зам. директора по УМР Директор школы
________Сальникова О.В. ____Г.Н.Спирина
Нилогова Л.Л. 1 категория
п. Верхняя Старица
Программа «Культура, быт, обычаи коми-пермяков» разработана в силу особой актуальности проблемы этнокультурной деятельности в образовательных учреждениях. В ней изложены разные формы развития по этнокультурной образованности детей старшего школьного возраста, проводимых в тесном сотрудничестве с их родителями, педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» и социальными институтами (мини краеведческий музей в ДОУ, детская поселковая библиотека, ДК).
Мероприятия, запланированные в программе, позволяют приобщать детей школьного возраста к истокам коми-пермяцкой культуры. Отражает эффективные подходы к решению вопросов воспитания любви к коми-пермяцкому фольклору подрастающего поколения в ОУ, создает атмосферу национального быта. В качестве методического сопровождения к программе разработаны конспекты занятий и развлечений, в ДОУ «Рябинушка» есть этнографический мини-музей. Программа предусматривает тесную связь учащихся с их родителями и социумом (в поселке много людей владеют коми - пермяцкой разговорной речью). Она определяет основные направления, задачи, а также тематический план программы. Содержание учебного материала опирается на специфические особенности коми-пермяцкого языка и возрастные особенности детей старшего возраста, а также предусматривает знание и владение коми - пермяцкого языка руководителя кружка.
- воспитание интереса и любви к коми-пермяцкому фольклору, быту, обычаям, декоративно-прикладному искусству, музыке, поэзии, языку прадедов;
Родители, воспитывающие детей.
Разработка план-программы.
Обновление этнографического мини-музея в ОУ.
Осуществление преемственных связей с социальным институтом.
Работа по совершенствованию этносреды в Верхнестарицкой средней школе.
Этнокультурная образованность детей, родителей и педагогов ОУ.
Преемственность ОУ с социумом.
Обогащение этносреды в ОУ.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Краткое содержание занятия | Примечание Дополнительный материал |
| История возникновения коми- пермяцкого языка | 2 | | |
1 | Вводный урок. История коми-пермяцкого алфавита. | 1 | Показать азбуку Стефана Пермского и Н. А. Рогова в сравнении | Презентационный материал |
2 | История развития коми- пермяцкой литературы. Основоположники А.Н. Зубов и М. П. Лихачев, их вклад в коми-пермяцкую литературу | 1 | Раскрыть вклад и развитие коми-пермяцких основоположников в коми-пермяцкую литературу. | Презентационный материал |
| Коми-пермяцкая диалектология | 3 | | |
3 | Косинско-камский диалект и его особенности. | 1 | Показать особенности Косинско-камского диалекта (Л-овöй диалект) | А.С.Лобанова «Коми-Пермяцкая диалектология» |
4 | Кудымкарско- иньвенский диалект и его особенности. | 1 | Показать особенности Кудымкарско -иньвенского диалекта (В-овöй диалект). Сравнение диалектов на примерах. Составление картинного словаря. | Презентационный материал |
5 | Знакомство с коми- пермяцким словарем А.С. Кривощековой-Гантман. Азбукой и Букварем для национальных школ | 1 | Рассмотреть особенности на примере коми-пермяцко- русского словаря Гантман. Сравнить с толковыми словарями Ожегова и Даля.посмотреть коми-пермяцкий Букварь и Азбуку. | Коми- пермяцко –русский словарь А.С.Кривощековой -Гантман |
| Фольклор коми-пермяков | 5 | | |
6 | Сказки (о животных, волшебные, социально- бытовые). Чтение на русском языке, анализ. | 1 | Прочтение по одной сказке каждого вида. Анализ, выведение особенностей к-п сказок. | Заветный клад |
7 | Легенды. Камская земля. Пера и Зарань. | 1 | Чтение легенд. Характеристика к-п героев легенд. | Заветный клад |
8 | Коми чудь. Бобунь . | 1 | Корни первых людей – чудь. | Кытчэ тíйö мунатö. |
9 | Предания. Кудым-Ош. Пера-богатырь. | 1 | Характеристика и описание к-п богатырей. Сравнение с русскими богатырями. Иллюстрация их по представлению. | |
10 | Предания о чуди- первых людей коми-пермяков. | 1 | Чтение и анализ преданий о коми-чуди. | |
| Детский фольклор | 8 | | |
11 | Прибаутки | 1 | Роль и смысл прибауток. Мелодика и напев. | Кытчő тIйő мунатő |
12 | Приговорки | 1 | Содержание и смысл приговорок их роль в жизни людей. | |
13 | Дразнилки | 1 | Роль и значение дразнилок. Придумывание дразнилок | |
14 | Считалки | 1 | Роль считалок. Применение на практике. | |
15 | Лирические песни. Разучивание лирической песни «Долишели, нолишели» | 1 | Лирические песни, их смысл и роль в жизни коми-пермяков. Заучивание песен «Мой лен, Долишели-нолишели» | Заветный клад , стр 345 |
16 | Пословицы и поговорки (о семье, об учебе) | 1 | Раскрыть смысл пословиц и поговорок по тематике. | |
17 | Приметы коми-пермяков | 1 | Роль примет в жизни и руде людей. | |
18 | Обычаи (крещение, проводы души, черőшлан) | 1 | Роль к-п обычаев в жизни людей. | На флешке презентация В.В.Климов «Круглый год праздников, обрядов и обычаев» |
| Коми-пермяцкие народные праздники в современности. | 3 | | |
19 | Гаврилов день (история и современность) | 1 | Раскрыть смысл религиозного и обрядового праздника. Рассказать о роли праздника в жизни жителей Косинского района | Презентация диска |
20 | Троица (история и современность) | 1 | Рассказать об обрядах троицкой субботы. Как празднуют Троицу в округе и Гайнском районе п. Сергеевском | В. В .Климов «Круглый год праздников, обрядов и обычаев» |
21 | С. Б.Коча «Турунвежалун» - День смены травы. | 1 | Рассказать об истории праздника и роль в современной жизни. Рассмотреть фотографии. | |
| Текстильный орнамент коми | 5 | | |
22 | Узорное ткачество и вышивка. Анализ узоров на примере рассматривания | 1 | Познакомить с ткачеством и вышивкой коми-пермяков. Рассмотреть виды рядна, холста, вышивку. | Г. Климова «Текстильный орнамент коми» |
23 | Узорное вязание | 1 | Рассказать о вязании, как одном из видов рукоделия коми-пермяков. Рассмотреть на примерах варежек узоры северных и южных коми-пермяков, их сходствах и различиях. | Вязаные вещи северных и южных коми- пермяков. |
24 | Местные названия орнаментальных мотивов | 1 | Познакомить с названиями орнаментов и орнаментальных узоров. Рассмотреть на примере тканых и вышитых вещей (кушаков, рубах) | |
25 | Роль коми-пермяцкого орнамента в одежде. | 1 | Познакомить с ролью коми-пермяцкого орнамента в одежде. | Коми-пермяцкая одежда на фотографиях и рисунках. |
26 | Коми-пермяцкий национальный костюм женщин и мужчин, их особенности. Экскурсия в мини - музей ДОУ «Рябинушка» | 1 | Рассмотреть особенности коми-пермяцких мужского и женского костюмов. | Провести экскурсию в мини-музей в Детском саду. Свои впечатления написать в отзывах. |
| Коми-пермяцкая современная детская литература. | 3 | | |
27 | Творчество детского писателя, сказочника, баснописца и поэта В.В.Климова. Экскурсия в поселковую библиотеку. | 1 | Познакомить с биографией, творчеством В. В. Климова. Познакомиться с его книгами и произведениями. | Выставка книг В. Климова. Презентационный материал. |
28 | Творчество поэтессы Г.М.Бачевой. Смысл и глубина ее стихотворений. | 1 | Познакомить с жизнью и творчеством Г. Бачевой, ее своеобразной тематикой стихотворений, выяснить причину философского смысла стихотворений. | «Ступени надежд» |
29 | Творчество поэтессы-самоучки п. Касимовка Л. Д. Анфаловой | 1 | Чтение и анализ стихотворений. | Презентационный материал. Фото из личного архива поэтессы |
| Учимся разговаривать (практические занятия) | 4 | | |
30 | Перевод на коми-пермяцкий язык своей биографии | 1 | Составить текс автобиографии на русском языке и затем перевести с помощью словаря. | |
31-33 | Разучивание четверостиший на коми-пермяцком языке | 3 | Выучить наизусть любое стихотворение, песню, частушку на коми- пермяцком языке. | |
34 | Итоговое занятие. « Мыйö велалíм» Выступление уч-ся на концерте к празднику «Здравствуй, лето» | 1 | Выступление учащихся на коми-пермяцком языке. | |
| | Итого 34 часа | |
Бабушка-баба. Сьыланкыввез. Н. Пахоруков Кудымкар, 1992 . – 40 с.
Букварь .Г. И. Немтинова Л.Ф.Боталова. Кудымкар, 1995. -
Заветный клад. В. Климов Кудымкар: К-П книжн. Изд-во,1997. – 392 с.
Занимательная география Пармы. С.Б. Девятова Кудымкар: К-П книжное издательство, 1993. – 107 с.
Коми- пермяцкőй частушкаэз . А. Истомина Кудымкар «Силькан» ,1993.
Олан вужжез (корни бытия). В. Климов Кудымкар, К-П книжное издательство,2007. – 368 с.
Коми-пермяцкий национальный костюм. Г.Н. Чагина.К-П книжное изд-во, пермское книжное издательство. 2006. – 88 с. илл.
Кудымкар - город Кудым-Оша. Фотоальбом. Кудымкар: К-П книжное издательство, 2007. -144 с. :илл
Кытчő т1йő мунатő (Куда вы идете). В. В. Климов. Кудымкар: К-П книжное издательство,1991. – 278с.
Кőвдőмок. (Колобок) Г.А.Нечаева. Кудымкар.: К-П книжное издательство 1991. -168 с.
Коми-пермяцко-русский словарь. А.С. Кривощекова – Гантман. – М.: 1985. – 624 с.
Народы Пермского края. А.В. Черных. Пермь, издательство «Пушка»,2007, - 290 с.
Петассэз (Всходы). Е.М. Дунина. Кудымкар,2008. – 95с.
Писатели К-П автономного округа . Брошюра. Кудымкар. 1990.
Ступени надежд. В.Климов. Кудымкар .1994.
Текстильный орнамент коми. Г. Климова. Кудымкар. К-П книжное издательство 1995.- 130 с.
Школаын праздник. (В школе праздник). Н.Пахоруков. Кудымкар. К-П книжное издательство. 1991.
Вырезки из газет «Парма» «Парма-новости» «Наше время» за 2011-12 гг.
Буклеты, посвященные Пере – богатырю 2012 год.