10
М
инистерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Горловский автотранспортный техникум»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Донецкий национальный технический университет"
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОУ «ГАТТ» ГОУВПО «ДонНТУ» 3 Е.М. Стрельченко Подпись «____»__________2018 г. |
| |
Программа патриотического воспитания студентов
в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет»
в 2018 - 2019 учебном году
г. Горловка
2018
Программа патриотического воспитания студентов в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет» разработана на основе Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, утвержденной приказом МОН ДНР № 322 от 17.07.2015 г. и приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015 г.; методических рекомендаций для педагогических работников ОУ СПО по повышению уровня патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, формированию активной жизненной позиции, утвержденных приказом МОН ДНР от «15» июля 2016 г. № 763. Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет» Разработчик: Павлова С.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, специалист высшей квалификационной категории ___________ Рецензенты: 1. Рангаева С.И., преподаватель, специалист высшей квалификационной категории_________________________________________________________ 2. Евсеева Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет», специалист высшей категории, преподаватель-методист_______________________________________________________ Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и физическая культура» протокол № ___ от «___»_________2018 г. Председатель ЦК_________________________ Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г. В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение ____, стр.____) Председатель ЦК _______________________ Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г. В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение ____, стр.____) Председатель ЦК _______________________ |
|
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
| 5 |
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
| 6 |
- план мероприятий по реализации программы
| 8 |
- Контроль и оценка результатов реализации программы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 9 10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи Донецкой Народной Республики – формирования у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Данная программа разработана на основе Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, утвержденной приказом МОН ДНР № 322 от 17.07.2015 г. и приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015 г.; методических рекомендаций для педагогических работников ОУ СПО по повышению уровня патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, формированию активной жизненной позиции, утвержденных приказом МОН ДНР от «15» июля 2016 г. № 763.
При создании настоящей программы было учтено, что патриотический компонент включается в содержание программ изучаемых студентами дисциплин и проводимых воспитательных мероприятий и основывается на принципах:
-служения Отечеству;
-исторической и социальной памяти;
-преемственности духовного опыта;
-социокультурной и национальной идентификации;
-гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого;
- священности символов и смыслов Отечества;
-соборности в воспитании духовных основ патриотизма;
-опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции;
-связи традиций и инноваций в патриотическом воспитании.
Важное значение в патриотическом воспитании молодых людей имеют: формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений, показ достижений соотечественников в области мировой культуры, науки и искусства; привитие любви и бережного отношения к родному языку; приобщение к народным традициям и ритуалам; глубокое изучение природных, географических, демографических, социальных, политических, геополитических и других особенностей государства; разъяснение смысла и содержания основных государственных символов страны — ее герба, флага и гимна; изучение славных страниц военной истории, ратных подвигов ее народа, биографий выдающихся полководцев и военачальников, внесших наиболее весомый вклад в славные победы нашего государства; привитие уважения к истории и национальным традициям народов, населяющих наше государство.
Реализация настоящей программы в учебно-воспитательном процессе позволит сформировать и развить у студентов патриотическое самосознание, гражданственность, патриотизм и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
1. Цель и задачи программы
Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания в техникуме, способствующей формированию и
развитию у студентов патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) способствовать формированию у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны;
2) обеспечить условия для воспитания студентов в духе уважения к Конституции Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
3) обеспечить условия для пропаганды, популяризации в студенческой среде символов государства символов государства – Герба, Флага, Гимна Донецкой Народной Республики, воспитания у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и других исторических святынь;
4) обеспечить условия для изучения, развития и функционирования русского языка в образовательной среде;
5) обеспечить условия для формирования у студентов интернационального сознания, расовой, национальной, религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами, толерантного отношения к культуре народов, проживающих в Донецкой Народной Республики, на основе разъяснения государственной языковой и этнополитики;
6) способствовать формированию у студентов позитивного отношения к
воинской службе и повышению ее престижа;
7) создать условия для формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания нации и страны;
8) создать условия и обеспечить реализацию возможностей студентов в полноценной социализации и активном вовлечении их в решение социально-
экономических, культурных, правовых, экологических и других вопросов и проблем путем расширения студенческого самоуправления;
9) создать условия для непримиримого отношения к деструктивным и асоциальным проявлениям, активизации работы по борьбе с религиозным экстремизмом.
2. Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех студентов техникума – с 1 по 4 курс.
Работа по патриотическому воспитанию студентов должна осуществляться по следующим направлениям:
1. Формирование гражданско-патриотического сознания.
Данное направление работы по патриотическому воспитанию студентов решает задачи формирования у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитания студентов в духе уважения к основному закону – Конституции Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни. Реализуется через организацию лекций по общественно-политической проблематике; организацию торжественных собраний студенческого и трудового коллектива, посвященных государственным праздникам; встречи студенческой молодежи с представителями власти, правоохранительных органов; проведение тематических воспитательных часов, круглых столов с приглашением общественных объединений и др.; студенческие патриотические акции, дебатные турниры, конкурсы и олимпиады на знание истории, конкурсы патриотической песни и пр.
2. Пропаганда и популяризация государственных символов Республики.
Данное направление патриотического воспитания решает задачи пропаганды и популяризации в студенческой среде символов государства символов – Герба, Флага, Гимна Республики, воспитания у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и других исторических святынь. Реализуется через организацию уголков государственной символики; организацию и проведение студенческих патриотических акций «Это – мой Герб!», «Это – мой Флаг!», «Это – мой Гимн!»; проведение конкурсов и олимпиад на знание государственной символики Республики.
3. Формирование поликультурного сознания и межэтнической толерантности.
Данное направление патриотического воспитания студенческой молодежи решает задачи формирования у студентов интернационального сознания, расовой, национальной, религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами.
4. Военно-патриотическое воспитание.
Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи формирования у студентов позитивного отношения к воинской службе и повышения ее престижа. Реализуется через организацию встреч студенческой молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла; посещение воинских частей; встречи с личными составами воинских частей; организацию совместных военно-патриотических акций и месячников оборонно-массовой работы; организацию конкурсов патриотической песни с участием студентов и военнослужащих; организацию военно-спортивных соревнований и игр и т.п.
5. Пропаганда здорового образа жизни как основы здоровья нации и развития страны.
Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания нации и страны.
Реализуется через организацию работы спортивных секций (по видам спорта); организацию спартакиад среди студентов и преподавательского состава; организацию фестивалей здоровья и спортивных марафонов; участие студентов в региональных, республиканских спортивных состязаниях; встречи студентов с известными спортсменами, чемпионами Республики, мира.
6. Развитие студенческого самоуправления.
Данное направление реализуется через создание и функционирование студенческих советов, студенческих парламентов, клубов по интересам, творческих коллективов и др. и решает задачи вовлечения студентов в решение организационных вопросов, активную социализацию и формирование организационно-управленческих умений и навыков.
Данные направления должны реализовываться на различных уровнях:
1) учебном - задачи формирования патриотического сознания, гражданско-патриотических ценностей, чувства верности своему Отечеству – Донецкой Народной Республике, реализуются в процессе изучения учебных дисциплин:
а) общеобразовательного цикла (ОДБ.01 Литература, ОДБ.04 История Отечества, ОДБ.08 Уроки гражданственности и духовности Донбасса, ОДБ.09 Обществознание, ОДБ.16 Начальная военная подготовка/Медико-санитарная подготовка):
б) общего гуманитарного и социально-экономического цикла: ОГСЭ.02 Отечественная история, ОГСЭ.06 Социология;
2) внеучебном – организация педагогического сопровождения и педагогической помощи студентам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитивными феноменами культуры, так и в режиме проблематизации, критического осмысления – с проблемными феноменами культуры);
3) институциональном – жизнь в техникуме должна быть организована таким образом, чтобы в условиях общетехникумовского сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения студентов, чтобы возникла ситуативная активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними;
4) социально-проектном – предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями членов студенческого сообщества.
3. План мероприятий по реализации программы
Программа патриотического воспитания студентов техникума реализовывается через систему воспитательных мероприятий в учебных группах, участия студентов в городских мероприятиях (табл. 1).
Таблица 1
План мероприятий по реализации программы патриотического воспитания студентов техникума в 2018-2019 учебном году
Месяц учебного года | Мероприятия в учебных группах | Участие в городских мероприя тиях |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | 1)Проведение воспитательных часов по теме «С чего начинается Родина». 2) Беседа на тему: «Они защищали Донбасс» (посвящена освобождению Донбасса от немецко-фашистских захватчиков). 2) Классный час. Проведение беседы на тему: «Историческое и культурное наследие нашего края». 3) Посещение исторического музея. 4)Выпуск стенгазеты, посвященной Дню освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. 5)Участие в акции, приуроченной к международному дню мира. | Участие в торжественном шествии и митинге, приуроченном 75-й годовщине освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. |
Октябрь | 1) Проведение беседы на тему: «День государственного флага ДНР». 2)Проведение воспитательного часа на тему «Терроризм и патриотизм» 3) Беседа на тему: «Государственные символы ДНР, государственное устройство Республики». 4) Беседа на тему: «С чего начиналась Горловка». | ‒ |
Ноябрь | 1) Проведение беседы на тему: «День народного единства». 2) Беседа на тему: «Что означает быть патриотом?» 3) Беседа: «Донбасс и Россия: связь времен»; 4) Проведение воспитательного часа на тему: «Трудовые легенды Донецкого края» 5) Воспитательный час, посвященный международному дню единства «Народ Донбасса и России – одна семья»; 6) Воспитательный час, посвященный Дню героев Отечества: «Помним всегда мы о наших героях, павших за нашу страну». | ‒ |
Декабрь | 1) Проведение беседы на тему: «Они прославили Донбасс»; 2) Беседа на тему: Историческое и культурное наследие нашего края» 3)Классный час. Проведение беседы на тему: «Международный день памяти жертв Холокоста» | ‒ |
1 | 2 | 3 |
Январь | 1) Проведение воспитательного часа на тему: « 900 дней и ночей» (ко Дню снятия блокады Ленинграда» | ‒ |
Февраль | 1)Беседа на тему: «Перспективы развития Донбасса»; 2) Проведение воспитательного часа на тему: «Что такое патриотизм» (ко Дню защитника Отечества). | ‒ |
Март | Проведение научной конференции «Социально-мировоззренческие основания экстремизма и терроризма» | ‒ |
Апрель | Проведение воспитательного часа на тему: «Историческое и культурное наследие нашего края». | ‒ |
Май | Беседа: «Ваш светлый подвиг не забыт». Беседа на тему: «Писатель В.Васильев о войне». | Участие в торжественном шествии и митинге, приуроченном годовщине празднования Дня Победы |
Июнь | Беседа на тему: «75 лет операции «Багратион» | ‒ |
4. Контроль и оценка результатов реализации программы
Контроль и оценка результатов реализации программы патриотического воспитания студентов техникума проводится в конце учебного-года заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Выводы о полноте и эффективности реализации данной программы вносятся в отчет о воспитательной работе за учебный год.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, утвержденная приказом МОН ДНР № 322 от 17.07.2015 г. и приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015 г.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования по повышению уровня патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, формированию активной жизненной позиции, утвержденные приказом МОН ДНР от «15» июля 2016 г. № 763.