МБОУ лицей №2 Купинского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФУТБОЛУ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Классы: 4-5 классы
Педагог дополнительного образования: Никулик Денис Владимирович
Количество часов – 216
2017-2018 уч. г.
Программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. Авторы: В.И.Лях; А.А.Зданевич. г.Москва «Просвещение» 2012г.
Пояснительная записка
Программа физического воспитания учащихся образовательной школы по мини-футболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой мини-футбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимися умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.
Актуальность
В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время мини-футбол занимает видное место. Развивает двигательную активность, улучшает сердечнососудистую и дыхательную систему, укрепление иммунной системы организма.
Цели и задачи
Каждое занятие физической культуры должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. Обучение школьников игре в мини-футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. Целью обучения игре в мини-футбол является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника.
Достижение цели физического воспитания и, в частности, мини-футбола, обеспечивается решением основных задач, направленных на:
1) закаливание детей;
2) содействие гармоничному развитию личности;
3) содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся;
4) привитие навыков здорового образа жизни;
5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
6) обучение двигательным навыкам и умениям;
7) приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта, в т.ч. мини-футбола;
8) развитие двигательных умений и навыков;
9) умения выполнять технические приемы мини-футбола в соответствии с возрастом;
10) играть в мини-футбол, применяя изученные тактические приемы.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
1) укрепление здоровья;
2) развитие коммуникативных компетенций.
Возраст детей – младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет)
Для детей младшего школьного возраста необходимой является потребность в высокой двигательной активности. Он наиболее благоприятен для развития физических способностей – скоростных и координационных, а также способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
В подростковом возрасте в основном завершается формирование всех функциональных систем. На этот возраст приходится период продолжающегося совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Быстро улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности.
Сроки реализации программы – три года.
Форма обучения - групповая.
Режим занятий – 1 год обучения 3 ч. в неделю, 2 год обучения 6 ч. в неделю, 3 год обучения 6 ч. в неделю
Методы обучения – групповой, соревновательный.
Ожидаемые результаты:
1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе.
2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
1) об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
2) о физических качествах и правилах их тестирования;
3) основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях мини-футболом и правила его предупреждения;
4) основы судейства игры мини-футбол.
Учащиеся должны уметь:
1) выполнять по физической подготовке в соответствии с возрастом;
2) владеть тактико-техническими приемами мини-футбола;
3) уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей;
4) организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и другое.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1) школьные соревнования в 4-5-х классах;
2) участие в муниципальных соревнованиях.
Распределение часов по разделам программы. (1 год обучения)
№ п/п | Содержание разделов программы | Количество часов |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | 3 |
2 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью: | 82
45 37 |
3 | Способы спортивно-тренировочной деятельности: | 14 10 4 |
4 | Всего часов | 96 |
Содержание программы
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 3 часа
Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Работа сердечно - сосудистой системы. Особенности полового созревания у мальчиков. Понятие о телосложении человека.
Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Правила соревнований, их организация и проведение.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в футбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по футболу. Проведение соревнований по футболу.
Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 82 часов
1. Общая и специальная физическая подготовка - 45 часов.
Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.
Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.
2. Основы техники и тактики игры - 37 часов
Теория:
классификация и терминология технических приёмов игры в футбол.
прямой и резаный удар по мячу.
понятие – точность удара и траектория полёта мяча после удара.
Практика:
анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях.
техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо.
удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу.
остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий.
ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.
обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади.
отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому адресована передача мяча.
вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага.
техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, крестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке.
7. Тактика игры в футбол.
Теория:
понятие о тактике и тактической комбинации.
характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников, нападающих.
понятие о тактике нападения.
понятие о тактике защиты.
Практика:
упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу.
тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле.
тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар.
тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча.
тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру( после ловли).
учебные игр
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 год обучения)
№ | Тема урока | Количество часов |
1. | Введение в образовательную программу. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 1 |
2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 |
3. | Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. | 2 |
4. | Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». | 2 |
5. | Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». | 2 |
6. | Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. | 2 |
7. | Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. | 2 |
8. | Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. | 2 |
9. | Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроля мяча»
| 2 |
10. | Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол | 2 |
11. | Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. | 2 |
12. | Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. | 2 |
13. | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 2 |
14. | Подвижные игры. | 2 |
15. | Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. | 2 |
16. | Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. | 2 |
17. | Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов | 2 |
18. | Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. | 2 |
19. | Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. | 2 |
20. | Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. | 2 |
21. | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. | 2 |
22. | Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. | 2 |
23. | Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. | 2 |
24. | Отработка паса щечкой в парах. Футбол. | 2 |
25. | Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. | 2 |
26. | Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. | 2 |
27. | Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
28. | Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. | 2 |
29. | Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления.
| 2 |
30. | Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. | 2 |
31. | Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. | 2 |
32. | Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. | 2 |
33. | Отработка передач в движении, передача мяча на ход. | 2 |
34. | Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
35. | Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. | 2 |
36. | Тренировка выносливости, изменение направления движений по сигналу.
| 2 |
37. | Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. | 2 |
38. | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. | 2 |
39. | Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. | 2 |
40. | Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
41. | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов. | 2 |
42. | Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. | 2 |
43. | Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. | 2 |
44. | Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
45. | Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
46. | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета. | 2 |
47. | Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. | 2 |
48. | Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. | 2 |
49. | Двусторонняя учебная игра. | 2 |
Распределение часов по разделам программы. (2 год обучения)
№ п/п | Содержание разделов программы | Количество часов |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | 4 |
2 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью: | 186
112 74 |
3 | Способы спортивно-тренировочной деятельности: | 26 10 6 |
4 | Всего часов | 216 |
Содержание программы
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 4 часа
Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Работа сердечно - сосудистой системы. Особенности полового созревания у мальчиков. Понятие о телосложении человека.
Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Правила соревнований, их организация и проведение.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в футбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по футболу. Проведение соревнований по футболу.
Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 186 часов
1. Общая и специальная физическая подготовка - 112 часов.
Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.
Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.
2. Основы техники и тактики игры - 74 часов
Теория:
классификация и терминология технических приёмов игры в футбол.
прямой и резаный удар по мячу.
понятие – точность удара и траектория полёта мяча после удара.
Практика:
анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях.
техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо.
удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу.
остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий.
ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.
обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади.
отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому адресована передача мяча.
вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага.
техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, крестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке.
7. Тактика игры в футбол.
Теория:
понятие о тактике и тактической комбинации.
характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников, нападающих.
понятие о тактике нападения.
понятие о тактике защиты.
Практика:
упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу.
тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле.
тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар.
тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча.
тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру( после ловли).
учебные игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 2 |
2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
3 4 | Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. | 2 |
5 6 | Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». | 4 |
7 8 | Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». | 4 |
9 10 | Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. | 4 |
11 12 | Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. | 4 |
13 14 | Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. | 4 |
15 16 | Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль яча». | 4 |
17 18 | Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол | 4 |
19 20 | Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. | 4 |
21 22 | Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. | 4 |
23 24 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 4 |
25 26 | Подвижные игры. | 4 |
27 28 | Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. | 4 |
29 30 | Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. | 4 |
31 32 | Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. | 4 |
33 34 | Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. | 4 |
35 36 | Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. | 4 |
37 38 | Товарищеская игра. | 4 |
39 40 | Общеразвивающие упражнения в парах, подтягивания. | 4 |
41 42 | Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. | 4 |
43 44 | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. | 4 |
45 46 | Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. | 2 |
47 48 | Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. | 2 |
49 50 | Отработка паса щечкой в парах. Футбол. | 2 |
51 52 | Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. | 2 |
53 54 | Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. | 2 |
55 56 | Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
57 58 | Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. | 2 |
59 60 | Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направле ия. | 4 |
61 62 | Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. | 2 |
63 64 | Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. | 2 |
65 66 | Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. | 2 |
67 68 | Отработка передач в движении, передача мяча на ход. | 2 |
69 70 | Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. | 4 |
71 72 | Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. | 2 |
73 74 | Тренировка выносливости, изменение направления движений по си налу. | 4 |
75 76 | Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. | 2 |
77 78 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. | 2 |
79 80 | Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. | 2 |
81 82 | Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. | 3 |
83 84 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов | 4 |
85 86 | Специальные упражнения. Чеканка мяча. | 4 |
87 88 | Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. | 2 |
89 90 | Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. | 2 |
91 92 | Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Двусторонняя учебная игра. | 3 |
93 94 | Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
95 96 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета. | 2 |
97 98 | Товарищеская игра | 2 |
99 100 | Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. | 2 |
101 102 | Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. | 2 |
103 104 | Скоростные упражнения + удары по мячу из различных положений. | 2 |
105 106 | Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель,теннисбол. | 2 |
107 108 | Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. | 2 |
109 110 | Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. | 2 |
111 112 | Ведение мяча + удар по воротам. Футбол. | 3 |
113 114 | Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны. | 2 |
115 116 | Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. | 2 |
117 118 | Игра на опережение, старты из различных положений. | 2 |
119 120 | Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. | 2 |
121 122 | Футбол без ворот, теннисбол, гандбол. Тренировка меткости. | 2 |
123 124 | Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. | 2 |
125 126 | Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. | 4 |
127 128 | Прием мяча различными частями тела. | 2 |
129 130 | Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. | 2 |
131 132 | Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. | 3 |
133 134 | Двусторонняя учебная игра. | 2 |
135 136 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 2 |
137 138 | Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. | 2 |
139 140 | Старты из различных положений, двусторонняя игра. | 4 |
141 142 | Упражнение змейка + удар по воротам. Футбол. | 2 |
143 144 | Двусторонняя учебная игра. | 4 |
Распределение часов по разделам программы. (3 год обучения)
№ п/п | Содержание разделов программы | Количество часов |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | 4 |
2 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью: | 186
112 74 |
3 | Способы спортивно-тренировочной деятельности: | 26 10 6 |
4 | Всего часов | 216 |
Содержание программы
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 4 часа
Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Работа сердечно - сосудистой системы. Особенности полового созревания у мальчиков. Понятие о телосложении человека.
Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Правила соревнований, их организация и проведение.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в футбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по футболу. Проведение соревнований по футболу.
Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 186 часов
1. Общая и специальная физическая подготовка - 112 часов.
Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.
Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.
2. Основы техники и тактики игры - 74 часов
Теория:
классификация и терминология технических приёмов игры в футбол.
прямой и резаный удар по мячу.
понятие – точность удара и траектория полёта мяча после удара.
Практика:
анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях.
техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо.
удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу.
остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий.
ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.
обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади.
отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому адресована передача мяча.
вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага.
техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, крестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке.
7. Тактика игры в футбол.
Теория:
понятие о тактике и тактической комбинации.
характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников, нападающих.
понятие о тактике нападения.
понятие о тактике защиты.
Практика:
упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу.
тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле.
тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар.
тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча.
тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру( после ловли).
учебные игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 2 |
2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
3 4 | Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. | 2 |
5 6 | Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». | 4 |
7 8 | Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». | 4 |
9 10 | Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. | 4 |
11 12 | Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. | 4 |
13 14 | Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. | 4 |
15 16 | Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль яча». | 4 |
17 18 | Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол | 4 |
19 20 | Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. | 4 |
21 22 | Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. | 4 |
23 24 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 4 |
25 26 | Подвижные игры. | 4 |
27 28 | Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. | 4 |
29 30 | Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. | 4 |
31 32 | Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. | 4 |
33 34 | Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. | 4 |
35 36 | Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. | 4 |
37 38 | Товарищеская игра. | 4 |
39 40 | Общеразвивающие упражнения в парах, подтягивания. | 4 |
41 42 | Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. | 4 |
43 44 | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. | 4 |
45 46 | Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. | 2 |
47 48 | Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. | 2 |
49 50 | Отработка паса щечкой в парах. Футбол. | 2 |
51 52 | Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. | 2 |
53 54 | Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. | 2 |
55 56 | Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
57 58 | Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. | 2 |
59 60 | Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направле ия. | 4 |
61 62 | Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. | 2 |
63 64 | Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. | 2 |
65 66 | Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. | 2 |
67 68 | Отработка передач в движении, передача мяча на ход. | 2 |
69 70 | Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. | 4 |
71 72 | Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. | 2 |
73 74 | Тренировка выносливости, изменение направления движений по си налу. | 4 |
75 76 | Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. | 2 |
77 78 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. | 2 |
79 80 | Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. | 2 |
81 82 | Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. | 3 |
83 84 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов | 4 |
85 86 | Специальные упражнения. Чеканка мяча. | 4 |
87 88 | Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. | 2 |
89 90 | Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. | 2 |
91 92 | Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Двусторонняя учебная игра. | 3 |
93 94 | Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. | 2 |
95 96 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета. | 2 |
97 98 | Товарищеская игра | 2 |
99 100 | Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. | 2 |
101 102 | Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. | 2 |
103 104 | Скоростные упражнения + удары по мячу из различных положений. | 2 |
105 106 | Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель,теннисбол. | 2 |
107 108 | Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. | 2 |
109 110 | Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. | 2 |
111 112 | Ведение мяча + удар по воротам. Футбол. | 3 |
113 114 | Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны. | 2 |
115 116 | Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. | 2 |
117 118 | Игра на опережение, старты из различных положений. | 2 |
119 120 | Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. | 2 |
121 122 | Футбол без ворот, теннисбол, гандбол. Тренировка меткости. | 2 |
123 124 | Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. | 2 |
125 126 | Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. | 4 |
127 128 | Прием мяча различными частями тела. | 2 |
129 130 | Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. | 2 |
131 132 | Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. | 3 |
133 134 | Двусторонняя учебная игра. | 2 |
135 136 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 2 |
137 138 | Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. | 2 |
139 140 | Старты из различных положений, двусторонняя игра. | 4 |
141 142 | Упражнение змейка + удар по воротам. Футбол. | 2 |
143 144 | Двусторонняя учебная игра. | 4 |
Список литературы для учителя.
Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 2004. – 144 с., ил.
Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. – М.: «СпортакАдемПресс», 2002. – 472 с.
Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера II этап(11-12 лет).- М.: Олимпия. Человек, 2007.
9