МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)
Утверждаю:
Директор школы:____________/ Лысенко Г.П./
«_____» сентябрь 2020 г
Программа партнерского взаимодействия с родителями
« В ГАРМОНИИ С МИРОМ»
2020-2025 год
Программа рассчитана на 5 лет, предназначена
для родителей учащихся 5-9 классов
Классный руководитель: Чалабян Т.В
Педагог-психолог: Букурова С.А
с.Алексеево-Тузловка
2020г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, разработана образовательная программа по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет.
В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Программа состоит из двух основных частей:
инвариантной части (школа + семья), что гарантирует родителям обучающихся необходимый минимум знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях;
вариативной части, в которой отражена специфика школы
Вся совместная деятельность педагога и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя.
Доминирующие формы обучения:
индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ;
лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.
Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.
Задачи программы:
научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;
содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;
вооружить родителей современными психолого- педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
оказать индивидуализированную адресную помощь родителям по итогам психодиагностики семьи и семейного воспитания;
содействовать формированию семейного единства, взаимозависимости.
Ожидаемые результаты программы:
по окончанию курса программы родители должны знать:
- особенности подросткового возраста;
- основные режимные моменты, особенности питания;
- основы возрастной психологии;
- роль родителей в саморазвитии ребёнка, в развитии их одарённости;
- историю своей семьи;
- основные воспитательные приёмы;
- должны уметь находить наиболее правильный выход из проблемной ситуации.
Итоговый контроль осуществляется по результатам мониторинга, который включает в себя тесты, диагностические методы, анкеты, собеседования.
Показатели мониторинга позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие: цели и задачи программы.
Выявление наиболее актуальных проблем.
Форма занятия: беседа, игра-ситуация.
Форма подведения итогов: мониторинг.
2. Особенности младшего школьного возраста.
Теория: Физиология развития ребёнка младшего школьного возраста. Переходный период в младшем школьном возрасте. Привычки младших школьников.
Практика: создание и решение проблемных ситуаций.
Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия.
Форма подведения итогов: анкетирование.
3. Режим дня школьника.
Теория: необходимость соблюдения режима дня в младшем школьном возрасте. Валеология младшего школьника
Форма занятия: беседа, обмен опытом.
Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим его анализом.
4. Возрастная психология подросткового возраста.
Теория: Личность как носитель сознания. Индивидуальность ребёнка. Психический симбиоз матери и ребёнка в подростковом возрасте
Форма занятия: лекция, вечер вопросов и ответов.
Форма подведения итогов: совместная разработка рекомендаций.
5. Психология саморазвития. Роль родителей в развитии ребёнка.
Теория: психическое развитие и формирование личности ребёнка. Психология саморазвития и риск самораскрытия. Психология взаимоотношения со взрослыми.
Практика: решение проблемных ситуаций.
Форма занятия: дискуссия, презентация семейного воспитания.
Форма подведения итогов: анализ тестирование детей, выработка рекомендаций для родителей.
6. Одарённость ребёнка- дар или наказание.
Теория: Роль родителей в формировании и развитии творческой одарённости.
Практика: Диагностика и само диагностика творческой личности.
Форма занятия: лекция, практическая работа.
Форма подведения итогов: анализ полученных данных.
7. Семья – как социальная и нравственная ценность.
Теория: «Семья- ядро воспитания». Воспитательный потенциал семьи.
Форма занятия: беседа, устное сообщение.
Форма подведения итогов: опрос.
8. Виды воспитания
Теория: взаимодействие семьи и учреждений образования в вопросах воспитания: гражданское и трудовое воспитание, экономическое и экологическое воспитание, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Форма занятия: просмотр кинофильма. Презентация семейного воспитания.
Форма подведения итогов: «Ярмарка педагогических идей».
9. Педагогические процессы в семье.
Теория: Педагогический процесс: структура, основные компоненты.
Практика: решение практических задач.
Форма занятия: беседа, рассказ.
Форма подведения итогов: собеседование.
10. Роль традиций в семье.
Теория: Семейные традиции, их роль в воспитании детей. Семейные реликвии и их значение.
Практика: просмотр кинофильма с последующим анализом.
Форма занятия: вечер вопросов и ответов.
Форма подведения итогов: организация фото – выставки «Я и моя семья».
11. Книга в семье.
Теория: «Что читают наши дети?» Проблемы сегодняшнего чтения. Знакомство родителей с произведениями, посвящённых семье в русской литературе.
Форма занятия: беседа.
Форма подведения итогов: анализ памяток «Какие книги нужно читать».
12. СМИ и современные дети
Теория: основные проблемы воспитания и медиаобразования. Воспитание средствами зрелищных искусств и массовой информации.
Форма занятия: лекция.
Форма подведения итогов: анализ диагностики уровня развития эстетического отношения детей к зрелищным видам искусства и к средствам массовой информации. Разработка рекомендаций.
13. Досуг и семья.
Теория: основные принципы организации досуга в семье и в учреждениях образования. Роль родителей в организации досуга детей.
Практика: примеры организации досуга в семье. Организация мероприятия «Папа, мама, я дружная семья».
Форма занятия: презентация организации досуга в семье.
Форма подведения итогов: по итогам мероприятия.
14. Советы родителям - в рамках консультативной помощи.
15. Заключительное занятие. Организация совместно с детьми конкурсного мероприятия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной программы является занятие. Занятия проводятся как в традиционных формах: лекции, дискуссии, учебные игры и др., так и в нетрадиционных формах: интегрированные занятия, викторины, выставки, презентации и др.
Разнообразию содержания и методов обучения в программе отвечает разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые.
Фронтальное обучение при реализации данной программы применяются на теоретических занятиях для организации учебно-познавательной деятельности всех родителей одновременно.
Групповое обучение применяется в реализации данной программы наиболее часто на практических занятиях, когда все родители делятся на подгруппы, и каждая подгруппа выполняет своё задание. Эта организационная форма наиболее удачна.
Коллективная работа применяется на практических занятиях при обсуждении какого- либо вопроса.
Методы обучения
Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта родителей.
Информационно-рецептивный метод применяется на теоретических занятиях.
Метод проблемного изложения в реализации данной программы наиболее соответствует организации работы с родителями.
Исследовательский метод применяется при работе над различными темами.
Для создания комфортного психологического климата на занятиях применяются педагогические приёмы:
создание ситуации успеха;
моральная поддержка;
похвала;
поощрение.
Условия реализации программы:
1. Содержание учебно-тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны;
2. Для успешной реализации программы необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации программы, но и заинтересованность родителей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная программа способствует решению ряда задач учебно-воспитательного процесса:
1. Оказанная помощь родителям в профессиональном самоопределении детей привела к тому, что улучшилась успеваемость ребят.
3. Уменьшилось количество обучающихся «группы риска»
4. Разработаны презентации по внутрисемейным отношениям: «Моя семья - моё богатство», «В здоровом тел е- здоровый дух» .
5. В учреждении сохранена преемственность поколений (многие родители обучающихся - выпускники этой школы).
Примерный учебный план (занятия проводятся с сентября по май)
№ п/п | Содержание (виды работы) | Ответственный | Лекции | Практикумы (семинары, круглые столы, тренинги) |
I раздел. I четверть. Физиология и гигиена |
1. | Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста | Психолог, врач Классный руководитель | 1 час | - |
2. | Основы физиологии и гигиены подросткового возраста | Психолог, врач Классный руководитель | 1 час | - |
3. | Основы физиологии и гигиены старшеклассника | Психолог, врач Классный руководитель | 1 час | -9 |
4. | Валеология младшего школьника, подростка и старшеклассника | Психолог, врач Классный руководитель | 1 час | - |
5. | Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии | Психолог, врач | - | 1 час (практикум - зачет) |
II раздел, II четверть (ноябрь - декабрь). Психология (детская и возрастная) |
1. | Психологические условия общего развития ребенка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка, и старшеклассника | Психолог Классный руководитель | 1 час | -9 |
2. | Психология взаимоотношений в семье | Психолог Классный руководитель | 1 час | Используются элементы имитационной и ролевой игр |
3. | Психолого-педагогические особенности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (проблемы родителей и учителей) | Психолог Классный руководитель | 1 час | Используются элементы имитационной и ролевой игр |
4. | Творческая одаренность: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей) | Психолог Классный руководитель | 1 час | Используются элементы имитационной и ролевой игр |
5. | Проблемы психологической подготовки учителя и родителя и пути совершенствования деятельности школьной психологической службы | Психологи психологической службы школы, родительский актив слушателей лектория | - | 1 час («круглый стол» или дискуссия) |
III раздел. III четверть (январь - март). Педагогика |
1. | Педагогика как наука | председатель м/о классных руководителей, классный руководитель | 1 час | - |
2. | Педагогическое проектирование и диагностика в семье и школе | Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель | 1 час | - |
3. | Педагогические процессы в семье и школе | Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель | 1 час | - |
4. | Педагогическое мастерство родителей и учителей при воспитании детей в семье и школе | Заместитель директора по воспитательной работе,классный руководитель | 1 час | Используются элементы имитационной и ролевой игр |
5. | Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы. Детско-родительские отношения в семье. Формирование и развитие взаимоотношений в семье: дедушка – бабушка – мать – отец – ребенок. Гуманизм детско-родительских отношений в семье, ответственность и долг | Заместитель директора по социальной защите, классный руководитель | 1 час | Используются элементы имитационной и ролевой игр 9 |
6. | Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания | Заместители директора по воспитательной и социальной работе, председатель м/о классных руководителей | - | 1 час (семинар-зачет) |
IV раздел. IV четверть (апрель-май) Культура, искусство, досуг |
1. | Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании | Учитель литературы, Классный руководитель | - | - |
2. | Книга в семье. Что и как читают наши дети? | Учитель литературы, Классный руководитель | - | - |
3. | Театр, СМИ и современные дети. Диагностика уровня развития эстетического отношения детей различного возраста к действительности и характеристика эстетико-образовательного развития младших школьников, подростков, старшеклассников средствами зрелищных искусств и СМИ | Классный руководитель | - | - |
4. | Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся | заместитель директора по социальной работе, классный руководитель | - | -9 |
Раздел V. IV четверть. Подводя итоги… |
1. | Семья и школа вчера, сегодня, завтра. Три лика школы: дети – родители – учителя | Родительский актив из состава слушателей лектория, директор школы или его заместитель по воспитательной работе. Классный руководитель | 1 час | - |
2. | Советы родителям (родительская копилка педагогического опыта) | Родительский актив из состава слушателей лектория Классный руководитель, психолог | - | 1 час («круглый стол») |
3. | Торжественное вручение Диплома слушателей родительского лектория | Администрация, лекторы-специалисты | - | Торжественное заседание |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975.
2. Анзор Л. Дети и семейный конфликт._ М., 1988.
3. Бирюков Л.А. Программа курса «Валеология в старших классах».- М., 1998.
4. Вознесенская Е.А. Творческая активность обучающихся и их профессиональное мастерство. «Сборник методических разработок». – Ставрополь: КЦДЮТТ, 2005. - 40 с.
5. Гурова Р.Г., Рычкова Г.Б. Подготовка старшеклассников к жизни. – М.: «Просвещение», 1979. - 160 с.
6. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.
7. Кочкаров Ю.С. О природе способностей. Карачаево- Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1974.- 114 с.
8. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М., 1993
9. Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания 8-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2005. - 124 с.
10. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.
11. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.
12. Разин А.В. Воспитание красотой. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1980. - 80 с.
13. Рубинштейн М.М. Основы общей психологии.- М., 1940.
14.Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.