СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа партнёрского взаимодействия с родителями "В Гармонии с Миром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, разработана образовательная программа по работе с родителями.    Обучение по программе рассчитано на 5 лет. В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Программа состоит из двух основных частей: инвариантной части (школа + семья), что гарантирует родителям обучающихся необходимый минимум знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях;  вариативной части, в которой отражена специфика школы

Вся совместная деятельность педагога и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя.

Просмотр содержимого документа
«Программа партнёрского взаимодействия с родителями "В Гармонии с Миром"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА

(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)


Утверждаю:

Директор школы:____________/ Лысенко Г.П./

«_____» сентябрь 2020 г






Программа партнерского взаимодействия с родителями

« В ГАРМОНИИ С МИРОМ»

2020-2025 год

Программа рассчитана на 5 лет, предназначена

для родителей учащихся 5-9 классов




Классный руководитель: Чалабян Т.В


Педагог-психолог: Букурова С.А















с.Алексеево-Тузловка

2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, разработана образовательная программа по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет.

В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Программа состоит из двух основных частей:

инвариантной части (школа + семья), что гарантирует родителям обучающихся необходимый минимум знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях;

вариативной части, в которой отражена специфика школы

Вся совместная деятельность педагога и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя.

Доминирующие формы обучения:

индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ;

лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.


Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.


Задачи программы:

научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;

содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;

вооружить родителей современными психолого- педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;

оказать индивидуализированную адресную помощь родителям по итогам психодиагностики семьи и семейного воспитания;

содействовать формированию семейного единства, взаимозависимости.


Ожидаемые результаты программы:

по окончанию курса программы родители должны знать:

- особенности подросткового возраста;

- основные режимные моменты, особенности питания;

- основы возрастной психологии;

- роль родителей в саморазвитии ребёнка, в развитии их одарённости;

- историю своей семьи;

- основные воспитательные приёмы;

- должны уметь находить наиболее правильный выход из проблемной ситуации.


Итоговый контроль осуществляется по результатам мониторинга, который включает в себя тесты, диагностические методы, анкеты, собеседования.

Показатели мониторинга позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие: цели и задачи программы.

Выявление наиболее актуальных проблем.

Форма занятия: беседа, игра-ситуация.

Форма подведения итогов: мониторинг.


2. Особенности младшего школьного возраста.

Теория: Физиология развития ребёнка младшего школьного возраста. Переходный период в младшем школьном возрасте. Привычки младших школьников.

Практика: создание и решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия.

Форма подведения итогов: анкетирование.


3. Режим дня школьника.

Теория: необходимость соблюдения режима дня в младшем школьном возрасте. Валеология младшего школьника

Форма занятия: беседа, обмен опытом.

Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим его анализом.


4. Возрастная психология подросткового возраста.

Теория: Личность как носитель сознания. Индивидуальность ребёнка. Психический симбиоз матери и ребёнка в подростковом возрасте

Форма занятия: лекция, вечер вопросов и ответов.

Форма подведения итогов: совместная разработка рекомендаций.


5. Психология саморазвития. Роль родителей в развитии ребёнка.

Теория: психическое развитие и формирование личности ребёнка. Психология саморазвития и риск самораскрытия. Психология взаимоотношения со взрослыми.

Практика: решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: дискуссия, презентация семейного воспитания.

Форма подведения итогов: анализ тестирование детей, выработка рекомендаций для родителей.


6. Одарённость ребёнка- дар или наказание.

Теория: Роль родителей в формировании и развитии творческой одарённости.

Практика: Диагностика и само диагностика творческой личности.

Форма занятия: лекция, практическая работа.

Форма подведения итогов: анализ полученных данных.


7. Семья – как социальная и нравственная ценность.

Теория: «Семья- ядро воспитания». Воспитательный потенциал семьи.

Форма занятия: беседа, устное сообщение.

Форма подведения итогов: опрос.


8. Виды воспитания

Теория: взаимодействие семьи и учреждений образования в вопросах воспитания: гражданское и трудовое воспитание, экономическое и экологическое воспитание, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Форма занятия: просмотр кинофильма. Презентация семейного воспитания.

Форма подведения итогов: «Ярмарка педагогических идей».


9. Педагогические процессы в семье.

Теория: Педагогический процесс: структура, основные компоненты.

Практика: решение практических задач.

Форма занятия: беседа, рассказ.

Форма подведения итогов: собеседование.


10. Роль традиций в семье.

Теория: Семейные традиции, их роль в воспитании детей. Семейные реликвии и их значение.

Практика: просмотр кинофильма с последующим анализом.

Форма занятия: вечер вопросов и ответов.

Форма подведения итогов: организация фото – выставки «Я и моя семья».


11. Книга в семье.

Теория: «Что читают наши дети?» Проблемы сегодняшнего чтения. Знакомство родителей с произведениями, посвящённых семье в русской литературе.

Форма занятия: беседа.

Форма подведения итогов: анализ памяток «Какие книги нужно читать».


12. СМИ и современные дети

Теория: основные проблемы воспитания и медиаобразования. Воспитание средствами зрелищных искусств и массовой информации.

Форма занятия: лекция.

Форма подведения итогов: анализ диагностики уровня развития эстетического отношения детей к зрелищным видам искусства и к средствам массовой информации. Разработка рекомендаций.


13. Досуг и семья.

Теория: основные принципы организации досуга в семье и в учреждениях образования. Роль родителей в организации досуга детей.

Практика: примеры организации досуга в семье. Организация мероприятия «Папа, мама, я дружная семья».

Форма занятия: презентация организации досуга в семье.

Форма подведения итогов: по итогам мероприятия.


14. Советы родителям - в рамках консультативной помощи.


15. Заключительное занятие. Организация совместно с детьми конкурсного мероприятия.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной программы является занятие. Занятия проводятся как в традиционных формах: лекции, дискуссии, учебные игры и др., так и в нетрадиционных формах: интегрированные занятия, викторины, выставки, презентации и др.

Разнообразию содержания и методов обучения в программе отвечает разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые.

Фронтальное обучение при реализации данной программы применяются на теоретических занятиях для организации учебно-познавательной деятельности всех родителей одновременно.

Групповое обучение применяется в реализации данной программы наиболее часто на практических занятиях, когда все родители делятся на подгруппы, и каждая подгруппа выполняет своё задание. Эта организационная форма наиболее удачна.

Коллективная работа применяется на практических занятиях при обсуждении какого- либо вопроса.


Методы обучения

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта родителей.

Информационно-рецептивный метод применяется на теоретических занятиях.

Метод проблемного изложения в реализации данной программы наиболее соответствует организации работы с родителями.

Исследовательский метод применяется при работе над различными темами.

Для создания комфортного психологического климата на занятиях применяются педагогические приёмы:

создание ситуации успеха;

моральная поддержка;

похвала;

поощрение.


Условия реализации программы:

1. Содержание учебно-тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны;

2. Для успешной реализации программы необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации программы, но и заинтересованность родителей.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Данная программа способствует решению ряда задач учебно-воспитательного процесса:

1. Оказанная помощь родителям в профессиональном самоопределении детей привела к тому, что улучшилась успеваемость ребят.

3. Уменьшилось количество обучающихся «группы риска»

4. Разработаны презентации по внутрисемейным отношениям: «Моя семья - моё богатство», «В здоровом тел е- здоровый дух» .

5. В учреждении сохранена преемственность поколений (многие родители обучающихся - выпускники этой школы).


Примерный учебный план (занятия проводятся с сентября по май)



№ п/п


Содержание 
(виды работы)


Ответственный


Лекции

Практикумы (семинары, круглые столы, тренинги)

I раздел. I четверть. Физиология и гигиена

1.

Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста

Психолог, врач

Классный руководитель

1 час

-

2.

Основы физиологии и гигиены подросткового возраста

Психолог, врач

Классный руководитель

1 час

-

3.

Основы физиологии и гигиены старшеклассника

Психолог, врач

Классный руководитель


1 час

-9

4.

Валеология младшего школьника, подростка и старшеклассника

Психолог, врач

Классный руководитель

1 час

-

5.

Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии

Психолог, врач

-

1 час (практикум - зачет)

II раздел, II четверть (ноябрь - декабрь). Психология (детская и возрастная)

1.

Психологические условия общего развития ребенка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка, и старшеклассника

Психолог

Классный руководитель

1 час

-9

2.

Психология взаимоотношений в семье

Психолог

Классный руководитель

1 час

Используются элементы имитационной и ролевой игр

3.

Психолого-педагогические особенности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (проблемы родителей и учителей)

Психолог

Классный руководитель

1 час

Используются элементы имитационной и ролевой игр

4.

Творческая одаренность: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей)

Психолог

Классный руководитель

1 час

Используются элементы имитационной и ролевой игр

5.

Проблемы психологической подготовки учителя и родителя и пути совершенствования деятельности школьной психологической службы

Психологи психологической службы школы, родительский актив слушателей лектория

-

1 час («круглый стол» или дискуссия)

III раздел. III четверть (январь - март). Педагогика

1.

Педагогика как наука

председатель м/о классных руководителей, классный руководитель

1 час

-

2.

Педагогическое проектирование и диагностика в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель

1 час

-

3.

Педагогические процессы в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель

1 час

-

4.

Педагогическое мастерство родителей и учителей при воспитании детей в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе,классный руководитель

1 час

Используются элементы имитационной и ролевой игр

5.

Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы. Детско-родительские отношения в семье. Формирование и развитие взаимоотношений в семье: дедушка – бабушка – мать – отец – ребенок. Гуманизм детско-родительских отношений в семье, ответственность и долг

Заместитель директора по социальной защите, классный руководитель

1 час

Используются элементы имитационной и ролевой игр

9

6.

Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания

Заместители директора по воспитательной и социальной работе, председатель м/о классных руководителей

-

1 час (семинар-зачет)

IV раздел. IV четверть (апрель-май) Культура, искусство, досуг

1.

Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании

Учитель литературы,

Классный руководитель

-

-

2.

Книга в семье. Что и как читают наши дети?

Учитель литературы,

Классный руководитель

-

-

3.

Театр, СМИ и современные дети. Диагностика уровня развития эстетического отношения детей различного возраста к действительности и характеристика эстетико-образовательного развития младших школьников, подростков, старшеклассников средствами зрелищных искусств и СМИ

Классный руководитель

-

-

4.

Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся

заместитель директора по социальной работе, классный руководитель

-

-9

Раздел V. IV четверть. Подводя итоги…

1.

Семья и школа вчера, сегодня, завтра. Три лика школы: дети – родители – учителя

Родительский актив из состава слушателей лектория, директор школы или его заместитель по воспитательной работе. Классный руководитель

1 час

-

2.

Советы родителям (родительская копилка педагогического опыта)

Родительский актив из состава слушателей лектория

Классный руководитель, психолог

-

1 час («круглый стол»)

3.

Торжественное вручение Диплома слушателей родительского лектория

Администрация, лекторы-специалисты

-

Торжественное заседание








ЛИТЕРАТУРА:


1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975.

2. Анзор Л. Дети и семейный конфликт._ М., 1988.

3. Бирюков Л.А. Программа курса «Валеология в старших классах».- М., 1998.

4. Вознесенская Е.А. Творческая активность обучающихся и их профессиональное мастерство. «Сборник методических разработок». – Ставрополь: КЦДЮТТ, 2005. - 40 с.

5. Гурова Р.Г., Рычкова Г.Б. Подготовка старшеклассников к жизни. – М.: «Просвещение», 1979. - 160 с.

6. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.

7. Кочкаров Ю.С. О природе способностей. Карачаево- Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1974.- 114 с.

8. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М., 1993

9. Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания 8-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2005. - 124 с.

10. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.

11. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.

12. Разин А.В. Воспитание красотой. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1980. - 80 с.

13. Рубинштейн М.М. Основы общей психологии.- М., 1940.

14.Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!