Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г Хабаровска
«Лицей инновационных технологий»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета Приказ № 01/49
Протокол № 1 от «01» сентября 2015г.
от «28» августа 2015г. Директор В.В. Полозова
__________________________
Рабочая программа по факультативу
«Историко-краеведческий журнал «Хабар»»
Составитель:
Учитель истории и обществознания
высшей категории
Л.И.Голубева
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.
Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Дополнительная образовательная программа Исторического кружка имеет естественно – научную направленность.
Цель программы:
Задачи:
воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;
развивать навыки учебно-исследовательской работы;
воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о крае, районе и селе;
формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
активизация поисковой деятельности учащихся;
выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
формирование у школьников навыков информационной культуры.
В работе краеведческого факультатива участвуют дети с 11 – 17 лет.
Продолжительность образовательной программы – 1 год.
Тематика работы исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений.
Занятия в краеведческом факультативе способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.
Программа занятий факультатива позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.
Формы проведения занятий:
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации работы дополнительных объединения
Календарно-тематическое планирование факультатива
№ | Тема раздела, занятия | Дата проведения |
| Раздел 1. Хабаровский край в древности | Сентябрь |
1 | Первобытнообщинный строй на территории края | 2.09 | |
2 | Каменный век | 4.09 | |
3 | Бронзовый век Дальнего Востока | 8.09 | |
4 | Ранний железный век Приамурья | 11.09 | |
5 | Племена мохэ | 15.09 | |
6 | Чжурчжени –потомки мохэ | 18.09 | |
7 | Гос-во чжурчженей | 22.09 | |
8 | Бохай – гос-во мохэ | 25.09 | |
9 | Экскурсия в археологический музей | 29.09 | |
| Раздел 2. Великое движение на Восток. | Октябрь |
1 | Первопроходцы | 2.10 | |
2 | И.Ю.Москвитин | 6.10 | |
3 | В.Д.Поярков | 9.10 | |
4 | Е.П.Хабаров | 13.10 | |
5 | С.И.Дежнев, Г.И.Шелихов | 16.10 | |
6 | Открытие дальневосточных земель | 20.10 | |
7 | Хозяйственное освоение ДВ: первые поселения, развитие промыслов | 23.10 | |
8 | Коренные народы Приамурья | 27.10 | |
9 | Экскурсия в краеведческий музей | 30.10 | |
| Раздел 3. Амурский вопрос | Ноябрь |
1 | Международное положение на ДВ | 3.11 | |
2 | Нерчинский договор и его значение | 6.11 | |
3 | Русская Америка | 10.11 | |
4 | А.А.Баранов | 13.11 | |
5 | Российско – Американская кампания | 17.11 | |
6 | Коренные народы ДВ | 20.11 | |
7 | Русские поселения в XVIII веке | 24.11 | |
8 | Экскурсия в краевую научную библиотеку | 27.11 | |
9 | Экскурсия в краеведческий музей | 30.11 | |
| Раздел 4. Освоение ДВ | Декабрь |
1 | ДВ в середине XIXвека | 4.12 | |
2 | Пионеры ДВ | 8.12 | |
3 | Г.И.Невельской | 11.12 | |
4 | Граф Н.Н.Муравьев-Амурский | 14.12 | |
5 | Айгунский договор – образование г. Хабаровска | 18.12 | |
6 | Пекинский договор – образование г.Владивостока | 22.12 | |
7 | Переселенческая политика царского правительства: этапы | 25.12 | |
8 | Купцы, предприниматели, банкиры: А.Ф.Плюснин, Тифонтай | 28.12 | |
9 | Экскурсия в краеведческий музей | 29.12 | |
| Раздел 5. В составе Российской империи. | Январь |
1 | Дальний – не значит отсталый: культурное развитие. | 13.01 | |
2 | Научная деятельность. Русское географическое общество | 15.01 | |
3 | Н.Л.Гондатти, В.К.Арсеньев | 17.01 | |
4 | Литература, печать, изобразительное искусство | 20.01 | |
5 | История развития г Хабаровска. Строительство КВЖД. | 22.01 | |
6 | Русско-китайские и русско-японские отношения | 26.01 | |
7 | Коренные народы: изменения в быту и культуре. | 29.01 | |
8 | Экскурсия в краеведческий музей | 30.01 | |
| | | |
| Раздел 6. | Февраль |
1 | И слава, и позор России. Русско-японская война | 3.02 | |
2 | Герои войны | 6.02 | |
3 | Порт-Артурская Божья Матерь | 10.02 | |
4 | ДВ и первая революция в России. | 13.02 | |
5 | ДВ между революциями. (1905-1916гг) | 17.02 | |
6 | История г.Хабаровска: отголоски революционных бурь. | 19.02 | |
7 | Запад и Восток между двумя русскими революциями (отношения с Китаем и Японией) | 24.02 | |
8 | Страна будущего | 26.02 | |
9 | Экскурсия в музей города | 29.02 | |
| Раздел 7. Гражданская война. | Март |
1 | Февральская революция и еепоследствия на ДВ. | 1.03 | |
2 | Начало военного противостояния. | 4.03 | |
3 | Иностранная интервенция | 9.03 | |
4 | Герои партизанского движения. | 11.03 | |
5 | Герои или антигерои (Я.Тряпицын) | 15.03 | |
6 | Основные этапы Гражданской войны | 18.03 | |
7 | Дальневосточная республика (ДВР) | 22.03 | |
8 | Раскол российского общества: А.И.Колчак, А.М.Краснощеков | 25.03 | |
9 | Экскурсия в музей города и краеведческий музей. | 29.03 | |
| Раздел 8. Между двух войн. | Апрель |
1 | Дальневосточный НЭП и его особенности. | 5.04 | |
2 | Три кита социалистического строительства: индустриализация, коллективизация и культурная революция. | 8.04 | |
3 | Культурная революция на ДВ | 12.04 | |
4 | Переселение на восток и с …востока | 15.04 | |
5 | Строительство г. Комсомольска-на-Амуре. В.С.Хетагурова. | 19.04 | |
6 | Массовые репрессии дальневосточников | 22.04 | |
7 | Конфликт на КВЖД, военный конфликт на озереХасан. | 26.04 | |
8 | Военный конфликт на реке Халхин-Гол | 29.04 | |
9 | Экскурсия в краеведческий музей | 30.04 | |
| Раздел 9. Великая Отечественная война и послевоенное развитие. | Май |
1 | Война и Дальний Восток. Дальневосточники фронту! | 3.05 | |
2 | На боевом посту | 6.05 | |
3 | Хабаровчане - герои войны: В.Шелест, Д.Калараш, Е.Дикопольцев. | 10.05 | |
4 | Коренные народы и война: М.Пассар, А.Пассар. | 13.05 | |
5 | Август 1945г. - молниеносная война. | 17.05 | |
6 | Социализм на ДВ: от расцвета до заката. | 20.05 | |
7 | 19990 годы: извилистый путь реформ. | 24.05 | |
8 | На пути международного сотрудничества. | 27.05 | |
9 | Экскурсия к памятным местам города Хабаровска | 31.05 | |
| | | |
Практика 1. Встреча с ветеранами труда, сбор и оформление информации о ветеранах Великой Отечественной войны. Презентация поисковых заданий.
Практика 2. Поездки в музеи и библиотеки города. Встречи с работниками музея.
Практика 3. Участие в научно-практической конференции, в городских краеведческих конкурсах и конференциях.
Практика 4. Отчет о работе в объединении, презентации журнала «Хабар».
Ресурсное обеспечение рабочей программы включает:
В.Н. Копытько «Хабаровский край в древности» Учебное пособие. Хабаровск, 1990г.
А.Ю.Завалишин «История Дальнего Востока России в новое и новейшее время (XVII-XXвек). Учебное пособие для 8-9 классов. Хабаровск, 1999г.
Алексеев, А. И. Русские географические исследования на Дальнем Востоке и в Северной Америке (XIX - начало ХХв.) /А. И. Алексеев; отв. ред. А. И. Соловьёв. - М.: Наука, 1976г.
Учебное пособие для учащихся 1 – 6 классов общеобразовательных школ. Атлас «Люби и знай свой край». – Хабаровск, ФГУП «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие», 2002г. – с. 7
Р.Ф. Итс «Введение в этнографию». – Л., 1991г.
Е. А. Гаер Древние бытовые обряды нанайцев /Е. А. Гаер. - Хабаровск, 1991г.
Н.А. Соболев, А.Н Казакевич Символы и святыни Российской державы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.
Конституция Российской Федерации. – М., 1993г.
Семейные фотографии, архивные документы.