№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
1 | Каждый народ строит, украшает , изображает | Характеризовать красоту природы родной земли. Характеризовать особенности красоты природы различных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж). |
2 | Пейзаж родной земли. |
3 | Деревня – деревянный мир. | Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуре народа. Объяснять конструкцию избы, назначение ее частей, декор и украшение. Изображать избу или моделировать ее из бумаги. |
4 | Красота человека. | Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. |
5 | Красота человека. Изображение женского и мужского образа в народном костюме. | Объяснять представления народа о красоте человека. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма, праздничного женского и мужского костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека-труженика в произведениях художников(А.Венецианов, И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов, В.Тропинин, З.Серебрякова, Б.Кустодиев) |
6 | Красота человека. Изображение сцены труда из крестьянской жизни. |
7 | Народные праздники. | Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа). Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин и др.) |
8 | Народные праздники. Обобщение темы. Изображение календарного праздника. |
9 | Родной угол. Создание макета древнерусско- го города. | Характеризовать образ древнего города и особенность выбора места для постройки города. Объяснить роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Создавать макет древнерусского города-крепости. |
10 | Древние соборы. Создание макета древнерусско- го собора. | Составлять рассказ о соборах как о святыне города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города. Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма. Создавать макет здания древнерусского храма. |
11 | Города Русской земли. Изображение древнерусско- го города. | Называть основные структурные части города. Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древнерусских городов и монастырей. Изображать древнерусский город. |
12 | Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов. | Рассказать об образе жизни людей в древнерусском городе, о князе и его дружине. Характеризовать одежду и оружие древнерусского воина. Определять значение цвета в одежде и значение орнамента. Развивать навыки изображения человека. |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Живописное изображение древнерусско- го города. | Определить общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном архитектурном образе данных городов. Знакомить с исторической архитектурой данных городов. Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности людей. Изображать древнерусский город. |
14 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. | Рассказывать о торговых и ремесленных центрах городов. Иметь представление об убранстве городских построек, теремов, княжеских палат, боярских палат, городских усадеб. Объяснять в росписи преобладание растительных мотивов. Изображать интерьер теремных палат. |
15 | Пир в теремных палатах. Обобщение темы. Изображение праздника в теремных палатах. | Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Изображать праздник в интерьере княжеских палат. Изображать посуду на праздничных столах. |
16 | Страна восходящего солнца. Образ художествен- ной культуры Японии. Изображение природы. | Рассказывать о художественной культуре Японии, о традиционных постройках. Называть характерные особенности японского искусства. Называть традиционные праздники. Уметь видеть красоту в деталях. Изображать природу через характерные детали. Характеризовать образ женской красоты. Передавать характерные черты лица. Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Создавать изображения цветущей сакуры, японки в кимоно, коллективного панно. |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художествен- ной культуры Японии. Изображение японок в кимоно. |
18 | Страна восходящего солнца. Образ художествен- ной культуры Японии. Создание коллективного панно. |
19 | Народы гор и степей. Изображение красоты гор. | Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Называть природные мотивы орнамента. Изображать красоты гор и жизнь в степи. |
20 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи. |
21 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатс- кого города. | Рассказать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города. |
22 | Древняя Эллада. Изображение греческого храма. | Рассказать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять особенности изображения , украшения, постройки в искусстве древних греков. Видеть красоту построения человеческого тела. Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Изображать древнегреческий храм и приобретать навыки создания коллективного панно. |
23 | Древняя Эллада. Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» |
24 | Европейские города средневековья. Изображение костюма и предметов быта. | Знакомство с образом готических городов средневековья, с архитектурой средневековья, готическим храмом, витражами, костюмом. Видеть единство форм костюма и архитектуры. Овладевать навыками составления коллективного панно. |
25 | Европейские города средневековья. Создание панно «Площадь средневеково- го города». |
26 | Многообразие художествен ных культур в мире. Обобщение темы. Участие в выставке работ. | Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Понимать разности творческой работы в разных культурах. |
27 | Материнство. Изображение образа матери. | Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения. Изображать по представлению образ матери и дитя, их единства. |
28 | Материнство. Изображение образа матери и дитя. |
29 | Мудрость старости. Создавать образ любимого пожилого человека. | Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства. Создавать изображение любимого пожилого человека. |
30 | Сопережива- ние. Создание рисунка с драматическим сюжетом. | Рассуждать о сострадании, сочувствии, сопереживании. Учиться видеть изображение печали и сострадания в искусстве. Создавать рисунок с драматическим сюжетом. |
31 | Герои-защитники. Лепка эскиза памятника герою. | Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников. Выполнять лепку эскиза памятника герою. |
32 | Юность и надежды. Изображение радости детства. | Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, радость молодости, любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства. |
33 | Искусство народов мира. Обобщение темы. Выставка работ учащихся. | Рассказать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты. Обсуждать и анализировать свои работы и работы своих одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |
34 | Искусство народов мира. Обобщение темы. Выставка коллективных работ учащихся. |