.


Имя родной страны – Россия, или РФ. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия - многонациональная страна. Народы России, различие народов России и их единство. Государственный язык.

Фронтальный опрос.

2

1

Город и село.





Проект: «Родной город» НРК

Знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село).


Выполнение проекта.

В ходе выполнения проекта ученики учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать наиболее значимые достопримечательности своего родного города;

- находить в книгах и сети Интернет соответствующий материал;

- составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.



Проект: «Родной город».

3

1

Природа и рукотворный мир.


Объекты природы и предметы рукотворного мира. Отношения людей к окружающему миру.


Фронтальный

опрос.

4

1

Наш адрес в мире.


Вселенная. Звезды и планеты. Земля – одна из планет.

Разнообразие стран и народов на Земле. Наша страна - одна из стран мира, родной дом многих народов. Разнообразие городов и сел России. Наш город (село), родной край – наша малая родина.

Фронтальный

опрос.

5

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».


Тестовые задания учебника.


Индивидуальный опрос.

Проверка знаний и умений.

Раздел «Природа» (19 ч.)

6

1


Неживая и живая природа.


Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.

Фронтальный опрос.

7

1

Явления природы. Практическая работа №1.


Что такое явление природы. Явление живой и неживой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.

Индивидуальный опрос.

8

1

Что такое погода.


Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

Фронтальный

опрос.

9

1

В гости к осени (экскурсия).


Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Определение природных объектов с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (напри­мер, какому растению принадлежат опавшие ли­стья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе).

Фронтальный

опрос.

10

1

В гости к осени.


Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Сопоставление картины осени на иллюстраци­ях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать вза­имосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Наблюдени­я над осенним трудом человека.

Фронтальный

опрос.

11

1

Звездное небо.


Звёздное небо. Созвездия Орион, Лебедь, Кас­сиопея. Зодиакальные созвездия.

Фронтальный опрос.

12

1

Заглянем в кладовые земли. НРК


Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Фронтальный опрос.

13

1

Про воздух и про воду.


Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

Фронтальный опрос.

14

1

Какие бывают растения. Многообразие растений.

Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

Фронтальный опрос.

15

1

Какие бывают животные.


Многообразие животных. Насекомые, рабы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

Фронтальный опрос.

16

1

Невидимые нити.


Связи в природе, между природой и человеком, необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Фронтальный опрос.

17

1

Дикорастущие и культурные растения.


Дикорастущие и культурные растения, их раз­личие, Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

Фронтальный опрос.

18


1

Дикие и домашние животные.


Дикие и домашние животные, их сходство и раз­личие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

Индивидуальный опрос.


19

1

Комнатные растения.


Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых ком­натных растений. Уход за комнатными растени­ями.

Фронтальный опрос

20

1

Животные живого уголка.


Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.

Фронтальный опрос.

21

1

Про кошек и собак.


Кошки и собаки в доме человека. Породы

кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными, ответственное отношение к содержанию до­машних питомцев.

Фронтальный опрос.

22

1

Красная книга. НРК


Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, вне­сённых в Красную книгу России (венерин башма­чок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увели­чению численности этих растений и животных.

Фронтальный опрос

23

1

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмём под за­щиту».


Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Подготовка к выполнению проекта «Красная книга, или Возьмём под за­щиту»:

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Проект «Красная книга, или Возьмём под за­щиту». Индивидуальный опрос.

24

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».


Тестовые задания учебника. Проверка знаний и умений. Формирование адек­ватной оценки своих достижений.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Индивидуальный опрос.

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч.)

25

1

Что такое экономика. НРК


Экономика и её составные части: сельское хозяй­ство, промышленность, строительство, транс­порт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.

Фронтальный опрос.

26

1

Из чего что сделано.


Использование природных материалов для из­готовления предметов. Простейшие производ­ственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.

Фронтальный опрос.

27

1

Как построить дом.


Представление о технологии строительства го­родского и сельского домов. Строительные ма­шины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

Фронтальный опрос.

28

1

Какой бывает транспорт.


Виды транспорта. Первоначальные представле­ния об истории развития транспорта.

Фронтальный опрос.

29

1

Культура и образование. НРК


Учреждения культуры (музей, театр, цирк, вы­ставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, кол­ледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие му­зеев. Первый музей России — Кунсткамера.

Фронтальный опрос.

30

11

Все профессии важны. Проект «Профессии».


Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

Подготовка к выполнению проекта «Профессии»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Индивидуальный опрос.

Все профессии важны. Проект «Профессии».

31

1

В гости к зиме (экскурсия).


Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

Фронтальный опрос

32

1

В гости к зиме.


Зимние явления в неживой и живой природе

Фронтальный опрос.

33

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»


Проверка знаний и умений. Формирование адек­ватной оценки своих достижений

Индивидуальный опрос.

34

1

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».


Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

Представление результатов проектной деятель­ности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Презентация проектов Индивидуальный опрос.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч)

35

1

Строение тела человека.


Знакомство с целями и задачами раздела. Внеш­нее и внутреннее строение тела человека. Место­положение важнейших органов и их работа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

36

1

Если хочешь быть здоров.


Режим дня второклассника. Правила личной ги­гиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

37

1

Берегись автомобиля! НРК


Правила безопасного поведения на улицах и до­рогах (сигналы светофора, дорожные знаки, пра­вила перехода улицы).

Фронтальный опрос.

38

1

Школа пешехода.


Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

Фронтальный опрос.

39

1

Домашние опасности.


Правила безопасного поведения в быту.

Фронтальный опрос

40

1

Пожар.


Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Фронтальный опрос.

41

1

На воде и в лесу.


Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Фронтальный опрос.

42

1

Опасные незнакомцы.


Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.

Фронтальный опрос.

43

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».


Проверка знаний и умений. Формирование адек­ватной оценки своих достижений.

Индивидуальный опрос.

Раздел «Общение» (7 ч.)

44

1

Наша дружная семья. НРК


Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Фронтальный опрос.

45

1

Проект «Родословная».


Подготовка к выполнению проекта «Родословная»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Индивидуальный опрос.

46

1

В школе.


Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.

Фронтальный опрос.

47

1

Правила вежливости.


Правила этикета в общении, формулы привет­ствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

Фронтальный опрос.

48

1

Ты и твои друзья.


Правила поведения в гостях

Фронтальный опрос

49

1

Мы – зрители и пассажиры.


Правила поведения в общественных местах (в те­атре, кинотеатре, консерватории, в обществен­ном транспорте).


Фронтальный опрос.

50

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».


Проверка знаний и умений. Формирование адек­ватной оценки своих достижений

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

1

Посмотри вокруг.


Знакомство с целями и задачами раздела. Гори­зонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

Фронтальный опрос.

52

1

Ориентирование на местности.


Что такое ориентирование на местности. Ориен­тиры. Ориентирование по компасу, солнцу, мест­ным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользо­ваться компасом.

Фронтальный опрос.

53

1

Формы земной поверхности. НРК


Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Фронтальный опрос.

54

1

Водные богатства.


Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Ча­сти реки. Водные богатства родного края. Красо­та моря.

Фронтальный опрос.

55

1

В гости к весне (экскурсия).


Наблюдения над весенними явлениями природы.

Фронтальный опрос.

56

1

В гости к весне.


Весенние явления в неживой и живой природе.

Фронтальный опрос.

57

1

Рос­сия на карте.


Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

Фронтальный опрос.


58

1

Проект «Города России».


Подготовка к выполнению проекта «Города России»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Проект «Города России».

Индивидуальный опрос.

59

1

Путешествие по Москве.


Москва — столица нашей Родины. Первоначаль­ные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные досто­примечательности столицы.

Фронтальный опрос.

60

1

Московский Кремль.


Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной пло­щади.

Фронтальный опрос.

61

1

Город на Неве.


Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания.

Фронтальный опрос.

62

1

Путешествие по Оке.


Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пу­щино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Нов­город. Приокско-Террасный заповедник.

Фронтальный опрос

63

1

Путешествие по планете.


Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте.

Фронтальный опрос.

64

1

Путешествие по материкам.


Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Фронтальный опрос.

65

1

Страны мира. Проект «Страны мира».


Физические и политические карты. Политиче­ская карта мира. Знакомство с некоторыми стра­нами.

Подготовка к выполнению проекта «Страны мира»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Страны мира. Проект «Страны мира».

Индивидуальный опрос.

66

1

Впереди лето.


Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота живот­ных.

Фронтальный опрос.

67


1


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».


Формирование адек­ватной оценки своих достижений.

Проверка знаний и умений. «Путешествия». Тест.

68

1

Презентация проектов «Родословная», «Горо­да России», «Страны мира».


Презентация проектов «Родословная», «Горо­да России», «Страны мира».

Представление результатов проектной деятель­ности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Презентация проектов «Родословная», «Горо­да России», «Страны мира».



Учитель, работающий по данной программе, имеет право корректировать тематическое планирование: изменять последовательность уроков, сроки проведения контрольных, зачетных работ для предотвращения перегрузки учащихся в связи с уплотнением программы или появлением резерва времени, право в выборе в дополнительном объёме раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения с учётом специфики обучения данного класса, учебно-материальной базы школы.



Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Учебник

Рабочие тетради



Тесты



Методические пособия

- А.А.Плешаков. Окружающий мир 2 класс Учебник в 2-х частях. - Москва, Просвещение, 2011 г.; - А.А.Плешаков. Окружающий мир.2 класс рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва, Просвещение, 2011 г.;

-А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова Окружающий мир 2 класс Тесты 3-е издание Москва «Просвещение» 2015г

- Т.Н.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» 2 класс Москва «ВАКО» 2013г

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику

- Окружающий мир Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова 2 класс

Технические средства обучения

Персональный компьютер

1

Экран

1

Проектор

1

Электронный микроскоп

1

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с ком­плектом стульев.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

14 столов, 28 стульев

Стол учительский с тумбой.

1

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5

Классная доска (магнитная)

1






Приложение 1


Контрольно-измерительные материалы

1 полугодие (конец 2 четверти): Тест №1

  1. Мы живем на планете:

А) Солнце Б) Земля В) Луна

2. К живой природе относятся: А) растения, камни, реки, человек Б) солнце, звезды, воздух, вода, камни.
В) растения, грибы, животные, человек

3. Что НЕ относится к понятию природа? А)  гвоздь Б) луна В) камень Г) воздух

4. Что такое погода?

А) холодно, тепло, жарко.

Б) это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

В) гроза, метель, вьюга.


5. Какие ярусы леса ты знаешь?

А)  кустарники, мхи, травы Б) деревья, кустарники, травы В) грибы, ягоды, мхи

6. Какое растение является деревом? А) ель Б) репейник В) смородина

7. Культурные растения бывают:

А) плодовыми Б) зерновыми В) овощными Г) первоцветами



8. О каких растениях и животных рассказывают страницы «Красной книги»? А) об ископаемых Б) о редких В) о восстановленных Г) об исчезающих

9. Отметь строчку, где названы только птицы. А) Летучая мышь, воробей, крот, лисица. Б) Сом, сорока, лягушка, комар.
В) Страус, голубь, филин, лебедь.

10. Что относится к горным породам? А) слюда Б) кварц В) гранит


11. Что не является причиной загрязнения воздуха?

А) озеленение города Б) выхлопные газы машин В) дым с фабрик Г) сжигание мусора


12. Что нужно делать, чтобы сберечь воду?

А) купить фильтр для очистки воды Б) следить, чтобы из крана не капала вода

В) реже мыться Г) пить только кипячёную воду


13. Если случится пожар, буду звонить: А) 02 Б) 01 В) 03

14. Чем измеряют температуру? А) барометром  Б) линейкой  В) термометром

15. Что относится к государственной символике? А) герб, гимн, портрет президента
Б) герб, государственный флаг, любимая песня
В) герб, гимн, государственный флаг

16. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании? А) азот Б) кислород В) углекислый газ



Отметка _____________________



2 полугодие (конец 4 четверти): Тест №2


1. Продолжи фразу:  "Место, где начинается холм или гора, называется ..."

А) подошва; Б) склон; В) вершина


2. Найди группу, в которой перечислены только естественные водоёмы.

А) море, океан, водохранилище;
Б) река, озеро, море;
В) пруд, река, озеро.


3. Где на карте находится север?

А) вверху; Б) внизу; В) справа.


4. Изменяется ли весной продолжительность дня?

А) не изменяется;
Б) день становится короче, чем зимой;
В) день становится длиннее, чем зимой;

5. Каким цветом на карте обозначают возвышенности?

А) зелёным; Б) жёлтым; В) коричневым.



6. Кто является основателем Москвы?

1) Иван Грозный; 2) Юрий Долгорукий; 3) Ярослав Мудрый.

7. Из какого материала был построен первый московский Кремль?

А) из дерева;
Б) из известняка;
В) из кирпича.


8. Откуда в Санкт – Петербурге в полдень раздаётся пушечный выстрел, по которому жители проверяют время?

1) Из Зимнего дворца;

2) Из Петропавловской крепости;

3) Из Казанского собора.



9. Какой материк - самый большой?

А) Северная Америка;
Б) Африка;
В) Евразия.

10. Какой материк - самый жаркий? А) Южная Америка;
Б) Африка;
В) Евразия. Отметка ___________________



































Приложения 2


Нормы отметки теста


   Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

«5» - верно выполнено 100 % заданий

«4» - верно выполнено 75 – 99 % заданий

«3» - верно выполнено 50 – 74 % заданий

«2» - менее 50 % выполненных заданий







































Нормы (критерии) оценивания проектов Приложение 3

п/п

Критерий

Баллы

(от 0 до 3)

Оценка представленной работы

1.

Обоснование выбора темы.

Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам

1– не было обоснования темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью

2– был обоснован выбор темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью

3-было обоснование выбора темы, цель сформулирована в соответствии с темой, тема раскрыта полностью

2.

Рефлексия

Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), выводы

0 – нет выводов

1 – выводы по работе представлены неполно

2 – выводы полностью соответствуют теме и цели работы

Оценка выступления участников (защита проекта)

3.

Качество публичного выступления, владение материалом

1-участник читает текст и допускает ошибки

2-участник читает текст без ошибок

3-речь участника грамотная и безошибочная, хорошо владеет материалом

4.

Качество представленного продукта проекта.

1 –продукт не соответствует требованиям качества (эстетический вид, соответствие заявленным целям)

2- продукт не полностью соответствует требованиям качества

3 – продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, соответствует заявленным целям)

5.

Умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, эрудиция докладчика

1-не умеет вести дискуссию, слабо владеет материалом

2-участник испытывает затруднения в умении отвечать на вопросы слушателей

3-участник умеет вести дискуссию, доказательно и корректно защищает свои идеи

 

ИТОГО

  «5» – 12-14 баллов, «4» - 8-11 баллов,

«3» - 5-7 баллов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!