СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по художественному развития детей старшего дошкольного возраста «Цветные ладошки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  по художественному  развития детей  старшего дошкольного возраста 

 «Цветные ладошки»

Просмотр содержимого документа
«Программа по художественному развития детей старшего дошкольного возраста «Цветные ладошки»»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ясли – сад комбинированного типа № 15 г. Донецка










Программа по художественному развития детей старшего дошкольного возраста

«Цветные ладошки»























Разработал воспитатель: Кисиленко Е.А.















Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческих способнос­тей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве­дениях искусства) и предметов (явле­ний) окружающего мира как эстети­ческих объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художествен­ными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «язы­ком» искусства - средствами художе­ственно-образной выразительности.

4.  Амплификация (обогащение) индиви­дуального художественно-эстетичес­кого опыта (эстетической апперцеп­ции): «осмысленное чтение» - расп­редмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объек­тов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстети­ческого выступает цельный художест­венный образ как универсальная ка­тегория); интерпретация художест­венного образа и содержания, заклю­чённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспект­ной и увлекательной активности де­тей в художественно-эстетическом ос­воении окружающего мира.

8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические     принципы,

обусловленные единством учебно-вос­питательного пространства:

► принцип культуросообразности: пост­роение и/или корректировка универ­сального эстетического содержания

программы с учётом региональных культурных традиций;

► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательно­го содержания программы с учётом природных и климатических особен­ностей данной местности в данный момент времени;

►► принцип систематичности и после­довательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логи­ке «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо из­вестного к малоизвестному и незна­комому»;

► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложне­ние и расширением от возраста к воз­расту;

► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

► принцип развивающего характера ху­дожественного образования;

► принцип природосообразности: пос­тановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индиви­дуальных способностей;

► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детс­кого сообщества (группы детей) в це­лом.

Специфические принципы, обуслов­ленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

 ► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

 ► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познаватель­ного развития детей разных возрас­тов;

 принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

► принцип интеграции различных ви­дов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности;

► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего);

►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

►► принцип организации тематического пространства (информационного по­ля) - основы для развития образных представлений;

► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых спосо­бов действий, направленных на созда­ние выразительного художественного образа;

► принцип естественной радости (ра­дости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспи­тания дошкольников «Цветные ладош­ки» сформулированы педагогические ус­ловия, необходимые для эффективного художественного развития детей дош­кольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отноше­ния и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для за­нятий по рисованию, лепке, апплика­ции, художественному труду и самос­тоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изоб­разительного и народного декоратив­но-прикладного искусства в среде му­зея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избира­тельных связей с эстетическими качест­вами предметов и явлений действитель­ности. В эстетическое отношение ребён­ка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекатель­ное), добрые чувства, его творческая де­ятельность, посильное стремление к пре­образованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гар­моничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на ус­тановление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Для более чёткой ориентировки важ­но построить модель эстетического от­ношения детей к окружающему миру, ко­торая в лаконичной (схематичной) фор­ме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распоз­навать и формировать процесс художе­ственно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель  эстетического  отношения

включает три ведущих компонента, каж­дый из которых, в свою очередь, являет­ся многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального пере­живания.

Ребёнок не только видит, но и ощуща­ет, чувствует художественный образ, яв­ляясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональ­ное переживание возникают и проявля­ются в меру возрастных и индивидуаль­ных возможностей детей, они же спосо­бствуют развитию мотивационной уста­новки на активное участие в художест­венной деятельности. Эмоционально-эс-

тетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искус­ства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочте­ний, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направлен­ность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстети­ческой апперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию и эксперимен­тированию(поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный

опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой дея­тельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразитель­ные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художест­венные умения и в результате - склады­вается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опы­те являются способности, которые поз­воляют ребёнку самостоятельно перено­сить свой опыт (уже знакомое и освоен­ное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфические художественные и творческие способности (восприя­тие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овла­дения детьми обобщёнными (типичны­ми) и самостоятельными способами ху­дожественной деятельности, необходи­мыми и достаточными во всех видах ху­дожественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:

► метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное в окружающем мире;

► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».);

► метод сенсорного насыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре);

► метод эстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

► метод разнообразной художествен­ной практики;

► метод сотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками);

► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель­ности;

► метод эвристических и поисковых си­туаций.

Интеграция разных видов изобрази­тельного искусства и художественной дея­тельности детей на основе принципа взаи­мосвязи обобщённых представлений (ин­теллектуальный компонент) и обобщён­ных способов действий (операциональ­ный компонент) обеспечивает оптималь­ные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. 

К наглядно-методическим изданиям относятся:

►► тематические плакаты для обогаще­ния восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Ело­вый лес» и пр.);

► дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);

► незавершённые композиции для выс­тавочных коллективных работ по сю­жетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош­ке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);

► серия альбомов для детского художе­ственного творчества «Наш верни­саж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы»).

 



Изобразительная деятельность в старшей группе

Задачи художественно-творческого развития детей

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарно­го наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (ком­позиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эс­тетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осо­знанию его внутреннего смысла и пони­манию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует це­лый комплекс взаимосвязанных задач.

 ► Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатле­ний,   формирования   эстетических чувств и оценок.

► Обращать внимание детей на образ­ную выразительность разных объек­тов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помеще­ния, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, кон­тур, колорит, узор; показывать, из ка­ких деталей складываются многофи­гурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

► Поощрять детей воплощать в художе­ственной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; под­держивать личностное творческое на­чало.

► Обогащать содержание изобразитель­ной деятельности в соответствии с за­дачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюже­тов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и при­родных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, про­фессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атри­бутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).

► Учить детей грамотно отбирать содер­жание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню со­ответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, коло­кольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).

► Поддерживать желание передавать ха­рактерные признаки объектов и явле­ний на основе представлений, полу­ченных из наблюдений или в результа­те рассматривания репродукций, фото­графий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).

► Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить пере­давать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; переда­вать несложные движения (птичка ле­тит, кукла пляшет, кошка подкрадыва­ется к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его час­тей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; со­гнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смыс­ловые связи между объектами, ста­раться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

► Поддерживать стремление самостоя­тельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собст­венной инициативе объединять раз­ные способы изображения

►Формировать представления о худо­жественных ремеслах (резьба и рос­пись по дереву, гончарное дело, тка­чество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инстру­ментами пользуются мастера.

► совершенствовать тех­нику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в раз­ных направлениях, в декоративном ри­совании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисо­вать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков .

 

 

 





































Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе (5-6  лет)



Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Весёлое лето»

 

«Летняя палитра»



«Деревья в нашем парке»

 

«Кошки на окошке»

Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами.

  Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

 Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

Октябрь

«Осенний натюрморт»

 

«Осенние листочки»



«Игрушка дымковская»



«Нарядные лошадки»

 

 

 

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

 Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.

   Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

 Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Ноябрь

«Золотая хохлома»

 



«Белая берёзка»

 

«Лиса-кумушка»

 

«Чудесные превращения кляксы»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

     Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

 Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание -«оживление» необычных форм.

Декабрь

«Белая берёза под моим окном…»

 

«Волшебные снежинки»

 

«Еловые веточки»

 



«Кошка с котятами»

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

     Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.

 Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок»

   Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

Январь

«Весёлый клоун»

 



«Весело качусь я под гору в сугроб»(2 занятия)



«Сказочная гжель»

 

 

 

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

 Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

Февраль

«Наша группа»





«Волшебные цветы»

 

«Папин портрет»

 



«Милой мамочки портрет»

 


Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.

    Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.

   Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди

     Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

Март

«Солнышко нарядись»

 



«Солнечный цвет»

 

«Дымковская барышня»

 

 



«Весеннее небо»

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

    Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

    

Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами.

     Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

Апрель

«Я рисую море»

 

 

«Морская азбука»

 



«Превращения камешков»

 

 «Наш аквариум»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

     Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

     Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

  Составление гармоничных образов ры­бок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

Май

«Зелёный май»

 

 

 



«Радуга-дуга»

 

 

 

 «Неприбранный стол»

 

 

 

 

 

 

«Рисуем музыку»


Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впетчатлений от общения с ней в изодеятельности.

  Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впетчатлений от общения с ней в изодеятельности.

 Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

 Продолжать развивать творческую активность и воображение детей.

 Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветовых пятен, линий, образов. Закреплять умение детей смешивать цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!