ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСЬТ
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КУЛЬТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории.
Программа помогает формировать и углублять представление о роли искусстве не только в истории, но и в жизни как общества, так и отдельно взятого человека.
Разделы, представленные в программе, развивают отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.
Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Данная программа следует исторической логике развития культуры (от культуры первобытного мира до культуры XXI века). Отечественная культура рассматривается в связи с культурой мировой, чтобы предоставить учащимся возможность наблюдать и сравнивать национальную культуру на фоне развития других культур.
В программе 5 класса учащиеся знакомятся основными понятиями курса, получают первичные знания о системе искусств как «ядре» художественной культуры, представления о взаимодействии искусств и их специфике. Материал 5 класса отчасти обобщает знания, полученные ранее на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки.
Для лучшего усвоения материала и активного включения учащихся в процесс познания в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и иных способностей учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.
Место дисциплины в учебном плане
Программа «Удивительный мир культуры» рассчитана на 1 час в неделю из расчета 34 учебных часа в год.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
Задачи курса состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства:
- дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях;
- создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры;
- развивать умения анализировать произведения искусства;
- развивать образное и ассоциативное мышление;
- обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Программа предусматривает изучение курса на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение курса на протяжении учебного года. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции. Курс интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность курса, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение курса — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и направлений.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.
Требования к освоению содержания курса:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для курса внеурочной деятельности «Удивительный мир культуры» являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность
В результате изучения курса формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Методы работы и формы организации деятельности учащихся
Методы преподавания курса определяются:
- возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью курса, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе;
- спецификой интегративного содержания данного курса, предполагающего изучение художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;
- активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.
Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, индивидуальные консультации, самостоятельная работа.
Виды организации учебной деятельности: путешествия, игры, экскурсия, концерты, выставки, конкурсы, викторины.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Формы (приемы) контроля: устный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы.
Содержание курса «Удивительный мир культуры»
I. Сюжеты и образы античной мифологии
Введение. В мире античной мифологии. Cотворение мира. Мифология как система образов и представлений о жизни.
Мифологические сюжеты и образы в произведениях различных видов искусства. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства. НРЭО: Религиозная жизнь Челябинска: мир и толерантность.
Сотворение мира. Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб(Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран(Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония». Сатурн (Кронос) и Рея— родители верховного греческого бога Зевса. Картины М.Чюрлениса «Сотворение мира» и А. Айвазовского «Хаос». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.
Бог-громовержец Зевс. Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. «Пергамские раскопки» И. Тургенева. Драматизм борьбы богов и гигантов.
Особенности изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи. Атрибуты Зевса. Окружение Зевса.
Гора Олимп— место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса («Илиада»). Изображение пира богов на западном фризе Парфенона. Орел— исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной группе Б. Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» и в картинах П. Рубенса и Рембрандта (по выбору).
Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана «Сизиф». Возлюбленные Зевса. Картина В. Серова «Похищение Европы». «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра.
Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».
Образ Прометея в «Теогонии» Гесиода и в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. Гете и Дж. Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору). Симфония А. Скрябина «Прометей («Поэма огня»). Образ Прометея— символ активной энергии Вселенной. Замысел автора и особенности исполнения музыкального произведения.
Посейдон — владыка морей. Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера. Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон— храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Образ Посейдона в произведениях искусства. Статуя Посейдона работы неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты». Тритон— сын Посейдона и Амфитриты. «Фонтан Тритона» Л. Бернини. Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. «Владыка морей» в художественном фильме А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).
Бог огня Гефест. Гефест (Вулкан) — бог огненной стихиии кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы— помощники Гефеста. Кузница Вулкана в картинах Л. Джордано и Д. Веласкеса (по выбору). Гефест на острове Лемнос. Вулканалии.
Повторение и контроль знаний.
Афина— богиня мудрости и справедливой войны. Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина— богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона. Смысл символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки. Картина Д. Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Картина С. Боттичелли «Афина, усмиряющая кентавра».
Лики Аполлона. Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его ироническое отражение в эпиграмме А. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара (Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон Сауроктон). Различия в художественной интерпретации образа. Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Художественное воплощение сюжета в рельефе «Музыкальное состязание Аполлона и Марсия» (школа Праксителя) и картине Х. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполон и Дафна». Художественная интерпретация мифа в картинах Н. Пуссена и А. Поллайоло «Аполлон и Дафна».
Аполлон и музы Парнаса. Аполлон Мусагет— покровитель искусств и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона — высшая награда поэтам и победителям. Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».
Балет И. Стравинского «Аполлон Мусагет» (хореография Дж. Баланчина). Чарующая радость жизни и творчества, воплощенная в музыке и танце. Картина А. Мантеньи «Парнас». Фреска Рафаэля «Парнас». Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения.
Орфей и Эвридика. Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Скульптура А. Кановы «Орфей». Рождение оперного искусства. «Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мира. Рок-опера «Орфей и Эвридика» композитора А.Журбина и поэта Ю. Димитрина.
Артемида — покровительница охоты. Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини. Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета в скульптурной группе И.Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками». Художественное воплощение мифа о любви богини к простому юноше Эндимиону в картине Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».
Арес— неукротимый бог войны. Арес (Марс)— коварный и вероломный бог войны. Богиня раздора Эрида— постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Дети Ареса. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками». Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии. Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в Санкт-Петербурге. Марсово поле — место военных смотров и маневров. Неожиданное решение образа в картине Д. Веласкеса «Марс».
Триумф Диониса. Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф «Рождение Диониса». Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве: скульптура Микеланджело и картина Караваджо (по выбору).
У истоков театрального искусства. Свита Диониса. Скульптура Скопаса «Менада». Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир». Рождение театра. Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы — песнопения в честь Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и театральные постановки.
Повторение и контроль знаний.
Афродита — богиня любви и красоты. Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агесандра «Венера Милосская». Миф о рождении Афродиты и его вариации. Античный рельеф «Трон Людовизи». «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Миф об Адонисе— «прекрасном баловне Киприды». Адонис— один из самых популярных персонажей античной живописи. «Венера и Адонис» А. Кановы. Скульптура Д. Маццуоллы «Смерть Адониса».
Нарцисс и Эхо. Миф о гордом Нарциссе и прекрасной нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Образ Нарцисса в картине К. Брюллова. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс».
В сетях Эрота. Эрот (Амур, Купидон)— юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства (юноша, мальчик). Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа). Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой. Традиционные атрибуты и окружение Амура. Образ Амура, запечатленный в скульптурах Донателло «Амур-Атис» и Э. Фальконе «Грозящий Амур» (по выбору). Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки.
Богиня цветов Флора. Флора— италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии— празднества в ее честь. Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора». Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна». Балет «Зефир и Флора» в постановке Ш. Дидло.
Повторение и контроль знаний.
II. Мифология древних славян
Введение. Языческая славянская мифология в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия— главный источник знаний о славянской мифологии. Происхождение языческих славянских богов и особенности их изображения. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А. Афанасьева и стихотворении К. Бальмонта «Славянское Древо». .
Перун— бог грома и молнии. Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Культ Перуна на Руси. Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада». Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Дуб— священное дерево Перуна. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером. Атрибуты Перуна. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца— Ильин день. Связь между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем.
Велес. Велес— покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Причины вражды Велеса и Перуна. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху. Культ святого Власия в Новгороде. Изображение святого на древнерусских иконах. Празднование дня святого Власия на Руси.
Дажьбог. Дажьбог— один из главных богов восточных славян. Версии о происхождении его имени. Народные легенды о Дажьбоге и их символический смысл. Образ Дажьбога как олицетворение правды, запечатленный в русских народных пословицах. Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца.
Макошь. Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия— обязательный атрибут ее изображения. Многочисленные версии происхождения имени Макошь. Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь Макоши с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Параскева Пятница— покровительница хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы на древнерусских иконах.
Лада. Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку. Общность Лады с греческой богиней любви Афродитой. Характерные особенности ее изображения. Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества. Версии происхождения имени. Лада и ее дочь Леля. Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Купало, Ярило, Кострома. Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в образах Купалы, Ярилы и Костромы представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Версии происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном. Божества в народных обрядах, поверьях праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похороны Костромы» в праздник Петрова дня. Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. Мельникова-Печерского «В лесах», картинах Г. Семирадского «Ночные гуляния на Ивана Купалу», С. Судейкина «В ночь на Ивана Купалу», И. Лысенко «Иван Купала» (по выбору).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема курса | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды деятельности учащихся |
|
1 | Музыка, литература или изобразительное искусство – что важнее? Игра в группах | 1 | | | Иметь представление об отличительных признаках видов и жанров изобразительного искусства, знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства. Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, связанных с мифологией древних греков, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя. Овладевать образным языком скульптуры. Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения архитектуры, скульптуры, живописи. Знать отдельные произведения выдающихся зарубежных мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени. Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства Понимать единство истоков различных видов искусства Проявлять эмоциональную отзывчивость к художественным и музыкальным произведениям при их восприятии. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, искусства и литературы Высказывать суждения о творческой работе одноклассников. Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное. Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Знать специфику и характер древнего искусства (скульптуры, архитектуры, живописи); понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы. Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох. Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства, различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса. Высказывать собственное отношение к произведению искусства. |
2 | Введение. В мире античной мифологии | 1 | | |
3 | Тема «Сотворение мира» в греческой мифологии | 1 | | |
4 | Бог – громовержец Зевс. Особенности изображения Зевса | 1 | | |
5 | Бог – громовержец Зевс. Особенности изображения Зевса | 1 | | |
6 | Окружение Зевса. Олимпийские Боги | 1 | | |
7 | Окружение Зевса. Олимпийские Боги | 1 | | |
8 | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». | 1 | | |
9 | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». «Прометей» Скрябина. | 1 | | |
10 | Посейдон – владыка моря. Образ бога в произведениях художников. | 1 | | |
11 | Бог огня Гефест в мировых шедеврах живописи и скульптуре | 1 | | |
12 | Игра-викторина по теме «Боги Олимпийцы» | 1 | | |
13 | Афина – богиня мудрости и справедливой войны. | 1 | | |
14 | Лики Аполлона в художественных произведениях. Образы Античности | 1 | | |
15 | Аполлон и музы Парнаса. Воплощения в музыке и танце | 1 | | |
16 | Аполлон и музы Парнаса. Воплощение в музыке и танце. | 1 | | |
17 | Орфей и Эвридика. Тема любви в оперном искусстве. | 1 | | |
18 | Артемида – покровительница охоты. Драматизм сюжета в скульптуре и живописи | 1 | | |
19 | Арес – неукротимый бог войны. Традиции римского скульптурного портрета. | 1 | | |
20 | Художественная интерпретация Диониса (Вакха) в изобразительном искусстве | 1 | | |
21 | У истоков театрального искусства. Мотивы античной мифологии в архитектуре | 1 | | |
22 | Афродита – богиня любви и красоты. Культ Афродиты в Древней Греции | 1 | | |
23 | Образ Нарцисса и Эхов «Метаморфозах» Овидия и картине Пуссена | 1 | | |
24 | Образ Эрота в произведениях античной культуре и культуре эпохи Возрождения | 1 | | |
25 | Богиня цветов Флора. Образ богини в произведениях литературы, живописи и танце | 1 | | |
26 | Обобщающий урок «Сюжеты и образы античной мифологии» | 1 | | |
27 | Введение. Мифология древних славян. | 1 | | | |
28 | Перун – бог грома и молнии в произведениях русской литературы и живописи | 1 | | |
29 | Велес. Изображение святого на древнерусских иконах | 1 | | |
30 | Образ Дажьбога как олицетворение правды в народной культуре и творчестве | 1 | | |
31 | Особенности изображения богини Макошь в ДПИ, народных обрядах и праздниках | 1 | | |
32 | Отражение культа богини Лады в произведениях устного народного творчества и опере Римского-Корсакова | 1 | | |
33 | Купало, Ярило, Кострома – персонажи весенних народных праздников | 1 | | |
34 | Урок итогового обобщения по курсу | 1 | | |
Дополнительная литература
Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия IX – XIX века. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных ВУЗов [Текст]. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. 256 с.
Гнедич П. П. Всемирная история искусств [Текст]. – М.: Современник, 1997. – 494 с.: ил.
Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс [Текст]. – М.:ВАКО, 2011.-144 С. – (в помощь школьному учителю)
Дорожин Ю. Г. / по программе Васильевой М. А. , Гербовой В. В. , Комаровой Т.С./ Городецкая роспись. Учебное пособие. [Текст] М. : «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2011.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям)
Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. [Текст] – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)
Некрылова А. Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища: Конец XII –начало XX века. [Текст] – 2-е изд., доп. – Л.: Искусство, 1988. – 215 с.
Никологорская О. А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст] – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 96 с.: ил. – (Основы художественного ремесла)
Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста [Текст] / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.: ил.
Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие [Текст] – М. : Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 336 с.: ил. 32 с.
Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. [Текст]- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 560 с.: цв. вкл. 40 с.
Справочник школьника . История мировой культуры [Текст]/ Сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филолог. общ-во «Слово», Центр гуманитар. Наук при ф-те журналистики МГУ им. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 610 с.
Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. Ч 1[Текст]/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997. – 688 с.: ил.
Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. Ч 2[Текст]/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 656 с.: ил.
Эстетика: Словарь/ Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. [Текст]– М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Архитектура. [Текст] Авт. А. Клёнов; Худож. В. Л. Барышников, А. В. Кардашук – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель»1999. – 464 с.: ил.