СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №117 »



РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Протокол № ____ от «____» ___________ 20 ____ г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________Блац Н.Н.

«_____» августа 202___г.


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №117

___________Рублева О.А.

«____» августа 202___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



на 2022-2023 учебный год



по _биологии____

(указать предмет)


Уровень обучения (класс): основное общее образование _8 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)



Общее количество часов: 68


Количество часов в неделю 2 часа в неделю Уровень _базовый

(базовый, профильный)


Учитель ___ Громыко О.Г.________


Квалификационная категория _без категории__ ____


Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)





г. Новосибирск


Пояснительная записка


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются: социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие:

Учащиеся узнают :

-о месте человека в систематике;

-о основных этапах эволюции человека;

-о особенностях строения организма человека, о строении систем и органов;

-о обмене веществ и энергии-основном свойстве живых существ;

-о заболеваниях систем и органов человека;

-о вкладе отечественных ученых в развитие науки анатомии;

-о наследственных и врожденных заболеваниях и заболеваниях передающихся половым путем, а также о мерах их профилактики

Учащиеся научатся:

-объяснять место и роль человека в природе;

-определять черты сходства и различия человека и животных;

-выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

-наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

-выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;

-объяснять особенности строения систем и органов организма человека;

-оказывать первую помощь при отравлениях, кровотечениях , при простудных заболеваниях, ожогах и т.д.;

-характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие:

-воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества;

-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы;

-умения реализовывать теоретические познания на практике;

-осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

-владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

















Учебно – тематическое планирование

Биология 8 класс

Тема

Количество часов

по рабочей программе

лабораторные работы/практических

контрольные работы

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека

2



Раздел 2. Происхождение человека

3



Раздел 3. Строение организма

5

1/0

1

Раздел 4. Опорно-двигательная система

7

1/1

1

Раздел 5.

Внутренняя среда организма

3

1/0


Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма

5

0/1

1

Раздел 7. Дыхание

5

0/1


Раздел 8. Пищеварение

6

0


Раздел 9. Обмен веществ и энергии

3

0

1

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

0


Раздел 11. Нервная система

5

1/0


Раздел 12. Анализаторы

6

1/0

1

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

0


Раздел 14. Железы внутренней секреции(эндокринная система)

2

0


Раздел 15. Индивидуальное развитие организма

5

0

1

Систематизация и коррекция знаний

2

0

1

Резервное время

-



Итого

68

5/3

7









Календарно-тематическое планирование «Биология. Человек» 8 класс

(68 часов в год, 2 часа в неделю)


№ урока


Тема урока

Основные элементы содержания

Характеристика деятельности

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1.

Науки, изучающие организм человека. Здоровье и его охрана.

Анатомия, физиология, психология, гигиена.

Методы биологии

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека




2

Становление наук, изучающих организм человека.

Ученые: Гераклит, Декарт, Гипократ

Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине




3

Систематическое положения человека

Систематика, таксоны, рудименты, атавизмы

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных




4

Историческое прошлое людей

Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.

Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека




5

Расы человека. Среда обитания.

Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная

Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов




6.

Общее строение организма.


Уровни организации, структура, органы, системы органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами



7.

Клеточное строение организма



Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы, гены, ДНК, РНК, органоиды: ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы. Центриоли.

Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов




8

Ткани. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп». Инструктаж по т/б

Ткани эпителиальная, соединительная, гладкая и поперечнополосатая мышечные,

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним




9.

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция



Рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, нейроны: чувствительный, вставочный, исполнительный, рабочий орган.

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов



10

Обобщение и контроль знаний по теме: «Строение организма»






11

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.


Опорно-двигательный аппарат

Скелет, мышцы, надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, костные пластинки, типы костей: трубчатые, губчатые, плоские.

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника полученных результатов



12

Скелет человека, Осевой скелет. Лабораторная работа №2 Выявление особенностей

строения позвонков. Инструктаж по т/б


Осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, позвоночный канал, грудная клетка, ребра, грудина.

Определяют типы соединения костей, выявляют особенности строения позвонков



13

Строение мышц и сухожилий.


Двигательная единица, тренировочный эффект, биологическое окисление,


Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов



14

Работа скелетных мышц и их регуляция.


Динамическая и статическая работа, гиподинамия

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов



15

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Практическая работа№1 Выявление нарушения

осанки и наличия плоскостопия

Инструктаж по т/б


Осанка, остеохондроз, сколиоз, плоскостопие

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия




16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.




Ушиб, перелом, синяк, шина, вывих

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы




17

Обобщение и контроль знаний по теме «Опорно – двигательная система»





18

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Лабораторная работа № 3

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Инструктаж по т/б

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатический сосуд, лимфатический капилляр, лимфатический узел, эритроцит, гемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, тимус, вилочковая железа, фагоцит, фагоцитоз, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение




19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Иммунитет: неспецифический и специфический , иммунная система, воспаление, болезни инфекционные и паразитарные, интерферон.

Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета



20

Иммунология на службе здоровья.

Лечебные сыворотки, вакцины, антитоксины, иммунитет естественный и искусственный, пассивный, активный, аллергия, донор, рецепиент.

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови




21

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме.


Артерии, аорта, вены, кармановидные клапаны.

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем




22

Круги кровообращения.




Предсердия и желудочки сердца, альвеолы, кровь венозная и артериальная

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов



23

Стро­ение и работа сердца.


Околосердечная сумка, клапаны створчатые и полулунные, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла, адреналин

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями




24

Движе­ние крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.


Пульс, артериальное давление крови

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки



25

Ги­гиена сердечно - сосудистой системы.

Практическая работа №2. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Инструктаж по т/б


Ударный объем сердца, гангрена, стенокардия, электрокардиограмма

Кровотечение внутреннее и внешнее, жгут.

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний


Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов




26

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра, дыхание легочное и тканевое, заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия.

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы



27

Газообмен в легких и тканях.



Дыхание легочное и тканевое, диффузия.

Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения



28

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

Диффузия

Объясняют механизм регуляции дыхания



29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Практическая работа №3 Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения Инструктаж по т/б


Рефлекторная и гуморальная регуляция дыхания, дыхательный центр, смог, жизненная емкость легких. Остаточный воздух, флюорография, туберкулез, смерь клиническая ибиологическая, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов




30

Обобщение и контроль знаний.





31

Питание и пищеварение.

Обмен пластический и энергетический, пищеварение, питательные вещества, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, перистальтика, балластные вещества.

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы




32

Пищеварение в ротовой полости.


Строение зубов, болезни: кариес, пульпит, механическая и химическая обработка пищи.

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов




33

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

Пищевод, желудок, сфинктер, ферменты пепсин, трипсин, пищеварительные железы: печень, поджелудочная, дисбактериоз.


Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов




34

Функции тонкого и толстого кишечника.


Всасывание, ворсинки, гликоген, аппендикс, его симптомы, перитонит

Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы




35

Регуляция деятельности пищеварительной системы.



Рефлексы безусловные и условные, фистула, гуморальноесокоотделение.

Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения



36

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций.


Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни



37

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов.

Стадии обмена веществ, микро – и макроэлементы.

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека



38

Витамины.



Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов



39

Энергоза­траты человека и пищевой рацион.


Обмен основной, общий, энерготраты организма, калорийность пищевых продуктов. Нормы питания, ненасыщенные жирные кислоты.






Обсуждают правила рационального питания



40

Наружные покровы человека. Строение и функции кожи.

Эпидермис, дерма, гиподерма, железы потовые и сальные. Терморегуляция.

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов



41

Уход за кожей. Терморегуляция организма.

Гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи, болезни кожи: чесотка, лишаи. Обморожения

. Теплообразование, теплоотдача, тепловой и солнечный удар. Закаливание.

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.



42.

Выделение.

Органы мочевыделения, почки. Мочевые пути. Корковое и мозговое вещество почки, нефрон, моча первичная и вторичная.

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы



43

Обобщение и контроль знаний.





44

Строение и значение нервной системы. Спинной мозг.

Гомеостаз, психика.

Белое и серое вещество мозга, восходящие и нисходящие пути, функции спинного мозга: рефлекторная и проводящая, шок.

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга



45

Строение головного мозга.

Лабораторная работа №4

Изучение строения головного мозга.

Инструктаж по ТБ



Задний, средний, передний мозг, желудочки мозга.

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга



46

Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.


Передний мозг, кора, промежуточный

Раскрывают функции переднего мозга



47

Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.


Таламус и гипоталамус, полушария большого мозга, кора, борозды, извилины, доли мозга, старая и новая кора

полушария большого мозга, кора, борозды, извилины, доли мозга, старая и новая кора

Различают функции симпатической и парасимпатической нервной системы

Показывают взаимосвязьмежду строением и функциями отделов головного мозга. Прогнозируют последствия для организма при нарушении функций головного мозга.



48

Соматический и автономный отделы нервной системы.

Симпатический и автономный отделы нервной системы, блуждающий нерв, вегетативные узлы.

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов



49

Анализаторы и органы чувств. Значение анали­заторов.


Анализатор, модальность галлюцинации, иллюзии.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств



50

Зрительный анализа­тор. Лабораторная работа №5. Изучение строения и работы органа зрения Инструктаж по т/б


Положение и строение глаза, строение сетчатки, бинокулярное зрение.

Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора



51

Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болезней.

Близорукость, дальнозоркость, диоптрия, катаракта, бельмо.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения



52

Слуховой анализатор. Значение слуха.

Наружное, среднее, внутреннее ухо, воспаление среднего уха, тугоухость.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха



53

Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса.

Вестибулярный аппарат, мышечное чувство, кожная чувствительность, осязание.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы



54

Обобщение и контроль знаний.





55

Вклад отечественных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной деятельности.

ВНД, торможение, временная связь. Подкрепление, угасание условного рефлекса. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения, доминанта

Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности



56

Врожденные и приобретенные программы поведения.


Рефлекс, инстинкт, запечатление, этология, рассудочная деятельность, динамический стереотип, навыки, привычки

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека



57

Сон и сновидения.



Сон медленный и быстрый, биологические ритмы, сновидения.

Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека



58

Особенности высшей неявной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Потребности базовые и вторичные, сознание, интуиция, познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, наблюдение, представление, ум

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов



59

Воля, эмо­ции, внимание.

Волевое действие, борьба мотивов, выбор цели, способа действия, само действие, внушаемость, негативизм, эмоциональные реакции, аффект, стресс, внимание непроизвольное и произвольное, устойчивое и колеблющееся, рассеянность.

Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания



60

Роль эндокринной регуляции.

Эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная, половые железы Нейрогормоны.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции



61

Функция желез внутренней секреции.


Акромегалия, базедова болезнь, мискедема, кретинизм

инсулин, сахарный диабет, надпочечники.

Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека



62

Размножение. Половая система.

Семенники, сперматозоиды, редукционное деление, гены, половые хромосомы, яичники, матка, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение, менструация. Поллюция. Биогенетический закон, онтогенез, филогенез. Плацента. Зародыш, плод, беременность.

Выделяют существенные признаки органов размножения человека



63

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Гемофилия, алкогольный синдром плода, венерические болезни: сифилис, СПИД, гепатит В.

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека



64

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

Гемофилия, алкогольный синдром плода, венерические болезни: сифилис, СПИД, гепатит В.

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека



65

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Пубертат. Индивид, личность,


Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера»



66

Интересы, склонности, способнос­ти.

Экстраверты, интроверты, самооценка. Интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки

Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдений за состоянием собственного организма



67

Обобщение и систематизация знаний.


Демонстрируют основные понятия курса, умения применять полученные знания



68

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.


проводят биологические исследования и делают выводы на основе полученных результатов
















Выполнение практической части программы по биологии 8 класс

Контрольные работы

п/п

Вид

форма

Тема

дата по плану

дата по факту

1

Контрольно - обобщающий урок. Входная контрольная работа

Тестирование

«Введение. Науки, изучающие организм человека», «Происхождение человека», «Строение организма




2

Контрольно - обобщающий урок

Тестирование

"Опорно-двигательная система".



3

Контрольно - обобщающий урок. Рубежная контрольная работа

Тестирование

"Внутренняя среда организма", "Кровеносная и лимфатическая системы", "Дыхание".



4

Контрольно - обобщающий урок

Тестирование

"Пищеварение", "Обмен веществ и энергии", "Покровные органы. Терморегуляция. Выделение".



5

Контрольно - обобщающий урок

Тестирование

«Нервная система», «Анализаторы».



6

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Тестирование

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса







Лабораторные работы


п/п

Вид

Форма

Тема

дата по плану

дата по факту

1.

Лабораторная работа №1

Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Инструктаж по ТБ


27.09


2.

Лабораторная работа №2

Лабораторная работа

Выявление особенностей строения позвонков. Инструктаж по ТБ.

11.10


3.

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Инструктаж по ТБ.

12.11


4.

Лабораторная работа №4

Лабораторная работа

Изучение строения головного мозга. Инструктаж по ТБ.

25.02


5.

Лабораторная работа №5

Лабораторная работа

Изучение строения и работы органа зрения. Инструктаж по ТБ.

14.03




Практические работы


п/п

Вид

Форма

Тема

дата по плану

дата по факту

1.

Практическая работа №1

Практическая работа

Выявление нарушения

осанки и наличия плоскостопия. Инструктаж по ТБ


22.10


2.

Практическая работа № 2

Практическая работа

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Инструктаж по ТБ


6.12


3.

Практическая работа №3

Практическая работа

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения. Инструктаж по ТБ


20.12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!