СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по этнокультурной образованности обучающихся 4 класса "Культура, быт и обычаи коми-пермяков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на ознакомление учеников 4 класса с культурой, бытом. литературой и обычаями коми-пермяков. рассчитана на обучение 1 года.

Просмотр содержимого документа
«Программа по этнокультурной образованности обучающихся 4 класса "Культура, быт и обычаи коми-пермяков"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнестарицкая средняя общеобразовательная школа»


Согласовано Утверждаю

зам. директора по УМР Директор школы

________Сальникова О.В. ____Г.Н.Спирина

__________2018 года

Приказ №__ от______









Программа

по этнокультурной образованности

обучающихся 4 класса

МБОУ «Верхнестарицкая СОШ»

«Культура, быт, обычаи коми-пермяков».

на 2018-2019 учебный год






Учитель начальных классов:

Нилогова Л.Л. 1 категория










п. Верхняя Старица


2018

Пояснительная записка


Программа «Культура, быт, обычаи коми-пермяков» разработана в силу особой актуальности проблемы этнокультурной деятельности в образовательных учреждениях. В ней изложены разные формы развития по этнокультурной образованности детей старшего школьного возраста, проводимых в тесном сотрудничестве с их родителями, педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» и социальными институтами (мини краеведческий музей в ДОУ, детская поселковая библиотека, ДК).

Мероприятия, запланированные в программе, позволяют приобщать детей школьного возраста к истокам коми-пермяцкой культуры. Отражает эффективные подходы к решению вопросов воспитания любви к коми-пермяцкому фольклору подрастающего поколения в ОУ, создает атмосферу национального быта. В качестве методического сопровождения к программе разработаны конспекты занятий и развлечений, в ДОУ «Рябинушка» есть этнографический мини-музей. Программа предусматривает тесную связь учащихся с их родителями и социумом (в поселке много людей владеют коми - пермяцкой разговорной речью). Она определяет основные направления, задачи, а также тематический план программы. Содержание учебного материала опирается на специфические особенности коми-пермяцкого языка и возрастные особенности детей старшего возраста, а также предусматривает знание и владение коми - пермяцкого языка руководителя кружка.


Цель программы:

- воспитание интереса и любви к коми-пермяцкому фольклору, быту, обычаям, декоративно-прикладному искусству, музыке, поэзии, языку прадедов;




Задачи:

  1. Закреплять представления детей о рождении и развитии коми- пермяцкого языка.

  2. Систематизировать знания детей о Кудымкаре как центре национальной культуры Пермского края;

  3. Продолжать знакомство с известными коми- пермяцкими детскими писателями и поэтами, с коми-пермяцким фольклором, бытом, обычаями, декоративно-прикладным искусством, музыкой, поэзией и национальным языком;

  4. Создавать условия для проявления этнических потребностей детей и гражданских чувств;

  5. Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своего народа.

  6. Формировать у родителей, педагогов, воспитанников бережного отношения к национальным обычаям, обрядам, быту.

  7. Приобщать родителей к этнокультурной образованности детей. Повышение родительской компетентности по данному направлению.

Объекты программы:

Дети школьного возраста ( учащиеся 4-го класса)

Родители, воспитывающие детей.

Обеспечение реализации программы:

Разработка план-программы.

Обновление этнографического мини-музея в ОУ.

Осуществление преемственных связей с социальным институтом.

Работа по совершенствованию этносреды в Верхнестарицкой средней школе.

Ожидаемые результаты:

Этнокультурная образованность детей, родителей и педагогов ОУ.

Преемственность ОУ с социумом.

Обогащение этносреды в ОУ.


Календарно - тематическое планирование

34 часа (1 ч в неделю)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Краткое содержание

занятия

Примечание

Дополнительный материал


История возникновения коми- пермяцкого языка

2



1

Вводный урок.

История коми-пермяцкого алфавита.

1

Показать азбуку Стефана Пермского и Н. А. Рогова в сравнении

Презентационный материал

2

История развития коми- пермяцкой литературы. Основоположники А.Н. Зубов и М. П. Лихачев, их вклад в коми-пермяцкую литературу

1

Раскрыть вклад и развитие коми-пермяцких основоположников в коми-пермяцкую литературу.

Презентационный материал


Коми-пермяцкая диалектология

3



3

Косинско-камский диалект и его особенности.

1

Показать особенности Косинско-камского диалекта (Л-овöй диалект)

А.С.Лобанова «Коми-Пермяцкая диалектология»

4

Кудымкарско- иньвенский диалект и его особенности.

1

Показать особенности Кудымкарско -иньвенского диалекта (В-овöй диалект). Сравнение диалектов на примерах. Составление картинного словаря.

Презентационный материал

5

Знакомство с коми- пермяцким словарем А.С. Кривощековой-Гантман. Азбукой и Букварем для национальных школ

1

Рассмотреть особенности на примере коми-пермяцко- русского словаря Гантман. Сравнить с толковыми словарями Ожегова и Даля.посмотреть коми-пермяцкий Букварь и Азбуку.

Коми- пермяцко –русский словарь А.С.Кривощековой -Гантман


Фольклор коми-пермяков

5



6

Сказки (о животных, волшебные, социально- бытовые). Чтение на русском языке, анализ.

1

Прочтение по одной сказке каждого вида. Анализ, выведение особенностей к-п сказок.

Заветный клад

7

Легенды. Камская земля. Пера и Зарань.

1

Чтение легенд. Характеристика к-п героев легенд.

Заветный клад

8

Коми чудь. Бобунь .

1

Корни первых людей – чудь.

Кытчэ тíйö мунатö.

9

Предания. Кудым-Ош. Пера-богатырь.

1

Характеристика и описание к-п богатырей. Сравнение с русскими богатырями. Иллюстрация их по представлению.


10

Предания о чуди- первых людей коми-пермяков.

1

Чтение и анализ преданий о коми-чуди.



Детский фольклор

8



11

Прибаутки

1

Роль и смысл прибауток. Мелодика и напев.

Кытчő тIйő мунатő

12

Приговорки

1

Содержание и смысл приговорок их роль в жизни людей.


13

Дразнилки

1

Роль и значение дразнилок. Придумывание дразнилок


14

Считалки

1

Роль считалок. Применение на практике.


15

Лирические песни. Разучивание лирической песни «Долишели, нолишели»

1

Лирические песни, их смысл и роль в жизни коми-пермяков. Заучивание песен «Мой лен, Долишели-нолишели»

Заветный клад , стр 345

16

Пословицы и поговорки (о семье, об учебе)

1

Раскрыть смысл пословиц и поговорок по тематике.


17

Приметы коми-пермяков

1

Роль примет в жизни и руде людей.


18

Обычаи (крещение, проводы души, черőшлан)

1

Роль к-п обычаев в жизни людей.

На флешке презентация В.В.Климов «Круглый год праздников, обрядов и обычаев»


Коми-пермяцкие народные праздники в современности.

3



19

Гаврилов день (история и современность)

1

Раскрыть смысл религиозного и обрядового праздника. Рассказать о роли праздника в жизни жителей Косинского района

Презентация диска

20

Троица (история и современность)

1

Рассказать об обрядах троицкой субботы. Как празднуют Троицу в округе и Гайнском районе п. Сергеевском

В. В .Климов «Круглый год праздников, обрядов и обычаев»

21

С. Б.Коча «Турунвежалун» - День смены травы.

1

Рассказать об истории праздника и роль в современной жизни. Рассмотреть фотографии.



Текстильный орнамент коми

5



22

Узорное ткачество и вышивка. Анализ узоров на примере рассматривания

1

Познакомить с ткачеством и вышивкой коми-пермяков. Рассмотреть виды рядна, холста, вышивку.

Г. Климова «Текстильный орнамент коми»

23

Узорное вязание

1

Рассказать о вязании, как одном из видов рукоделия коми-пермяков. Рассмотреть на примерах варежек узоры северных и южных коми-пермяков, их сходствах и различиях.

Вязаные вещи северных и южных коми- пермяков.

24

Местные названия орнаментальных мотивов

1

Познакомить с названиями орнаментов и орнаментальных узоров. Рассмотреть на примере тканых и вышитых вещей (кушаков, рубах)


25

Роль коми-пермяцкого орнамента в одежде.

1

Познакомить с ролью коми-пермяцкого орнамента в одежде.

Коми-пермяцкая одежда на фотографиях и рисунках.

26

Коми-пермяцкий национальный костюм женщин и мужчин, их особенности. Экскурсия в мини - музей ДОУ «Рябинушка»

1

Рассмотреть особенности коми-пермяцких мужского и женского костюмов.

Провести экскурсию в мини-музей в Детском саду. Свои впечатления написать в отзывах.


Коми-пермяцкая современная детская литература.

3



27

Творчество детского писателя, сказочника, баснописца и поэта В.В.Климова. Экскурсия в поселковую библиотеку.

1

Познакомить с биографией, творчеством В. В. Климова. Познакомиться с его книгами и произведениями.

Выставка книг В. Климова. Презентационный материал.

28

Творчество поэтессы Г.М.Бачевой. Смысл и глубина ее стихотворений.

1

Познакомить с жизнью и творчеством Г. Бачевой, ее своеобразной тематикой стихотворений, выяснить причину философского смысла стихотворений.

«Ступени надежд»

29

Творчество поэтессы-самоучки п. Касимовка Л. Д. Анфаловой

1

Чтение и анализ стихотворений.

Презентационный материал. Фото из личного архива поэтессы


Учимся разговаривать (практические занятия)

4



30

Перевод на коми-пермяцкий язык своей биографии

1

Составить текс автобиографии на русском языке и затем перевести с помощью словаря.


31-33

Разучивание четверостиший на коми-пермяцком языке

3

Выучить наизусть любое стихотворение, песню, частушку на коми- пермяцком языке.


34

Итоговое занятие. « Мыйö велалíм»

Выступление уч-ся на концерте к празднику «Здравствуй, лето»

1

Выступление учащихся на коми-пермяцком языке.




Итого 34 часа





























Литература

  1. Бабушка-баба. Сьыланкыввез. Н. Пахоруков Кудымкар, 1992 . – 40 с.

  2. Букварь .Г. И. Немтинова Л.Ф.Боталова. Кудымкар, 1995. -

  3. Заветный клад. В. Климов Кудымкар: К-П книжн. Изд-во,1997. – 392 с.

  4. Занимательная география Пармы. С.Б. Девятова Кудымкар: К-П книжное издательство, 1993. – 107 с.

  5. Коми- пермяцкőй частушкаэз . А. Истомина Кудымкар «Силькан» ,1993.

  6. Олан вужжез (корни бытия). В. Климов Кудымкар, К-П книжное издательство,2007. – 368 с.

  7. Коми-пермяцкий национальный костюм. Г.Н. Чагина.К-П книжное изд-во, пермское книжное издательство. 2006. – 88 с. илл.

  8. Кудымкар - город Кудым-Оша. Фотоальбом. Кудымкар: К-П книжное издательство, 2007. -144 с. :илл

  9. Кытчő т1йő мунатő (Куда вы идете). В. В. Климов. Кудымкар: К-П книжное издательство,1991. – 278с.

  10. Кőвдőмок. (Колобок) Г.А.Нечаева. Кудымкар.: К-П книжное издательство 1991. -168 с.

  11. Коми-пермяцко-русский словарь. А.С. Кривощекова – Гантман. – М.: 1985. – 624 с.

  12. Народы Пермского края. А.В. Черных. Пермь, издательство «Пушка»,2007, - 290 с.

  13. Петассэз (Всходы). Е.М. Дунина. Кудымкар,2008. – 95с.

  14. Писатели К-П автономного округа . Брошюра. Кудымкар. 1990.

  15. Ступени надежд. В.Климов. Кудымкар .1994.

  16. Текстильный орнамент коми. Г. Климова. Кудымкар. К-П книжное издательство 1995.- 130 с.

  17. Школаын праздник. (В школе праздник). Н.Пахоруков. Кудымкар. К-П книжное издательство. 1991.

  18. Вырезки из газет «Парма» «Парма-новости» «Наше время» за 2011-12 гг.

  19. Буклеты, посвященные Пере – богатырю 2012 год.



  1. Художники Пармы: Альбом-каталог произведений художников КПАО. – Кудымкар, 2005.

  2. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 1994. № 2.

  3. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 1995. № 3, 4, 5 – 6, 7.

  4. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 1996. № 1, 2 – 3, 4, 5 – 6.

  5. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 1997. № 1 – 2.

  6. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 1998. № 5.

  7. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 2002. № 1, 4, 5.

  8. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 2003. № 1, 4, 5, 6.

  9. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 2004. № 1, 2, 5.

  10. Журнал «Колокольчик» (Силькан). Кудымкар: 2005. № 1, 2, 3.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!