СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа, очной, очно-заочной, заочной форм обучения №2 г.Липецк





Рассмотрено:

на заседании Методического совета

Протокол №

«____»________2018г.

Утверждено:

директор школы

_________ Миляев А.И.

Приказ №

«_____»_________2018г.






Рабочая программа

по

ГЕОГРАФИИ

6 КЛАСС




Составила: Шалимова Н.А.

учитель географии и биологии высшей категории









2018 год


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе в МБОУ СШООЗЗ №2.

Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану МБОУ СШООЗЗ №2 г.Липецка.

Данная рабочая программа по географии - 6 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М.Домогацких издательство Русское слово, 2012 г. к УМК под. ред. Домогацких Е.М.). Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часов.

Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера, а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Цели курса:

  • Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  • Заложить основы географического образования учащихся, начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • Выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.





Основные задачи данного курса:

  • Развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

  • Развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

  • Создание образа своего родного края. Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
    соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

  • Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

  • Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • Начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных. Сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; Особая роль курса географии 6 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных

документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказы Минобрнауки России:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

- от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

- от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

- от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009 г. № 373»

- от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- от 29.12.2014г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Приказ управления образования и науки Липецкой области от 03.05.2018г. № 540 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2018-2019 учебный год»

Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии под ред. Е.М.Домогацких .


Обоснование выбора примерной программы


Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях ,а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально - регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем ,что изучение малой родины ,ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в тоже время формирует бережное отношение к природным богатства, истории и культуре своего Отечества

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познаний .Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

  • социальная сущность человека;

  • уровневая организация природы, населения и хозяйства


Содержание структуировано по пяти курсам: « Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой , узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

В курсе « Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы , происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая- «Планета, на которой мы живем»- знакомит с оболочками Земли: литосферой , атмосферой , гидросферой , биосферой . Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках . Материкам их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля».

Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира , с особенностями освоения и изучения территории страны ,с особенностями природы , с крупными природными районами

В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности природно -хозяйственных районов страны.

Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобально , метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ

При изучении курса обучающиеся выполняют три проекта по разделам.

Изменения в рабочей программе

Настоящая рабочая программа по географии для 6 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под. ред. Е.М. Домогацких.

Место и роль предмета

Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого общеобразовательного учреждения. Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане, содержание формируется авторами рабочих программ. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год-35 часов.

В соответствии с БУПом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии.  В ходе изучения географии в 6 классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

• Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

• Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

• Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД:

• Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

• Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

• Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

• Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

• Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

• формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

• формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

• формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

• овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

• овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

• овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

• формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов(1 час в неделю). Практических работ 16.

Формы организации образовательного процесса

Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся: комбинированный урок; уроки изучения нового материала, уроки-практикумы, уроки контроля знаний. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового способа обучения.

Технологии обучения

-технология формирования учебной деятельности

-применение идеи опор в различной форме ( схемы, логические опорные конспекты)

- использование типовых планов описания и характеристик

- разноуровневое обучение

-технологии учебно-игровой деятельности

-ИКТ

Формы контроля

Согласно локальному акту МБОУ СШООЗЗ№2 используются:

промежуточный контроль: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе;

итоговый контроль: тестовый контроль, проверочные работы;


Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:

  • Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е издание. рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации М.: «Русское слово», 2013 год.

  • Географический атлас. 6 класс, М.: Дрофа, 2015 год.

  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. М., «Русское слово», 2015 год .

Все учебники географии издательства «Русское слово» прошли экспертизу РАН и РАО и входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.













Содержание учебного предмета

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тела на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа:

1) Определение географических координат

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины. Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы:

1) Определение сторон горизонта. Определение направлений и расстояний по карте.

2) Определение по карте абсолютных и относительных высот.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы:

1) Определение по карте ГП островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

2) Определение и объяснение .изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека

3) Составление схемы различия гор и равнин по высоте.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы:

1) Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

2) Выявление причин измененения погоды. Построение розы ветров, диаграмм облачности осад-ков по данным.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы:

1) Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

2) Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

3) Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

4) Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.И. Вернадский.

Практическая работа:

  1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая среда человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский.

Практические работы:

1) Изучение строения почвы на местности.

2) Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

3) Описание природных зон Земли по географическим картам.

Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.











Учебно – тематический план.


тема

Количество часов

Количество практических работ

Введение

2


Земля как планета

5

1

Географическая карта

4

2

Литосфера

6

3

Атмосфера

8

2

Гидросфера

4

4

Биосфера

2

1

Почва и географическая оболочка

3

3

Итого

35

16





























Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны:

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов, их типов;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.


Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. 
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.




Литература и средства обучения:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  2. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)

  3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2006.

  4. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

  5. Климанова О.А. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2008.

  6. Нагорная И.И. География. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. – М.: Учитель, 2008.



Интернет-ресурсы:

  1. http://www.uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии

  2. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»

  3. http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования





Тематическое планирование Введение в географию. 6 класс (35 часов)







Тема урока

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Практ работ Виды контроля, измерители

Уч-мет. и матер-техничобеспеч. Оборудов.

Основное содержание и виды учебной деятельности

Планируемые результаты (по разделу)

Д/З

Личностные

Предметные

Метапредметные

Введение – 2 ч.

1.

1. Что изучает география.

 

 

Физ. карта полушарий http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

Электронное приложение «Планета Земля»


Познакомить учащихся с новым учебным предметом. Определить цели и задачи географии. Вызвать интерес к предмету. Раскрыть многообразие природы, населения и основных видов деятельности человека. Усвоение географических терминов (УГТ) – география, прогноз, фенологические наблюдения, метеорологические наблюдения. Составить схему подразделений геогр. науки. Познакомиться с особенностями наблюдения за природой, с нормами природоохранного поведения и техникой безопасности в природе. Научиться заполнять дневник наблюдений. Запомнить особенности работы с текстом учебника. Рассказать об особенностях работы с текстом учебника. Познакомить учащихся с требованиями учителя к уроку, к ведению тетради и контурным картам (к\ к). Знакомство учащихся с критериями оценок. Разъяснение содержания и выполнения домашнего задания (на каждом уроке).

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

 формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования,

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Подгот сообщ о путеш

2.

2. Из истории географических открытий.

 


 

Физ. карта полушарий географичоткрытий, глобус, портреты путешеств

Электронное приложение «Планета Земля»

Рассмотреть, как с течением времени изменялись представления людей о форме Земли и её природе. Развивать умение работать с текстом учебника и картами атласа. Обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба, Ф. Магел- лана, Ф. Беллинзгаузена и М. Лазарева. Работа с атласом и настенной картой геогр. открытий, доп. матер. Составление таблицы «История географических открытий». УГТ – Старый Свет, Новый Свет, пряные растения. Сам. работа – составление по тексту учебника таблицы « Важнейшие геогр. открытия». Выделить 4 части - ФИО путешественника, время экспедиции, район исследования, значение. Закрепление требований к оформлению к/к.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способность к самост-ому приоб-ретению новых знаний и практич. умений, умение управлять своей позн-ой деят-тью; Умение вести самос-ый поиск, анализ, отбор информ, ее преобра-зование, сохране-ние, передачу и презентацию с помощью технич. средств и информ-;

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

3

1. Земля и Вселенная


Вирт. уч-к по астрон. «На пути к истинеВирт. уч-к «Мир.Солн.с. Вселенная

Электронное приложение «Планета Земля»

Сам. работа по опережающим заданиям: рассказы о самой большой планете С.с. и о ближайших к Земле планетах (работа с учебником, доп. матер.)

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации


§ 1 вопр. в конце§

4

2. Земля и Вселенная


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Углубить и расширить знания учащихся о форме и размерах Земли. Сформировать представление о размерах Земли, о Земле как части Солнечной системы. УГТ – нулевой меридиан, северный и южный полюса. Знакомство с глобусом – моделью Земли. Доказать шарообразность Земли.

Овл. на ур. общего обр-я закон. сист. геогр. зн. и ум., нав. их прим.в различных жиз-ых ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§1 Док.шарообраз. З. Док. что Луна естествспут. З.

5

3. Система географических ккоординат. Географические широта и долгота.

П/р № 1. Определение по карте географических координ различных географических объектов

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

Электронное приложение «Планета Земля»

Выработать умение определять географические координаты на глобусе и карте полушарий. УГТ – географическая широта, географическая долгота, географические координаты. Работа по определению географических координат.

Овл. на ур. общего обр-ия закон. сист. геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§2

6

4. Времена года



http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

Электронное приложение «Планета Земля»

Раскрыть причины, вызывающие смену времён года в нашей местности. УГТ – теллурий, тропики, полярные круги, пояса освещённости, тепловые пояса. Доказать взаимозависимость изменения высоты Солнца над горизонтом и изменения температуры по временам года.

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осозн. цен-и геогр. зн. как важн. комп.а науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§3

7

5. Пояса освещенности



Вирт.уч-к «Климат».

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля»


Сформировать представление о распределении солнечного света и тепла на Земле. Объяснить причины неравномерного нагрева земной поверхности. Углубить первоначальные знания о тепловых астрономических поясах Земли. Определить положение своей местности в поясах солнечного освещения. Показывать тепловые пояса на глобусе и географической карте.

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§4

Тема 2. Географическая карта (4 часа).

8

1. Масштаб карты.

 


 План местности

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

Закрепить знания учащихся о масштабе и его видах. Научить детей пользоваться масштабом, переводить именованный в численный и обратно. Сформировать приёмы определения расстояний на плане с помощью масштаба. УГТ – масштаб и его виды: именованный, численный, линейный. Сам. работа на определение расстояний с помощью масштаба. Топографический диктант по предложенному тексту.

Овлад. Законч. Сист. геогр. знан. и умений, нав. их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осоз. Цен-и геогр. знания как важн. ком-а науч. картины мира;

 овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

 Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§ 5

9

2. Виды условных знаков.

 


Карта –план, атласыфизическая карта РБ, модели горок, нивелир.

Составление топографич диктанта с помощью усл. Знаков. УГТ – план местности, условные топографические знаки. Изобразить в тетради топ. знаки на оценку - « 5» - 25 знаков « 4» - 20 знаков. « 3» - 15 знаков. Размеры прямоугольников 3 на 5 клеток. Усвоить умение определять объекты местности на плане и сформировать приёмы работы по использованию условных знаков.

Овл. на ур. общего обр-я законч. системы геогр. зн. и ум., нав. их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осоз. Цен-и геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; 

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§6

Повтор основ. понят

10

3. Ориентирование

 

П/Р № 2. Определение сторон горизонта Определение направлений и расстояний по карте.

Атлас, к/к, транспортир линейка, карандаш.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.


 Определение расстояний и направлений на плане и карте. УГТ – ориентирование, азимут, линия горизонта, стороны горизонта. Научиться пользоваться компасом. Определять стороны горизонта по Солнцу. В тетради отметить 8 основных направлений сторон горизонта. Научиться определять азимут по компасу и с помощью транспортира на плане местности.

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

Овлад. элемент-ми практич. ум. исп-ия приборов и инст-в для опр-я кол-ых и кач-х хар-ик комп-ов географич. среды, в том числе ее экологич. параметров;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; 

 §7

11

 

4. Изображение рельефа на карте.

 


 П/Р № 3. Определение по карте абсолютных и относительных высот.

Физическая карта полушарий, глобус.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля»


Сформировать представление об особенностях изображения земной поверхности на глобусе и карте. Определение абсолютных высот и глубин по шкале высот. Определение высот точек и их координат на глобусе и картах. Знакомство со способами изображения земной поверхности. УГТ - рельеф, абсолютная и относительная высота, нивелир, горизонталь, бергштрих, послойная окраска, отметки высот, изобаты, шкала высот и глубин. Определение относит. высоты предметов в классе и за окном, на геогр. карте. Знакомство с другими способами изоб-я неровностей земной поверхности (послойная окраска, горизонтали, отметки высот).

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§8

Тема 3. Литосфера (6 часов)

12

1. Строение земного шара.

№ 4. Опр. по карте ГП островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

Вирт. уч-к тема «Внутреннее строение Земли».

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. Электронное приложение «Планета Земля»

Закрепить знания о строении Земли. Познакомить учащихся с земными оболочками. Дать представление о внутреннем строении Земли и способах его изучения. Сформировать представление о типах земной коры – океанической и материковой. Познакомить учащихся с профессиями геолога, сейсмолога, вулканолога, геофизика. Усвоение географических терминов (УГТ) - атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера, мантия (астеносфера), земная кора., ядро, географическая оболочка. Анализ рис. Прочитать текст учебника и выписать способы изучения земной коры. Выполнение схематического рисунка «Внутренние оболочки Земли и их особенности».

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§9

13

2. Виды горных пород


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подкл в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Расширить и углубить знан. об образ-ях земн. коры – минер. и гор. пор.. Показать их деление на группы по внешним признакам, по происхождению, по другим свойствам. Научить выполнять простейшие схемы. Формир. интерес к геологии. УГТ – магм., осад. и метам-е образования земной коры, глуб. и излившиеся породы, драгоценные камни. Раб. с кол-и г.п. и минер. с целью выработки умения различать их по происх-ю и внешн.призн. Заполн. табл. « Г. п. и минералы» - Знать и уметь различ. Г. п. и минер. в своей местности.

Овлад. на ур. общего обр-я законч. системы геогр. зн. и ум., нав. их применения в разл. жиз-х ситуациях; Осозн. цен. Геог. знания как важнейшего комп-а науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§10

14

3. Полезные ископаемые



http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Расширить и углубить знания о полезных ископаемых, делении их на группы и использовании их в хоз. д-сти

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§11

15

4. Движения земной коры.



http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Электронное приложение «Планета Земля»

Дать представление о постоянном движении в литосфере. Познакомить с видами движения земной коры в непрерывном её развитии. Сформировать представление о землетрясениях, причинах их проявления, а также знание о медленных колебаниях земной коры. Познакомить с правилами безопасности при землетрясениях. Вооружить знаниями и навыками при работе с картой землетрясений. УГТ – внутренние процессы Земли, землетрясения, эпицентр, очаг землетрясений, горизонтальные складки, грабен, горст, сейсмограф, сейсмические пояса, астеносфера, вулканы, кратер, жерло вулкана, очаг магмы, лава, Закреплять умение в определении географических координат. Определить по координатам и нанести на к/к вулканы. Уметь показывать вулканы на карте, определяя их географическое положение и высоту. Характеризовать явление вулканизма

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§12

16

5. Выветривание горных пород.

П/Р № 5. Опр. и объяс.изме-нен зем-ной коры под воздейст-вием хоз. д-ти чел. (на при-мере РТ)

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Сформировать мировоззренческое представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов, влияющих на создание рельефа.

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§13

17

6. Рельеф суши и дна океана.

П/Р № 6. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экр

Электронное приложение «Планета Земля»ан.


Познакомить учащихся с формами рельефа. Познакомить со строением гор, равнин и характером залегания пород Учить определять географическое положение равнин и гор, географические координаты их вершин по плану учебника. Сформировать представление учащихся о различии равнин по высоте и характеру поверхности. Познакомить учащихся с образованием и изменением равнин под действием внешних и внутренних сил Земли. Сформировать представление об особенностях рельефа дна Мирового океана. Дать знания о способах измерения глубин в океане. Объяснить с помощью шкалы глубин методику определения толщины слоя воды океанов и морей на карте. УГТ – шельф, атолл, риф, материковый склон, ложе океана, срединный океанический хребет, жёлоб, эхолот, впадина, шкала глубин. Знать способы изображения глубин на физических картах. Определить координаты Марианской впадины.

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§14

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

18

1. Строение атмосферы



http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. Электронное приложение «Планета Земля»

Расширить и углубить знания об атмосфере. Познакомить со способами и средствами изучения атмосферы. Знакомство с профессией метеоролога. Развивать умение работать с учебником. Закрепить навыки исследовательской работы при наблюдении за погодой и фиксировании данных. УГТ – атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, озоновый слой, ионосфера, термосфера, верхние слои атмосферы, метеорологическая станция, метеорологическая будка. В тетради зафиксировать 4 момента, раскрывающих значение атмосферы. В тетради выполнить схематичный рисунок «Строение атмосферы». Подготовка календаря погоды для выполнения прак. работы наблюдение за погодой в течение месяца. Научиться наблюдать за погодой и фиксировать данные.

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§15

19

2. Температура воздуха.


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. Электронное приложение «Планета Земля»

Расширить и углубить знания об основных свойствах воздуха. Доказать, что основным источником тепла на Земле является Солнце. Научить определять среднесуточную температуру воздуха и амплитуду колебаний. Научить приёму построения графика хода суточных температур. Закрепить умение определять температуру по термометру. УГТ – термометр, амплитуда колебаний, максимальные, минимальные и среднесуточные температуры. Краткая запись в тетради основных свойств воздуха. Вычисление максимальных, минимальных и среднесуточных температур воздуха, определение амплитуды колебаний. Построить график хода суточных температур для своего населённого пункта и уметь читать эти графики.

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§16

20

3. Атмосферное давление.


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.


Углубить знания о свойствах воздуха: его весе, расширении при нагревании и сжатии при охлаждении. Сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой. Ознакомить учащихся с приборами для измерения давления. Научить определять атмосферное давление. УГТ – нормальное, повышенное и пониженное атмосферное давление, барометр – анероид, барограф. Уметь определять по барометру – анероиду атмосферное давление. Решение задач на определение атмосферного давления и абсолютных высот в зависимости от давления..

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§17

21

4. Движение воздуха.


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

УГТ – ветер, флюгер, анемометр, бриз, муссон, роза ветров. Выписать виды ветров. Построение розы ветров в тетради на основе краеведческого материала. Расширить и углубить знания о ветре и причинах его возникновения. Объяснить зависимость скорости и силы ветра от разности атмосферного давления. Научить определять силу ветра, скорость и направление. Объяснить особенности построения розы ветров. Углубить знания о свойствах воздуха: его весе, расширении при нагревании и сжатии при охлаждении

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§18

22

5. Вода в атмосфере.

П/Р № 7. Наблюд.за облаками и облач-ностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Построение диагр. облачности и осадков по данным календаря. Определ. облачности на данный момент. Установить прич-след. связи между кол-м вод.пара в воздухе и t˚ воздуха, а также подстил. поверх-ю. Сфор-ть пред-ставл. об относ. и абсол. влажн. воздуха. Углубить зн. об образ. облаков, тумана и росы. Научить определ. относ. влажн. воздуха и визуально степень облачности. УГТ – гигрометр, относ. и абс. влажность, на-сыщ. и ненасыщ.воздух. Выполн. схему трёх осно-вных видов облаков. Построить диаграмму облачности с использованием краеведческого материала.

Овлад.на ур. общего обр-я законч. системы геогр. зн. и умений, навыками их примен. в разл. жизненных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важнейшего комп-а науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§19

23

6. Погода.


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. Электронное приложение «Планета Земля»

Описание погоды по календарю погоды. Прогноз погоды по метеокартам. Сформировать представление о погоде, её типах и причинах изменчивости. Обучать приёму описания погоды за сутки, месяц и год. Закрепить умение анализировать календарь погоды. Познакомить учащихся с народными приметами, связанными с предсказанием погоды. Рассказать о необходимости наблюдения за погодой. УГТ – погода, воздушные массы, прогноз. Составить описание погоды за день, используя свой календарь погоды. Заполнение таблицы « Народные приметы ясной и пасмурной погоды». Обработка метеорологических данных за период наблюдений. Описание погоды за сутки и месяц. Прогноз погоды.

Овлад. на ур. общ. обр-я законч. системы геогр.знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способность к сам-у приобретению новых зн. и практ. умений, умение управлять своей познав-ой д-тью; Умение вести сам-ый поиск, анализ, отбор инф., ее преобр., сохран., передачу и презент. с помощью техн. ср-в и инфор.

§20

24

7. Климат.


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Составление схемы климатообразующих факторов. Сформировать представление о климате. Показать влияние климата на природу, жизнь и деятельность человека. Сделать вывод о зависимости климата от географической широты. Систематизировать знания учащихся об элементах погоды в течение определённого времени года. Сформировать представление о пяти причинах, влияющих на климат. Закрепить понятие «климатообразующие факторы», охарактеризовать их. УГТ – фактор, климатообразующие факторы, морской климат, муссонный, континентальный климат.

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§21

25

8. Практич. рабрта «Выявление причин изменения погоды»

П/К № 8. Выявление причин изменен. погоды. Построен.розы вет-ров, диагр обл. осад-ков по данным.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Дать сведения о фенологических сроках наступления времён года в нашей местности. УГТ – климат, угол падения солнечных лучей.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Формиров. представл о геогр. науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географич. знаниях как компоненте научной картины мира, их необходи-мости решения совре-менных практ. задач чел-а и своей страны. В т. ч.задачи охр. окр. среды и рац-ого природопользования;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;


Тема 5. Гидросфера (4 часа)

26

1. Единство гидросферы.

П/К № 9. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Сформировать представление о гидросфере, её составе. Показать роль воды для жизни на Земле. Дать представление о свойствах воды. Рассмотреть взаимосвязи и взаимодействие атмосферы, литосферы и гидросферы. Подчеркнуть роль Мирового круговорота воды в природе. УГТ – Мировой круговорот воды в природе. Напишите рассказ о путешествии капельки воды, испарившейся с поверхности океана.

Овлад. на ур. общего обр-я законченной системы геогр. зн. и ум., нав. их при-менения в различных жизн-х ситуациях; Осозн. ценности гео-гр. зн. как важнейшего комп-а науч. картины мира;

Овлад. основными нав. нахождения, испол-я и през-и геогр-ой инф-и; форм-ие предст. об особенностях эколог. проблем на различ-ных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целес-го поведения в окр.среде.

Способность к сам-у приобр. новых знаний и практич. умений, умение управ-лять своей позн-ой деят-ю; Умение вести сам-й поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и инф-и;

§22

27

2. Мировой океан.

П/К № 10. Определение по карте окраин-ных, внутрен-них и межостровных морей.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Дать представление о Мировом океане, его частях, единстве водного пространства.. Развивать умение работать с географическими картами - правильно показывать границы океанов и морей, острова и полуострова, заливы и проливы. Определять географическое положение объектов. Работа с к/к: нанесение морей на к/к (по программе). Нанесение на к/к теплых и холодных течений. УГТ - океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, моря внутренние и окраинные. Выполнить схему « Виды островов по происхождению». Определение географического положения океанов, морей. Рассчитать расстояние до морей и океанов, ближайших к нашей местности

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географ. знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Овладение основами карт-ой грамотности и исп-я геогр карты как одного из «языков» межд-ого общения; формир. представлений об особенностях экол проблем на разл территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экол. целесообр. поведения в окр. среде.

Способность к сам-ому приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познав деят-ю; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию техническими средств информации;

Выучить записи в тетради

28

3. Воды суши: реки и озера.

П/Р № 11. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком

Просмотр к/ф. о горных и равнинных реках об озере Байкал

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки. компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Работа с к/к. Нанесение крупных речных систем, крупнейших сточных и бессточных озер. Рассмотреть общую характеристику повер-ых вод. Изуч. элементы реки и её речной системы. Развивать умение составлять хар-ку географич. объекта на примере ближайшей реки. Научить уч-ся правильно показывать озера и реки на картах, точно определяя напр-е их течения по карте. Начертить в тетради схему реч. системы с ука-занием элементов реки. Объяснить взаимосвязь м. рельефом, горными породами и текучими водами на краеведческом материале. УГТ – элементы реки – исток, устье, правый берег, левый берег, приток; русло, пойма, речная долина, водораздел, бассейн, речная система, горные и равнинные реки, характер течения, водопад, озёра, озёрная котловина, карст, сточные и бессточные озёра, старицы, бессточный район.

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§23

Творческое задание. Подготовить материал об озёрах – Байкале, Ладожском, Святом, Кривом и т.д.

29

4. Воды суши: подземные воды и природные льды.

П/Р № 12. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Построение схемы подземных вод. Рассмотреть особенности происхождения подземных вод и их использование человеком. Научить определять на плане местности выходы подземных вод, повторить условные обозначения родников, колодцев. Показать опыты по просачиванию воды через речной песок и глину. УГТ – подземные воды - грунтовые, межпластовые, минеральные; слои - водоносные и водопроницаемые, водоупорные; пещеры. Рассказать о причинах образования ледников и их значении. Познакомить учащихся с различными типами ледников. Закрепить навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыки коллективной работы. покровные и горные ледники, морена, снеговая линия, айсберг, фирн, гляциология. Составить схему различных типов ледников.

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

§24

Составить проект будущего использования ледников

Тема 6. Биосфера (2 часа)

30

1. Царства живой природы.


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Рассказы детей по опережающим заданиям о животном и растительном мире своей местности. Закрепить знания учащихся о разнообразии организмов на Земле. Выявить причины неравномерного распределения организмов по планете. Доказать наличие связи между растительным и животным миром в биосфере. УГТ – биосфера, широтная зональность, высотная поясность.

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различ-ных жизненных ситуациях; Осознание ценности геог. знания как важ-о ком-та науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, исп-я и презен. геогр. инф-и; формирование представл. об особен-ностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экол. целесообразного повед. в окр. среде.

Способность к самост. приобрет. новых знаний и практ. умений, умение управлять своей познават. деят-ю; Умение вести сам. поиск, анализ, отбор информ. ее преобр, сохр., пере-дачу и през-ю технич. средствами

§25

Подготовить сообщение об основоположнике учения о биосфере В.И. Вернадском.

31

2. Биосфера и охрана природы.

П/Р № 13. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Заполнить схему «Биосфера» в тетради. Сформировать мировоззренческую идею о целостности взаимодействующих сфер Земли. УГТ – природный компонент, природный комплекс. Научить учащихся характеризовать компоненты природы своей местности. Доказать, используя приём схем, взаимосвязь природных компонентов в любом природном комплексе нашей местности.

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр знаний и умений, навыками их применения в разл. жизнен. ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важнейшего компо-та науч. картины мира;

Формир. представл и основополагающих теор-х знаний о цело-стности и неод-сти З., основ. этапах ее геогр. осв-я, особ. прир, жизнь, культуры и хоз деят-и людей, экол. пробл.; формир предст. об эк.. пробл, и безоп повед

Способность к сам-у приобр. новых знан. и практ. умений, умение управ. своей позн-ой деят-ю; Умение вести сам-ый поиск, анализ, отбор инф-и, ее преобр-е, сохран., передачу и презентацию

§26

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

32

1. Почва.

П/Р № 14. Изучен строения почвы на местности.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Состав. табл. плодородия почв в разных регионах мира. УГТ - почва, плодородие, гумус, компоненты природы. В тетради составить простейшую схему состава почв, указав влияние на её литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы. Объяснить особенности появления нового образования - «почв» - в результате взаимодействия земных оболочек. Углубить знания об истории образовании почв и их свойствах.

Овладение на уровне законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различ. жизненных ситуац; Осознание ценности географич. знания как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§ 27 Подготовматериал об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве.

33

2. Природный комплекс.

П/Р № 15. Описание изменений природы в рез-е хоз-ой деят-сти человека на примере своей местности

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Составление схемы взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Дать описание природных зон Земли по географическим картам, используя алгоритм.

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осозн. ценности геог. знания как важнейшего компо-нента науч. картины мира;

Формиров. представл. и основопол-х теоретич. Знаний о целостности и неод-сти З., основных этапах ее геог. освое-ния, особ. прир, жизнь, культуры и хоз-ой деят-и людей, эколо-гич. пробл.; формир. представл. об особ-ях экол. пробл., умен. и навыков без-го и экол. целес-ого повед. в окр. среде.

Способность к сам-ому приобр. новых знаний и практич. умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение вести сам-ый поиск, анализ, отбор инфор., ее преобр., сохранение, передачу и презентацию технич. средствами

§28

34

3. Природные зоны.

П/Р №16 Описание природ-ных зон Земли по географическим картам.

http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа у компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран. роки.


Углубить знания о разнообразии природных зон на Земле. Объяснить причины приспособления растений и животных к условиям обитания в различных природных зонах. Познакомить учащихся с картой природных зон мира и проанализировать её. УГТ – природная зона, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, тайга, смешанные леса. Характеристика природных зон и заполнение таблицы – работа в группах. Знание типового плана характеристики природной зоны.

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в разли-чных жизненных ситуациях; Осозн. цен-сти геогр. знан. как важн. компонента науч. картины мира;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

§29

35

4. Обобщающее повторение


http://km.edu.tatar.ru/ - КМ-школа уроки.

компьютер с подключением в Интернет, мультимедийный проектор, экран.

Углубить и обобщить знания

Овладение на уровне общего образования законченной системы геогр. знаний и умений, навыками их применения в различных жизнен-ных ситуациях; Осознание ценности геогр. знания как важн. компонента науч. картины мира;

Формиров. представл. о геог. науке, ее роли в освоении планеты чел., о геогр. знаниях как компоненте научной картины мира, их необ-сти решения совреме-нных практ. задач чел-ва и своей страны. В том числе задачи охр. окружающей среды и рац-ого природоп-ния;

Осознание себя как члена общества; Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Эмоц-ценностное отнош. к окр. среде, необходимости ее сохран. и рац-ого использования;















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!