Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа, очной, очно-заочной, заочной форм обучения №2 г.Липецк
Рассмотрено: на заседании Методического совета Протокол № «____»________2018г. | | Утверждено: директор школы _________ Миляев А.И. Приказ № «_____»_________2018г. |
Рабочая программа
по
ГЕОГРАФИИ
6 КЛАСС
Составила: Шалимова Н.А.
учитель географии и биологии высшей категории
2018 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе в МБОУ СШООЗЗ №2.
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану МБОУ СШООЗЗ №2 г.Липецка.
Данная рабочая программа по географии - 6 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М.Домогацких издательство Русское слово, 2012 г. к УМК под. ред. Домогацких Е.М.). Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часов.
Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера, а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Цели курса:
Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Заложить основы географического образования учащихся, начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Основные задачи данного курса:
Развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
Развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
Создание образа своего родного края. Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
Начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных. Сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; Особая роль курса географии 6 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных
документов:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009 г. № 373»
- от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- от 29.12.2014г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 03.05.2018г. № 540 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2018-2019 учебный год»
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии под ред. Е.М.Домогацких .
Обоснование выбора примерной программы
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях ,а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально - регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем ,что изучение малой родины ,ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в тоже время формирует бережное отношение к природным богатства, истории и культуре своего Отечества
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познаний .Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:
многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
социальная сущность человека;
уровневая организация природы, населения и хозяйства
Содержание структуировано по пяти курсам: « Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой , узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе « Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы , происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая- «Планета, на которой мы живем»- знакомит с оболочками Земли: литосферой , атмосферой , гидросферой , биосферой . Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках . Материкам их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира , с особенностями освоения и изучения территории страны ,с особенностями природы , с крупными природными районами
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности природно -хозяйственных районов страны.
Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобально , метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ
При изучении курса обучающиеся выполняют три проекта по разделам.
Изменения в рабочей программе
Настоящая рабочая программа по географии для 6 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под. ред. Е.М. Домогацких.
Место и роль предмета
Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого общеобразовательного учреждения. Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане, содержание формируется авторами рабочих программ. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год-35 часов.
В соответствии с БУПом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии. В ходе изучения географии в 6 классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
• Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
• Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
• Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):
Личностные УУД:
• Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД
• Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
• Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
• Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные УУД
• Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
• формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;
• формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
• овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
• овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
• овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
• формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов(1 час в неделю). Практических работ 16.
Формы организации образовательного процесса
Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся: комбинированный урок; уроки изучения нового материала, уроки-практикумы, уроки контроля знаний. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового способа обучения.
Технологии обучения
-технология формирования учебной деятельности
-применение идеи опор в различной форме ( схемы, логические опорные конспекты)
- использование типовых планов описания и характеристик
- разноуровневое обучение
-технологии учебно-игровой деятельности
-ИКТ
Формы контроля
Согласно локальному акту МБОУ СШООЗЗ№2 используются:
промежуточный контроль: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе;
итоговый контроль: тестовый контроль, проверочные работы;
Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е издание. рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации М.: «Русское слово», 2013 год.
Географический атлас. 6 класс, М.: Дрофа, 2015 год.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. М., «Русское слово», 2015 год .
Все учебники географии издательства «Русское слово» прошли экспертизу РАН и РАО и входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Содержание учебного предмета
Введение (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины.
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тела на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа:
1) Определение географических координат
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины. Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.
Тема 2. Географическая карта (4 часа)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы:
1) Определение сторон горизонта. Определение направлений и расстояний по карте.
2) Определение по карте абсолютных и относительных высот.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
Тема 3. Литосфера (6 часов)
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы:
1) Определение по карте ГП островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей
2) Определение и объяснение .изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека
3) Составление схемы различия гор и равнин по высоте.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
1) Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.
2) Выявление причин измененения погоды. Построение розы ветров, диаграмм облачности осад-ков по данным.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы:
1) Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.
2) Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.
3) Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
4) Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.И. Вернадский.
Практическая работа:
Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая среда человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский.
Практические работы:
1) Изучение строения почвы на местности.
2) Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
3) Описание природных зон Земли по географическим картам.
Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
Учебно – тематический план.
тема | Количество часов | Количество практических работ |
Введение | 2 | |
Земля как планета | 5 | 1 |
Географическая карта | 4 | 2 |
Литосфера | 6 | 3 |
Атмосфера | 8 | 2 |
Гидросфера | 4 | 4 |
Биосфера | 2 | 1 |
Почва и географическая оболочка | 3 | 3 |
Итого | 35 | 16 |
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны:
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов, их типов;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.
Литература и средства обучения:
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2006.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
Климанова О.А. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2008.
Нагорная И.И. География. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. – М.: Учитель, 2008.
Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии
http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»
http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования
Тематическое планирование Введение в географию. 6 класс (35 часов)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Практ работ Виды контроля, измерители | Уч-мет. и матер-техничобеспеч. Оборудов. | Основное содержание и виды учебной деятельности | Планируемые результаты (по разделу) | Д/З |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Введение – 2 ч. |
1. | 1. Что изучает география. | | | | Физ. карта полушарий http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля» | Познакомить учащихся с новым учебным предметом. Определить цели и задачи географии. Вызвать интерес к предмету. Раскрыть многообразие природы, населения и основных видов деятельности человека. Усвоение географических терминов (УГТ) – география, прогноз, фенологические наблюдения, метеорологические наблюдения. Составить схему подразделений геогр. науки. Познакомиться с особенностями наблюдения за природой, с нормами природоохранного поведения и техникой безопасности в природе. Научиться заполнять дневник наблюдений. Запомнить особенности работы с текстом учебника. Рассказать об особенностях работы с текстом учебника. Познакомить учащихся с требованиями учителя к уроку, к ведению тетради и контурным картам (к\ к). Знакомство учащихся с критериями оценок. Разъяснение содержания и выполнения домашнего задания (на каждом уроке). | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | Подгот сообщ о путеш |
2. | 2. Из истории географических открытий. | | | | Физ. карта полушарий географичоткрытий, глобус, портреты путешеств Электронное приложение «Планета Земля» | Рассмотреть, как с течением времени изменялись представления людей о форме Земли и её природе. Развивать умение работать с текстом учебника и картами атласа. Обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба, Ф. Магел- лана, Ф. Беллинзгаузена и М. Лазарева. Работа с атласом и настенной картой геогр. открытий, доп. матер. Составление таблицы «История географических открытий». УГТ – Старый Свет, Новый Свет, пряные растения. Сам. работа – составление по тексту учебника таблицы « Важнейшие геогр. открытия». Выделить 4 части - ФИО путешественника, время экспедиции, район исследования, значение. Закрепление требований к оформлению к/к. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Способность к самост-ому приоб-ретению новых знаний и практич. умений, умение управлять своей позн-ой деят-тью; Умение вести самос-ый поиск, анализ, отбор информ, ее преобра-зование, сохране-ние, передачу и презентацию с помощью технич. средств и информ-; | |
Тема 1. Земля как планета (5 часов) |
3 | 1. Земля и Вселенная | | | | Вирт. уч-к по астрон. «На пути к истинеВирт. уч-к «Мир.Солн.с. Вселенная Электронное приложение «Планета Земля» | Сам. работа по опережающим заданиям: рассказы о самой большой планете С.с. и о ближайших к Земле планетах (работа с учебником, доп. матер.) | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | | § 1 вопр. в конце§ |
4 | 2. Земля и Вселенная | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Углубить и расширить знания учащихся о форме и размерах Земли. Сформировать представление о размерах Земли, о Земле как части Солнечной системы. УГТ – нулевой меридиан, северный и южный полюса. Знакомство с глобусом – моделью Земли. Доказать шарообразность Земли. | Овл. на ур. общего обр-я закон. сист. геогр. зн. и ум., нав. их прим.в различных жиз-ых ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §1 Док.шарообраз. З. Док. что Луна естествспут. З. |
5 | 3. Система географических ккоординат. Географические широта и долгота. | | | П/р № 1. Определение по карте географических координ различных географических объектов | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля» | Выработать умение определять географические координаты на глобусе и карте полушарий. УГТ – географическая широта, географическая долгота, географические координаты. Работа по определению географических координат. | Овл. на ур. общего обр-ия закон. сист. геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §2 |
6 | 4. Времена года | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля» | Раскрыть причины, вызывающие смену времён года в нашей местности. УГТ – теллурий, тропики, полярные круги, пояса освещённости, тепловые пояса. Доказать взаимозависимость изменения высоты Солнца над горизонтом и изменения температуры по временам года. | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осозн. цен-и геогр. зн. как важн. комп.а науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §3 |
7 | 5. Пояса освещенности | | | | Вирт.уч-к «Климат». http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля» | Сформировать представление о распределении солнечного света и тепла на Земле. Объяснить причины неравномерного нагрева земной поверхности. Углубить первоначальные знания о тепловых астрономических поясах Земли. Определить положение своей местности в поясах солнечного освещения. Показывать тепловые пояса на глобусе и географической карте. | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §4 |
Тема 2. Географическая карта (4 часа). |
8 | 1. Масштаб карты. | | | | План местности http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. | Закрепить знания учащихся о масштабе и его видах. Научить детей пользоваться масштабом, переводить именованный в численный и обратно. Сформировать приёмы определения расстояний на плане с помощью масштаба. УГТ – масштаб и его виды: именованный, численный, линейный. Сам. работа на определение расстояний с помощью масштаба. Топографический диктант по предложенному тексту. | Овлад. Законч. Сист. геогр. знан. и умений, нав. их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осоз. Цен-и геогр. знания как важн. ком-а науч. картины мира; | овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | § 5 |
9 | 2. Виды условных знаков. | | | | Карта –план, атласыфизическая карта РБ, модели горок, нивелир. | Составление топографич диктанта с помощью усл. Знаков. УГТ – план местности, условные топографические знаки. Изобразить в тетради топ. знаки на оценку - « 5» - 25 знаков « 4» - 20 знаков. « 3» - 15 знаков. Размеры прямоугольников 3 на 5 клеток. Усвоить умение определять объекты местности на плане и сформировать приёмы работы по использованию условных знаков. | Овл. на ур. общего обр-я законч. системы геогр. зн. и ум., нав. их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осоз. Цен-и геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §6 Повтор основ. понят |
10 | 3. Ориентирование | | | П/Р № 2. Определение сторон горизонта Определение направлений и расстояний по карте. | Атлас, к/к, транспортир линейка, карандаш. http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. | Определение расстояний и направлений на плане и карте. УГТ – ориентирование, азимут, линия горизонта, стороны горизонта. Научиться пользоваться компасом. Определять стороны горизонта по Солнцу. В тетради отметить 8 основных направлений сторон горизонта. Научиться определять азимут по компасу и с помощью транспортира на плане местности. | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | Овлад. элемент-ми практич. ум. исп-ия приборов и инст-в для опр-я кол-ых и кач-х хар-ик комп-ов географич. среды, в том числе ее экологич. параметров; | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §7 |
11 | 4. Изображение рельефа на карте. | | | П/Р № 3. Определение по карте абсолютных и относительных высот. | Физическая карта полушарий, глобус. http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля» | Сформировать представление об особенностях изображения земной поверхности на глобусе и карте. Определение абсолютных высот и глубин по шкале высот. Определение высот точек и их координат на глобусе и картах. Знакомство со способами изображения земной поверхности. УГТ - рельеф, абсолютная и относительная высота, нивелир, горизонталь, бергштрих, послойная окраска, отметки высот, изобаты, шкала высот и глубин. Определение относит. высоты предметов в классе и за окном, на геогр. карте. Знакомство с другими способами изоб-я неровностей земной поверхности (послойная окраска, горизонтали, отметки высот). | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §8 |
Тема 3. Литосфера (6 часов) |
12 | 1. Строение земного шара. | | | № 4. Опр. по карте ГП островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей | Вирт. уч-к тема «Внутреннее строение Земли». http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля» | Закрепить знания о строении Земли. Познакомить учащихся с земными оболочками. Дать представление о внутреннем строении Земли и способах его изучения. Сформировать представление о типах земной коры – океанической и материковой. Познакомить учащихся с профессиями геолога, сейсмолога, вулканолога, геофизика. Усвоение географических терминов (УГТ) - атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера, мантия (астеносфера), земная кора., ядро, географическая оболочка. Анализ рис. Прочитать текст учебника и выписать способы изучения земной коры. Выполнение схематического рисунка «Внутренние оболочки Земли и их особенности». | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §9 |
13 | 2. Виды горных пород | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подкл в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Расширить и углубить знан. об образ-ях земн. коры – минер. и гор. пор.. Показать их деление на группы по внешним признакам, по происхождению, по другим свойствам. Научить выполнять простейшие схемы. Формир. интерес к геологии. УГТ – магм., осад. и метам-е образования земной коры, глуб. и излившиеся породы, драгоценные камни. Раб. с кол-и г.п. и минер. с целью выработки умения различать их по происх-ю и внешн.призн. Заполн. табл. « Г. п. и минералы» - Знать и уметь различ. Г. п. и минер. в своей местности. | Овлад. на ур. общего обр-я законч. системы геогр. зн. и ум., нав. их применения в разл. жиз-х ситуациях; Осозн. цен. Геог. знания как важнейшего комп-а науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §10 |
14 | 3. Полезные ископаемые | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Расширить и углубить знания о полезных ископаемых, делении их на группы и использовании их в хоз. д-сти | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §11 |
15 | 4. Движения земной коры. | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. Электронное приложение «Планета Земля» | Дать представление о постоянном движении в литосфере. Познакомить с видами движения земной коры в непрерывном её развитии. Сформировать представление о землетрясениях, причинах их проявления, а также знание о медленных колебаниях земной коры. Познакомить с правилами безопасности при землетрясениях. Вооружить знаниями и навыками при работе с картой землетрясений. УГТ – внутренние процессы Земли, землетрясения, эпицентр, очаг землетрясений, горизонтальные складки, грабен, горст, сейсмограф, сейсмические пояса, астеносфера, вулканы, кратер, жерло вулкана, очаг магмы, лава, Закреплять умение в определении географических координат. Определить по координатам и нанести на к/к вулканы. Уметь показывать вулканы на карте, определяя их географическое положение и высоту. Характеризовать явление вулканизма | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §12 |
16 | 5. Выветривание горных пород. | | | П/Р № 5. Опр. и объяс.изме-нен зем-ной коры под воздейст-вием хоз. д-ти чел. (на при-мере РТ) | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Сформировать мировоззренческое представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов, влияющих на создание рельефа. | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §13 |
17 | 6. Рельеф суши и дна океана. | | | П/Р № 6. Составление схемы различий гор и равнин по высоте. | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экр Электронное приложение «Планета Земля»ан. | Познакомить учащихся с формами рельефа. Познакомить со строением гор, равнин и характером залегания пород Учить определять географическое положение равнин и гор, географические координаты их вершин по плану учебника. Сформировать представление учащихся о различии равнин по высоте и характеру поверхности. Познакомить учащихся с образованием и изменением равнин под действием внешних и внутренних сил Земли. Сформировать представление об особенностях рельефа дна Мирового океана. Дать знания о способах измерения глубин в океане. Объяснить с помощью шкалы глубин методику определения толщины слоя воды океанов и морей на карте. УГТ – шельф, атолл, риф, материковый склон, ложе океана, срединный океанический хребет, жёлоб, эхолот, впадина, шкала глубин. Знать способы изображения глубин на физических картах. Определить координаты Марианской впадины. | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §14 |
Тема 4. Атмосфера (8 часов) |
18 | 1. Строение атмосферы | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. Электронное приложение «Планета Земля» | Расширить и углубить знания об атмосфере. Познакомить со способами и средствами изучения атмосферы. Знакомство с профессией метеоролога. Развивать умение работать с учебником. Закрепить навыки исследовательской работы при наблюдении за погодой и фиксировании данных. УГТ – атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, озоновый слой, ионосфера, термосфера, верхние слои атмосферы, метеорологическая станция, метеорологическая будка. В тетради зафиксировать 4 момента, раскрывающих значение атмосферы. В тетради выполнить схематичный рисунок «Строение атмосферы». Подготовка календаря погоды для выполнения прак. работы наблюдение за погодой в течение месяца. Научиться наблюдать за погодой и фиксировать данные. | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §15 |
19 | 2. Температура воздуха. | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. Электронное приложение «Планета Земля» | Расширить и углубить знания об основных свойствах воздуха. Доказать, что основным источником тепла на Земле является Солнце. Научить определять среднесуточную температуру воздуха и амплитуду колебаний. Научить приёму построения графика хода суточных температур. Закрепить умение определять температуру по термометру. УГТ – термометр, амплитуда колебаний, максимальные, минимальные и среднесуточные температуры. Краткая запись в тетради основных свойств воздуха. Вычисление максимальных, минимальных и среднесуточных температур воздуха, определение амплитуды колебаний. Построить график хода суточных температур для своего населённого пункта и уметь читать эти графики. | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §16 |
20 | 3. Атмосферное давление. | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Углубить знания о свойствах воздуха: его весе, расширении при нагревании и сжатии при охлаждении. Сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой. Ознакомить учащихся с приборами для измерения давления. Научить определять атмосферное давление. УГТ – нормальное, повышенное и пониженное атмосферное давление, барометр – анероид, барограф. Уметь определять по барометру – анероиду атмосферное давление. Решение задач на определение атмосферного давления и абсолютных высот в зависимости от давления.. | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §17 |
21 | 4. Движение воздуха. | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | УГТ – ветер, флюгер, анемометр, бриз, муссон, роза ветров. Выписать виды ветров. Построение розы ветров в тетради на основе краеведческого материала. Расширить и углубить знания о ветре и причинах его возникновения. Объяснить зависимость скорости и силы ветра от разности атмосферного давления. Научить определять силу ветра, скорость и направление. Объяснить особенности построения розы ветров. Углубить знания о свойствах воздуха: его весе, расширении при нагревании и сжатии при охлаждении | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §18 |
22 | 5. Вода в атмосфере. | | | П/Р № 7. Наблюд.за облаками и облач-ностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Построение диагр. облачности и осадков по данным календаря. Определ. облачности на данный момент. Установить прич-след. связи между кол-м вод.пара в воздухе и t˚ воздуха, а также подстил. поверх-ю. Сфор-ть пред-ставл. об относ. и абсол. влажн. воздуха. Углубить зн. об образ. облаков, тумана и росы. Научить определ. относ. влажн. воздуха и визуально степень облачности. УГТ – гигрометр, относ. и абс. влажность, на-сыщ. и ненасыщ.воздух. Выполн. схему трёх осно-вных видов облаков. Построить диаграмму облачности с использованием краеведческого материала. | Овлад.на ур. общего обр-я законч. системы геогр. зн. и умений, навыками их примен. в разл. жизненных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важнейшего комп-а науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §19 |
23 | 6. Погода. | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. Электронное приложение «Планета Земля» | Описание погоды по календарю погоды. Прогноз погоды по метеокартам. Сформировать представление о погоде, её типах и причинах изменчивости. Обучать приёму описания погоды за сутки, месяц и год. Закрепить умение анализировать календарь погоды. Познакомить учащихся с народными приметами, связанными с предсказанием погоды. Рассказать о необходимости наблюдения за погодой. УГТ – погода, воздушные массы, прогноз. Составить описание погоды за день, используя свой календарь погоды. Заполнение таблицы « Народные приметы ясной и пасмурной погоды». Обработка метеорологических данных за период наблюдений. Описание погоды за сутки и месяц. Прогноз погоды. | Овлад. на ур. общ. обр-я законч. системы геогр.знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Способность к сам-у приобретению новых зн. и практ. умений, умение управлять своей познав-ой д-тью; Умение вести сам-ый поиск, анализ, отбор инф., ее преобр., сохран., передачу и презент. с помощью техн. ср-в и инфор. | §20 |
24 | 7. Климат. | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Составление схемы климатообразующих факторов. Сформировать представление о климате. Показать влияние климата на природу, жизнь и деятельность человека. Сделать вывод о зависимости климата от географической широты. Систематизировать знания учащихся об элементах погоды в течение определённого времени года. Сформировать представление о пяти причинах, влияющих на климат. Закрепить понятие «климатообразующие факторы», охарактеризовать их. УГТ – фактор, климатообразующие факторы, морской климат, муссонный, континентальный климат. | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §21 |
25 | 8. Практич. рабрта «Выявление причин изменения погоды» | | | П/К № 8. Выявление причин изменен. погоды. Построен.розы вет-ров, диагр обл. осад-ков по данным. | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Дать сведения о фенологических сроках наступления времён года в нашей местности. УГТ – климат, угол падения солнечных лучей. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | Формиров. представл о геогр. науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географич. знаниях как компоненте научной картины мира, их необходи-мости решения совре-менных практ. задач чел-а и своей страны. В т. ч.задачи охр. окр. среды и рац-ого природопользования; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | |
Тема 5. Гидросфера (4 часа) |
26 | 1. Единство гидросферы. | | | П/К № 9. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Сформировать представление о гидросфере, её составе. Показать роль воды для жизни на Земле. Дать представление о свойствах воды. Рассмотреть взаимосвязи и взаимодействие атмосферы, литосферы и гидросферы. Подчеркнуть роль Мирового круговорота воды в природе. УГТ – Мировой круговорот воды в природе. Напишите рассказ о путешествии капельки воды, испарившейся с поверхности океана. | Овлад. на ур. общего обр-я законченной системы геогр. зн. и ум., нав. их при-менения в различных жизн-х ситуациях; Осозн. ценности гео-гр. зн. как важнейшего комп-а науч. картины мира; | Овлад. основными нав. нахождения, испол-я и през-и геогр-ой инф-и; форм-ие предст. об особенностях эколог. проблем на различ-ных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целес-го поведения в окр.среде. | Способность к сам-у приобр. новых знаний и практич. умений, умение управ-лять своей позн-ой деят-ю; Умение вести сам-й поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и инф-и; | §22 |
27 | 2. Мировой океан. | | | П/К № 10. Определение по карте окраин-ных, внутрен-них и межостровных морей. | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Дать представление о Мировом океане, его частях, единстве водного пространства.. Развивать умение работать с географическими картами - правильно показывать границы океанов и морей, острова и полуострова, заливы и проливы. Определять географическое положение объектов. Работа с к/к: нанесение морей на к/к (по программе). Нанесение на к/к теплых и холодных течений. УГТ - океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, моря внутренние и окраинные. Выполнить схему « Виды островов по происхождению». Определение географического положения океанов, морей. Рассчитать расстояние до морей и океанов, ближайших к нашей местности | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географ. знания как важнейшего компонента научной картины мира; | Овладение основами карт-ой грамотности и исп-я геогр карты как одного из «языков» межд-ого общения; формир. представлений об особенностях экол проблем на разл территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экол. целесообр. поведения в окр. среде. | Способность к сам-ому приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познав деят-ю; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию техническими средств информации; | Выучить записи в тетради |
28 | 3. Воды суши: реки и озера. | | | П/Р № 11. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком | Просмотр к/ф. о горных и равнинных реках об озере Байкал http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Работа с к/к. Нанесение крупных речных систем, крупнейших сточных и бессточных озер. Рассмотреть общую характеристику повер-ых вод. Изуч. элементы реки и её речной системы. Развивать умение составлять хар-ку географич. объекта на примере ближайшей реки. Научить уч-ся правильно показывать озера и реки на картах, точно определяя напр-е их течения по карте. Начертить в тетради схему реч. системы с ука-занием элементов реки. Объяснить взаимосвязь м. рельефом, горными породами и текучими водами на краеведческом материале. УГТ – элементы реки – исток, устье, правый берег, левый берег, приток; русло, пойма, речная долина, водораздел, бассейн, речная система, горные и равнинные реки, характер течения, водопад, озёра, озёрная котловина, карст, сточные и бессточные озёра, старицы, бессточный район. | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §23 Творческое задание. Подготовить материал об озёрах – Байкале, Ладожском, Святом, Кривом и т.д. |
29 | 4. Воды суши: подземные воды и природные льды. | | | П/Р № 12. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Построение схемы подземных вод. Рассмотреть особенности происхождения подземных вод и их использование человеком. Научить определять на плане местности выходы подземных вод, повторить условные обозначения родников, колодцев. Показать опыты по просачиванию воды через речной песок и глину. УГТ – подземные воды - грунтовые, межпластовые, минеральные; слои - водоносные и водопроницаемые, водоупорные; пещеры. Рассказать о причинах образования ледников и их значении. Познакомить учащихся с различными типами ледников. Закрепить навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыки коллективной работы. покровные и горные ледники, морена, снеговая линия, айсберг, фирн, гляциология. Составить схему различных типов ледников. | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; | §24 Составить проект будущего использования ледников |
Тема 6. Биосфера (2 часа) |
30 | 1. Царства живой природы. | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Рассказы детей по опережающим заданиям о животном и растительном мире своей местности. Закрепить знания учащихся о разнообразии организмов на Земле. Выявить причины неравномерного распределения организмов по планете. Доказать наличие связи между растительным и животным миром в биосфере. УГТ – биосфера, широтная зональность, высотная поясность. | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различ-ных жизненных ситуациях; Осознание ценности геог. знания как важ-о ком-та науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, исп-я и презен. геогр. инф-и; формирование представл. об особен-ностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экол. целесообразного повед. в окр. среде. | Способность к самост. приобрет. новых знаний и практ. умений, умение управлять своей познават. деят-ю; Умение вести сам. поиск, анализ, отбор информ. ее преобр, сохр., пере-дачу и през-ю технич. средствами | §25 Подготовить сообщение об основоположнике учения о биосфере В.И. Вернадском. |
31 | 2. Биосфера и охрана природы. | | | П/Р № 13. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Заполнить схему «Биосфера» в тетради. Сформировать мировоззренческую идею о целостности взаимодействующих сфер Земли. УГТ – природный компонент, природный комплекс. Научить учащихся характеризовать компоненты природы своей местности. Доказать, используя приём схем, взаимосвязь природных компонентов в любом природном комплексе нашей местности. | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр знаний и умений, навыками их применения в разл. жизнен. ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важнейшего компо-та науч. картины мира; | Формир. представл и основополагающих теор-х знаний о цело-стности и неод-сти З., основ. этапах ее геогр. осв-я, особ. прир, жизнь, культуры и хоз деят-и людей, экол. пробл.; формир предст. об эк.. пробл, и безоп повед | Способность к сам-у приобр. новых знан. и практ. умений, умение управ. своей позн-ой деят-ю; Умение вести сам-ый поиск, анализ, отбор инф-и, ее преобр-е, сохран., передачу и презентацию | §26 |
Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа) |
32 | 1. Почва. | | | П/Р № 14. Изучен строения почвы на местности. | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Состав. табл. плодородия почв в разных регионах мира. УГТ - почва, плодородие, гумус, компоненты природы. В тетради составить простейшую схему состава почв, указав влияние на её литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы. Объяснить особенности появления нового образования - «почв» - в результате взаимодействия земных оболочек. Углубить знания об истории образовании почв и их свойствах. | Овладение на уровне законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различ. жизненных ситуац; Осознание ценности географич. знания как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | § 27 Подготовматериал об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве. |
33 | 2. Природный комплекс. | | | П/Р № 15. Описание изменений природы в рез-е хоз-ой деят-сти человека на примере своей местности | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Составление схемы взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Дать описание природных зон Земли по географическим картам, используя алгоритм. | Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осозн. ценности геог. знания как важнейшего компо-нента науч. картины мира; | Формиров. представл. и основопол-х теоретич. Знаний о целостности и неод-сти З., основных этапах ее геог. освое-ния, особ. прир, жизнь, культуры и хоз-ой деят-и людей, эколо-гич. пробл.; формир. представл. об особ-ях экол. пробл., умен. и навыков без-го и экол. целес-ого повед. в окр. среде. | Способность к сам-ому приобр. новых знаний и практич. умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение вести сам-ый поиск, анализ, отбор инфор., ее преобр., сохранение, передачу и презентацию технич. средствами | §28 |
34 | 3. Природные зоны. | | | П/Р №16 Описание природ-ных зон Земли по географическим картам. | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа у компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. роки. | Углубить знания о разнообразии природных зон на Земле. Объяснить причины приспособления растений и животных к условиям обитания в различных природных зонах. Познакомить учащихся с картой природных зон мира и проанализировать её. УГТ – природная зона, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, тайга, смешанные леса. Характеристика природных зон и заполнение таблицы – работа в группах. Знание типового плана характеристики природной зоны. | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в разли-чных жизненных ситуациях; Осозн. цен-сти геогр. знан. как важн. компонента науч. картины мира; | овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; | §29 |
35 | 4. Обобщающее повторение | | | | http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. | Углубить и обобщить знания | Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира; | Формиров. представл. о геог. науке, ее роли в освоении планеты чел., о геогр. знаниях как компоненте научной картины мира, их необ-сти решения совреме-нных практ. задач чел-ва и своей страны. В том числе задачи охр. окружающей среды и рац-ого природоп-ния; | Осознание себя как члена общества; Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; Эмоц-ценностное отнош. к окр. среде, необходимости ее сохран. и рац-ого использования; | |