СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по краткосрочному курсу по выбору "Пластилинография"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа краткосрочных курсов по выбору "Пластилинография" для 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа по краткосрочному курсу по выбору "Пластилинография"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Фроловская средняя школа «Навигатор»


Принято

на педагогическом совете

Протокол №__ от «__» _____20__г


УТВЕРЖДАЮ

директор МАОУ «Фроловская средняя школа « Навигатор»

Чернякевич Е.З. ___________________


Приказ №___ от «__» ________20__г













Обязательный краткосрочный курс по выбору

для обучающихся 1-4 классов

рабочая программа

«Пластилинография»









Составитель:

учитель начальных классов

Нилогова Л.Л.





2020



Пояснительная записка

Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.

Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина. 

Задачи:

  1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;

  2. Развивать тонкую моторику рук;

  3. Содействовать развитию интереса детей к   художественному творчеству;

Краткосрочный курс адресован учащимся 1-х классов МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор». Занятия проводятся с периодичностью 1 занятие в неделю в течение четверти. Общее количество часов — 8 академических часов. Оптимальное число участников _ человека.


Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждое новая работа базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Работы, которые создает ребенок, близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Программой предусмотрены занятия с детьми, у которых исходные данные по лепке выше среднего уровня при выполнении работ из пластилина.

Все изучаемые темы распределены по трем этапам:

  • первый – исходные формы;

  • второй – доработка исходных форм;

  • третий – сложные изделия.

Первый этап – это выполнение работ самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Педагог объясняет и показывает, как эти формы делать, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе.

Второй этап – выполнение более сложных работ, когда исходные формы дорабатываются, усложняются

Третий этап– выполнение сложных работ(занятия с детьми , с умениями выше среднего уровня).

Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

Как итог работы. в конце изучения каждой темы дети привлекаются к оформлению композиций на выставки, т.е . видят применение своего труда в реальной жизни, а значит понимают важность и необходимость сделать свои работы более красивыми.

Ожидаемые результаты.
  1. У детей стойкий интерес к лепке из пластилина как во время занятий , так и в свободное время.
  2. Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
  3. Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
  4. Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
  5. Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
  6. Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.

Методические рекомендации

Последовательность обучения выполнения работы:

1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность, обращение к жизненному опыту детей, к их зрительной памяти. Например, попросить вспомнить красивые большие мячи для игр, которые у них есть или они видели в магазине.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм (голова – круглая, значит надо слепить шар и т. д.)

3. Поэтапная лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за педагогом..

4.  Самостоятельная лепка по образцу, выполненному в группе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Педагог может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.

Лепка изделия по нотации.

  1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер - образца можно увеличить против размеров работ, исполняемых детьми, чтобы хорошо были видны действия педагога.

4. Контроль исполняемого детьми действия

5. Если действие оказалось сложным для большинства детей, следует вновь, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Убедившись, что большинство детей справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить работу, на которой впервые встретилось это действие, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.





























Тема занятия

Программное содержание

Игры и упражнения

1

«У нас в гостях волшебный пластилин»

Технические приемы:

-отщипывание

1. Воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить. Возбудить интерес к лепке.

2. Определить навыки детей по уровням: ниже среднего, средний, выше среднего.

1. Игрушки, вылепленные из пластилина (для рассматривания).

2. Пластилинография: «домик» - наклеивание кусочками пластилина изображения на картоне.

1

Лепка «Ягоды и яблоки»


Приемы:

- отщипывание

1. Учить лепить предметы круглой формы.

2. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.


Усложнение: Предложить вылепить ветку ягод (виноград) –в.у.


1. Занятие ознакомление с окружающим: «Щедрые дары осени».

2. Игра: «Назови ягоды и фрукты».

3. Игра: «Маленькие и большие» (уточнение размера, формы геометрических фигур).

4. Н.п. игра: «Лето» (Ягоды, фрукты, насекомые).

2

«Грибы»

1. Закрепить умение детей лепить знакомые предметы, используя приемы лепки (раскатывание, расплющивание).

2. Учить лепить кончиком пальца для придания выразительности.

Усложнение: Предложить слепить семейку грибов.

1. Рассматривание фотоальбома «Грибы».

2. Н.п. игра: «Что в моей корзинке».

3

«Угощение для кукол»

1. Формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

2. Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения.

Усложнение: Предложить вылепить угощение в вазе, в сахарнице, в тарелочке.

1. Рассматривание иллюстраций и предметов: конфеты, сушки, пряники, пироженные, печенье.

2. С.р. игра: «Идем на день рождения к другу».

3. С.р. игра: «Магазин».


4

«Рыбка»

1. Учить делать «перемычку» на конце столбика, отделяя туловище от хвостика.

2. Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы.

3. Закреплять приемы оттягивания, сплющивания, лепку пальцами при передаче характерных особенностей рыбки.

Усложнение: Работа стекой – нарисовать чешую, глазки.

1. Рассматривание рыбок в аквариуме «Гуппи» (на картинке) - обратить внимание на хвост, плавники.

2. Рассматривание набора открыток «Аквариумные рыбки» (особенности формы – «Сколярии», особенности глаз и хвоста «Золотая рыбка», «Телескопы»).

3. Рассматривание игрушек – рыбок.

4

«Разные рыбки»

1. Продолжать учить делать «перемычку», рассчитывать объем пластилина для выбранного хвоста рыбы.

2. Продолжать учить передавать характерные особенности рыбок (расположение плавников: 1 вверху, 2 внизу).

Усложнение: Слепить несколько рыбок с разными характерными особенностями.

1. Сделать модуль – «Рыбки в аквариуме» (используя детские работы).

5

«Птица»

1. Учить детей лепить птицу, передавая форму тела, головы.

2. Продолжать учить техническим приемам: оттягивание – клюв, примазывание, расплющивание – крылья.

3. Учить отличать разнообразие получившихся работ.

1. Рассматривание плаката «Птицы нашего леса».

2. Рассматривание набора открыток «птицы нашего леса».

3. Рассматривание птиц – свистулек (по мотивам народной игрушки из глины, игрушки – забавы – «Соловей»).


6

«Птицы на кормушке»

1. Учить передавать в лепке простую позу: наклон головы, туловища вниз.

2. Учить объединять свою работу с работами других детей.

3. Вызвать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

7

«Зайчиха с зайчатами»

1. Учить лепить зайца, передавать форму его туловища, головы, ушей.

2. Закрепить приемы лепки: скатывание, оттягивание и соединение частей.

3. Учить приему соединения частей при помощи стеки.

4. Закрепить приемы сплющивания.

1. Творческая лепка к сказке «Заюшкина избушка».


8

«Кто сказал мяу?»

1. Учить лепить туловище кошки путем выгибания «столбика», оттягивания лапок.

2. Закрепить приемы: в соединении частей при помощи стеки, заглаживание.

1. Рассматривание книги «Кто сказал мяу?», сделанных разными художниками.

2. Фотовыставка «У меня живет мурлыка»






































Используемая литература



  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва, Мозаика – синтез, 2005г.

  2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика – синтез, 2005г.

  3. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Т.С.Комарова. Москва, Мозаика – синтез, 2009г.

  4. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И.В Маслова, Баласс,

2008 г.

  1. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина., Сфера, 2012г.



































Приложение к тематическому планированию по КСК

«Пластилинография»

Для примера рассмотрим лепку смешариков.

Сначала отщипываем пластилин и скатываем в шар. Берем два небольших одинаковых кусочка белого пластилина, делаем из них шарики и присоединяем на место глаз при этом расплющивая их. Берем небольшой красный кусочек пластилина и делаем из него шар. Прикрепляем его на место носа. Делаем из небольших шариков черного цвета зрачки. Стеком вырезаем рот, Добавляем в него немного красного пластика пластилина и два белых шарика. Формируем из белых шариков зубы. Раскатываем 6 колбасок и формируем из них лапки и ушки. Соединяем все детали вместе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!