СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по экологии для 5-9 класса: Экологи-исследователи.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по экологии для 5-9 класса. Наименование программы: Экологи-исследователи. Может быть реализована во внеурочной деятельности, даны рекомендации по организации занятий.

Просмотр содержимого документа
«Программа по экологии для 5-9 класса: Экологи-исследователи.»








Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Становская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Экологи исследователи»

5-9 классы

(направление: социальное)









1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для 5-9 классов составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. «Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс. Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.И. Колесникова и др.-М.:Просвящение,2012.-92с.- (Работаем по новым стандартам). Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Цели внеурочной деятельности:

Формирование индивидуального и коллективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях школы и дома.

Задачи курса:

  1. развитие общения как ведущей деятельности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;

  1. развитие разнонаправленных интересов учащихся в гуманитарной, естественнонаучной, технической, прикладной сферах деятельности;

  2. формирование исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях;

  3. воспитание гражданской ответственности, лидерских качеств, трудолюбия, аккуратности;

Программа построена на основе общенациональных базовых ценностей российского общества, таких, как гражданственность, социальная солидарность, природа, человечество, и направлена на развитие у обучающихся умений обеспечения экологической безопасности в условиях информационного общества; ненасильственного общения и социального партнерства как непременных условий решения экологических проблем в глобальном мире; обсуждения актуальных вопросов экологии, здоровья, безопасности, ведения работы по

экологическому просвещению, а также на формирование ценностного отношения к сохранению многообразия биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.

Программа внеурочной деятельности является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.

Экологическое образование реализуется через тематическую составляющую базовых учебных предметов, вариативный урочный компонент, в том числе элективные учебные курсы, а также внеурочную деятельность. Каждая из этих форм решает свои специфические задачи.

Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход преемственно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-проектных ситуациях с экологической и здоровье сберегающей тематикой. В примерной программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственность по отношению к внеурочной деятельности начального образования.

В основной школе на базе формируемых универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленная рефлексивно-оценочная деятельность. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное - коллективное, мораль-право, наука - традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания - наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно ­

оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация. Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого - культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой - даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых - родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; проект «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно­научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности строится с учётом следующих содержательных линий:

  • учусь экологическому мышлению;

  • учусь управлять собой;

  • учусь действовать, мои экологические проекты.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

С 5 классе начинается серия курсов внеурочной деятельности по экологическому образованию, выстроенных последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей базовых учебных предметов основной школы. В 5-6 классах это «Моя экологическая грамотность», в 7 классе -дискуссионный клуб «Экология общения», в 8 классе - клуб по интересам «Экологическая культура и здоровый образ жизни», в 9 классе - малая экологическая академия «Экологическая культура и устойчивое развитие». Учебные задачи, решаемые этими курсами, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.

Учащиеся знакомятся с экологическими опасностями в окружающем их мире, уроками прошлого по обеспечению здоровья и экологической безопасности, способами получения информации, возможностью ее использования в современном мире; способами работы с современной экологической информацией (о питании, жилище, транспорте и т. д.), её проверки на достоверность; учатся кратко представлять информацию своими словами в публичной форме (классная газета, урок, просветительские акции); разрабатывают проект ресурсосбережения. Создаются условия для того, чтобы ценность природы как источника удовлетворения материальных потребностей человека дополнилась ценностью духовных связей с ней, потребностью в непрагматическом отношении к природе.

Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.

Первый-второй год обучения (5-6 класс)


Темы раздела

Часы

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность:учусь экологическому мышлению

(12 ч)

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого

(10 ч)

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности

(12 ч)

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым

(13 ч)

Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде

(13 ч)

Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение

(8 ч)




3. Тематическое планирование

Третий год обучения ( 7 класс)



Темы раздела Часы

Раздел 1. Введение 2 ч


Экология человека1 ч.

Клуб как форма общения по интересам 1 ч

Раздел 2. «Информация как экологический фактор» 6 ч


Природная информация как среда жизни человека 3 ч

Социальная информация как среда жизни человека 3 ч

Раздел 3. «Экологическая безопасность в информационной среде 10 ч


Экологическая безопасность технических средств связи 2 ч

Безопасность видео-среды и аудиосреды человека 2 ч

Защита от психологических манипуляций 2 ч


Противостояние сквернословию 2 ч

Способы противостояния опасным предложениям при общении 2 ч

Раздел 4. «Работаем в команде» 10 ч


Социальное партнёрство как условие устойчивого развития общества. Способы общения в команде 5 ч

Способы организации работы в команде 5 ч

Раздел 5. «Учусь экологическому просвещению» 6 ч


Экологическое просвещение 2 ч

Эколого-просветительский проект 4 ч

Четвертый год обучения ( 8 класс)



Название раздела

Количест во часов

Введение. Организация занятий. Клуб «Экология и здоровье»

4

Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

4

Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

4

Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный

6

образ жизни


Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды

10

Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья

6

Количество часов в неделю

1

Общее количество учебных недель

34

Итого общее количество часов

34


4.Содержание программы 5 класс (первый год обучения) Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (12 ч)

Направлен на развитие важного метода познания - экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое - окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению

к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.

Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт».

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Ролевая игра «Экологический след нашего класса».

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (10 ч)

Обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных Народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).

Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.

Практикум.

Демонстрация опытов.

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты. Уроки для младших школьников, сверстников.

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч)

Предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения - принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.

Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён - значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Юный эколог» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов). Встречи со специалистами. Киноклуб:

документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе. Урок для родителей на тему «Наши полезные советы». Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО» (корреспонденты, фоторепортёры, художники, редакторы), выпуск газеты.

6 класс (34 ч) (второй год обучения)

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (13 ч)

Направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всёммеру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.

Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,

художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия

Земли.

Формы организации внеурочной деятельности: Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).

Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в классной газете

«ЭКООКО».

Урок для родителей «Учимся жить экономно». Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».

Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (13 ч)

Направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание

ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).

Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической

культуры.

Формы организации внеурочной деятельности: Психологический практикум-тренинг. Ролевая ситуационная игра. Практикум, демонстрационные опыты.

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994), режиссёр А. Бабаян.

Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.

Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (8 ч)

Является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.

Формы организации внеурочной деятельности:

Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.

7 класс(34 часа) (третий год обучения)

Раздел «Введение» предусматривает рефлексию обучающимися своих интересов и потребностей как участников дискуссионного клуба «Экология общения»; ознакомление с моделью успешного общения современного человека; формулировку задач личностного роста.

8 разделе «Информация как экологический фактор» формируются представления о роли природной и социальной информации в жизни человека; о ценности общения человека с природой и людьми как

необходимом условии его полноценного развития, телесного и духовного здоровья. Формируются умения применять экосистемную познавательную модель к анализу ситуаций общения для выявления их экологических рисков. Нарастающий дефицит биологической и этнокультурной информации рассматривается как глобальная экологическая проблема. Закрепляются умения получения необходимой социокультурной информации из разных источников, сохранения и фиксации информации в виде выписок с библиографическими ссылками; умения задавать вопросы, уточнять ответы; осваиваются умения составлять дискуссии и вести ее.

Раздел «Экологическая безопасность в информационной среде» направлен на формирование умений обеспечения экологической безопасности в условиях нового вида загрязнения среды жизни -информационного. В экологических гостиных и на переговорных площадках с участием взрослых обсуждаются интересующие обучающихся проблемы противостояния информационному терроризму, психологическому манипулированию, сквернословию, курению, употреблению алкоголя, наркотиков, опасностям заражения ВИЧ. Закрепляются умения составлять реферат, формулировать его положения в виде тезисов, публично выступать с тезисами, в ролевых играх и тренингах принимать осознанное решение о действиях в интересах здоровья и экологической безопасности своей и окружающих людей.

Раздел «Работаем в команде» предусматривает ознакомление с идеями гармоничного, устойчивого развития общества и природы и основными условиями его достижения - принципами обратной связи и мягкого управления. На региональном материале выполняется социально значимый экологический проект с освоением этих принципов -способности к сотрудничеству и взаимопомощи для достижения общей цели; ненасильственного общения; нахождение компромиссов; ведения диалога; конструктивной критики; искусства спора и аргументации; избегания конфликтов в команде как условия устойчивости и развития любого коллектива, устойчивого развития сообщества в целом.

В разделе «Учись экологическому просвещению» обучающиеся выполняют итоговый проект «Моя экологическая трибуна», предусматривающий разработку и изготовление рекламы, буклета, брошюры, листка, газеты или агитационного выступления и т.д. по выбранной экологической проблеме в просветительских целях. Развиваются умения доказывать и убеждать, позиционировать себя в качестве адресата просветительской работы, планировать и организовывать такую работу.

8 класс (34 часа) (четвертый год обучения)

Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных племен и народов.

Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, способов природопользования, воспитания здорового потомства и отношение к вредным привычкам.

Формы организации внеурочной деятельности

Клубная гостиная «Этнография о здоровье». Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?» Форум «Культура здоровья местного населения».

Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в

повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья.

Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи и проч. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья.

Формы организации внеурочной деятельности

Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать»

Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации.

Формы организации внеурочной деятельности

Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. Диспут «Цена выживания» Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ»

Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век. Перспективы решения местных

проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли.

Формы организации внеурочной деятельности

Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?»

Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья

В завершающем разделе курса учащиеся приходят к выводы о том, что к перечню социальных ресурсов здоровья следует отнести экологическую культуру. Предмет изучения: формы распространения экологических знаний, экологической культуры как социальный ресурс здоровья. Формы проведения просветительской работы: активные и пассивные. Методы: устный, печатный, наглядный, комбинированный. Цель экологического просвещения - превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды.

Формы организации внеурочной деятельности

Месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья Изготовление плакатов, буклетов. Конкурс плакатов.

Дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»


4. Предполагаемые результаты освоения школьниками программы внеурочной деятельности


В ходе освоения содержания базовых учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются элементарные представления об экологической нравственности как области экологически ответственного отношения к жизни во всех её проявлениях. Учащиеся осваивают ряд понятий, значимых для образования в области экологии и здоровья: «экосистема», «экологический фактор», «экологический риск», «экологическая безопасность», «экологическая культура».

Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии;

социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.

Содержание курса «Моя экологическая грамотность» в 5-6 классах является важным звеном в системе непрерывного экологического образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена из расчёта 68 ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы.

Инвариантная часть рабочей программы должна в полном объёме включать в себя содержание примерной программы, на её освоение отводится 56 ч.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты предусматривают умения:

  • оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

  • выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

  • демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению впотреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

  • объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

  • представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

  • рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

  • представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

  • пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

  • различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

  • называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

  • выполнять проект;

  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта. Предметными результатами являются представления:

  • о научной области экологии, предмете её изучения;

  • о принципе предосторожности;

  • о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

  • об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

  • о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

  • о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

  • давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

  • применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

  • устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

  • называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

  • приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.


5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра кинофильмов, фильмотека (перечень фильмов, приведённый в программе, является примерным, он может изменяться или дополняться), помещение для тренингов, изобразительные инструменты и материалы. Мультимедийное оборудование. Персональные компьютеры. Таблицы и учебные фильмы о вреде курения, наркомании, детского алкоголизма, сквернословия

Литература для учителя, для учащихся.

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учеб. - метод. пособие / Т.Я. Ашихмина, А.И. Васильева, Л.В. Кондакова и др.; под ред. Т.Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.

  2. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

  1. Гринин А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А.С. Гринин, В.Н. Новиков. - М.:

ФАИР-ПРЕСС, 2000.

  1. Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. — М., 2001.

  2. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е.Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.

  3. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е.Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

7.Захлебный А. Н. На экологической тропе / А.Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.

8.Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.

9. Ищенко Г.Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по
экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. —
2004. — № 2. — С. 19—21.

  1. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.

  2. Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О.К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.

  3. Маглыш С.С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб. - метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С.С. Маглыш, А.Н. Филиппов, В.А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.

  4. Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.

14.Отношение школьников к природе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.

  1. Пономарёва О.Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб. - метод. пособие / О.Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.

  2. Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.

  3. Серов Г.П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г.П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.

  4. Суравегина И.Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.

Дополнительная литература.

1. Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И.В. Николаев. — М.: ТОО «Валент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.

  1. Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К.Б. Асланиди, М.А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т.В. Потаповой, Н.Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.

  2. Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е.Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.

  3. Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник. - М.: LINKA PRESS, 1996.

  4. Рянжин С.В. Экологический букварь / С.В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та,

1996.

  1. Селевко Г.К. Научи себя учиться / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1 -3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.

  2. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В.П. Ситников. — М.: Слово, 1997.

8.Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н.Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

9.Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.

  1. Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К.Е. Чижевский. - М.: ACT, 1997.

  2. Психология: учебное пособие для 8 класса / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2008.

  3. Дзятковская Е.Н. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс.\ Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др. - М.: Просвещение, 2012.

13.Зверев А.Т. Экология: учебное пособие для 7-9 кл. / А.Т.Зверев. -

М.,1998.

  1. Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.,1998.

  2. Криксунов Е.А. Экология: 9кл./ Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

  3. Пасечник В.В. Экология: 9кл./ В.В. Пасечник. - М.:Дрофа,1995

  4. Школьный экологический мониторинг/ под ред. Т.Я. Ашимшиной. -

М., 2000


7. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

  • Называть предмет изучения науки экологии.

  • Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».

  • Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.

  • Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.

  • Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).

  • В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.

  • Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.

  • Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.

  • Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

  • Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.

  • Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

  • Называть цели просветительской работы и её формы.

  • Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.

  • Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Формами результатов освоения программы внеурочной деятельности могут быть:

  • Участие в просветительских акциях;

  • публичные выступления;

  • выпуск газет экологического содержания;

  • изготовление плакатов, листовок;

  • участие в проектах, выставках;

  • участие в НПК

  • формирование портфолио.

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!