СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по краеведению

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по краеведению расчитана на учащихся 8 классов. Включает в себя обзорный материал с 17 века по 20 век.

Просмотр содержимого документа
«Программа по краеведению»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г Хабаровска

«Лицей инновационных технологий»





ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета Приказ № 01/49

Протокол № 1 от «01» сентября 2015г.

от «28» августа 2015г. Директор В.В. Полозова

__________________________





Рабочая программа по факультативу

«Историко-краеведческий журнал «Хабар»»





Составитель:

Учитель истории и обществознания

высшей категории

Л.И.Голубева









2015-2016 учебный год





Пояснительная записка

История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.

Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Дополнительная образовательная программа Исторического кружка имеет естественно – научную направленность.

Цель программы:

  • приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;

  • развивать навыки учебно-исследовательской работы;

  • воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о крае, районе и селе;

  • формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;

  • активизация поисковой деятельности учащихся;

  • выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

  • формирование у школьников навыков информационной культуры.

В работе краеведческого факультатива участвуют дети с 11 – 17 лет.

Продолжительность образовательной программы – 1 год.

Тематика работы исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений.

Занятия в краеведческом факультативе способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа занятий факультатива позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.

Формы проведения занятий:

  • экскурсия

  • работа с документами

  • исследовательская деятельность

  • создание исследовательских проектов, презентаций по теме.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации работы дополнительных объединения





















Календарно-тематическое планирование факультатива

Тема раздела, занятия

Дата проведения


Раздел 1. Хабаровский край в древности

Сентябрь

1

Первобытнообщинный строй на территории края

2.09


2

Каменный век

4.09


3

Бронзовый век Дальнего Востока

8.09


4

Ранний железный век Приамурья

11.09


5

Племена мохэ

15.09


6

Чжурчжени –потомки мохэ

18.09


7

Гос-во чжурчженей

22.09


8

Бохай – гос-во мохэ

25.09


9

Экскурсия в археологический музей

29.09



Раздел 2. Великое движение на Восток.

Октябрь

1

Первопроходцы

2.10


2

И.Ю.Москвитин

6.10


3

В.Д.Поярков

9.10


4

Е.П.Хабаров

13.10


5

С.И.Дежнев, Г.И.Шелихов

16.10


6

Открытие дальневосточных земель

20.10


7

Хозяйственное освоение ДВ: первые поселения, развитие промыслов

23.10


8

Коренные народы Приамурья

27.10


9

Экскурсия в краеведческий музей

30.10



Раздел 3. Амурский вопрос

Ноябрь

1

Международное положение на ДВ

3.11


2

Нерчинский договор и его значение

6.11


3

Русская Америка

10.11


4

А.А.Баранов

13.11


5

Российско – Американская кампания

17.11


6

Коренные народы ДВ

20.11


7

Русские поселения в XVIII веке

24.11


8

Экскурсия в краевую научную библиотеку

27.11


9

Экскурсия в краеведческий музей

30.11



Раздел 4. Освоение ДВ

Декабрь

1

ДВ в середине XIXвека

4.12


2

Пионеры ДВ

8.12


3

Г.И.Невельской

11.12


4

Граф Н.Н.Муравьев-Амурский

14.12


5

Айгунский договор – образование г. Хабаровска

18.12


6

Пекинский договор – образование г.Владивостока

22.12


7

Переселенческая политика царского правительства: этапы

25.12


8

Купцы, предприниматели, банкиры: А.Ф.Плюснин, Тифонтай

28.12


9

Экскурсия в краеведческий музей

29.12



Раздел 5. В составе Российской империи.

Январь

1

Дальний – не значит отсталый: культурное развитие.

13.01


2

Научная деятельность. Русское географическое общество

15.01


3

Н.Л.Гондатти, В.К.Арсеньев

17.01


4

Литература, печать, изобразительное искусство

20.01


5

История развития г Хабаровска. Строительство КВЖД.

22.01


6

Русско-китайские и русско-японские отношения

26.01


7

Коренные народы: изменения в быту и культуре.

29.01


8

Экскурсия в краеведческий музей

30.01







Раздел 6.

Февраль

1

И слава, и позор России. Русско-японская война

3.02


2

Герои войны

6.02


3

Порт-Артурская Божья Матерь

10.02


4

ДВ и первая революция в России.

13.02


5

ДВ между революциями. (1905-1916гг)

17.02


6

История г.Хабаровска: отголоски революционных бурь.

19.02


7

Запад и Восток между двумя русскими революциями (отношения с Китаем и Японией)

24.02


8

Страна будущего

26.02


9

Экскурсия в музей города

29.02



Раздел 7. Гражданская война.

Март

1

Февральская революция и еепоследствия на ДВ.

1.03


2

Начало военного противостояния.

4.03


3

Иностранная интервенция

9.03


4

Герои партизанского движения.

11.03


5

Герои или антигерои (Я.Тряпицын)

15.03


6

Основные этапы Гражданской войны

18.03


7

Дальневосточная республика (ДВР)

22.03


8

Раскол российского общества: А.И.Колчак, А.М.Краснощеков

25.03


9

Экскурсия в музей города и краеведческий музей.

29.03



Раздел 8. Между двух войн.

Апрель

1

Дальневосточный НЭП и его особенности.

5.04


2

Три кита социалистического строительства: индустриализация, коллективизация и культурная революция.

8.04


3

Культурная революция на ДВ

12.04


4

Переселение на восток и с …востока

15.04


5

Строительство г. Комсомольска-на-Амуре. В.С.Хетагурова.

19.04


6

Массовые репрессии дальневосточников

22.04


7

Конфликт на КВЖД, военный конфликт на озереХасан.

26.04


8

Военный конфликт на реке Халхин-Гол

29.04


9

Экскурсия в краеведческий музей

30.04



Раздел 9. Великая Отечественная война и послевоенное развитие.

Май

1

Война и Дальний Восток. Дальневосточники фронту!

3.05


2

На боевом посту

6.05


3

Хабаровчане - герои войны: В.Шелест, Д.Калараш, Е.Дикопольцев.

10.05


4

Коренные народы и война: М.Пассар, А.Пассар.

13.05


5

Август 1945г. - молниеносная война.

17.05


6

Социализм на ДВ: от расцвета до заката.

20.05


7

19990 годы: извилистый путь реформ.

24.05


8

На пути международного сотрудничества.

27.05


9

Экскурсия к памятным местам города Хабаровска

31.05






Практика 1. Встреча с ветеранами труда, сбор и оформление информации о ветеранах Великой Отечественной войны. Презентация поисковых заданий.

Практика 2. Поездки в музеи и библиотеки города. Встречи с работниками музея.

Практика 3. Участие в научно-практической конференции, в городских краеведческих конкурсах и конференциях.

Практика 4. Отчет о работе в объединении, презентации журнала «Хабар».



Ресурсное обеспечение рабочей программы включает:



  1. В.Н. Копытько «Хабаровский край в древности» Учебное пособие. Хабаровск, 1990г.

  2. А.Ю.Завалишин «История Дальнего Востока России в новое и новейшее время (XVII-XXвек). Учебное пособие для 8-9 классов. Хабаровск, 1999г.

  3. Алексеев, А. И. Русские географические исследования на Дальнем Востоке и в Северной Америке (XIX - начало ХХв.) /А. И. Алексеев; отв. ред. А. И. Соловьёв. - М.: Наука, 1976г.

  4. Учебное пособие для учащихся 1 – 6 классов общеобразовательных школ. Атлас «Люби и знай свой край». – Хабаровск, ФГУП «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие», 2002г. – с. 7

  5. Р.Ф. Итс «Введение в этнографию». – Л., 1991г.

  1. Е. А. Гаер Древние бытовые обряды нанайцев /Е. А. Гаер. - Хабаровск, 1991г.

  2. Н.А. Соболев, А.Н Казакевич Символы и святыни Российской державы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.

  3. Конституция Российской Федерации. М., 1993г.

  4. Семейные фотографии, архивные документы.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!