СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС СОО 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии 10 класс»

  1. Планируемые результаты изучения учебного курса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Общая биология».


Личностные результаты:

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей,

  • реализации установок здорового образа жизни;

  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи умение работать с разными источниками биологической информации:

  • находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

Предметные результаты:

  • .В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина),;

  • учения В.И. Вернадского о биосфере;

  • законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных;

  • видов, экосистем, биосферы)и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

  • отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы;

  • причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды;

  • необходимости сохранения видов умение пользоваться биологической терминологией и символикой.

  • решение элементарных биологических задач;

  • составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания) описание особей видов по морфологическому критерию выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.

  • В ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

  • В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов

  • В сфере физической деятельности: Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде

  • Основу структурирования содержания курса биологии в средней школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука; Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

  • В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная);

  • сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  • уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. Содержание программы.

10 класс (70ч, 2 часа в неделю)

Введение (5 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация портретов ученых-биологов.

Основы цитологии (29 ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, АТФ, их строение и роль. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты и строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и клеточные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги.

Обмен веществ и превращения энергии в к клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Автотрофы и гетеротрофы. Фото­синтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемо­синтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетической код. Матрич­ный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превра­щения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы

  1. Роль ферментов в ускорении химических реакций в клетках растений и животных

  2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках.

  3. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (11 ч)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста мно­гоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размно­4жение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оп­лодотворение. Особенности оплодотворения у цветко­вых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) ор­ганизмов. Деление, рост, дифференциация клеток, ор­ганогенез, размножение, старение, смерть особей. Он­тогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние организма. Уровни приспособления организма к ме­няющимся условиям. Старение и смерть организмов. Специфика онтогенеза при бесполом размножении

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем митоза и мейоза.

Основы генетики (19 ч)

История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные.

Генетика человека – 6 ч.

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1

«Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

Лабораторная работа №2

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Лабораторная работа №3

«Строение животной, растительной, грибной клетки и бактерий под микроскопом»

Лабораторная работа № 4

«Решение генетических задач. Составление и анализ родословных»

Лабораторная работа №5

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»



  1. Тематическое планирование.


Тема урока.

Количество часов


1 полугодие – 32 часа.



Введение – 5 ч.


1

Краткая история развития биологии.

1

2

Методы исследования в биологии.

1

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

4

Уровни организации живой материи.

1

5

Обобщающий. Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

1

Тема 1. Основы цитологии – 29 ч.


6

Методы цитологии. Клеточная теория.

1

7

Особенности химического состава клетки.

1

8

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

9

Минеральные вещества, их роль в клетке.

1

10

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

11

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

12

Строение и функции белков.

1

13

Лабораторная работа №1

«Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

1

14

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

15

АТФ и другие органические вещества.

1

16

Зачетно-обобщающий урок на тему «Химическая организация клетки».

1

17

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

18

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

19

Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

1

20

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

1

21

Лабораторная работа №2

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

1

22

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

23

Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов.

1

24

Лабораторная работа №3

«Строение животной, растительной, грибной клетки и бактерий под микроскопом»

1

25

Неклеточные формы жизни. Вирусы ибактериофаги.

1

26

Зачетно-обобщающий урок на тему «Клетка – структурная единица живого».

1

27

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

28

Энергетический обмен в клетке.


29

Питание клетки. Пластический обмен.

1

30

Фотосинтез.

1

31

Хемосинтез.


32

Генетический код. Синтез белка в клетке.

1


2 полугодие – 38 часов.



1

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

1

2

Зачетно-обобщающий урок на тему «Обмен веществ и энергии в клетке»

1

Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие – 11 ч.


3

Жизненный цикл клетки.

1

4

Митоз. Амитоз.

1

5

Мейоз.

1

6

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

7

Формы размножения организмов. Половое размножение.

1

8

Развитие половых клеток.

1

9

Оплодотворение.

1

10

Онтогенез.

1

11

Эмбриональный период развития.

1

12

Постэмбриональный период развития.

1

13

Формы размножения организмов. Зачёт.

1

Тема 3. Основы генетики – 19 ч.


14

История развития генетики.

1

15

Гибридологический метод.

1

16

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

17-18

Решение задач на моногибридное скрещивание.

2

19

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

20

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

21-22

Решение задач на дигибридное скрещивание.

2

23

Лабораторная работа № 4

«Решение генетических задач. Составление и анализ родословных»

1

24

Хромосомная теория наследственности.

1

25

Взаимодействие неаллельных генов.

1

26

Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

1

27

Генетическое определение пола.

1

28

Изменчивость.

1

29

Виды мутаций.

1

30

Причины мутаций. Соматические и генеративные.

1

31

Лабораторная работа №5

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

1

32

Зачетно-обобщающий урок на тему «Основы генетики».

1

Тема 4. Генетика человека – 6 ч.


33

Методы исследования генетики человека.

1

34

Генетика и здоровье.

1

35

Проблемы генетической безопасности.

1

36

Общебиологические закономерности.

1

37-38

Резервные уроки.

2

Всего – 70 часов.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!