СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа педагога дополнительногообразовангия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная Программа является основным документом творческого объединения детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа педагога дополнительногообразовангия»



Программа педагога дополнительного образования:

от структуры до апробации.



Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:

— определяется «стратегия» образовательного про­цесса на весь период обучения;

—отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содер­жательные и методические подходы к образовательной деятельно­сти и её результативности;

Пунктом 5 статьи14 Закона об Образовании установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

1. Обсуждение программы на методическом совете образова­тельного учреждения. По итогам обсуждения на обра­зовательную программу составляется рецензия «внутренней» экс­пертизы.

2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности.

По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

3.Обсуждение образовательной программы на заседании педаго­гического совета образовательного учреждения — органа, полномоч­ного утверждать нормативные документы. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.

4.Утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогиче­ского совета.Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образова­тельных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих учеников несет об­разовательное учреждение в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона об Образовании.


Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, раз­вития детей.


Классификация программ по степени авторства

Типовая (примерная)— программа, утверждённая Министер­ством образования РФ и рекомендованная для реализации по про­филю той или иной образовательной области.

Модифицированная — программа, при разработке которой за основу берётся другая, сходная по содержанию, направлению дея­тельности образовательная программа (программы). Затем програм­ма, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в неё могут вноситься изменения.

Экспериментальная — программа, целью которой является из­менение содержания, организационно-педагогических основ и ме­тодов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Экспериментальная программа должна пройти процедуру обсуждения и принятия мето­дическим (экспертным) советом.

Авторская— программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработан­ных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская про­грамма, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть акту­альной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, про­шедшей через процедуру конкурса авторских программ.


Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.


Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей


1. На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения (заглавными буквами);

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа, подпись и печать руководителя организации (в правой части листа);

— название дополнительной образовательной программы (заглавными буквами, в кавычках);

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образо­вательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образова­тельной программы (справа);

—название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа (внизу);

— год разработки дополнительной образовательной программы (внизу).


2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы.


Направленность образовательной программы

1. Художественная — направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления.

2. Техническая — направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).

3. Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

4. Естественнонаучная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир).

5. Социально-педагогическая — направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, формирование педагогических навыков (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»).

6. Туристско-краеведческая — направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:

— на анализе социальных проблем;

— на материалах научных исследований;

— на анализе педагогического опыта;

— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

— на современных требованиях модернизации системы образования;

— на потенциале образовательного учреждения;

— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.


Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. Это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Сформулировать цели нужно максимально полно, четко, конкретно (создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.). Результаты достижения цели должны быть измеримы. Цели могут быть направлены:

— на развитие ребенка в целом;

— на развитие определенных способностей ребенка;

— на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;

—на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

— на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

— на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;

— на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. Это пути, способы поэтапного достижения цели. Должны быть отражены сл. виды задач:

— обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

— развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

— воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы (глагол или существительное).


Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.

Здесь следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:

— для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;

— наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);

— предполагаемый состав групп;

— условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.


Сроки реализации дополнительной образовательной программы

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:

— временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,

— этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

— количество часов на каждый год.


Формы и режим занятий

Возможные формы организации деятельности обучающихся на заня­тии:

-Индивидуальная

-Групповая

-Фронтальная

индивидуально-групповая

ансамблевая,

оркестровая

работа по подгруппам (по звеньям)



Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

-Словесные

-Наглядные

-Практические

устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста.


показ видеоматериа­лов, иллюстраций, наблюдение.

тренинг,

тренировочные упражнения.






Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при исполь­зовании которых дети воспринимают и усваивают готовую инфор­мацию).

- Репродуктивные (дети воспроизводят по­лученные знания и освоенные способы деятельности).

- Частично-поисковые (участие детей в коллектив­ном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

- Исследовательские (овладение детьми метода­ми научного познания, самостоятельной творческой работы).


Возможные формы проведения занятий:

акция

круглый стол

сбор

аукцион

круиз

семинар

бенефис

лабораторное занятие

сказка

беседа

эвристическая лекция

смотрины

вернисаж

мастер-класс

соревнование

викторина

«мозговой штурм»

спектакль

встреча с интересны­ми людьми

наблюдение

студия

выставка

олимпиада

творческая встреча

галерея

открытое занятие

творческая мастерская

гостиная

посиделки

творческий отчет

диспут, дискуссия, обсуждение

поход

тренинг

занятие-игра

праздник

турнир

защита проектов

практическое занятие

фабрика

игра деловая

представление

фестиваль

игра-путешествие

презентация

чемпионат

игра сюжетно-ролевая

производственная бригада

шоу

игровая программа

профильный лагерь

экзамен

класс-концерт

поход

экскурсия

КВН

размышление

экспедиция

конкурс

рейд

эксперимент

консультация

репетиция

эстафета

конференция

ринг

ярмарка

концерт

салон

и другие



Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. Указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут).


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Он должен соотноситься с целью и задачами. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

В способах определения результативности указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачёты, опросы, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активность обучающихся на занятиях, мониторинг, фотоотчеты, отзывы.


Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Формы контроля: начальный (входной) контроль ( в начале года; беседа, опрос, тестирование, анкетирование), текущий контроль (в течение всего учебного года; пед. наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа), промежуточный контроль (по окончании изучения темы или раздела; выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование), итоговый контроль (в конце учебного года; выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

опрос, контрольное занятие,концерт, зачет, самостоятельная работа, выставка, экзамен, защита рефератов, конкурс, олимпиада, открытое занятие для родителей,соревнование, игра-испытание, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, отзыв, эссе и др.


3.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы содержит:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Необходимо также заложить часы на внеклассные мероприятия.

Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Родительские собрания, «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах) — в учебно-тематический план не включаются.



4. Содержание программы дополнительного образования отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

— название темы;

— телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

— указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

— при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.



5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.

- можно включить описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы:

• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

• перечень оборудования учебного помещения, кабинета;

• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).



6. Список литературы.

Нужно сформировать несколько списков:

1. Список литературы, использованной педагогом при написании программы.

2.Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.

3. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.

4. Список литературы, рекомендованной учащимся для успешного освоения данной образовательной программы.

5. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия в обучении и воспитании ребенка.

(Фамилия И.О. Название издания. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.)


Приложения к образовательной программе.

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• технологические карты;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• условия прослушивания;

• материалы тестирования;

• памятки для родителей;

• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

• сценарии творческих мероприятий;

• диагностические материалы;

•видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

• электронные ресурсы и д


Типичные ошибки при написании программ

-Отсутствует краткая характеристика предмета программы;

-Не раскрывается актуальность, новизна программы;

-Не различаются понятия «цель» и «задача»;

-Несоответствие задач поставленным целям;

-Несоответствие поставленных целей срокам реализации программы;

-Отсутствие разделения задач на «образовательные», «развивающие», «воспитательные»;

-Встречается поурочное планирование вместо разделов программы;

-Не указывается итоговое количество часов на год, не всегда итоговое количество часов соответствует нормативам;

- План составлен не на весь период обучения;

-Учебно-тематический план и содержание программы проектируются без учёта возраста детей;

-Неумение «телеграфным стилем» перечислить содержание раскрываемых тем (теория и практика);

- Отсутствие конкретных знаний, умений и навыков по каждому году обучения;

- Называются знания, умения и навыки, динамику которых невозможно оценить;

-Отсутствие описания оборудования, материалов, необходимых для реализации программы;

- Отсутствие или неправильное оформление списков литературы;

-Разделение литературы на используемую педагогом и рекомендуемую воспитанникам.



Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

г. Палласовки

Волгоградской области





ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ АВГУСТОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ


(заседании районного методического объединения педагогов дополнительного образования).





«Программа педагога дополнительного образования:

от структуры до апробации»



Киселева Т. Ю., педагог первой квалификационной категории








г. Палласовка 2015







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!