СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа организации летнего отдыха

детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор»

Просмотр содержимого документа
«Программа организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

города Димитровграда Ульяновской области



Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ДДТ

«16» февраля 2014 года

____________О.В.Антипова




Программа организации летнего отдыха

детей и подростков

«Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века»

ДОЛ «Сосновый Бор»




Авторы программы:

Дорофеева Марина Александрова, заместитель директора по УВР, методист МБОУ ДОД ДДТ города Димитровграда

Чеканова Наталья Валерьевна, руководитель отдела, методист МБОУ ДОД ДДТ города Димитровграда







Димитровград, 2014 г.

Пояснительная записка

Нет такого человека, который не смог бы значительно развить свои способности к лидерству, немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись.

Лорд Слим

Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования лидерских качеств личности ребенка через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни.

Существование этой проблемы обусловлено целым рядом причин, имеющих как объективный, так и субъективный характер:

- размытость ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка приводит к инфантилизму в школьной среде и безразличию к окружающей действительности;

- неготовность к самостоятельным действиям влечет за собой потребность учащихся в перекладывании ответственности за решения проблем на взрослых.

Для собственной успешности в социуме подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

Формирование активной позиции – это формирование позитивного отношения к жизни, развитие способности рефлексировать, умение организовывать людей, навыки решения проблем с помощью единомышленников.

Организация подготовки лидеров строится на основе сотрудничества и взаимного уважения. Только на этих основаниях закладывается фундамент социальной инициативы, способности работать с человеком и для человека.

Детский загородный оздоровительный лагерь – наиболее благоприятная территория для сотворчества ребенка и педагога. И не зря 21 день жизни в оздоровительном лагере называется «смена». Ведь каникулы:

-это смена деятельности (с учения – на отдых как на деятельность, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности).

-смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий.

-смена единого социокультурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного процесса, новая природная и социально-коммуникативная среда.

С точки зрения детей, каникулы – идеальное время для отвлечения от школьных занятий, для развития творческого потенциала, включения их в систему новых отношений, время для личностного роста.

Летние каникулы глазами педагога – продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой благодаря обогащению его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению деятельности, создание ситуации успеха каждому ребенку.

Летний отдых детей и подростков является приоритетным направлением в деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области.

В соответствии с Концепцией развития отдыха и оздоровления детей, принятой Правительством Ульяновской области, программа летнего организации отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» позволит обеспечить творчество воспитанников и педагогов, систематизировать работу детского оздоровительного лагеря «Сосновый Бор». Это является на сегодняшний день одной из стратегических задач государственной политики, так как несет в себе позитивный потенциал развития и поддержки активности детей, подростков, молодежи, раскрывает возможности ее жизненной и профессиональной ориентации. Тем самым, основными направлениями отдыха и оздоровления программы организации отдыха детей «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» являются:

- спортивно-оздоровительное направление;

- художественно-эстетическое, творческое;

- культурно – досуговое;

- лидерское;

-интеллектуальное

Программа организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» позволяет актуализировать возможности участников, содействовать развитию способностей, осознанному и ответственному выбору своего места в мире. Стремительно меняющиеся интересы и потребности детей и молодежи разных возрастов, позволяют косвенно влиять на формирование ценностей подрастающего поколения, норм отношений и поведения.

Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно-полезной деятельности.


Аналитическое обоснование

Данная программа была частично апробирована на профильной смене в ДООЦ «Юность» в ноябре 2013 года. Программа предусматривала сочетание индивидуальной и коллективной деятельности детей, охватывала максимальное количество участников на развлекательных и спортивно-массовых мероприятиях. Отличительной особенностью лагеря «Сосновы Бор», как педагогической системы является стиль отношений, который складывается благодаря общему морально-психологическому климату, культивированию в лагере традиций:

- доброго отношения, взаимопомощи;

- коллективной творческой деятельности;

- мажора, доброго тона, настроя;

- лидерской ответственности.

Анализируя результаты анкетирования детей в конце профильной смены «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века», было выявлено следующее:

- В анкетировании приняли участие 87 детей и подростков.

- На вопросы, связанные с отношением к смене, большинство ребят ответили положительно.

Так, на вопрос анкеты «Понравилось ли тебе в лагере?» 84 человека (96,6%) ответили «Да». Лишь 3 человека (3,4%) ответили «Не очень». Отрадно, что не оказалось ни одного человека, кому бы лагерь не понравился.

На следующий вопрос «Если бы была возможность вернуться в прошлое, поехал бы ты на смену «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века»?» 74 человека (85%) ответили положительно, 11 человек (12,6%) ответили «Не знаю» и 2 человека (2,3%) ответили отрицательно.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: несмотря на плотный график мероприятий и занятий, дети все равно сознательно бы участвовали в программе.

Третий вопрос анкеты ориентировал на будущее. «Хотели бы вы приехать в лагерь и на следующий год по этой программе?» 75 человек (86,2%) хотели бы приехать в лагерь и на следующий год. 3 человека (3,5%) ответили отрицательно, правда ответы были связаны с невозможностью поездки по семейным обстоятельствам. 9 человек (10,3%) не определились с выбором.

Следующий вопрос «Оправдал ли лагерь твои надежды?» был связан с предварительной эмоциональной и психологической подготовкой к лагерю участников смены в образовательных организациях города Димитровграда и Ульяновской области. 82 человек (94,3%) ответили положительно, 2 человека (2,3%) ответили отрицательно, а 3 человека (3,4%) ответили «Не совсем», причем в ответах преобладали следующие настроения: «Думал, будет хуже», «Ждал обычного лагеря».

В программе лагеря была предусмотрена работы психологической «вертушки», которая призвана помочь ребятам разобраться в себе и научиться понимать других. В связи с этим на вопрос анкеты «Помог ли лагерь лучше понять себя?» 84 человека (85%) ответили положительно, 9 человек (10,3%) отметили, что смена помогла лучше понять других. 3 человека (3,4%) признались, что не до конца смогли разобраться в себе, а 2 человека (1,3%) уверенно ответили.

При оценке смены по 5-балльной шкале 84 человека (96,6%) поставили «5», 3 человека (3,4%) поставили «4». Таким образом, 87 человек (100%) поставили высокие оценки реализации профильной смены«Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века».

Последействие реализации лагерной смены «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» - создано молодежное объединение «Территория общения» МБОУ ДОД ДДТ города Димитровграда. По итогам анкетирования 79 человек (90,8%) хотели бы продолжить работу в составе молодежного объединения «Территория общения», 1 человек (1,15%) ответили отрицательно, а 7 человек (8%) ответили, что еще не определились с выбором.

Таким образом, исходя из анализа проведенного анкетирования можно сделать вывод о достижении поставленной цели при реализации профильной смены «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века».

Исходя из анализа проведенного анкетирования, можно сделать вывод о необходимости включения в программу организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» детского оздоровительного лагеря «Сосновый Бор» образовательных и творческих модулей.

Именно поэтому, авторы программы считают, что актуальность программы заложена в следующих ее качествах:

- социальная полезность. У детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, бытовой самоорганизации, коммуникативные навыки. Содержание программы дает ребенку возможность социального самоопределения.

- многообразие направлений деятельности. Программа предлагает весь спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый воспитанник получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свой статус.

- свободный выбор вида деятельности. Профиль деятельности выбирается ребенком самостоятельно, в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями;

- обновление «предлагаемых обстоятельств». Форма организации воспитательной среды в лагере позволяет ребенку на время оздоровительной смены начать «жизнь с белого листа».

Научно-теоретическое обоснование и новизна программы


Организация летнего отдыха детей и подростков, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Право детей на отдых неоспоримо, и государство стремиться всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления, что нашло своё отражение в Федеральных целевых и региональных программах, направленных на улучшение положения детей и подростков. Вместе с тем, наряду с созданием экономической базы организации летнего отдыха, немаловажной составляющей остаётся процесс воспитания детей.

Организованный отдых одновременно выполняет оздоровительную, образовательную, культурологическую, коммуникативную функции, в нём гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала. Проводя лето в лагере, ребёнок познаёт жизнь самым непосредственным образом. Месяц в лагере иногда равен году жизни ребёнка: приходя в школу, он становится дисциплинированнее, серьёзнее. И наша задача, если не сформировать, то заложить в ребёнке основы здоровой нравственности.

Каждый день, прожитый в лагере, по-своему незабываем. Каждый день- открытие, у каждого дня своё лицо, свой характер. Каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга, видами массовой, познавательно - досуговой и коллективной деятельности. Вместе они составляют смену, интересную, неповторимую, яркую, богатую событиями, встречами, делами.

Игра- это не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться. Фактически, становясь участником лагерной смены ребёнок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Он часто становится лидером детского объединения или ученического коллектива. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Основная деятельность лагеря «Сосновый Бор»направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; пережить «ситуацию успеха», повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смен закладывается модель лагеря, согласно которой все дети, отдыхающие в лагере, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Основные положения в концепции программы «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор»:

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и социальная, и оздоровительная – поскольку они интегрируются.

Создание комфортной психологической среды и ситуации успеха для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие:











Цели и задачи

Цель:

Комплексная организация досуговой и оздоровительной деятельности, а так же формирование навыков здорового образа жизни. Развитие творческих способностей и стимулирование социально-значимой деятельности.

Задачи:

Личностные

- Организовывать активный познавательный творческий отдых детей, способствовать развитию лидерских и организаторских качеств детей.

- Способствовать формированию организаторских знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства.

- Формировать у детей навыки позитивного взаимодействия.

- Способствовать развитию творческого, коммуникативного потенциала подростков в процессе участия в совместной коллективно-творческой деятельности.

- Развивать социальную компетентность воспитанников лагеря путем включения каждого ребенка в активную познавательно-творческую деятельность.

- Содействовать формированию и развитию потребности сознательного отношения к своему здоровью

- Способствовать сплочению лидерского актива;

- Активизировать подростков к социальной активности и творчеству.

- Развитие творческих способностей детей и подростков, формирование социальной мобильности (успех в общественной жизни, карьера в творческих объединениях, социальное взаимодействие.

Управленческие

- Использовать многообразие форм и методов организации отдыха и оздоровления детей в условиях ДОЛ

- Реализовывать инновационный-творческий подход в деятельности воспитателей ДОЛа и органов самоуправления.

- Формировать в лагере среду, содействующую самовыражению личности воспитанников и педагогического состава, создание ситуаций успеха.


Обеспечение программы

Нормативно-правовое обеспечение программы.

Программа разработана в соответствии с документами:

    1. Конституция РФ;

    2. «Конвенция о правах ребенка» от 20.11 1989 г.

    3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.

    4. Закон РФ «Об образовании» ст.51, 54, 56.

    5. Закон «О защите прав ребёнка» ст.10, 11, 12.

    6. СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» от 16.03.2003 г.

Приказы:

  • Об открытии смены.

  • О мероприятиях по охране жизни и здоровья детей.

  • О порядке обеспечения пожарной безопасности.

  • О проведении инструктажа по технике безопасности с педагогическим коллективом и детьми.

  • О формировании отрядов.

  • О режиме дня.

  • О режиме дня педагогического коллектива.

  • О мерах безопасности при проведении мероприятия (спортивного, культурно-массового и т.д.).

  • О замене воспитателя (вожатого).

Инструкции:

    • Инструкция по правилам проведения противопожарных мероприятий и соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования).

    • Инструкция по правилам поведения при посещении культурно-массовых и спортивных мероприятий.

    • Инструкция по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    • Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

    • Должностные инструкции работников:

    • Воспитателя (вожатого).

Иные документы:

Заявление родителей об отсутствии, опоздании ребенка.

Акт о несчастном случае.
















Концептуальные основы

Концептуальные основы программы организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» детского оздоровительного лагеря «Сосновый Бор» опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку, как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

Основополагающей технологией программы организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» является методика коллективной творческой организаторской деятельности, разработанная И.П.Ивановым.

Содержанием программы «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» предусмотрены следующие виды деятельности:

  • Общение и интеллект – обмен личным опытом (во время тренингов, подготовки общелагерных дел, и др.)

  • Творческая деятельность – создание художественных образов, творчество, фантазия (при выполнении творческих и проектных заданий)

  • Познавательная деятельность – расширение знаний по основам организаторской деятельности

  • Спортивно-оздоровительная деятельность – подвижность, физическая разрядка, занятия в бассейне и т.п.

  • Организаторская деятельность – формирование организаторских умений и навыков (при подготовке и проведении лективно-творческих дел, управлении жизнедеятельностью лагеря)

  • Информационно-коммуникативная деятельность — работа на комьютере, с видео- и фотоаппаратурой.

Ведущим способом деятельности во время проведения смены является творческий. В процессе работы участники ставятся в ситуацию постоянного поиска новых решений, нестандартных подходов к выполнению заданий.



Основное направление содержания программы

Идея программы:

Указом Губернатора Ульяновской области 2014 год объявлен Годом труда. Учитывая все эти обстоятельства, основная идея программы организации отдыха детей «Территория успеха» ДОЛ «Сосновый Бор»: детство и юность – пора неограниченных возможностей, каждый молодой человек имеет равные с другими шансы найти свою дорогу в жизни и добиться успеха.

Принципы программы «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор»

Программа опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям детей и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в ДОЛ «Сосновый Бор» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности. Участие всех детей и подростков реализации программы организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор».

Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня.

Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;

  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребѐнок в отдельности, так и группа.

  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

- добровольного включения ребенка в ту или иную деятельность;

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- в учёте интересов детей, их индивидуальных вкусов


Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

1. Временный характер детского объединения.

2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».

3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям ребенка.

4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

6. Здоровьесберегающие технологии.


Этапы реализации программы.

I этап – «Проектирование», январь – март 2014 года

- обсуждение, идеи организационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельности педагогической команды МБОУ ДОД ДДТ города Димитровграда;

- разработка программы организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор»;

- разработка методических рекомендаций педагогам, вожатым оздоровительного лагеря;

- разработка краткосрочной образовательной программы дополнительного образования детей«Школа вожатых».

II этап – «Этап подготовки», март – май 2014 года

- утверждение программы организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века»ДОЛ «Сосновый Бор»;

- подбор педагогических кадров для оздоровительного лагеря, разработка и утверждение краткосрочных образовательных программ дополнительного образования;

- реализация краткосрочной образовательной программы дополнительного образования детей«Школа вожатых», подготовка вожатых;

- проведение инструктивно-методического сбора на базе ДОЛ «Сосновый Бор» для вожатых, которые будут работать по программе «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века», с целью ознакомления со сценарными разработками, план – сеткой основных мероприятий;

- комплектование оздоровительного лагеря «Сосновый Бор» детьми и подростками Ульяновской области.

III этап – «Этап реализации», июнь-август 2014 года

- реализация программы организации летнего отдыха детей и подростков «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор»;

- контроль над содержательной деятельностью оздоровительного лагеря в форме сбора и анализа отчетной документации.

IV этап – «Аналитический этап», сентябрь – октябрь 2014 года

- участие в итоговой конференции по летней оздоровительной кампании;

- анализ содержательной деятельности ДОЛ «Сосновый Бор» и корректировка задач на следующий год.

Целевая аудитория

Дети Ульяновской области от 6,5 до 18 лет.


Сроки реализации. Реализация программы осуществляется в четыре смены:

1 смена — 02.06.14-22.06.14 (80 человек)

2 смена - 25.06.14-15.06.14 (80 человек)

3 смена - 18.07.14-07.08.14 (80 человек)

4 смена - 10.08.14-30.08.14 (80 человек)













Перспективный план-график мероприятий

1 день/ Рождение

2 день/ Рождение

3 день/ Рождение

4 день/ Здоровье

5 день/ Здоровье

6 день/ Здоровье

7 день/ Здоровье

Заезд в лагерь.. Расселение. Инструктаж по ТБ. Тренинги и игры на знакомство. Внутриотрядные ролевые игры (беговушки). Отрядная работа. Общелагерная ролевая интерактивная игра «Дозор» (беговушка).

Тематическая дискотека «Зажигая огни». Свечка

Сбор «Рождение города». Подготовка отрядных мест и уголков. Выборы названия отряда, девиза и устава. Тренинги и игры на выявления лидера. Мини-презентации отрядов, названий и девизов. Дискотека. Свечка.

Игры на знакомство, сплочение и взаимодействие. Оформление отрядного места. Отрядная работа. Подготовка номера на открытие смены. Тренинги и игры на сплочение. Торжественная линейка, посвященная открытию лагерной смены. Открытие смены. Выступления танцевальных коллективов. Подведение итогов по 1 блоку. Дискотека. Свечка.

Линейка, посвященная открытию блока «Здоровье». Отрядная работа. Оформление отрядного места. Выборы органов самоуправления. Разработка плакатов о ЗОЖе «Бутерброд Здоровья». Презентация плакатов «Бутерброд Здоровья». Дискотека. Свечка.

Отрядная работа. Оформление отрядного места. Познавательная прогулка в лес со старшим отрядом. Операция «Сюрприз».

Викторина, посвященная образованию Ульяновской области. Подготовка отрядов к тематической дискотеке.

Тематическая дискотека «Дети племени».

Отрядная работа. Подготовка сказок о ЗОЖе. Маршрутная игра «Имею право..». Беседы о проблемах и вредных привычках со старшими отрядами. Заседание Правительства. Сказки о ЗОЖе. Дискотека. Свечка.

Познавательная прогулка в лес с младшими отрядами. Операция «Сюрприз». Проектная игра «Солнце здоровья».

Презентация результатов «Солнце здоровья». Подведение итогов по 2 блоку. Выступление аниматоров.

Дискотека. Свечка.

8 день/ Спорт

9 день/ Спорт

10 день/ Спорт

11 день/ Спорт

12 день/ Лидер

13 день/ Лидер

14 день/ Лидер

Линейка, посвященная открытию блока «Спорт»

Соревнования по бегу и армреслингу. Подготовка к вечернему «Стартину»

Подготовка к «Стартину»

Дискотека «Стартин»

Свечка.

Линейка. Показательные выступления «Школы бокса». Конкурс рисунков и плакатов на тему «Здоровый образ жизни». Заседание Правительства. Турнир по шахматам и игры «Народный мяч». Дискотека. Свечка.

Линейка. Стартинейджер . Уроки успеха. Турнир по баскетболу, волейболу.

Турнир по пионерболу.

Дискотека «Экватор». Ночная «зарница»

Линейка. «Веселые старты». Внутриотрядная работа (тренинги и игры).

Выборы Правительства и Президента. Подведение итогов блока, награждения победителей. Дискотека.

Линейка, посвященная открытию блока «Лидер»

Подготовка «Формулы успеха» (плакат, макет)

Презентация «Формулы успеха». Подготовка к дискотеке. Тематическая дискотека «Хеллоуин». Свечка

Линейка. Инструктаж деловой игры «Монополия». Старт игры. Игра «Монополия». В 20:00 на линейке стоп-игры, подсчет, оглашение результатов. Дискотека. Свечка.

Линейка. Тренинги на сплочение, актерские. Подготовка к конкурсу Мисс и Мистер лагеря.

Конкурс Мисс и Мистер лагеря. Дискотека. Свечка.

15 день/ Лидер

16 день/ Творчество

17 день/ Творчество

18 день/ Творчество

19 день/ Творчество

20 день/ Триумф

21 день/ Триумф

Линейка. День самоуправления. Дети готовят ролевую маршрутную игру «Проверка на прочность». Ролевая маршрутная игра «Проверка на прочность». Дискотека «Недетское время». Свечка

Линейка, посвященная открытию блока «Творчество». Работа в творческих лабораториях. Подготовка к первому этапу конкурса «Минута славы». Конкурс 1 этап «Минута славы». Дискотека. Свечка.

Линейка. Работа в творческих лабораториях. Дневная зарница. Подготовка к тематической дискотеке. Дискотека «Пираты черемшанского залива». Свечка

Линейка. Работа в творческих лабораториях. Заседание Правительства. Подготовка к полуфиналу «Минуты Славы». Конкурс полуфинал «Минута Славы

Линейка. Работа в творческих лабораториях. Подготовка к финалу «Минуты Славы». Разработка «багажей воспоминаний». Финал «Минуты славы». Дискотека. Свечка.

Линейка. Подготовка к закрытию смены. Торжественное закрытие смены, выступление танцевальных коллективов и артистов. Вожатский и детский концерт. Дискотека «Королевская ночь». Свечка.

Работа в отрядах. Утренняя дискотека. Итоговая диагностика. . Разъезд.

Данный перспективный план-график может быть изменен с учетом погодных условий и возрастных особенностей детей

Мероприятия на замену:

Тематическое мероприятие «Азбука безопасности»


Игра на местности «Испытание команд».

Проектная игра «10 заповедей здоровья, или рецепт долголетия». Презентация результатов

Танцевальный марафон «Движение – это жизнь или Карнавал в Рио!».

Спортивный вечер «Sport-Dance».

Экологический марафон.

Комический футбол.

День проекта «Начни с себя».

Игра-проект «Сосновый Бор - лагерь будущего». Презентация проектов. Подведение итогов.

Конкурс «Евровидение»

Вечер здоровья «Аскорбинка»

Виртуальные экскурсии по историческим и архитектурным памятникам Ульяновской области

Деловая игра «Лидер и его команда»

Практикум «Создание пресс - центра»

Исследовательская игра «Общественное мнение»

Олимпийская викторина

«Безопасное колесо» спортивно – интеллектуальный конкурс

День Аттракционов

«Generation Next». Музыкальный марафон.

«Форд –нокс» спортивная игра

«Большие гонки» Спортивный марафон - финал






Режим дня ДОЛ «Сосновый Бор»

«Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века»


8.00. - Подъем

8.05. -Утренняя гимнастика

8.15. - Время личной гигиены

8.50. - Утренняя линейка

9.00. - Завтрак

10.00. - Спортивные игры

13.00. - Обед

14.00. - Тихий час

16.00 - Полдник

16.00 - Работа площадок, отрядные мероприятия

19.00 - Ужин

19.30 - Коллективно-творческие дела, дискотека

21.00- Второй ужин

22.00 - Отбой














Мероприятия по реализации программы лагеря

Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.

Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.

Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.

Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы.

Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки кадров, обеспечивающих организацию летнего отдыха и оздоровления детей, созданию «методической копилки».

Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период воспитатели « вожатые»:

  • знакомятся с администрацией лагеря, педагогическим коллективом и техническим персоналом.

  • знакомятся с правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря.

  • по решению директора лагеря распределяются по отрядам.

  • составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей

  • подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т. д.)

  • принимают участие в благоустройстве лагеря.

Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.

Организационный период (оргпериод) длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «аутсайдер», «креативщик», «критик» и т.д.).

Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для вожатых. В первые дни перед вожатым стоит несколько задач:

  • познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы).

  • перезнакомить детей между собой, помочь адаптироваться к новым условиям познакомить с территорией, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда).

  • создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок)

  • включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены)

  • создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).

Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к вожатому и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, передачи некоторых полномочий ребятам - лидерам.

На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми. Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда, либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке. Самое главное «перевернуть все с ног на голову».

Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к отъезду, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.

С целью создания условий для расширения интеллектуальных, творческих способностей и развития социальной компетенции воспитанников в течение лагерной смены будут работать творческие лаборатории.

Творческая

лаборатория

Формы работы

«Школа КВН»

Обучение основным приёмам плетения в технике макраме и технологии изготовления простых изделий

«Лидер»

Лидерские технологии

«Волшебная кисть»

Расширять изобразительные возможности детей путём включения заданий направленных на практическое воплощение замыслов

«Вышивка лентами»

Обучение элементарным навыкам техники вышивки лентами

«Основы социального проектирования»

Формирование знаний социального проектирования и умения ими пользоваться при разработке собственных проектов

«Танцуй пока молодой»

Научить детей владеть основами хореографического мастерства

«Оригами»

Ознакомление с японским искусством работы с бумагой

«Мягкая игрушка»

Обучение основным технологиям мягкой игрушки

«Видео- и фото журналистика»

Обучение основным приёмам видео- и фото журналистики. Работа в «Фотошопе»

Программа предусматривает самостоятельный выбор воспитанниками творческой лаборатории. Перечень творческих лабораторий может быть изменен на каждой смене в связи с индивидуальным запросом воспитанников, выявленным на предварительном этапе диагностики.


Педагогические технологии

Любая педагогическая система жизненна в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивает ее долговременность и эффективность. О

В процессе реализации программы используются:

  • технология управления воспитательной работы, технология целостного процесса обучения, проектная технология;

  • диагностика исследования личности;

  • целеполагание;

  • организационно-деятельностный этап;

  • этап контроля, оценки, самоконтроля;

  • анализ конечного результата, рефлексия.

Программа «Рост»-система поощрительных стимулов развития деятельности, индивидуального роста- представляет собой трёхступенчатую оценку деятельности участников игры.

Для индивидуальной системы роста в каждом городе ведётся Летопись, где оформляется система роста каждого члена города. За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях участник может получить знак успеха. Вручение знака успеха проходит в отряде при подведении итогов дня на вечерних огоньках.

Варианты нематериальных стимулов:

  • поднятие флага на линейке;

  • благодарственное письмо родителям

  • Лидер Дня;

  • исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;

  • устная благодарность;

  • занесение имени отличившегося в книгу Почёта..


Детское самоуправление.

Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребёнка. Формируется чувство «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.

Самоуправление складывается из деятельности временных и постоянных органов самоуправления.

К временным органам самоуправления относится деятельность временных помощников мэров в городах, работа творческих и инициативных групп, чередование творческих поручений (ЧТП), совета дела.

Весь отряд делится на микрогруппы, по количеству поручений. Меняются поручения через 2-3 дня.

Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя Общий Сбор, который избирает Правительство.




Содержательная модель программы.

Логика развития смены, логика эмоционального развития, соотношение отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены- это факторы, которые составляют содержательную модель смены.

Участники смены являются одной командой. Отряд- это Город, живущий на территории успеха..

План работы отряда (города) включает в себя:

  • Городские дела (для всего отряда);

  • Групповые (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или проведению дел);

  • Межотрядные, направленные на взаимодействие с другими отрядами (городами) лагеря.

Каждый отряд (город) в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:

  • названии;

  • девизе, которому следует в своей творческой деятельности;

  • символах и атрибутах;

  • законах и традициях отрядной жизни;

  • игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, и т. д.

  • оформлении Летописи города.

Законы в лагере

      • Закон точного времени.

      • Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).

      • Закон охраны природы

      • Закон поднятой руки (внимание, прошу слова)

      • Закон здорового образа жизни

      • Закон «рука об руку» (все делать вместе, сообща)

      • Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения

      • Закон свободы слова.


Функциональная модель лагеря

Содержание деятельности строится на основе функциональных модулей.


Информационный

(встречи, беседы)


Развивающий

(практикумы, тренинги, практикумы, работа творческих мастерских)






Творческий

(дискотеки, игры, конкурсы, КТД)


Оздоровительный

(спортивные и здоровьесберегающие мероприятия, отдых )






Психолого-педагогический

(структура взаимоотношений между педагогами и детьми)


Опытно-практический

(обмен опытом в различных сферах)


Ожидаемые результаты проекта

- Улучшение состояния здоровья участников смены.

- Проявление у детей социальной активности, позитивного жизненного настроя.

- Приобретение детьми позитивного опыта взаимодействия с другими детьми.

- Приобретение умений и навыков в различных областях деятельности.

- Личностный рост участников смены (проявление коммуникативных, лидерских, творческих способностей)

- Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде.

- Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:

- Лидерские способности.

- Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.

- Умение общения с взрослыми и сверстниками.

- Высказывание и отстаивание своей точки зрения.

- Видение ошибок и умение находить пути их исправления;

- Уважение мнения других.

Оценка результативности данной воспитательной деятельности будет осуществляться:

  • На уровне педагогов: по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетентности.

  • На уровне воспитанников: по критериям сформированности положительных качеств и свойств личности ребенка.творчества.

  • В ходе смен должен проходить мониторинг побед каждого отряда и каждого участника смен на информационных стендах лагеря и отрядов.


Формы и методы реализации программы организации отдыха детей «Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор»

  • коллективно-творческие дела;

  • деловые и сюжетно-ролевые игры;

  • мастер-классы;

  • встречи с интересными людьми;

  • конкурсные программы;

  • музыкальные минутки;

  • театрализованные игры: импровизированные показы, инсценировки, театр – экспромт;

  • спортивно-оздоровительные турниры;

  • викторины;

  • подвижные игры;

  • свободная игровая деятельность

  • творческие лаборатории.

Критерии эффективности

  • Востребованность программы организации летнего отдыха детей и подростков«Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века» ДОЛ «Сосновый Бор», охват детей и подростков.

  • Состояние эмоционально-деловых отношений участников программы.

  • Уровень культуры участников проекта

  • Профессионализм и качество программ, созданных в рамках проекта


Педагогическая диагностика и способы корректировки программы.

Диагностика интересов, возможностей, требований участников смены.

Цель:проведение исследования личностных особенностей одаренных детей для определения педагогической позиции педагога в работе с ними в течение лагерной смены.

Диагностика индивидуальных и коллективных ценностей.

Цель: сформировать представление об индивидуальных и коллективных ценностях в группах.

Диагностика творческого потенциала детей.

Цель: получение представлений о возможностях, способностях, склонностях, уровне творчества потенциала детей.

Результаты диагностик нужны для корректировки программы. Если остаются дети, которые так и не находят себе применения ни в одной из лабораторий или наоборот лаборатория окажется не заполненной, необходимо корректировать существующий набор лабораторий, расширяя или сужая его, находя тематику, удовлетворяющую всех.




Диагностика и мониторинг эффективности программы:


1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере .

2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.

3. Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок.

4. Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения).

5. Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.

6. Тестирование в конце смены, с целью выявления результативности работы.

Также разработана система контроля за реализацией программы.

п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Вожатые

2.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Отрядные воспитатели

3.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Вожатые

4.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Педагог-организатор


В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.

Педагог-организатор ДОЛ «Сосновый Бор» проводят собеседования с воспитателями отрядов, анализируют отрядные дела и мероприятия.

Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня на вечернем отрядном круге отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.


                  1. Мониторинг-карта


Город ___________________ Дата ___________


Позитив ______________________________________


Негатив ______________________________________


Деловое предложение ___________________________


Настроение ____________________________________


Выносим благодарность _________________________


Дополнительно для анализа работает заборчик откровений. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Забор постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый. На этом же заборе можно оценить любое мероприятие, которое проходило в лагере.


    1. ПОДРАЗДЕЛЫ

НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ

РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫИ ПЕРИОД)

«Давайте познакомимся» или «Расскажи нам о себе»

1. Живая анкета «Давайте познакомимся»

Изучение потребностей и интересов ребенка

Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков

2. Анкета "Цветок"

Получение первичной информации о ребенке



3. Анкета "Я выбираю"

Изучение интересов и желаний ребенка



4. Анкета "Фантастический выбор"

Изучение нравственных ценностей



5. " Волшебное озеро"

Получение информации о качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику



6. Анкета "Семь желаний"




7. "Самый-самый"

Изучение направленности ребенка

8. "Самооценка"

Изучение самооценки ребенка

9. Анкета «Кто я?»9.

Исследование черт характера

Познай себя

10. Рисуночный тест "Какой я?"

Получение информации о характере ребенка

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОИ ПЕРИОД)

Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом

1. Мониторинг - карта

Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня”

2. Мишень настроения

Получение информации о настроении ребенка

3. Эмоциональная цветопись

Изучение эмоционального самочувствия ребенка

4. "Градусник"

Выявление эмоциональных состояний ребенка

Изучение временного детского коллектива

5. "Рисунок-образ"

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

6. "Рисунок-символ"

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

7. "Аналогия"

Получение характеристики детского коллектива

    1. РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫИ ПЕРИОД)
    1. Вот и настало время проститься нам с тобой
    1. 1. Игра "Чудо-дерево"

Выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы объединения, группы в течение всей смены

2. Рейтинг личностного роста

    1. Определение развития собственной личности
    1. 3. Анкета "Согласен-несогласен"
    1. Получение информации о том, почему подростку понравилось пребывание в лагере
    1. 4. Методика "Поляна цветов"

Анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах

5. Методика "Строим дом"

    1. Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах


Таблица званий и наград

Участие

Звание

Награда

Интеллектуальные соревнования

Умник, умница, мастер, знаток, самый мудрый

Диплом, грамота, сертификат, медаль

Спортивные соревнования

Чемпион, сильнейший, призер

Медаль, лента чемпиона

Игровые программы

Победитель

Трехцветная лента на пояс или голову

Проведение самостоятельных занятий, участие в самоуправлении

Самый активный, лидер, самый справедливый, самый предприимчивый и т.д.

Памятный адрес, диплом, сертификат

Подготовка и участие в общелагерных делах

Открыватель, добродел, лауреат, активный участник, мастер “Золотые руки”

Памятный адрес, диплом, грамота.








Схема изменения субъектной позиции участников программы

«Лидеры завтрашнего дня: Прорыв XXI века»

на разных этапах смены.


Организационный период (1-3 день)

Этап смены

Организационное оформление первичных коллективов (отрядов).

Задачи

- организация знакомства ребят друг с другом, со взрослыми, с условиями проживания, нормами и правилами

- помощь в определении места каждого участника смены, его статуса в коллективе

- выработка основ коллективной деятельности, сотрудничества, сотворчества в новых условиях

- формирование чувства «мы», доверия в отряде

- определение перспектив деятельности и личностных смыслов пребывания в лагере

Позиция педагогического отрядаотряда

Организатор жизни лагеря, отрядов, носитель информации о жизни лагеря, его возможностях

Позиция участников смены

Участник общелагерных и отрядных дел

Основные формы работы

Игры на знакомство, «веревочный курс», организационный сбор отряда, оформление отрядного места, индивидуальные беседы, вечер «Посвящение в лидеры», вечер открытия лагеря «Здравствуйте! А это мы!»

Основной период смены (4-17 день)

Этап смены

1. Включение в деятельность творческих лабораторий

2. Проведение общелагерных дел.

Задачи

- включение участников смены в разнообразную совместную деятельность

- развитие коллектива

- организация самоуправления

- моделирование ситуации успеха для каждого участника смены и отрядов

- создание положительного эмоционального настроя, благоприятного микроклимата в коллективе

Позиция педагогического отряда

Эксперт, консультант, координатор, организатор деятельности участников смены

Позиция участников смены

- участник учебно-творческих занятий, организатор отрядных дел

- участник общелагерных дел, применяющий на практике полученные знания, умения и навыки

Основные формы работы

Многообразие форм деятельности с различным содержанием и составом участников (отрядные, общелагерные дела, учебно-творческие занятия), коллективные творческие дела, чередование творческих поручений, организация диалога с ребятами

Заключительный период смены (19-21 день)

Этап смены

Заключительный

Задачи

- организация подведения итогов смены

- закрепление приобретенных знаний, умений, опыта

- организация личной и групповой рефлексии

Позиция педагогического отряда

Консультант, помощник, координатор, организатор

Позиция участников смены

Участник подведения итогов смены, разработчик материалов для деятельности школьных органов самоуправления

Основные формы работы

Итоговый сбор отряда и лагеря, фестиваль, игра «Выборы», галаконцерт

Последействие

Этап смены

Последействие

Задачи

Обеспечение переноса опыта, полученного в лагере, в деятельность органов школьного самоуправления образовательных организаций города Димитровграда

Позиция педагогического отряда

Консультант, помощник, координатор

Позиция участников смены

Координатор деятельности школьных советов старшеклассников













Литература

  • Афанасьева Н.П., Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Рожков М.И. Программа детского оздоровительного Центра. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. – 59 с.

  • Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. – М.: Новая школа, 1994. – 224 с.

  • Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел: Методическое пособие. – Кострома: ГЦНИТ «Эврика-М», 1998. – 112 с.

  • Балагуров Е.П. Опыт проведения оздоровительно-трудового краеведческого лагеря // Внешкольник (Ярославль). – 1998. - № 1(6). – С. 32-35.

  • Болл А. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений. – СПб., 1994. – 222 с.

  • Бородин Д.Ю. Четвертый мир: Модель лагеря социально-психологической помощи подросткам. – М., 1997. – 248 с.

  • В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. – М., 2000. – 120 с.

  • Возвращение в Беллиору: Материалы программы «От игры – к самовоспитанию». – Н. Новгород: НГЦ, 1997. – 231 с.

  • Выбираем свой путь!: Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1992. – 155 с.

  • Горизонты Лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном Центре для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. – М.: СПО-ФДО, 1997. – 160 с.

  • Детская республика «Дружба» /Авторы-составители: Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1998. – 120 с.

  • Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности: Из опыта взаимодействия детских объединений г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и детских оздоровительных лагерей. – СПб., 1997. – 120 с.

  • Из записной книжки вожатого: Методические рекомендации. – СПб., 1996. – 84 с.

  • Искать сердцем: Воспитание экологической культуры: Программа «Маленький принц Земли» /Автор-составитель Цветкова И.В., 1997. – 208 с.

  • Карпова Г.А., Брагин Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации. – Екатеринбург, 1996. – 40 с.

  • Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М., 1998. – 136 с.

  • Левина И.Д. Досуговая деятельность в детском оздоровительном лагере. – М., 1999. – 32с.

  • Летняя страна детства для юных граждан России: Методологические основы организации деятельности летних детских оздоровительных учреждений: Пособие в помощь организаторам летнего отдыха детей. – М., 1997. – 120 с.

  • Лето и мы: Книга для работников детских оздоровительных Центров и лагерей. – Н. Новгород: НГЦ, 1997. – 88 с.

  • Мосина Ю.В. Сказание о зимнем королевстве // Педагогический калейдоскоп (Ярославль). – 1998. - № 2. – С. 7-9.

  • Народное образование. – 2000. - № 4-5.

  • Наш веселый муравейник: Игры в летнем лагере. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель», 2000. – 52 с.

  • Нещерет Л.Г. Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. – Н. Новгород: НГЦ, 1998. – 127 с.

  • О детях, лете и газете, а также обо всем на свете: использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений. – М.: Юнпресс, 1997. – 196 с.

  • Отряды юных пожарных в летнем оздоровительном лагере. – Екатеринбург, 1993. – 57 с.

  • Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник нормативных документов. – М., 1997. – 343 с.

  • Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений / Под ред. В.И. Бондаря. – М., 1997. – 150 с.

  • Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Рисуем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семьи, 1998. – 64 с.

  • Проблемы школьного воспитания. – 1996. – № 2.

  • Проблемы школьного воспитания. – 2000. - № 2.

  • Программа жизнедеятельности детей в летних оздоровительных лагерях.

  • Скоро каникулы: Приложение к журналу «Внешкольник». – М., 2000. - № 2. – 63 с.

  • Скоро каникулы: Приложение к журналу «Внешкольник». – М., 2000. - № 3. – 64 с.

  • Страна чудес Лето: Из опыта деятельности региональных детских оздоровительных лагерей и центров России: Научно-методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха / Под ред. А.В. Волохова. – М.: СПО-ФДО, 1997. – 160 с.

  • Солнцеворот-99, или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 113 с.

  • Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

  • Хоббитские игры: Находки, проблемы, идеи / Автор-составитель Фришман И.И. – М.: Научно-практический Центр Совета СПО-ФДО, 1992. – 123 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!