СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по конструктору Окружающий мир 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по конструктору Окружающий мир 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

Программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и федеральной рабочей программе воспитания.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся и направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

  2. формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления приверженности здоровому образу жизни;

  3. развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

  4. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;

  5. проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;

  6. освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;

  7. обогащение духовного богатства обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;

  8. становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕНОМ ПЛАНЕ


Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;

  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

2) Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;

  • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

  • ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 КЛАСС

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

  • различать расходы и доходы семейного бюджета;

  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

  • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;

  • соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;

  • соблюдать основы профилактики заболеваний;

  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе;

  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

  • ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 КЛАСС

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

  • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

  • моделировать цепи питания в природном сообществе;

  • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

  • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

  • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

  • находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);

  • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

  • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

  • описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;

  • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;

  • называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

  • описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);

  • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;

  • оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

  • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;

  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.


3 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Дополнительная информация


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Раздел 1. Человек и общество

1.1

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

1.2

Наша Родина - Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации и своего региона

2

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими

1.3

Уникальные памятники культуры России, родного края

4

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

1.4

Города Золотого кольца России

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

1.5

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии

3



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

1.6

Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими

1.7

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

1.8

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

1.9

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся

4



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

Итого по разделу

20


Раздел 2. Человек и природа

2.1

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

2.2

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ

1

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

2.3

Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

1


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

2.4

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды

3


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

2.5

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.6

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.7

Полезные ископаемые родного края (2-3 примера)

1

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.8

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

2.9

Первоначальные представления о бактериях

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

2.10

Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

2.11

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.13

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Охрана растений

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

2.14

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений

3



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.15

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

2.16

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды

1

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.17

Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.18

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.19

Особенности питания животных. Цепи питания

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

2.20

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери)

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.21

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

2.22

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

2.23

Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

2.24

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

2.25

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

4

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

Итого по разделу

35


Раздел 3. Правила безопасной жизни

3.1

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

3.2

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

3.3

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна, знаки безопасности)

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

3.4

Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

2


3 КЛАСС



п/п

Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


Что такое общество?

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e https://m.edsoo.ru/f841254e

Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa

Родной край – малая родина

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412d5a

Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba

Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841427c

Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84134bc

Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона. Тематическая проверочная работа.

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e

Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов Великий, Переславль-Залесский

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30

Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль, Сергиев Посад, Ярославль

Тематическая проверочная работа.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e

Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных народов нашей страны

1





Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве

1





Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры

1





Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841213e

Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841314c

Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841481c

Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414650

Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84149d4

Памятники природы и культуры Китая (по выбору)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414b6e

Семья: традиции, праздники

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0

Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация"

1

1




Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162

Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392

Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов. Проверочная работа по теме.

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c9c8 https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы

1


1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cce8 https://m.edsoo.ru/f840cb62

Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78

Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a

Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328

Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d846

Полезные ископаемые – богатство земных недр

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706

Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона. Проверочная работа по теме.

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896

Почва, её состав

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840dd78 https://m.edsoo.ru/f840dbde

Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc https://m.edsoo.ru/f840df26

Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 https://m.edsoo.ru/f840e0de

Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282

Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c

Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Растение как живой организм

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4

Как растения размножаются?

1





Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ)

1


1



Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c

Жизнь животных в разные времена года

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e

Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16

Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Как животные питаются?

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90

Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы - жабры; насекомые – трахеи)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f0b0

Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412b98

Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841030c https://m.edsoo.ru/f840ff74

Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410122

Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba

Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных"

1

1




Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654

Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6

Дыхательная система и ее роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Пищеварительная система и ее роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108

Органы чувств их роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841146e https://m.edsoo.ru/f8410f78

Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека "

1

1




Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6

Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411a5e

Знаки безопасности во дворе жилого дома

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910

Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Промежуточная аттестация. Тестирование.


1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90

Безопасная информационная среда

1






ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 68 6

2


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

‌Окружающий мир, 3 класс, Методическое пособие, Федотова О.Н., Кудрова Л.Г.‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru‌​

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!