СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию "Юные рукодельницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по социальной направленности обучает детей азам работы с различными материалами. Данное объединение посещают девочки средних и старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Юные рукодельницы"»

Пояснительная записка



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные рукодельницы» социальной направленности.

Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

В последнее время заметно повысился интерес к творческому ручному труду. Изделия декоративно-прикладного творчества поражают своей простотой, оригинальностью и красотой. Декоративно-прикладное творчество включает в себя довольно много видов рукоделия - это вышивка, аппликация, плетение, лепка, шитье, роспись, также лоскутная техника. Чаще всего ручной труд становится любимым занятием.

Актуальность

Общеобразовательная программа «Юные рукодельницы» раскрывает перед детьми возможности, формирующие у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность, а также создание условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные: развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка, фантазию; навыки работы с подручными материалами; приучают детей к терпению и упорству, умению доводить начатое дело до конца; формировать стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, дарить счастье творчества и позволяет каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом.

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, так как способствует развитию у обучающихся творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. В программу включен значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, орнамент, коллаж, композиция). При изготовлении объектов труда используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера, пластилин, соленое тесто, самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, так называемые «бросовые» материалы.

Дети овладевают начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей, рассуждения и т.д. Кроме того постоянное знакомство с творчеством мастеров-прикладников через изучение литературы, демонстрацию фотографий, рисунков, изделий, посещение выставок – является неотъемлемой частью программы. Такая деятельность обогащает личность, доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь является мощной мотивацией к творчеству.


Отличительная особенность программы.

Занятия по данной программе позволяют детям научиться сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с синтетическим и бросовым материалом. При этом с каждым годом работа с данными материалами усложняется, т.е. работа построена по принципу от простого к сложному. Изучив, основные свойства материалов и освоив приемы выполнения изделий, учащиеся постепенно переходят к проектной деятельности. Также программой предусмотрено многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной, она может выполнятся и из природного материала, кожи и так далее. Для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала

Адресат программы

Программа рассчитана на детей от 11 до 16 лет. В объединение принимаются все желающие без специального отбора.

Количество обучающихся в объединении определяется с учётом рекомендации СанПин. Группа формируется из обучающихся разного возраста, состав группы 10 - 15 человек. Программа составлена в соответствии с требованиями к возрастным особенностям детей.


Объем и сроки реализации программы

Срок реализации 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю по 1часу, что составляет 36 часов в год.


Формы реализации программы: фронтальная и групповая.



Цель: Создание условий для развития творческих, художественно -конструкторских способностей обучающихся, формирования духовно – нравственной культуры, средствами декоративно прикладного творчества.


ЗАДАЧИ

В сфере личностных компетенций:

  • привить стремление к расширению знаний в области декоративно - прикладного искусства,

  • воспитать трудовую культуру, усидчивость, терпение,

  • воспитать аккуратность, ответственность, осознанный подход к работе,

  • развить коммуникативные умения и навыки,

  • привить любовь к ручному труду,

  • развить творческие способности и потребность в самореализации.

  • привить интерес к культуре, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

  • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

  • привить основы культуры труда;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

  • воспитать уважительное отношение к результатам труда;

  • привить интерес к творческой и досуговой деятельности;

В сфере метапредметных компетенций:

  • уметь достигать поставленной цели;

  • уметь контролировать свою деятельность по результату и по процессу

  • уметь видеть указанную ошибку и справлять её по указанию педагога;

  • уметь взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками в группе и педагогом;

  • уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, обращаться за помощью;

В сфере предметных компетенций

  • сформировать знания по истории развития техник: аппликация, орнамент, мозаика, коллаж и др., как разновидности декоративно - прикладного творчества.

  • ознакомить с приемами и способами работы, с такими материалами как: бумага, картон, природный и синтетический, пластилин, соленое тесто и др.

  • обучить умению составлять эскизы, узоры, схемы, чертежи, изображения предметов,

  • пробудить стремление создавать предметы декоративно-прикладного творчества по собственному замыслу,

  • сформировать навыки аранжировки и составления композиции.

В сфере межпредметных компетенций

  • ознакомить детей с правилами по технике безопасности при работе с инструментами,

  • обучить навыкам работы с оборудованием,

  • развить координацию движений, мелкую моторику и сенсорику пальцев,

  • научить применять полученные навыки дизайна в быту,

  • закрепить и расширить знания и умения в предметных областях: биологии, истории, математике, технологии.

Предполагаемые результаты.

К концу обучения обучающиеся

Будут знать:

  • требования к дисциплине;

  • список используемых материалов;

  • историю развития техник аппликация, мозаика, оригами коллаж и др.

  • технику безопасности при работе с инструментами;

  • понятие «барельеф», «рельеф», аппликация, мозаика, оригами и др.

  • особенности обработки гофрокартона;

  • технику безопасности, организацию рабочего места;

  • последовательность и методы выполнения геометрического, растительного орнамента.

  • сочетание холодных и теплых тонов;

  • понятия «объем», «полуобъем».

  • свойства и способы обработки материалов: природных, синтетических, пластилина, бумаги, картона, соленого теста;



Будут уметь:

  • самостоятельно выполнять эскизы;

  • изготавливать объемные и полуобъемные изделия из бумаги и картона;

  • анализировать свою деятельность;

  • ориентироваться в понятиях «пропорция», «симметрия», «асимметрия»;

  • обрабатывать используемые материалы;

  • выполнять игрушки из синтепона, капсул «Киндер-сюрприза»;

  • самостоятельно выполнять любую работу из пройденных тем;

  • изготовлять сувениры и подарки к 8 марта, 23 февраля к новому году;

  • изготовлять лепные изделия из пластилина, соленого теста;

  • изготовлять сувениры и игрушки из синтетических материалов.


Будут сформированы навыки

  • работы с различными инструментами (ножницами, шилом, резаком, иглой и т.д.);

  • крепления при помощи клея, проволоки, ниток и других материалов на основе разными способами;

  • рисования, черчения, вырезания, приклеивания, покраски, лепки и т.д.);

  • восприятия информации на «слух»;

  • разработки эскизов,

  • работы по шаблону;

  • работы с лекалами;

  • работы в коллективе и самостоятельно;

  • комбинирования различных материалов;

  • составления сообщений по теме и написания рефератов.


Форма обучения: очная.











































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН





Разделы, подразделы, темы.

Количество часов.

теория

практика

всего

1. 

Введение в образовательную программу

1


1

2. 

Квиллинг (бумажная филигрань)



15

2.1. 

Организация рабочего места.

1


1

2.2. 

Основные приёмы техники «Квиллинг». Базовые элементы.



3

3

2.3. 

Двухмерные и трёхмерные формы. Выполнение простейших работ в технике «Квиллинг».  

1

2

3

2.4. 

Многоцветная филигрань. 

1


1

2.5. 

Техника кручения бахромчатых цветов. 


5

5

2.6. 

Объёмная филигрань. 

1


1

2.7. 

Выполнение творческих работ. Способы оформления. 


1

1

3. 

Сувенирная мягкая игрушка 



12

3.1. 

Ручные и машинные швы. 

1


1

3.2. 

Основные формы и заготовки. Подготовка выкроек по эскизам. 


3

3

3.3. 

Технологическая последовательность изготовления игрушек. Способы оформления. 

1

7

8

4. 

Азбука вязания (крючок). 



7

4.1. 

Основные виды петель.  

1


1

4.2 

Выполнение простейших образцов вязания. 


2

2

4.3. 

Вязание по кругу. 


4

4

5. 

Итоговое занятие 


1

1

 

ИТОГО: 



36

 








Содержание учебного плана

1.Вводное занятие. 

Теоретические сведения. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с содержанием программы. Правила поведения на занятиях.

2.  Квиллинг (бумажная филигрань). 

2.1. Организация рабочего места. 

 Правила техники безопасности при работе с колющими и   режущими инструментами. Для чего и как можно использовать бумагу. Назначение поделок из бумаги.  Свойство и структура материалов, используемых для работы. 

Инструменты и материалы, необходимые для работы: бумага, картон, клей, стержень, 

кисточки, ватные палочки

Практическая работа: Контрольное задание на владение работы с бумагой и ножницами.  

2.2Основные приёмы техники «Квиллинг». Базовые элементы. 

Условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея; Основные производные кручения бумаги. Техника кручения на стержень. Контроль размера круга. 

Практическая работа:  Выполнение кручения  бумажных лент на стержень: круг, листик.

2.3Двухмерные и трёхмерные формы. Выполнение простейших работ в технике 

«Квиллинг». 

Понятия: композиция, силуэт, форма,  размер,   линия, аппликация . Двухмерные и трёхмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы и т.д. Контроль размеров по специальной линейке. Основные формы и заготовки. Техника нанесения клея на ребро. Техника наклеивания на картон. Последовательность выполнения простейших 

работ.

Практическая работа: Выполнение простейших работ по выбору в технике «Квиллинг»: открытки-  «Сердечко», «Цветочная композиция» 

 2.4Многоцветная филигрань. 

Основные средства выразительности графики, декоративно-прикладного искусства. Техника использования нескольких цветов кручения бумаги. Подбор цветового решения. 

Правила склеивания бумажных лент разных цветов и накручивание на стержень. 

Контроль размеров элементов по специальной линейке.

Практическая работа:  Выполнение работ по выбору с многоцветным кручением: открытки «Цветы», панно «Павлин», «Попугай», «Лето»

2.5Техника кручения  бахромчатых цветов. 

Техника надрезания полосок. Требуемая ширина полосок. Техника закручивания 

надрезанных полосок (бахромчатая филигрань). Техника наклеивания бахромчатых 

цветов на картон. Сборка бахромчатой филиграни.

Практическая работа:  Выполнение работ с бахромчатой филигранью по выбору – «Маргаритки»,  «Ромашки»

2.6. Объёмная филигрань. 

Техника выполнения объёмной филиграни. Способы сборки и наклеивания элементов 

на картон.

Практическая работа:  Выполнение работ с объёмной филигранью по выбору: «Животные»,  «Букет»

2.7. Выполнение творческих работ. 

Технологическая  последовательность изготовления  работ по выбору. 

Природа и животный мир в технике «Квиллинг». Цветовое решение. 

Основные формы и заготовки. Контроль размеров элементов по линейки. Способы сборки и наклеивания элементов.  Способы оформления творческих работ.

Практическая работа: Выполнение творческих работ по выбору учащихся с использованием всех приёмов техники «Квиллинг»- «Цветочные композиции», «Животный мир», «Природа», «Птицы». Контрольное задание.

              

3.  Сувенирная мягкая игрушка. 

3.1. Ручные и машинные швы. 

Ручные швы: шов «вперёд иголку», шов «назад иголку». Машинные швы: стачной шов 

по  прямой линии и по кругу. Правила техники безопасности при работе с иглой и 

ножницами. Правила техники безопасности при работе на швейной машине.

Практическая работа:  Выполнение ручных швов. Выполнение машинных швов.

3.2Основные формы и заготовки. Подготовка выкроек по эскизам

Выбор объекта проектирования. Подбор и подготовка материалов и инструментов. 

Цветовое решение ткани и отделки. Правила работы с выкройкой. Правила раскроя 

деталей из ткани. Основные формы и заготовки.

Практическая работа:  Изготовление выкройки из бумаги. Раскрой деталей из ткани. Изготовление  мягкой игрушки «Игрушка- подушка», «Ворона» и др.

Контрольные задания для проверки умения работать с выкройкой и  проверки знаний основных швов. 

3.3. Технологическая последовательность изготовления игрушек. 

Подготовка деталей кроя к смётыванию. Технологическая последовательность  смётывания и стачивания крупных деталей. Способы набивания деталей синтепоном. Технологическая последовательность смётывания и стачивания мелких деталей. Способы отделки деталей тесьмой или кружевом. Последовательность сборки деталей изделия. Окончательная отделка и способы оформления изделий.

Практическая работа:   Сметывание деталей игрушки. Стачивание крупных и мелких деталей.  Набивание синтепоном. Сборка деталей игрушки. Окончательная отделка.   Оформление готового изделия «Игрушка-подушка», «Ворона».  

Контрольное задание. 

4.   Азбука вязания. 

4.1.  Основные виды петель. 

Правила подбора материалов и инструментов. Правила положения крючка в руке. 

Основные петли и приёмы вязания.

Практическая работа:  Выполнение основных видов петель:  начальная петля, воздушная петля,  цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, 

столбик с тремя накидами.

4.2. Выполнение простейших образцов вязания. 

Основные способы вывязывания петель. Технологическая последовательность вязания 

полотна столбиком без накида различными способами

Практическая работа: Вывязывание столбика без накида различными способами: под обе стенки петли, под заднюю стенку, под переднюю стенку

4.3. Вязание по кругу. 

Основное кольцо. Начало вязания по кругу с петли и нитки. Способы вязания по кругу

Практическая работа:  Выполнение плотного вязания по кругу: круг, квадрат, шестиугольник

 Контрольное задание для проверки знаний условных обозначений. 

5.  Итоговое занятие. 

Подведение итогов. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки

Практическая работа:  Тестовые задания для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных  в течение года













МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 


Учебный график

Год

обучения

Дата начала

обучения

Дата окончания

обучения

Всего учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1 год

1 сентября

31 мая

36 недель

36 часов

1 раз по 1 часу



Условия реализации программы:

Кабинет для занятий.

Материально – техническое обеспечение

- Оборудование и материалы:

индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

- Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:

  • ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле),

  • линейка,

  • угольник,

  • циркуль,

  • иглы в игольнице,

  • дощечки для работы шилом и лепки,

  • канцелярские ножи,

  • простой и цветной карандаши,

  • фломастеры,

  • кисти для работы клеем и красками;

  • инструменты для работы с проволокой,

  • спички,

  • свечка,

  • клей – пистолет,

  • резаки,

  • скальпели.


- Материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием:

  • бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов),

  • картон (обычный, цветной, гофрированный),

  • ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, рогожнка),

  • нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа, шпагат), текстильные материалы (сутаж, тесьма),

  • пластилин или пластика, проволока,

  • природные материалы (растительного и животного происхождения) (плоские и объемные),



Формы подведения итогов

При оценке освоения программы применяю следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий, тестирование, изготовление зачётного изделия по выбору, отчётные выставки , зачётное изделие по заданной теме, участие в конкурсах, персональная мини выставка.

Формы аттестации

Предварительный контроль — собеседование со вновь поступившими детьми.

Промежуточный контроль по каждой теме программы: контрольные вопросы (тесты,) по каждой изученной теме.

Итоговый контроль: тест.

Методы отслеживания результатов:

 Наблюдение (контроль);

 Тестирование;

 Участие в муниципальных, областных конкурсах;

Итоговое занятие проходит в форме теста и выполнения работы.






Методическое обеспечение.

Методы обучения

На занятиях используются различные методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

Описание технологий, в том числе информационных

Работа по программе происходит в виде:

- лекции, беседы;

- участие в конкурсах, внутриучрежденческих, районных, областных;

- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

- практические занятия;

В образовательном процессе использую здоровьесберегающие технологии, задача которых охрана жизни и укрепления здоровья детей, их физическое развитие. Здоровье сберегающие технологии особенно актуальны на современном уровне развития нашего общества, когда абсолютно здоровых детей становится меньше. 

Формы организации учебного занятия

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

 Групповая - учебные занятия, праздники.

 Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать чувство ответственности, сопереживания, подчинение своих интересов общей цели, помогает повысить их самооценку (совместная деятельность на учебных занятиях, праздниках)

 Работа в парах, предполагающая совместное сотворчество обучающегося и педагога, обучающийся-обучающийся.

Основной формой работы детского объединения является учебное занятие.

Для повышения интереса обучающихся, могут быть использованы занятие – игра, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей («Посиделки»), занятия – праздники и т.д. Отчет о работе творческого объединения может проходить в форме открытых занятий, праздников, викторин.


Дидактические материалы

При организации работы кружка используется дидактический материал:

  • рисунки,

  • открытки и эскизы,

  • специальную и дополнительную литературу,

  • разработку отдельных тематических занятий,

  • тесты,

  • инструкционные и технологические карты,

  • познавательные кроссворды.


Алгоритм учебного занятия

1.Тема занятия.

2. Задачи.

3.Ход занятия.

  • Организационный момент.

  • Приветствие, тема и задачи занятия.

  • Знакомство с материалом.

  • Беседа, лекция, викторина (в зависимости от вида занятия.)

  • Практическая работа.

  • Закрепление материала.

  • Ответы на вопросы данной темы (письменно, устно).


Список литературы.

  1. М. И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками», Ярославль, 2000г.

  2. М. И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей», Ярославль, 2000г.

  3. Е. Лукьянова «Перешиваем, шьём и вышиваем»

  4. Е. С. Лученкова «Мастерим, переделываем, комбинируем», Минск, Вышейшая школа, 1996 год.

  5. Мэри Энн Грин «Шитьё из лоскутков», Москва, 1981 год

  6. Ким Риттер, «Печворк и квилтинг», Москва, 2007 год

  7. Л. Бурундукова, «Волшебная изонить», Москва

  8. М Кузьмина, «Азбука плетения», Москва, Легпромбытиздат», 1993 год

  9. Н. Павлова «Мягкая игрушка», ИД ВЛАДИС РИПОЛ КЛАССИК, 2004 год

  10. Белова «Мягкая игрушка», Москва, 2003 год

  11. Журнал «Сделай сам»

  12. Журнал «Семья и школа»

  13. О. А Кожина и др. «Обслуживающий труд»

  14. Гаврилова В. Ю. «Вышивка лентами», Харьков, 2007 год 




























ЛИТЕРАТУРА для детей


1. И.А.Андреева.-Популярная энциклопедия «Рукоделие». - М. «Большая Рос.энциклопедия»,1992. -287с.

2.КалиничМ. Рукоделие для детей.-М.: Полымя, 2000.-136 с.

3.СеленоваО.Л. Сувенирнаяигрушка.-М.: «Мода и рукоделие»,2004г. 63 с.

4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала.-М.: Изд.«Скрипторий 2003», 2006.- 80 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!