(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
г. Новосибирск
-о наследственных и врожденных заболеваниях и заболеваниях передающихся половым путем, а также о мерах их профилактики
-выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
-выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
-оказывать первую помощь при отравлениях, кровотечениях , при простудных заболеваниях, ожогах и т.д.;
-характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
-осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
-владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
№ урока | Тема урока | Основные элементы содержания | Характеристика деятельности | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | Науки, изучающие организм человека. Здоровье и его охрана. | Анатомия, физиология, психология, гигиена. Методы биологии | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека | | |
2 | Становление наук, изучающих организм человека. | Ученые: Гераклит, Декарт, Гипократ | Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине | | |
3 | Систематическое положения человека | Систематика, таксоны, рудименты, атавизмы | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных | | |
4 | Историческое прошлое людей | Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы. | Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека | | |
5 | Расы человека. Среда обитания. | Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная | Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов | | |
6. | Общее строение организма. | Уровни организации, структура, органы, системы органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы. | Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами | | |
7. | Клеточное строение организма | Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы, гены, ДНК, РНК, органоиды: ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы. Центриоли. | Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов | | |
8 | Ткани. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп». Инструктаж по т/б | Ткани эпителиальная, соединительная, гладкая и поперечнополосатая мышечные, | Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним | | |
9. | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция | Рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, нейроны: чувствительный, вставочный, исполнительный, рабочий орган. | Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | | |
10 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Строение организма» | | | | |
11 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. | Опорно-двигательный аппарат Скелет, мышцы, надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, костные пластинки, типы костей: трубчатые, губчатые, плоские. | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника полученных результатов | | |
12 | Скелет человека, Осевой скелет. Лабораторная работа №2 Выявление особенностей строения позвонков. Инструктаж по т/б | Осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, позвоночный канал, грудная клетка, ребра, грудина. | Определяют типы соединения костей, выявляют особенности строения позвонков | | |
13 | Строение мышц и сухожилий. | Двигательная единица, тренировочный эффект, биологическое окисление, | Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов | | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | Динамическая и статическая работа, гиподинамия | Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов | | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Практическая работа№1 Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия Инструктаж по т/б | Осанка, остеохондроз, сколиоз, плоскостопие | Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия | | |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Ушиб, перелом, синяк, шина, вывих | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы | | |
17 | Обобщение и контроль знаний по теме «Опорно – двигательная система» | | | | |
18 | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Лабораторная работа № 3 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Инструктаж по т/б | Кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатический сосуд, лимфатический капилляр, лимфатический узел, эритроцит, гемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, тимус, вилочковая железа, фагоцит, фагоцитоз, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение | | |
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Иммунитет: неспецифический и специфический , иммунная система, воспаление, болезни инфекционные и паразитарные, интерферон. | Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета | | |
20 | Иммунология на службе здоровья. | Лечебные сыворотки, вакцины, антитоксины, иммунитет естественный и искусственный, пассивный, активный, аллергия, донор, рецепиент. | Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови | | |
21 | Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. | Артерии, аорта, вены, кармановидные клапаны. | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем | | |
22 | Круги кровообращения. | Предсердия и желудочки сердца, альвеолы, кровь венозная и артериальная | Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | | |
23 | Строение и работа сердца. | Околосердечная сумка, клапаны створчатые и полулунные, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла, адреналин | Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями | | |
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. | Пульс, артериальное давление крови | Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки | | |
25 | Гигиена сердечно - сосудистой системы. Практическая работа №2. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Инструктаж по т/б | Ударный объем сердца, гангрена, стенокардия, электрокардиограмма Кровотечение внутреннее и внешнее, жгут. | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов | | |
26 | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. | Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра, дыхание легочное и тканевое, заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия. | Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы | | |
27 | Газообмен в легких и тканях. | Дыхание легочное и тканевое, диффузия. | Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения | | |
28 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. | Диффузия | Объясняют механизм регуляции дыхания | | |
29 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Практическая работа №3 Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения Инструктаж по т/б | Рефлекторная и гуморальная регуляция дыхания, дыхательный центр, смог, жизненная емкость легких. Остаточный воздух, флюорография, туберкулез, смерь клиническая ибиологическая, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов | | |
30 | Обобщение и контроль знаний. | | | | |
31 | Питание и пищеварение. | Обмен пластический и энергетический, пищеварение, питательные вещества, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, перистальтика, балластные вещества. | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы | | |
32 | Пищеварение в ротовой полости. | Строение зубов, болезни: кариес, пульпит, механическая и химическая обработка пищи. | Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | | |
33 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | Пищевод, желудок, сфинктер, ферменты пепсин, трипсин, пищеварительные железы: печень, поджелудочная, дисбактериоз. | Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | | |
34 | Функции тонкого и толстого кишечника. | Всасывание, ворсинки, гликоген, аппендикс, его симптомы, перитонит | Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы | | |
35 | Регуляция деятельности пищеварительной системы. | Рефлексы безусловные и условные, фистула, гуморальноесокоотделение. | Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения | | |
36 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни | | |
37 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов. | Стадии обмена веществ, микро – и макроэлементы. | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека | | |
38 | Витамины. | | Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов | | |
39 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. | Обмен основной, общий, энерготраты организма, калорийность пищевых продуктов. Нормы питания, ненасыщенные жирные кислоты. | Обсуждают правила рационального питания | | |
40 | Наружные покровы человека. Строение и функции кожи. | Эпидермис, дерма, гиподерма, железы потовые и сальные. Терморегуляция. | Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | | |
41 | Уход за кожей. Терморегуляция организма. | Гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи, болезни кожи: чесотка, лишаи. Обморожения . Теплообразование, теплоотдача, тепловой и солнечный удар. Закаливание. | Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. | | |
42. | Выделение. | Органы мочевыделения, почки. Мочевые пути. Корковое и мозговое вещество почки, нефрон, моча первичная и вторичная. | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | | |
43 | Обобщение и контроль знаний. | | | | |
44 | Строение и значение нервной системы. Спинной мозг. | Гомеостаз, психика. Белое и серое вещество мозга, восходящие и нисходящие пути, функции спинного мозга: рефлекторная и проводящая, шок. | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга | | |
45 | Строение головного мозга. Лабораторная работа №4 Изучение строения головного мозга. Инструктаж по ТБ | Задний, средний, передний мозг, желудочки мозга. | Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга | | |
46 | Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. | Передний мозг, кора, промежуточный | Раскрывают функции переднего мозга | | |
47 | Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. | Таламус и гипоталамус, полушария большого мозга, кора, борозды, извилины, доли мозга, старая и новая кора полушария большого мозга, кора, борозды, извилины, доли мозга, старая и новая кора | Различают функции симпатической и парасимпатической нервной системы Показывают взаимосвязьмежду строением и функциями отделов головного мозга. Прогнозируют последствия для организма при нарушении функций головного мозга. | | |
48 | Соматический и автономный отделы нервной системы. | Симпатический и автономный отделы нервной системы, блуждающий нерв, вегетативные узлы. | Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | | |
49 | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. | Анализатор, модальность галлюцинации, иллюзии. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств | | |
50 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа №5. Изучение строения и работы органа зрения Инструктаж по т/б | Положение и строение глаза, строение сетчатки, бинокулярное зрение. | Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора | | |
51 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | Близорукость, дальнозоркость, диоптрия, катаракта, бельмо. | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения | | |
52 | Слуховой анализатор. Значение слуха. | Наружное, среднее, внутреннее ухо, воспаление среднего уха, тугоухость. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха | | |
53 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | Вестибулярный аппарат, мышечное чувство, кожная чувствительность, осязание. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы | | |
54 | Обобщение и контроль знаний. | | | | |
55 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | ВНД, торможение, временная связь. Подкрепление, угасание условного рефлекса. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения, доминанта | Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | | |
56 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Рефлекс, инстинкт, запечатление, этология, рассудочная деятельность, динамический стереотип, навыки, привычки | Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека | | |
57 | Сон и сновидения. | Сон медленный и быстрый, биологические ритмы, сновидения. | Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека | | |
58 | Особенности высшей неявной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | Потребности базовые и вторичные, сознание, интуиция, познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, наблюдение, представление, ум | Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов | | |
59 | Воля, эмоции, внимание. | Волевое действие, борьба мотивов, выбор цели, способа действия, само действие, внушаемость, негативизм, эмоциональные реакции, аффект, стресс, внимание непроизвольное и произвольное, устойчивое и колеблющееся, рассеянность. | Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания | | |
60 | Роль эндокринной регуляции. | Эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная, половые железы Нейрогормоны. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции | | |
61 | Функция желез внутренней секреции. | Акромегалия, базедова болезнь, мискедема, кретинизм инсулин, сахарный диабет, надпочечники. | Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека | | |
62 | Размножение. Половая система. | Семенники, сперматозоиды, редукционное деление, гены, половые хромосомы, яичники, матка, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение, менструация. Поллюция. Биогенетический закон, онтогенез, филогенез. Плацента. Зародыш, плод, беременность. | Выделяют существенные признаки органов размножения человека | | |
63 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Гемофилия, алкогольный синдром плода, венерические болезни: сифилис, СПИД, гепатит В. | Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека | | |
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | Гемофилия, алкогольный синдром плода, венерические болезни: сифилис, СПИД, гепатит В. | Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека | | |
65 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | Пубертат. Индивид, личность, | Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера» | | |
66 | Интересы, склонности, способности. | Экстраверты, интроверты, самооценка. Интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки | Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдений за состоянием собственного организма | | |
67 | Обобщение и систематизация знаний. | | Демонстрируют основные понятия курса, умения применять полученные знания | | |
68 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | | проводят биологические исследования и делают выводы на основе полученных результатов | | |