СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа олимпиадного тренинга по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа олимпиадного тренинга по истории»

  1. Пояснительная записка


Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний.

Целью курса является актуализация и углубление исторических знаний школьников.

Задачи:

  • Создание оптимальных условий для расширения кругозора одаренных и талантливых детей;

  • Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;

  • Дальнейшее интеллектуальное развитие учащихся, их профессиональная ориентация.

Акцент в отборе содержания и организации работы по подготовке к олимпиаде смещен на проблемно-аналитическое изучение исторического материала. При подготовке к олимпиаде предполагается не только углубленное изучение содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного участия в олимпиаде.

Система работы:

  • Принципы образования рядов;

  • Определение правильности и ошибочности утверждений;

  • Составление схемы на основе предложенных терминов и понятий;

  • Грамотность написания исторических терминов;

  • Группировка изображений по определенным признакам с характеристикой иллюстраций;

  • Выбор правильного ответа из множества;

  • Логическая задача;

  • Исправление ошибок в тексте источников;

  • Анализ исторического источника.


  1. Требования к подготовке учащихся


В результате прохождения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Знание фактов, явлений, понятий, процессов, теорий;

  • Умение логически раскрыть материал, систематизировать, классифицировать историческую информацию;

  • Решение познавательных задач;

  • Знания историографического характера: мнений, оценок, дискуссий историков;

  • Умение раскрывать проблему, тенденции исторического развития;

  • Умение извлекать информацию из исторических источников;

  • Умение объяснять исторические события, т.е. раскрывать причины и последствия событий, выделять в них общее и особенное, определять характер событий и классифицировать их;

  • Умение ориентироваться в исторических понятиях и концепциях;

  • Умение оценивать события, т.е. определять и обосновывать свое отношение к историческим событиям и их участникам.

Программа «Олимпиадного тренинга по истории» предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 35 часов при недельной нагрузке 1 час в неделю.


  1. Учебно-тематический план.


Тема

Кол-во часов

1

Образование Киевской Руси

5

2

Политическая раздробленность Руси. Образование единого Российского государства.

4

3

Россия в XVI – XVII вв.

6

4

Россия в XVIII в.

5

5

Россия в XIX в.

8

6

Россия в XX в.

7


  1. Содержание курса


Тема 1. Образование Киевской Руси (5 ч)

Восточные славяне и их соседи. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Создание Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Русь при Владимире. Борьба за киевский престол. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Система местного управления. Развитие культуры. Церковь. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Тема 2. Политическая раздробленность Руси. Образование единого Российского государства. (4 ч)

Политическая раздробленность Руси. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Монгольское нашествие на Русь. Русь под монголо-татарским игом . Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского ига.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Иванa Калиты. Причины возвышения Москвы. Куликовская битва и ее историческое значение.

Образование единого государства в княжение Ивана III. Реформы Ивана III. Завершение собирания земель при Василии III. Изменения в политическом строе и управлении. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим». Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Русская культура в XII – XV вв. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ в период раздробленности. Идея единства Русской земли в произведениях культуры.

Тема 3. Россия в XVI – XVII вв. (6 ч)

Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Реформы Избранной Рады. Внешняя политика России в XVI в. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Причины Ливонской войны. Ход военных действий.

Опричнина, ее последствия. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Окончание Смутного времени. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

Тема 4. Россия в XVIII в. (5 ч)

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.

Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Внутренняя политика Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение. Золотой век российского дворянства. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Участие России в разделах Речи Посполитой. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией.

Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

Наука и образование. Становление отечественной науки. Художественная культура. Особенности развития художественной культуры.

Тема 5. Россия в XIX в. (8 ч)

Россия на рубеже XVIII-XIX вв. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Внешняя политика в 1801 —1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Общественное движение в годы правления Александра I. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие в первой половине XIXв. Общественное движение 30—50-х гг. Внешняя политика в 1826—1849 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культура и быт в первой половине XIX в.

Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60—70-х гг. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Общественное движение в годы правления Александра II. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Положение основных слоев российского общества. Общественное движение в 80—90-х гг. Внешняя политика Александра III. Развитие культуры во второй половине XIX в.

Тема 6. Россия в XX в. (7 ч)

Россия в начале ХХ в. Экономическое развитие России в начале XX в. Политическое развитие России в начале XX в. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война. Первая русская революция. Реформы П. А. Столыпина. Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Серебряный век русской культуры. Россия в Первой мировой войне.

Начало революции 1917 г. Кризис государственной власти весной – летом 1917 г. Октябрьская революция. Установление власти большевиков. Формирование советской государственности. Социально-экономическая политика большевиков осенью 1917 г. – весной 1918 г. Итоги и последствия Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система.

Гражданская война. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к НЭПу. Образование СССР. Международные отношения в 20-е гг. Внешняя политика в 20-е гг. Политическое развитие СССР в 20-е гг. Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

Формирование тоталитарной системы в СССР в 30-е гг. Духовная жизнь в СССР в 20-30-е гг. Внешняя политика СССР в 30-е гг.

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Тыл в годы войны. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Завершающий период Великой Отечественной войны.

Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Идеология и культура. Внешняя политика. Изменения политической системы (1953-сер.60-х гг.) Экономическое и социальное развитие в 1953-сер.60-х гг. «Оттепель в духовной жизни». Внешняя политика в 1953-сер.60-х гг.

Политическое развитие. Общественная жизнь. Экономика «развитого социализма». Внешняя политика. Перестройка в СССР: реформа политической системы. Экономические реформы 1985—1991 гг. Российская экономика на пути к рынку (90-е гг.). Международные отношения в 60-9—е гг. Геополитическое положение и внешняя политика России в 90-е гг.


  1. Литература


  1. Олимпиадные задания по истории. 9-11 классы/авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – Волгоград, 2006.

  2. Олимпиадные задания по истории. 9-11 классы/авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград, 2007.

  3. Олимпиадный марафон. 9 класс/сост. Н.Н. Некляева. – Волгоград, 2007.

  4. Олимпиадный марафон. 10 класс/сост. Н.Н. Некляева. – Волгоград, 2006.

  5. Олимпиадный марафон. 11 класс/сост. Н.Н. Некляева. – Волгоград, 2007.

  6. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. 5-9 классы. – М., 2005.

  7. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы. – М., 2005.

Интернет-ресурсы:

1. http://rushistory.stsland.ru/Books.html.

2. http://hronos.km.ru/biograf/kozhinov.html

3. http://www.humanities.edu.ru/

4. http://hronos.km.ru/

5. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

6. http://www.auditorium.ru/lib/

7. http://istrorijarossii.narod.ru/

8. http://historydoc.edu.ru/

9. http://rushistory.stsland.ru














  1. Тематическое планирование


Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема 1. Образование Киевской Руси (4 ч)

1

Происхождение и ранняя история восточных славян. Образование Древнерусского государства.

Определение и объяснение понятий, решение проблемных задач, анализ и работа с документами, картой.

1

2

Первые русские князья.

Сравнительный анализ исторических событий.

1

3

«Русская Правда» - первый свод законов Киевской Руси.

Выявление особенностей общественно-политического развития на основе источника.

1

4

Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Обзор памятников культуры Древней Руси.

1

Тема 2. Политическая раздробленность Руси. Образование единого Российского государства. (4 ч)

5

Раздробленность на Руси. Основные политические центры.

Выделение причинно-следственных связей исторических событий. Работа с картой.

1

6

Борьба Руси против иноземных захватчиков.

Хронология событий, чтение карты, сравнительный анализ информации в различных источниках.

1

7

Становление единого Российского государства.

Работа с картой. Анализ деятельности исторических лиц.

1

8

Русская культура XIII – XV вв.

Составление описания памятников русской культуры. Работа с произведениями литературы и искусства.

1

Тема 3. Россия в XVI – XVII вв. (6 ч)

9

Проблема привилегии власти и прав подданных в полемике Курбского и Ивана Грозного

Выделение характерных существенных черт эпохи на основе анализа исторических источников.

1

10

Россия в конце XVI – начале XVII вв. Смутное время.

Выделение причинно-следственных связей. Версии исторических событий. Работа с документами, их анализ.

1

11

Территориальное, экономическое развитие России в XVII в.

Решение проблемных задач, работа с документами и картой.

1

12

Общественно-политическое развитие России в XVII в.

Работа со схемами. Сравнительный анализ исторических событий.

2

13

Русская культура XVI – XVII вв.

Работа с произведениями литературы и искусства. Сравнительный анализ культур различных эпох.

1

Тема 4. Россия в XVIII в. (5 ч)

14

Основные реформы Петра I

Решение исторических задач. Исторические версии и их оценки.

1

15

Феномен «дворцовых переворотов» в истории России XVIII в.

Выделение причинно-следственных связей. Работа с хронологией, понятиями.

2

16

Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.

Работа с историческими документами и их сравнительный анализ. Решение проблемных заданий.

1

17

Внешняя политика в XVIII в.

Анализ и сравнение исторических фактов. Работа с картой.

1

Тема 5. Россия в XIX в. (8 ч)

18

Внутренняя и внешняя политика правительства Александра I

Решение проблемных задач.

1

19

Внутренняя и внешняя политика правительства Николая I

Решение проблемных задач.

1

20

Общественное движение в первой половине XIX в.

Хронология событий, чтение карты, сравнительный анализ в различных источниках.

1

21

Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х гг.

Работа с историческими источниками. Выделение причинно-следственных связей. Решение проблемных задач.

1

22

Внутриполитический курс Александра III.

Решение проблемных задач.

1

23

Общественное движение во второй половине XIX в.

Сравнительный анализ исторических фактов. Работа с таблицами.

1

24

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Работа с картой, историческими источниками, фактами, датами.

1

25

Культура России XIX в.

Работа с произведениями литературы и искусства. Сравнительный анализ культур различных эпох.

1

Тема 6. Россия в XX в. (7 ч)

26

Россия в начале XX в.

Работа со статистическими данными, таблицами.

1

27

Революции 1917 г.

Выделение причинно-следственных связей. Работа с хронологией, понятиями.

1

28

Россия в годы гражданской войны и интервенции.

Работа с картой, понятиями, решение проблемных задач.

1

29

СССР в 20-30-е гг.

Сравнительный анализ. Решение проблемных задач.

1

30

СССР во Второй мировой войне.

Выделение причинно-следственных связей. Работа с картой, документами.

1

31

СССР в 1945 – 1964 гг.

Решение проблемных задач.

1

32

СССР в 1964 – 1991 гг.

Решение проблемных задач.

1


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!