СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию "Мир эмоций"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние психологического здоровья детей и подростков имеет большое значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Наряду с этим, в настоящее время становится ясно, что система образования должна быть важным фактором здравоохранения, обеспечивающим безопасность для развития ребенка в образовательной среде. На сегодняшний день в образовательной среде подросток испытывает информационный и эмоциональный стресс. Поэтому, основной задачей образовательного процесса должно быть развитие личности и создание безопасной для подростков школьной среды.

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Мир эмоций"»



Психологическое здоровье школьников/студентов










Областной конкурс методических разработок педагогических работников образовательных организаций

«Формула здоровья»




«Мир эмоций»
















Составитель:

Черноносова Наталья Владимировна,

педагог - психолог





Оглавление

Пояснительная записка…….………………………………………………..

3

Цель и задачи…………………...…………………………………………….

4

Содержание программы………….………………………………………….

5

Планируемые результаты………………………..……..……………………

9

Оценочные материалы……………………………………………………….

10

Тренинг ««Пойми себя»…………………………………..Приложение №1


Собеседование «Я личность»………..…..……………….Приложение №2


Аттестация………………………………………………...Приложение №3


Календарный учебный график…………………………..Приложение №4


Условия реализации программы…………………...……Приложение №5


Формы аттестации………………………………………..Приложение №6


Методический материал………………………………….Приложение №7


Список литературы……………………………………….Приложение №8
































Пояснительная записка

Состояние психологического здоровья детей и подростков имеет большое значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Наряду с этим, в настоящее время становится ясно, что система образования должна быть важным фактором здравоохранения, обеспечивающим безопасность для развития ребенка в образовательной среде. На сегодняшний день в образовательной среде подросток испытывает информационный и эмоциональный стресс. Поэтому, основной задачей образовательного процесса должно быть развитие личности и создание безопасной для подростков школьной среды.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Тем самым, влияя на психологическое здоровья подростков. Навыки обладания своими эмоциями, развитием личностных качеств, а также, устойчивости к стрессам, помогут избежать тех или иных ситуаций. Данная ознакомительная программа разработана в соответствии с основными требованиями к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы и нормативных документов.

Актуаль­ность настоящей программы соответствует основным направлениям современному развитию страны и обществу, она обусловлена необходимостью изучения подростками себя, своих эмоций, черт характера. Обучение подростков грамотно выходить из неприятных ситуаций, психологически помогая себе и обучать этому других.

Отличительные особенности данной программы, от уже существующих, заключается в том, что она даёт возможность подростку больше узнать о своем внутреннем мире, эмоциях, о способах управления ими, и сохранении своего психологического здоровья, а также, научиться бесконфликтному решению проблем. Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Дети приобретут навыки эффективного взаимодействия с окружающими.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Формирование социально-эмоционального благополучия подростков. Способствовать сохранению психологического здоровья, обучить навыкам контроля над раздражительностью, агрессией, застенчивостью, неуверенностью в себе и т.п.

Задачи:

предметные (обучающие)

  1. Способствовать знакомству учащихся с эмоциями человека и чертами характера;

  2. Обучить навыкам управления своими эмоциями в различных ситуациях;

  3. Обучить подростков приемам и методам, способствующим сохранению своего психологического здоровья.

метапредметные (развивающие)

1. Развивать умения контролировать свои эмоции, высказывать свое мнение, работать над самооценкой;

2. Развивать личностные качества, умения общения, взаимодействия.

3. Развивать коммуникативные навыки общения.

личностные (воспитательные)

1. Раскрыть творческий потенциал ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов;

2. Обучить детей приемлемым способам выражения своих эмоций в различных ситуациях;

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружаю­щим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).


Содержание программы


Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство учащихся с помощью игры «Снежный ком» [4; С.28], установление контакта, создание доверительной атмосферы, выработка совместных эффективных правил общения на занятиях. Знакомство с правилами поведения на кружке, инструкциями по охране труда.

Раздел 2. Мой внутренний мир.

2.1. Я и мой внутренний мир.

Теория: Знакомство детей с внутренними миром человека - эмоциями, способами их управления, с объективными и субъективными их сторонами. Описание своих эмоций психологический разбор. Контроль эмоционального состояние в повседневной жизни.

Практика: Упражнение «Какой Я?», «Маски». Создать презентацию «Мой внутренний мир». Практические задания: «Смешные лица»[6; С.20], «Плохо - хорошо».

2.2. Изучение 10 фундаментальных эмоций.

Теория: 10 фундаментальных эмоций, их изучение. Психологический разбор и анализ. Знакомство детей с определением – эмоции, способами управлениями ими. Объективные и субъективные стороны эмоций. Обучение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Практика: Упражнение «Эмоциональная гимнастика», практические задания: «Смешные лица», «Что мы чувствуем и почему»[6; С.20], «Плохо - хорошо» [6; С.22].

2.3. Я и мои способы управления эмоциями.

Теория: Мои эмоции, способы управления ими. Как эмоции превращаются в чувства, их социальный фактор. Позитивный образ Я.

Практика: Упражнение «Какой Я?», «Покажи без слов». Работа в группах «Тренировка применения формулы Я - высказывания», проанализировать собственные эмоции. Создать презентацию «Мой внутренний мир».

2.4. Я и планета чувств.

Теория: Чувства человека, определение. Различия между чувствами и эмоциями. Приемы и способы управления такими чувствами как – агрессия, обида, злость - понятие этих чувств. Причины их проявления. Виды агрессии. Приемы общения с агрессивными людьми.

Практика: Тренинги: «Что мы чувствуем и почему», «Я и мои способы преодоления тревожности, неуверенности», «Признаки состояния тревожности». Просмотр тематического видеофильма, обсуждение. Проигрывание ситуаций с элементами агрессий. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…». Игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Работа по группам, обсуждение ситуаций, вызывающих тревогу, описать их.

2.5. Гнев, злость. Приемлемые способы их выражения.

Теория: Гнев и злость, определение. Причины их проявления. Осознание своего состояния и освобождение от негативных эмоций. Способы преодоления этих состояний.

Практика: Тренинг «Что мы чувствуем и почему», «Мой гнев» [4; С.19], «Громче» [6; С.45]. Упражнение «Властелин своего гнева», «Рассерженные шарики» [1; С.36]. Работа в парах: составление списка «Способы выражения (выплескивания) гнева», работа с «Листом гнева».

2.6. Страх. Виды страхов. Как с ними справиться.

Теория: Страх, виды страхов, введение понятия. Способы мобилизации сил в ситуациях страха, приемы избавления от тревожного состояния. Стратегии реагирования на ситуацию страха. Самодиагностика тревожности.

Практика: Упражнения «На что похожи мои страхи», «Мы укротители», «Было и прошло». Рисование своих страхов, обсуждение рисунков.

2.7. Обида. Как простить обиду.

Теория: Что такое обида? Ее влияние на жизнь человека. Обида как манипуляция. Как вести себя с обидчивым человеком? 

Практика: Тренинг «Учимся прощать обиды», выполнить упражнения «Рюкзак с обидами», «11 фраз», «Копилка обид», составление памятки «Уходи обида прочь».

2.8. Конфликты, виды конфликтов, пути их решения.

Теория: Конфликт, определение. Причины и ситуации, порождающие конфликт. Объективные и субъективные причины конфликта. Способы разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций, техника проведения переговоров в конфликтной ситуации, ее сложностях.

Практика: Тренинги "Конфликты и причины их возникновения", «Учимся решать конфликты мирным путем». Обсуждение притчи «Как разобраться в конфликтной ситуации?», рассмотреть примеры школьных конфликтов, разбор и анализ конфликтной ситуации «Как в сказке».

2.9. Эмпатия. Что это такое?

Теория: Эмпатия, уровни эмпатии, ее развитие. Признаки наличия эмпатии у человека, хорошо ли быть эмпантом?

Практика: Упражнение «пойми другого», «Внутренний голос». Игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Работа в группах «Продолжи предложение…».

Раздел 3. Я – личность.

3.1. Личностное развитие подростков.

Теория: Я – подросток, мое развитие, мои возможности. Типы темперамента.

Практика: Тренинг «Личностного развития». Упражнения: “Круг моих связей и отношений с окружающими”, “Я в различных жизненных ролях”, рисование на тему “Я – реальный, я – идеальный”.

3.2. Самооценка личности

Теория: Понятие – личности, ее развитие. Рассказать о видах самооценки и способах работы над ней (завышенной, заниженной). Рассказать о причинах, способствующих формированию заниженной и завышенной самооценки человека. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки. Определения вида самооценки подростка.

Практика: Упражнение «Самопрезентация», «Лесенка моих ролей», «Кувшин моего внутреннего мира». Тренинг «Мои достижения», «Неуверенный - уверенный». Обсуждение притчи «Открытые возможности». Выработка у учащихся объективной самооценки через просмотр тематических видеороликов, мультфильмов. Упражнение «Реакция на похвалу». Проигрывание ситуаций общения с людьми с завышенной и заниженной самооценками.

3.3.Характер, черты и акцентуации характера.

Теория: Акцентуации характера личности, типы акцентуаций характера.

Практика: Упражнение «Мы похожи…» [2; С.15], «Два барана» [4; С.14]. Просмотр мультфильма «Ежик», обсуждение. Изготовление карточек с акцентуациями характера. Составление коллажа «Все мы разные, но мы вместе».

3.4. Жизненные ценности

Теория: Знакомство детей с жизненными ценностями человека, фундаментом, на котором базируется вся его жизнь. Роль ценностей в жизни человека. Основные ценности человека: базовые, истинные ценности, материальные ценности, духовные и второстепенные ценности, их формирование и влияние на жизнь человека. Правильное определение своих приоритетов.

Практика: Тренинги: «Мои цели как ценности», «Аукцион жизненных ценностей». Дискуссия-обсуждение притчи «Богатство», «Ценности разных эпох». Составление списка жизненных ценностей подростков, обсуждение. Анкетирование «Мои жизненные ценности».

3.5. Общение, искусство общения.

Теория: Знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения. Изучение и развитие базовых коммуникативных умений. Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Формирование активной позиции при организации эффективной коммуникации. Расширение представлений о способах самоанализа и само коррекции в сфере общения. Развитие наблюдательности в общении.

Практика: Просмотр тематических видеофильмов. Тренинг: «Эффективные приемы общения», игра «Молекулы атомы» [7; С.42],. Мозговой штурм «Что такое общение?» [1; С.43], «Для чего нужны правила?». Упражнения на развитие навыков общения, умения слушать другого: «Открытый микрофон» [5; С.67], «Спина к спине», «Один рисунок на двоих», «Этюды общения», «Покажи без слов». Мини – лекция «Контакты с внешним миром» - обсуждение.

3.6. Мои социальные навыки.

Теория: Социальные умения и навыки, их роль в развитии подростка. Определение социальных умений и навыков.

Практика: Упражнение «Интервью» [4; С.32], «Остров», «Не в своих санях». Составление списка «Я могу, я умею». Мозговой штурм «Что такое социальные навыки?».

Раздел 4. Аттестация

Практика: Аукцион знаний.

Раздел 5. Итоговое занятие

Практика: Оформить фотовыставку «Мир эмоций».

Планируемые результаты

По итогам реализации программы «Мир эмоций», подростки будут иметь представления об эмоциях, чертах характера, будут обучены азам управления своими эмоциями, а также, получат навыки управления ими в различных ситуациях, тем самым помогая себе сохранить психологическое здоровье. Приобретут навыки контроля над эмоциями. Подростки будут обучены навыкам коммуникативного общения и грамотного взаимодействия с окружающими, уметь грамотно высказывать свое мнение, работать над самооценкой.

Оценочные материалы

Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксация результатов работы учащихся. Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживается путем проведения: наблюдения, тренинга, тсобеседования, аукциона знаний, выставки.

Оценочные материалы разработаны по каждому разделу программы.



Оценочные материалы по разделу «Вводное занятие» - наблюдение.

Оценочные материалы по разделу «Пойми меня» - тренинг (Приложение №1).

Оценочные материалы по разделу «Я - личность» - собеседование – (Приложение №2).

Оценочные материалы по разделу «Аттестация» - аукцион знаний (Приложение №3).

Оценочные материалы по разделу «Итоговое занятие» - выставка.




Приложение №1

Работа с собственным эмоциональным состоянием

Тренинг «Пойми себя»



Цель: создание условий для личностного роста подростков.

Задачи:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности без оценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Продолжительность: 1 час.

Возрастной состав: 12-14 лет.

Форма проведения: групповое занятие.

Необходимые материалы: магнитофон, ручки, бумага А4.

I. Вводная часть

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы в группе.

Ведущий: «Добрый день! Сегодня нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».

Упражнение №2 «Баранья голова»

Ведущий: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».

Упражнение № 3 «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

II. Основная часть

Упражнение № 4 «Рекламный ролик»

Ведущий:

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все, как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

Упражнение № 5 «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Необходимо двум исполнителям выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинаем игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?

Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Упражнение №6 «Шурум-бурум»

Участникам предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное ими чувство.

Упражнение №7 «Танец отдельных частей тела»

Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук;

  • танец рук;

  • танец головы;

  • танец плеч;

  • танец живота;

  • танец ног.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение № 8 «Волшебная лавка»

Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.

Ведущий:

Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это - старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я - продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности - все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

Упражнение № 9 «Планирование будущего»

Ведущий:

Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начало необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.

В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей.

Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей.

Определите пути преодоления этих недостатков.

Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.

Определите пути преодоления внешних препятствий.

Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана.

Укажите конкретную дату.




Ш. Заключительная часть

Упражнение № 10 «Аплодисменты по кругу»

Ведущий:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До новых встреч!




Приложение №2.

Собеседование

п/п

Ф.И.

ребенка

Критерии оценивания



Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности

(Л, П, О)

Преобладающий характер стиля общения (ХСО).

(Т,К,А)

1









1.Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД).

Оценивается реальное место и роль учащегося в коммуникативных

отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О).

Л - лидер: имеет высокий авторитет в группе сверстников или в группе. Позиция лидера проявляется во всех видах деятельности, желанный участник всех мероприятий и желанный субъект общения.

П – признаваемый. Авторитетный человек, с чьим мнением считаются в каких-то отношениях (его круг общения в группе уже, чем у лидера).

О – отвергаемый. Постоянного круга общения в объединения нет. Контакты носят случайный характер, в игры его приглашают редко.

2.Преобладающий характер стиля общения (ХСО).

Т - терпимый. При таком стиле общения человек обладает развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную от своей точкузрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна.

К – конформистский. Размыты представления о нормах общения, часто неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, групповые нормы и ценности некритически присваивает, несамостоятелен, в конфликтной ситуации ведет себя так, как принято в его группе.

А – неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции, сам создает конфликтные ситуации.



























Приложение №3

Аукцион знаний

Ход аукциона знаний

Подготовительный этап: обсуждаем условия и правила игры

Условия аукциона необходимо заранее обсудить с учащимися.

Без денег. Это самый простой вид аукциона.  Уроки-аукционы ценны тем, что учащиеся должны повторить, обобщить целый пласт знаний по пройденному материалу. А для более успешного выступления приветствуется подбор новых, интересных фактов по теме.

Как правило, о проведении аукциона целесообразно объявить заранее — за 1-2 недели. Желательно дать ученикам список тем, которые будут обсуждаться на уроке, список литературы и возможных ресурсов, где можно найти информацию по данной тематике, приблизительный перечень заданий. В продажу поступают лоты, но в качестве выкупа будут правильные ответы.

Варианты лотов

  • Что такое «Мой внутренний мир?»

  • Что такое эмоции?

  • Какие эмоции бывают?

  • Кие способы управления эмоциями вы знаете?

  • Что такое чувства человека?

  • Почему появляются такие чувства как: агрессия, обида, злость?

  • Как справиться с обидой?

  • Как справиться со злостью?

  • Какие виды агрессии вы знаете?

  • Что такое гнев и злость?

  • Какие способы преодоления гнева вам известны?

  • Что такое страх?

  • Какие бывают страхи?

  • Как вести себя с обидчивым человеком?

  • Что такое конфликты?

  • Какие виды конфликтов вы знаете?

  • Какие способы предотвращения конфликтов вам известны?

  • Что такое эмпатия?

  • Что такое самооценка личности?

  • Какие виды самооценки бывают?

  • Какие виды акцентуации характера вы знаете?

  • Какой вид акцентуации у вас?

  • Какие основные жизненные ценности вам известны?

  • Какие виды общения бывают?

  • Что такое социальные навыки?

Кто больше всех набирает баллов, тот награждается Грамотой.



















Приложение №4

Календарный учебный график

Год

обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Всего

учебных часов

/недель/

дней


03.09-09.09.

10.09.-16.09.

17.09.-23.09.

24.09.-30.09.

01.10.-07.10.

08.10.-14.10.

15.10.-21.10.

22.10.-28.10.

26.10.-04.11.

05.11.-11.11.

12.11—18.11.

19.11.—25.11.

26.11. – 02.12

03.12.—09.12.

10.12.—16.12.

17.12.—23.12.

24.12.—30.12.

31.12.—06.01.

07.01.—13.01.

14.01.—20.01

21.01.—27.01.

28.01.—03.02.

04.02.—10.02.

11.02.—17.02.

18.02.—24.02.

25.02.—03.03.

04.02.—10.03.

11.03.—17.03.

18.03.—24.03.

25.03.—31.03.

01.04.—07.04.

08.04.—14.04.

15.04.—21.04.

22.04.—28.04.

29.04.—05.05.

06.04.—12.05.

13.05.—19.05.

20.05.—26.05.

27.05.—02.06.

03.06.—09.06.

10.06.—16.06.

17.06.—23.06.

24.06.—30.06.

01.07.—07.07.

08.07.—14.07.

15.07.—21.07.

22.07.—28.07.

29.07.—04.08.

05.08.—11.08.

12.08.—18.08.

19.08.—25.08.

26.08.—01.09.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52


1 год

обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2














72/39/39






Аттестация Ведение занятий по расписанию



Каникулярный период Общая нагрузка

2

Приложение № 5

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

  • кабинет педагога – психолога;

  • столы;

  • стулья;

  • ноутбук;

Инструменты и приспособления

  • листы для рисования;

  • цветные карандаши, краски, фломастеры.

Информационное обеспечение

  • интернет – источники;

  • видеоролики;

  • мультфильмы;

  • презентации к учебным занятиям.































Приложение №6

Формы аттестации

  • Наблюдение;

  • Тренинг;

  • Собеседование;

  • Аукцион знаний;

  • Выставка.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • журнал посещаемости;

  • фото;

  • готовая работа (презентация).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики;

  • отчет итоговый;

  • фотовыставка.





























Приложение №7

Методические материалы

Методы обучения и воспитания

Методы обучения

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (беседа, объяснение, рассказ);

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения);

- практический (тренинг);

- игровой.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят по­лученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллектив­ном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми метода­ми научного познания, самостоятельной творческой работы) и др.



Методы воспитания

- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

-       методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).


Формы организации учебного занятия

Основными формами проведения занятий являются: беседа, игра, «мозговой штурм», наблюдение, тренинг, презентация, выставка.



Педагогические технологии

На занятиях объединения используются следующие современные педагогические технологии:

Педагогические технологии, используемые на занятиях.

  • Личностно – ориентированные технологии:

Технология полного усвоения знаний, основанная на общей установке: все учащиеся способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебно – тренировочного процесса;

  • Технология игровой деятельности:

Данные технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе;

  • Коммуникативная технология обучения:

Сущность коммуникативных технологий – в создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения/понимания/усвоения. При этом знаньевый компонент обучения отходит на второй план, а на авансцену процесса обучения выходит приобретение опыта целеориентированной и ценностно-осмысленной коммуникации и соответствующих компетенций.

  • Здоровьесберегающие технологии:

Целью здоровьесберегающих технологий должно выступать обеспечение условий физического, психологического и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья юных спортсменов, их продуктивной учебно – познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.



Алгоритм учебного занятия

Занятия строятся по следующему алгоритму:

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятия детьми цели учебно – познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

3 этап: основной.

В качестве основного этапа выступают следующие:

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание этапа: при усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

  1. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Содержание этапа: применяются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их обоснованием.

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

4 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково - исследовательского).

5 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: сообщаются ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощрение ребят за учебную работу.

6 этап: рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание этапа: оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.





Типы занятий

- занятие изучения нового материала;

- занятие применения и совершенствования знаний;

- комбинированные занятия;

- контрольные занятия.



Дидактические материалы

Раздаточный материал

- карточки с эмоциями;

- тематическая подборка материала – текстового и наглядно – иллюстративного.



Демонстрационный материал.

- инструкция по технике безопасности;

- фотографии;

- рисунки;

- видеоролики.

- правила игры, тренинги.































Приложение №8

Список литературы

Нормативно – правовое обеспечение программы

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006. за № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  3. Письмо Министерства образования Нижегородской области за № 316-01-100-1674/14 от 30.05.2014. «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»;

  4. Постановление от 4 июля 2014 г. N 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Литература для педагога

  1. Григорьева М.Ю. «Я и другие»., Москва школьная пресса 2011 г;

  2. Еделева, Е.Г. Еременко Н.А., Шилова О.В. «Информационные материалы»., НИРО 2017.

  3. Карнеги; Д. пер. с англ. Е.А. Бакушева «Как преодолеть тревогу и стресс»., ООО «Попурри», 2010;

  4. Лебедева О.А. «Учимся управлять собой»., ООО Педагогические технологии, 2011;

  5. Рудякова О.Н. «Тренинги»., Издание 2008;

  6. Уварова О.А. «Школьная служба восстановительной медиации (примирения)»., Последнее издание 2015;

  7. Ярославцева Л.Р. «Твой путь к успеху»., Нижний Новгород 2013;

  8. http://kzvesti.kz/news/24058-psihologicheskoe-i-psihicheskoe-zdorove-podrostka-pochemu-eto-tak-vazhno.html

  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/02/programma-mir-chuvstv-i-emotsiy

  10. https://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-na-temu-poymi-sebya-1629745.html

  11. http://pedsovet.su/uroki/5844_urok_aukcion
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!