Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД ЦДТ п.Маго
_________ Солодянкина А.В
Приказ № 10 от 12.05.2023 г.
Программа
«Остров сокровищ»
Летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
на 1 смену 2023 года
Возраст 6-18 лет
Краткосрочная-18 дней
Разработала:
педагог дополнительного образования
Касьянова Светлана Львовна
п. Маго
2023г
Пояснительная записка
Летние оздоровительные лагеря выполняю важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях.
Участниками летнего оздоровительного лагеря являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. Очень важно для здоровья детей, чтобы во время летних каникул, после долгого периода учебного года произошло восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала детей. Для этого необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.
Актуальность программы
Летний лагерь позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года и создает условия для педагогически целесообразного, эмоционального, привлекательного отдыха и досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Программа составлена как логическое продолжение работы в области всестороннего развития личности ребёнка.
Значимость программы
Летний лагерь решает проблему занятости детей в каникулярный период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из села к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Летний лагерь - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого и физического развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Нормативно-правовые условия
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Приказы Управления образования.
Устав учреждения
Положение о лагере дневного пребывания
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности
Акт приемки лагеря
План работы.
Программа "Остров сокровищ" по продолжительности краткосрочная-18 дней, по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания в условиях летнего оздоровительного лагеря и может корректироваться в течение работы лагеря. Программа ориентирована на детей в возрасте от 6 до 18 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи)
Реализация программы будет осуществляться с 01.06.2023г. по 27.06.2023г на базе Центра детского творчества п. Маго.
Принципы реализации программы
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости, развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей;
Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, участия в делах программы, наличия цели – доступной, понятной, осознанной;
Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи, систематичности, логическую взаимосвязь всех дел смены;
Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагога, так и детей;
Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программы.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
Формы организации: групповые, индивидуальные.
Форма проведения:
- спортивные игры, эстафеты, соревнования, конкурсы;
- подвижные, ролевые, познавательные игры и викторины;
- тематические экскурсии, занятия на природе;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов;
- изготовление поделок, конкурсы рисунков, выставки творческих работ, выпуск газеты;
- концерты, театральные постановки, акции и др.
Методы:
словесный: лекции, объяснение, беседа, рассказ, опросы, дискуссия;
наглядный: просмотр видео, работа с презентациями;
практический – игры, конкурсы, творческие мастерские, тренинги.
Модель организации лагеря
В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра «Остров сокровищ», которая предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию. Согласно сюжету игры, ребята делятся на две команды и отправляются на поиски Реликвий Императора на «Остров сокровищ».
Цель:
Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.
Задачи:
-привить навыки здорового образа жизни, формировать позицию признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление,
-развить творческие и коммуникативные способности детей,
-организовать активный отдых и оздоровление детей.
Результаты реализации программы
-улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, развитие навыков здорового образа жизни;
развитие творческого мышления, творческой активности;
повышение социальной активности путём вовлечения детей в игровую деятельность, в творческие и познавательные дела;
развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Содержание программы
В программе "Остров сокровищ" главное внимание уделено следующим направлениям воспитания:
Направления воспитательной работы | Основные формы работы, мероприятия |
Спортивно-оздоровительное | Утренняя гимнастика; Диагностика здоровья; Конкурсно-игровые программы «Разноцветное детство», «Игры славянских народов», «Веселые старты»; Беседы «Болезни грязных рук»; «Минутка здоровья». «Овощи, ягоды, фрукты - самые полезные продукты»; «Кто спортом занимается, тот сил набирается» веселые старты; Спортивные конкурсы «Водолей»; Спортивные эстафеты «Старты», «Вместе мы сила», «Эстафета здоровья»; Игры на местности «Найди клад», «Приключение индейцев»; Квест «Карта сокровищ» |
художественно-эстетическое | Творческая мастерская-оформление уголка отряда «Символика и атрибуты команд»; Творческие конкурсы команд: «Флаг корабля», «Бодиарт», «Строим вигвам», изготовление гвоздик для акции «Красная гвоздика»; «Путешествие за смехом»-конкурсная игровая программа; Театральный конкурс команд «Колобок и Теремок»; Конкурсы рисунков «Любимый герой из сказок», «Я на Необитаемом Острове!», «Лето» конкурс рисунков на асфальте; Выпуск листовок «Берегите лес от пожаров!»; Выставки творческих работ. |
Формирование коммуникативной культуры | Работа в команде, оформление отрядных уголков, день самоуправления; «Толерантность глазами детей» круглый стол; «Летом не скучаем, вместе зажигаем!» дископрограмма; Игра «Два сапога пара»; «Кто с друзьями вышел в путь» круглый стол; Викторина «Дружба»; «Народов много-дружба одна» урок дружбы; «Уроки милосердия» час общения; «Путешествие на воздушном шаре» развлекательная программа с шарами; «Легенды пиратов»-конкурс капитанов; Игра по станциям «Остров чудес»; «Культура поведения в общественных местах»-беседы о правилах этикета. |
Экологическое направление | «Тропинка в природу» познавательный час; Игра-поисковик «Волшебный папоротник»; Интеллектуальная игра «Узнай растения»; «Загадки лесовика» конкурсы; «В поисках снежного человека»-квест; Экологический десант «Чистый лес»; Викторины-«Загадки морей», «Редкие исчезающие растения Хабаровского края», «Животные»; Игры-«Воронья охота», «Узнай растения», «Совы и вороны»; Игра-путешествие «За морями, за долами»; «Помоги природе» беседа |
Патриотическое воспитание | «Вперед, Россия!» развлекательная программа Турнир знатоков «Люблю твою, Россия, старину!»; «Здесь первый шаг свой сделала война» час памяти «Игры славянских народов» спортивно-игровая программа; Беседа, посвященная началу Великой Отечественной Войны «Память народа»; Акция «Красная гвоздика»; «По пушкинской тропе»- литературная игра |
Культура безопасности | Техника безопасности (инструктаж ТБ); Профилактическая беседа «Террор. Неопознанный объект»; Минутка безопасности «Мы и дорога»; Викторина «Безопасность на дорогах»; Беседа «Лето-пора веселья и безопасности», «ТБ в лесу», Викторина «ТБ на воде». |
Дата | Тематика | Мероприятия | Ответственный |
01.06.2023 | День первый «Карта сокровищ» | ТБ + беседа «Болезни грязных рук». Игровая программа «Разноцветное детство». Квест «Карта сокровищ». Выбор капитанов и название кораблей, символика, девиз. Творчество «Флаг корабля». Поднятие флага экспедиции. | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
02.06.2023 | День второй «Веселые старты» | Диагностика здоровья. «Лето-пора веселья и безопасности» беседа ТБ. Конкурсная программа «Веселые старты». Оформление отрядных комнат. | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Жигайлова А.С. |
05.06.2023 | День третий «День эколога» | ТБ в лесу + «Тропинка в природу» познавательный час. Игра-поисковик «Волшебный папоротник». Интеллектуальная игра «Узнай растения». Выпуск листовок «Берегите лес от пожаров!» | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
06.06.2023 | День четвертый «День Сказок» | «По пушкинской тропе»- литературная игра. «Кто спортом занимается, тот сил набирается» веселые старты. «Загадки лесовика» конкурсы. | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. |
07.06.2023 | День пятый «День леса» | Минутка здоровья «Овощи, ягоды, фрукты - самые полезные продукты». Викторина «Животные». «В поисках снежного человека»-квест. Экологический десант «Чистый лес». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Жигайлова А.С. |
08.06.2023 | День шестой «День океанов» | Викторина «ТБ на воде» «Загадки морей»- викторина. «Летом не скучаем, вместе зажигаем!» дископрограмма. Спортивные конкурсы с водой и мыльными пузырями «Водолей». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
09.06.2023 | День седьмой «День добра» | Профилактическая беседа «Террор. Неопознанный объект». «Вперед, Россия!» развлекательная программа Турнир знатоков «Люблю твою, Россия, старину!». Экологическая игра «Совы и вороны». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
13.06.2023 | День восьмой «День капитанов» (самоуправление) | «Культура поведения в общественных местах» беседа. Игра-путешествие «За морями, за долами». Игра «Воронья охота». «Лето» конкурс рисунков на асфальте. | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Жигайлова А.С. |
14.06.2023 | День девятый «День друзей» | Викторина «Дружба». «Кто с друзьями вышел в путь» круглый стол. Спортивная эстафета «Старты». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
15.06.2023 | День десятый «Творчество» | «Путешествие за смехом» (конкурсная игровая программа). Полоса препятствий «Книга жизни». Художественное творчеств «Бодиарт». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
16.06.2023 | День одиннадцатый «Спасатели» | «Уроки милосердия» час общения. Викторина «Редкие исчезающие растения Хабаровского края». «Народов много-дружба одна» урок дружбы. | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
19.06.2023 | День двенадцатый «День пешехода» | Минутка безопасности «Мы и дорога». Конкурсно-игровая программа «Путешествие по станциям безопосности» «Помоги природе» беседа. «Эстафета здоровья» подвижные игры. | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
20.06.2023 | День тринадцатый «Дорога добра» Встреча с индейцами | «Толерантность глазами детей» круглый стол. Игра «Приключение индейцев». «Строим вигвам»- творческий конкурс команд. | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. |
21.06.2023 | День четырнадцатый «Волшебный мир» | Театральный конкурс «Колобок и Теремок». Конкурс рисунков «Любимый герой из сказок». Игра «Два сапога пара». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. |
22.06.2023 | День пятнадцатый «День памяти» | «Здесь первый шаг свой сделала война» час памяти. Акция «Красная гвоздика». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
23.06.2023 | День шестнадцатый «День здоровья и спорта» | «Путешествие на воздушном шаре» развлекательная программа с шарами. Спортивная эстафета «Вместе мы сила». Конкурс рисунков «Я на Необитаемом Острове!». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Жигайлова А.С. |
26.06.2023 | День семнадцатый «Тайны и загадки» | «Игры славянских народов» спортивно-игровая программа. Игра на местности «Найди клад». Викторина «Легенды пиратов». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. |
27.06.2023 | День восемнадцатый «Остров сокровищ. Клад!» | Игра по станциям «Остров чудес». Закрытие летнего лагеря «Реликвии Императора». | Касьянова С.Л. Щепелева Л.А. Малькова Н.В. Жигайлова А.С. |
09.00-09.15 | Приход детей |
09.15-09.30 | Утренняя зарядка |
09.30-10.00 | Завтрак |
10.00-12.30 | Работа по плану(мероприятия) |
12.30-13.00 | Обед |
13.00-14.30 | Свободная деятельность по интересам |
14.30-15.00 | Полдник |
15.00 | Уход детей |
Механизмы реализации программы
Легенда Острова (Лагеря)
С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН ПЕРЕДАЕТСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЕ В ПОКОЛЕНИЕ ЛЕГЕНДА О ВОЛШЕБНОМ ОСТРОВЕ, ХРАНЯЩЕМ ТАЙНУ СОКРОВИЩ.
Никто точно не помнит, когда и как на просторах Великого океана появился фрегат с «Веселым Роджером» на мачте. Грабительские нападения на торговые суда и прибрежные городки пополняли сокровищницу пиратов. Какая бы награда не назначалась за головы пиратов, никто не мог их поймать. Пользуясь безнаказанностью замахнулись они на ограбление корабля, перевозящего Реликвии Императора. Когда весть о случившемся достигла правителя, попросил он Владыку Великого Океана наказать пиратов. Возмутился Великий Океан, обрушил волну на фрегат и выбросило пиратский корабль на необитаемый тропический остров. Потерпевший бедствие корабль пиратов требовал ремонта. Приложив все силы, через продолжительное время команда сумела восстановить корабль. Но пираты испугались гнева Владыки Великого Океана и боясь потерять награбленное, спрятали клад и составили карту. Когда же пираты покинули остров, налетел ураган, который потопил корабль и разметав драгоценные кристаллы по острову, скрыл все следы, по которым можно было отыскать Реликвии Императора. Остров, на котором много лет назад был спрятан клад, был назван «Островом сокровищ».
Посчастливилось одному мудрецу восстановить карту «Острова сокровищ». Созвал он храбрых и отважных и снарядил два корабля на поиски сокровищ и Реликвии Императора.
Игровая модель
На маленький необитаемый тропический островок высаживается 2 команды из отважных искателей сокровищ, которым предстоит не только подобно Робинзону бороться за выживание, благоустраивая свой быт, но и раз в день решить, какая команда должна получить драгоценный кристалл. Для того, чтобы стать обладателем кристалла, надо победить в трудном и опасном испытании. Та команда, которая за время нахождения на острове наберёт больше кристаллов, становится победителем и получает Реликвии Императора. Пользуясь картой Острова, которую участники соберут в первый день смены, они отправятся в путешествие и начнут бороться за сокровища на острове. Карта вывешивается в первый день смены на видном месте. Пройденный путь отмечается на ней флажками.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Карта сокровищ». Ребята выбирают капитанов и придумывает название, девиз, символику корабля. На второй день смены ребята отправляются в путь к острову.
Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы. Каждая команда придумывает название, девиз, символику и создаёт свой «Судовой журнал». Так же выбирают капитана корабля.
Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.
Система стимулирования
После старта игры каждое команда придумывает флаг, на который делает и укрепляет эмблему своего корабля. За победу в различных испытаниях (делах) команда получает знак успеха в виде кристалла.
Каждый кристалл имеет свой цвет и значение:
Красный кристалл -1 место.
Синий кристалл-2 место.
Жёлтый кристалл-индивидуальная награда игрока за личные достижения. Красным кристаллам= 10 желтых или 2 синих. Синий кристалл=5 жёлтых.
Задача каждой команды - собрать как можно больше кристаллов.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
4. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Материально-техническое обеспечение
Для того, чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие условия:
-кабинет и актовый зал оформленные в соответствии с профилем проводимых мероприятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения пособий, игрового и творческого материала, оформленные стенды; -игровая площадка на улице;
-аудио и видео аппаратура, компьютер, фотокамера;
-мячи большие и маленькие, палки, скакалки, кегли, дуги, обручи, «прыгуны», флажки, ловишки, кольцеброс, дартс, конусы сигнальные, мишени, шудры, а также настольные игры;
-цветная и белая бумага, альбомы, тетради, белый и цветной картон, ватман, гофрированная бумага, клей ПВА, клей – карандаш, фломастеры, простые карандаши, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, ножницы, канцелярский ножи, салфетки, линейки, угольники, нитки, иголки, медная и стальная проволока диаметром от 0,5 мм до 1,2 мм, рамки, картонные коробки, термопистолет.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный этап (февраль – июнь) Этот этап характеризуется тем, что до открытия оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре центра;
- издание приказа по центру о проведении летней кампании;
- отбор кадров для работы в летнем лагере;
- разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка центра к летнему сезону;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
-работа с родителями или законными представителями детей.
2.Организационный этап (01-02 июня)
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- формирование отрядов;
- запуск программы «Остров сокровищ»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3.Основной этап (03-22 июня)
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
4. Аналитический этап (22-26 июня)
-Результаты реализации программы;
-Анализ внесенных предложений детей, родителей, педагогов по организации деятельности лагеря в будущем;
- подведение итогов работы органов детского самоуправления;0
- награждение наиболее активных участников смены;
5.Заключительный этап смен (27 июня)
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего лагеря в будущее;
-заключительная игра;
- выпуск сборника мероприятий (фотографий) по итогам лагеря.
В реализации программы участвуют:
Администрация МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго;
Педагоги-организаторы;
Магинская библиотека ж/м Овсяное поле;
Дом культуры п. Маго ж/м Овсяное поле.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией Центра детского творчества. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел.
Ожидаемые результаты
Разнообразный и активный отдых поможет детям зарядиться новыми силами, энергией, здоровьем и массой положительных эмоций на следующий учебный год.
ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Диагностический тест на выявление уровня
психологической комфортности пребывания ребенка в команде
(проводится два раза за смену)
Анкетирование детей по вопросам:
Отношения между ребятами в вашей команде
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился)
Самым трудным для меня в лагере было
Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось) и др.