СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по кружковой деятельности "Юные исследователи природы"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружковой деятельности по экологии.

Просмотр содержимого документа
«Программа по кружковой деятельности "Юные исследователи природы"»

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 пос. Зеленый Богородского округа Московской области


















Программа по кружковой деятельности «Юные исследователи природы» «ЮИП» для 6-10 классов













Разработчик программы: Поповиченко Наталья Владимировна учитель биологии

первой квалификационной категории





















2018 год

«Мир вокруг нас такой необъятный, такой интересный и часто занятный,

но мы торопимся, вечно спешим и, чтобы увидеть его, нет уж сил...

Если замедлить немного движенье и обернуться хотя б на мгновенье...,

то нам откроется столько такого, что описать – не найти даже слова…

Там свой уклад и свои же законы, там всё красиво, совсем по-другому…».


Концепция (основная идея) программы.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.

Направленность программы «Юный исследователь природы» по содержанию является биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации -кружковой; по времени реализации - трёхгодичной.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время ухудшается состояние окружающей среды в результате глобального антропогенного воздействия на биосферу. Больше всего страдают сами люди. Причина состоит в том, что в обществе несерьезно относятся к экологическим проблемам. Утрачена связь человека и природы. Разработанная программа позволяет:

  • развивать экологическое сознание;

  • создавать условия для развития экологической культуры и навыков поведения в природе;

  • создание условий для развития ребенка;

  • развитие мотивации к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;

  • интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья;

  •  взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность программы. Образовательная программа «Юный исследователь природы» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

  • принципах обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, ре­зультативность;

  • формах и методах обучения: активные методы обучения с использованием ИКТ-технологий, дифференцированное обучение, практические и лабораторные занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, экспедиции;

  • методах контроля и управления образовательным процессом: тестирование, анализ результатов конкурсов, олимпиад, конференций.

Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности.

ОГбучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретённые, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению, развитию компетентностей в практике научного исследования.

Кружок «Юный исследователь» рассчитан на обучающихся 6-10 классов.
Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач. 
Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе. 
Задачи кружка: 

1. Развивать навыки исследовательской деятельности:

  • сформировать умения ведения наблюдений в природе,

  • умения формулирования проблемы и темы исследования,

  • умения анализа литературы по данной проблеме,

  • сбор научного материала и фактов по данной проблеме,

  • выдвижения гипотезы,

  • формулирования целей и задач исследования,

  • подбор методик исследования,

  • разработки плана опытов или экспериментов,

  • фиксирования результатов наблюдений или опытов (экспериментов),

  • статистической обработки полученных результатов.

  • формулирования выводов и рекомендаций по данной теме.

  • оформления полученных результатов в виде научного сообщения, доклада, статьи, тезисов выступления или научно-исследовательской работы, буклета или презентации с использованием ИКТ-технологий.

  • развитие навыков проектной и творческой деятельности обучающихся.

  • навыков ведения дискуссий, участия в прениях и публичных выступлений.

2. Воспитать экологическую культуру у современных школьников

  • Воспитание любви к природе родного края и активной гражданской позиции, при участии детей в системе экологических мероприятий: днях, праздниках, неделях и акциях.

  • Проведение экскурсий, походов и экспедиций, научных конференций.

  • Участие в создании печатной (листовки, буклеты, статьи) и мультимедийной (презентации, сайты, форумы) информации.\

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно - популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять и во время урочной деятельности. 

Введение


Программа по кружковой деятельности «Юные исследователи природы» составлена на основе авторской программы:

«Моя экологическая грамотность», авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров, издательство М.: «Просвещение», 2012 г.

При реализации программы используются следующие учебно-методические материалы: «Внеурочная деятельность: экология 6-11 классы»: исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики, издательство «Учитель», составитель И.П. Чередниченко; «Внеурочная работа по биологии 6-11 классы», издательство М.: «ВАКО», 2017г., составитель С.М. Курганский; «Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии 6-11 классы», издательство М.: «ВАКО», 2015г., авторы-составители Л.Н. Колотилина, Ю.А. Севрук.

Основной формой работы являются практические и теоретические занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказа с использованием иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением тем. На практических занятиях воспитанники используют разнообразные методики экологических и биологических исследований.

Планируемые результаты реализации программы кружковой деятельности «Юные исследователи природы»:

Результаты первого уровня: приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному краю, родной природе, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня: приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия: учащийся может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта изучения природы;

- позиционировать себя в роли просветителя экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающе­го поведения;

- выражать отношение к расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность к бережному отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

- объяснять смысл экологического мышления как обще­научного метода изучения взаимосвязей живого с окружаю­щей средой;

- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

- формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

- находить необходимую информацию в библиотеке, Ин­тернете;

- представлять информацию в кратком виде, без искаже­ния её смысла,

публично представлять её;

- выполнять проект;

- называть правила работы в группе сотрудничества, уча­ствовать в планировании её действий;

- позиционировать себя в роли эксперта или кон­сультанта.

Предметными результатами являются представления:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного пове­дения в природе;

- о моделях поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её;

- о способах ресурсосбережения: энергосбережения, бе­режного расходования пресной воды, изделий из дерева;

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека;

а также умения:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизнен­ной ситуации;

- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потреб­ностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, фор­мы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически целесообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Основными формами проведения занятий кружковой деятельности являются: комбинированные занятия, практические занятия, игра, самостоятельная работа, конкурс, викторина, презентации - сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными, инновационными. Все это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы и формированию бережного отношения учащихся к природе своего края.

Во время освоения курса «Юные исследователи природы» обучающиеся получат возможность выполнить проект, продуктом которого может являться:

а) письменная работа (эссе, реферат, отчёты о проведённых исследованиях, доклад и другое);

б) художественная творческая работа (в области литературы или изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, рисунка и другое;

в) отчётные материалы по проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.


Содержание курса кружковой деятельности «Юные исследователи природы»:


Основное содержание темы/курса

Основные виды учебной деятельности

(характеристика основных видов деятельности ученика)

1. Введение

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Вводное занятие. Изучение и строгое соблюдение правил техники безопасности. Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология», «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент». Раскрывают значение экологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Характеризуют основные методы исследования в экологии и биологии, влияние деятельности человека на природу. Анализируют и сравнивают экологические факторы.

2. Экологическая тропа

Лесопатологические исследования: «Учет посещаемости леса», «Нарушения растительного покрова в результате использования леса». Определение экологического состояния леса. Практическая работа №1 по теме: «Определение экологических групп растений леса». Многообразие деревьев. Практическая работа №2 по теме: «Визуальная оценка деревьев по внешним признакам». Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе. Муравейник. Муравьи – друзья леса, санитары леса. Практическая работа №3 по теме: «Состояние муравейников в лесу». Охрана муравейников. Методика их расселения. Практическая работа №4 по теме: «Исследование муравейников». Голосеменные растения. Практическая работа №5 по теме: «Оценка состояния воздушной сред по хвое сосны обыкновенной». Лишайники. Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Практическая работа №6 по теме: «Определение чистоты воздуха с помощью лихеноиндикации». Экология водоема. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Практическая работа №7 по теме: «Описание водоема и его обитателей». Земноводные, или Амфибии. Покрытосеменные растения. Практическая работа № 8 по теме: «Определение и изучение редких и лекарственных растений области». Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Разнообразие растительного мира нашего края. Птицы.

Изучение видового состава зимующих птиц. Природоохранная операция «Помоги птицам зимой». Практическая работа № 9 по теме: «Определение следов животных и продуктов их жизнедеятельности». Естественные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Воздействие человека и его деятельности на животный мир области. Охрана и рациональное использование животного мира.

Определяют понятия: «низшие растения», «высшие растения», «кустистые лишайники», «листовые лишайники», «накипные лишайники». Характеризуют основные этапы развития растительного мира района и области. Выделяют существенные признаки водорослей, высших споровых растений, голосеменных растений, покрытосеменных растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объясняют роль водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных растений в природе. Дают обоснование о необходимости охраны водорослей. Сравнивают представителей высших и низших растений и представителей разных групп растений, делая выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Определяют понятие «грибы-паразиты» и объясняют роль грибов и грибов-паразитов в природе и жизни человека. Учатся различать съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами. Определяют понятия: «растительное сообщество», «ярусность», «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Работают в группах, отрабатывают умения, необходимые для выполнения практических работ и обсуждают результаты. Строго выполняют инструктаж – памятку последовательности действий при проведении анализа. Работают с информацией, коллекциями, гербарными экземплярами. Заполняют таблицы по результатам работы. Наблюдают за сезонными изменениями в природе. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил бережного отношения к живой природе. Готовят сообщения, доклады, рефераты, проекты. Учатся изготавливать и развешивать простые кормушки для птиц, с целью подкармливания птиц в зимний период. Объясняют значение биологических знаний для сохранения жизни на планете, необходимость рационального использования растительного и животного мира области, его охраны.

3. Эколого-просветительская деятельность

Экскурсии по экологической тропе для учащихся. Урок-семинар по охране и рациональному использованию растительного и животного мира нашего края с целью сохранения и приумножения видового состава (защита проектов).

Наблюдают за поведением животных в природе. Объясняют взаимосвязь образа жизни и среды обитания животных. Отличают животных, занесённых в Красную книгу, и высказывают идеи по сохранению их численности и мест обитании. Совершают правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств своего края, находясь в природном окружении. Ведут себя на экскурсии таким образом, чтобы не нанести вред окружающей природе.

4. Человек и природа

История отношений человека и природы. Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития.

Определяют цель учебной деятельности, строят логическое рассуждение, организуют учебное сотрудничество. Характеризуют основные этапы развития биосферы. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, аргументируют высказывания, анализируют информацию.

5. Влияние живой природы на здоровье человека

Значение леса в природе и жизни человека. Ядовитые представители флоры и фауны Московской области. Влияние ландшафта на здоровье человека.

Характеризуют роль лесов в природе. Приводят примеры дикорастущих и лекарственных растений. Определяют значение леса в жизни человека. Приводят примеры и составляют список ядовитых растений и животных Московской области. Определяют меры первой помощи при отравлении растениями и укусе ядовитых змей. Характеризуют эстетическую роль растений. Предлагают свои проекты озеленения приусадебного или пришкольного участков.

6. Химическое загрязнение среды и здоровье человека

Современное состояние природной среды. Нитраты, пестициды и заболевания человека. Диоксины – химическая чума XXI века. Токсические вещества и профессиональные заболевания. Антибиотики: мифы или реальность. Влияние звуков на человека. Радиация в биосфере.

Объясняют возможные причины экологических кризисов. Выдвигают гипотезы, предлагают версии решения проблем, формулируют собственные суждения, организуют взаимодействие в группе. Определяют понятия «нитраты», «пестициды», «гербициды». Характеризуют пагубные последствия бесконтрольного применения удобрений и гербицидов. Определяют понятие «диоксины». Анализируют последствия воздействия диоксинов на организм человека. Используя дополнительную информацию, характеризуют влияние токсических веществ на здоровье человека. Определяют причины, виды и меры профилактики профессиональных заболеваний. Определяют понятия «антибиотики», «аллергия». Обсуждают влияние антибиотиков на организм человека. Определяют понятия «шумовое загрязнение», «шумовая болезнь». Анализируют информацию о влиянии шумов на здоровье человека. Рассматривают причины и последствия радиации в биосфере. Характеризуют влияние радиации на человека.

7. Городские экосистемы

Общая характеристика городских экосистем. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Практическая работа № 1: «Изучение различных видов транспорта и его влияния на окружающую среду». Общая характеристика городских экосистем. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Практическая работа №2: «Определение содержания ионов свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от автомагистрали». Твердые бытовые отходы. Водосбережение и энергосбережение. Практическая работа №3: «Рациональное использование воды».

Составляют характеристику городской экосистемы. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, аргументируют высказывания, анализируют информацию. Характеризуют состав выхлопных газов, их влияние на окружающую среду и здоровье человека. Определяют степень загрязненности воздуха выхлопными газами, определяют состав отработанных газов, приобретают навыки безопасного поведения. Проводят эксперимент, определяют содержание ионов свинца в растениях, произрастающих недалеко от автомагистрали. Выявляют причины увеличения доли твердых бытовых отходов. Характеризуют способы их утилизации. Оценивают производство биоразлагаемых материалов. Характеризуют показатели качества питьевой воды. Определяют значение воды в практической деятельности человека и необходимость её экономии. Определяют нормы потребления воды и количество практически использованной воды. Составляют памятки по экономичному использованию воды.

8. Экология жилища и здоровье человека. (3 ч)

Квартира как экосистема. Практическая работа №4: «Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры». Использование фитонцидных растений в интерьере. Влияние цвета на организм человека.

Составляют характеристику квартиры как экосистемы. Используя дополнительную информацию, анализируют состав отделочных материалов. Выявляют источники загрязнения в квартире. Оценивают безопасность отделочных материалов своего дома (квартиры), определяют источники загрязнений. Составляют модель экологически чистой квартиры. Определяют понятие «фитонциды», характеризуют роль комнатных растений в интерьере и для здоровья человека. Используя дополнительную литературу, выясняют роль цвета на самочувствие человека. Определяют требования к интерьеру в жилых и общественных помещениях.

9. Безопасное питание

Посуда пищевого назначения. Что мы пьём? Пищевые добавки. Культура питания. Проблемы, связанные с неправильным питанием. Роль двигательной активности.

Характеризуют виды материалов, используемых при производстве посуды. Анализируют влияние химических веществ на здоровье человека. Используя дополнительную литературу, выясняют состав газированных напитков и их влияние на организм человека. Составляют классификацию пищевых добавок. Характеризуют их влияние на организм человека. Определяют понятия «рациональное питание», «нормы питания», «вегетарианство», «диета», «сыроедение». Выясняют роль культуры питания в жизни человека. Анализируют проблемы, связанные с неправильным питанием. Характеризуют проблему анорексии. Составляют рацион питания на неделю. Определяют роль двигательной активности для укрепления здоровья.

10. Адаптация человека к окружающей среде

Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Биологические ритмы. Защита творческих проектов.

Определяют понятия «адаптация», «напряжение», «спринтеры», «стайеры». Характеризуют возможные проблемы адаптации к окружающей среде. Определяют понятие «биологические ритмы», составляют их классификацию. Приводят примеры влияния биоритмов на работоспособность человека. Представляют результаты своих исследований по определенным темам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!