МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Железноводский художественно-строительный техникум»
к ПООП по специальности
_38.02.01___________
Шифр специальности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_ОП.15ВЧ «Компьютерное делопроизводство в бухгалтерии»
Индекс в учебном плане и наименование учебной дисциплины
2018.г.
ОДОБРЕНА МО экономических дисциплин (наименование комиссии) 38.02.01 (код специальности) | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 (код специальности) |
Протокол №1 от ________________.2018_г. Председатель МО ________ /Захарьян А.Л./ (подпись) (Ф.И.О.) | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по производственному обучению ______________ / Малыхин М.Н./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по научно-методической работе ______________ / Алиева Т.А./ |
УТВЕРЖДЕНО Директор Железноводского художественно – строительного техникума _____________ / Васин Ю.А./ | |
Автор: _Туголукова Инна Геннадиевна.
(Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Компьютерное делопроизводство в бухгалтерии»
(наименование дисциплины)
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Компьютерное делопроизводство в бухгалтерии» является обязательной частью общепрофессионального учебного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Учебная дисциплина «Компьютерное делопроизводство в бухгалтерии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1 ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | типовые методы и способы выполнения профессиональных задач |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | задачи профессионального и личностного развития |
ПК 1.1 | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы | первичные бухгалтерские документы |
ПК 2.7 | Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля. | документирование и материалы по результатам внутреннего контроля. |
ПК 4.2 | Составлять формы бухгалтерской (финансовой ) отчетности в установленные законодательством сроки | формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и установленные законодательством сроки |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | *165 |
в том числе: |
теоретическое обучение | *60 |
лабораторные работы (если предусмотрено) | * |
практические занятия (если предусмотрено) | *40 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) | * |
контрольная работа (если предусмотрено) | * |
Самостоятельная работа 2 | 65 |
Промежуточная аттестация | *Экзамен |
Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её неаличия) следует указать объем часов.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
РАЗДЕЛ 1 | Оформление документов | 15 | |
| Содержание учебного материала | | |
Введение Основные термины в делопроизводстве. Направление использования информационного обеспечения. | 2 | |
Содержание учебного материала | | |
1 | Оформление документов. Установка формата бумаги и размеров полей. Конструирование бланка организации Гриф ограничения доступа. Адресованние. Согласование документации. Пометы на документе. | 5 | 1 |
| Практическое занятие 1 Оформление документа | 2 | |
| Самостоятельная работа студента Подготовка опережающих заданий, рефератов, презентаций по тематике лекций Подготовка к контрольной работе Подготовка к практическому занятию | 6 | |
РАЗДЕЛ 2 | Создание документов | 17 | |
| Содержание учебного материала | | |
1 | Трафаретные тексты. Составление индивидуального документа. Оформление текста. Циркулярная рассылка. Создание документов | 6 | 1 |
Практическое занятие №2 Создание документов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента Поиск информации для подготовки сообщений на тему: «Требования к созданию документа» Подготовка презентаций на тему: «Трафаретные тексты» Подготовка к практическому занятию Подготовка контрольных вопросов по теме: «Составление индивидуального документа» | 9 | 3 |
РАЗДЕЛ 3 | Прием – передача и регистрация документов | 8 | |
| Содержание учебного материала | | |
1 | Приём-передача документов. Автоматизированные системы регистрации документов. Технология регистрации документов. Регистрация входящих документов. Регистрация исходящих и внутренних документов | 3 | 1 |
| Практическое занятие №3 Регистрация документов и справочная работа. | 1 | |
Самостоятельная работа студента Подготовка сообщений по темам лекций. Подготовка презентации по теме: «Виды регистрационных журналов и требования к ним» Подготовка к практическому занятию | 4 | 3 |
РАЗДЕЛ 4 | Контроль исполнения и справочная работа | 8 | |
| Содержание учебного материала | | |
1 | Контроль исполнения документов. Разновидности контроля. Информационно-справочная работа | 1 | 1 |
Практическое занятие №4 Регистрация документов и справочная работа. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа студента Подготовка докладов по лекциям. Подготовка опережающих заданий по тематике лекций Подготовка к практическому занятию | 3 | 3 |
РАЗДЕЛ 5 | Работа с кадровой документацией | 4 | |
| Содержание учебного материала | | |
| Работа с кадровой документацией | 2 | |
| Самостоятельная работа Подготовка опережающего сообщения. Подготовка доклада по теме лекции | 2 | |
РАЗДЕЛ 6 | Хранение документов в электронной форме | 8 | |
| Содержание учебного материала | | |
| Общие требования к хранению документов в электронной форме. Размещение документов. Сканирование документов. Архивное хранение. | 4 | |
| Самостоятельная работа Подготовка опережающего сообщения. Подготовка доклада по темам лекций Подготовка презентации по теме: «Сканирование. Программы. Оборудование» | 4 | |
РАЗДЕЛ 7 | Обеспечение сохранности документов в электронной форме | 4 | |
| Содержание учебного материала | | |
| Общие сведения об обеспечении сохранности документов в электронной форме. Организация процесса резервного копирования | 2 | |
| Самостоятельная работа Подготовка опережающего сообщения. Подготовка доклада по темам лекций | 2 | |
РАЗДЕЛ 8 | Комплексные системы автоматизации | 12 | |
| Содержание учебного материала | | |
| Задачи комплексной системы автоматизации. Ввод документов. Регистрация документа. Контроль исполнения. Информационно - поисковые возможности программы. | 3 | |
| Практическое занятие № 6 Работа с поисковой программой Практическое занятие № 7 Сканирование. Работа со сканированным документом. | 5 | |
| Самостоятельная работа Подготовка опережающего сообщения. Подготовка доклада по темам лекций Подготовка рефератов по теме: «Оформление документов» | 4 | |
РАЗДЕЛ 9 | Общие вопросы организации делопроизводства в бухгалтерии | 17 | |
| Содержание учебного материала | | |
| Роль делопроизводства в обеспечении управления деятельностью предприятия. Основные способы организации делопроизводства бухгалтерии предприятия. Группа бухгалтерского делопроизводства: назначение, задачи, структура, состав. Штатное расписание группы бухгалтерского делопроизводства. Положение о группе бухгалтерского делопроизводства. Инструкции по документированию отдельных видов деятельности бухгалтерии. Ознакомление с должностными инструкциями персонала бухгалтерского делопроизводства. Планирование и отчетность по вопросам документирования деятельности бухгалтерии Нормы времени на выполнение работ по делопроизводству | 9 | |
| Практическое занятие № 8 Оформление бланка штатного расписания бухгалтерского делопроизводства. Практическое занятие № 9 Разработка инструкции по делопроизводству. | 2 | |
| Самостоятельная работа Подготовка опережающего сообщения. Подготовка доклада по темам лекций Подготовка рефератов по теме: «Подготовка инструкции по делопроизводству», «Планирование и отчетность в бухгалтерии» | 6 | |
РАЗДЕЛ 10 | Бухгалтерские системы учета | 20 | |
| Содержание учебного материала | | |
| Особенности автоматизации бухгалтерского учета. Возможности компьютерных систем бухгалтерского учета. Российские программы бухгалтерского учета. «1С: Бухгалтерия». Основные возможности системы. Основы работы в системе. «1С: Бухгалтерия». Метаданные. Константы. «1С: Бухгалтерия». Справочники. Документы и журналы «1С: Бухгалтерия». Работа с документами «1С: Бухгалтерия». Операции и проводки «1С: Бухгалтерия». Расчет итогов и отчеты. Ознакомление с программой «1С: Бухгалтерия». | 9 | |
| Практическое занятие № 10 Ознакомление с программой «1С: Бухгалтерия» | 5 | |
| Самостоятельная работа Подготовка опережающего сообщения. Подготовка доклада по темам лекций Подготовка рефератов по теме: «Оформление отчетов» Подготовка кроссворда | 6 | |
РАЗДЕЛ 11 | Управление бухгалтерской документации | 41 | |
| Содержание учебного материала | | |
| Состав бухгалтерской документации. Номенклатура дел бухгалтерии: назначение, порядок разработки и уточнения. Ознакомление с формой заполнения номенклатурных дел делопроизводства. График документооборота бухгалтерии: назначение, порядок разработки и уточнения. Табель и альбом форм документов бухгалтерии: назначение, порядок разработки и уточнения. Организация контроля исполнения бухгалтерских документов. Ознакомление с примером оформления графика проверок исполнения документов бухгалтерской службы Ознакомление с примером справки о состоянии исполнения документов структурного подразделения Формирование и оформление бухгалтерии. Организация подготовки дел (документов) бухгалтерии к передаче в архив предприятия. Организация работы с бланками, печатями и штампами, хранящимися в бухгалтерии. Особенности обеспечения сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну в составе документов бухгалтерии. Особенности обеспечения сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну в составе документов бухгалтерии | 12 | |
| Практическое занятие № 11 Разработка графика документооборота. Практическое занятие № 12 Ознакомление с оформлением табеля и форм документов бухгалтерии Практическое занятие № 13 Организация работы с делами (документами) бухгалтерии, состоящими на текущем хранении Практическое занятие № 14 Ознакомление с примером справки о состоянии исполнения документов структурного подразделения Практическое занятие № 15 Ознакомление с формированием и оформлением дела Практическое занятие № 16 Организация работы с делами (документами) бухгалтерии, состоящими на текущем хранении Практическое занятие № 17 Ознакомление с бланками, хранящимися в бухгалтерии | 14 | |
| Самостоятельная работа Подготовка опережающего сообщения. Подготовка докладов по темам лекций Подготовка рефератов по теме: «Управление бухгалтерской документацией» Подготовка кроссвордов по лекционным темам Подготовка контрольных вопросов | 15 | |
РАЗДЕЛ 12 | Документирование деятельности бухгалтерии | 11 | |
| Содержание учебного материала | | |
| Требования к содержанию документов бухгалтерии Требования к структуре документов Требования к стилю изложения документов бухгалтерии Требования к оформлению документов бухгалтерии Особенности подготовки первичных учетных документов | 7 | |
| Самостоятельная работа Подготовка опережающего сообщения. Подготовка доклада по темам лекций Подготовка к контрольной работе Подготовка кроссворда | 4 | |
| Промежуточная аттестация | | |
| Всего | 165 | |
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы в случае если в учебном плане п.5 выделен этот вид работ, если самостоятельная работа не выделяется на уровне примерной программы, то и тематика самостоятельных работ не указывается. Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «_Информатики__ », оснащенный оборудованием: компьютеры, сканер, принтер, техническими средствами обучения: мультимедийный проектор, экран, файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения. Основным оборудованием учебной лаборатории является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные выше в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.
Кабинет должен быть оборудован:
комплектом аппаратно-программных средств на базе ПК;
программно-методическими комплексами поддержки преподавания общеобразовательных предметов;
демонстрационным средством аудиовизуального отображения информации с возможностью сопряжения с ПК (телевизор с диагональю не менее 61 см, мультимедийный проектор и т.п.);
проектор;
экран или интерактивная доска;
специализированной мебелью.
ЛИТ должен иметь мебель для:
- организации рабочего места преподавателя;
- организации рабочих мест обучающихся;
- для рационального размещения и хранения средств обучения;
- для организации использования аппаратуры.
Кроме того, ЛИТ комплектуется:
заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПК;
комплектом учебно-методической, научно популярной, справочной литературы;
журналом отказа ПК и их ремонта;
инструкцией по охране труда;
картотекой (базой данных) учета имеющегося в кабинете учебного оборудования и материалов, программных средств.
стендами для экспонирования демонстрационных таблиц и работ учащихся;
аптечкой первой помощи;
средствами пожаротушения;
Рабочие места учащихся, оснащенные ПК, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям действующих Санитарных правил и норм.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания3
1.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. С.Л. Кузнецов. Современные технологии документационного обеспечения управления. 2017 г.
2. Рыбаков А.Е. Основы делопроизводства. Учебник. РИПО, 2016
…
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Н.В. Козлов. Компьютерное делопроизводство и работа с офисной техникой. Учебный курс. Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2007
Интернет источники:
1. Делопроизводство. Информационный портал. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dist-cons.ru.
2. Делопроизводство. Информационный портал. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.funnycong.ru/
3. Правовой портал по делопроизводству. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://delpro.narod.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации; назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники; основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия; назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения; технологию поиска информации в сети Интернет; принципы защиты информации от несанкционированного доступа; правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения; основные понятия автоматизированной обработки информации; направления автоматизации бухгалтерской деятельности; назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем; основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Какими процедурами производится оценка опрос, выполнение практических заданий, реферат, кроссворды, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, дискуссия. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации; обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать деловую графику и мультимедиа-информацию; применять антивирусные средства защиты информации; читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией; применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями; пользоваться автоматизированными системами делопроизводства; применять методы и средства защиты бухгалтерской информации; | |
Оценка результатов выполнения практических работ |
1
2Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
3Образовательная организация при разработке основной образовательной программы, вправе уточнить список изданий, дополнив его новыми изданиями и/или выбрав в качестве основного одно из предлагаемых в базе данных учебных изданий и электронных ресурсов, предлагаемых ФУМО СПО, из расчета не менее одного издания по учебной дисциплине.