№ п/п | Тема урока | Тип урока | Музыкальный материал | Корректировка программы | Домашнее задание | Дата |
Слушание | Хоровое пение | | | План | Факт |
Раздел 1 Вводный урок. Обзор. Повторение. Обобщение. |
1 | «Музыка души» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». | Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Спасем наш мир. | | песня | 7.09 | |
Раздел 2 «Тысяча миров» музыки |
2 | Наш вечный спутник. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. РНК | И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент. | М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны. | | Песня | 14.09 | |
3 | Искусство и фантазия. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. РНК | М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент. | М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны. | | Творческое задание | 21.09 | |
4 | Искусство -память вечная. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» | Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль. | | Песня | 28.09 | |
5 | Какой бывает музыка? | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. РНК | Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. | Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль. | | | 5.10 | |
6 | Волшебная сила музыки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фрагмент; Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» | А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? | | Песня | 12.10 | |
7 | Музыка объединяет людей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | К. Дебюсси. Сирены. Из фортепианного цикла «Ноктюрны». Фрагмент; Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент. | А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? | | Повторение пр. матер | 19.10 | |
8 | Заключительный урок по теме: «тысяча миров музыки». | Урок закрепления знаний. | Слушание музыки. Хоровое пение Выполнение проблемно - творческого задания | | | | 2.11 | |
Раздел 3 Средства музыкальной выразительности: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры, динамика. |
9 | Единство музыкального произведения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вилланелла, мадригал, мотет (О. Лассо, Д. Палестрина | Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет. | | Песня | 9.11 | |
10 | «Вначале был ритм» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | И. Штраус. Сказки Венского леса. Фрагмент. | Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет. | | | 16.11 | |
11 | О чем рассказывает музыкальный ритм. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. РНК | Ф. Шопен: Мазурка Си-бемоль мажор и полонез ля мажор. Фрагмент. | Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня. | | Песня | 23.11 | |
12 | Диалог метра и ритма. От адажио к престо. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | М. Равель. Болеро; А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ»; Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент. И.С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи»; Дж. Россини Неаполитанская тарантелла. | Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня. | | | 30.11 | |
13 | «Мелодия-душа музыки» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада. | Почему медведь зимой спит Слова: А. Коваленков музыка: Лев Книппер | | | 7.12 | |
14 | «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | В. А. Моцарт: Маленькая ночная серенада. I часть. Реквием. Лакримоза. П. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» | Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко. | | Песня | 14.12 | |
15 | Заключительный урок по теме «Ритм и мелодия». | Урок закрепления знаний | Повторение пройденного материала. Тестирование чувства ритма | Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко. Повторение пройденного материала. | | | 21.12 | |
16 | Что такое гармония в музыке. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» | П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» | | Песня | 11.01 | |
17 | Два начала гармонии. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. | П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» | | | 18.01 | |
18 | Эмоциональный мир музыкальной гармонии | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» | Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка. | | Песня | 25.01 | |
19 | Красочность музыкальной гармонии. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» | Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка. | | | 1.02 | |
20 | Мир образов полифонической музыки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | | Во поле береза стояла. РНП. | | Песня | 8.02 | |
21 | Философия фуги. | Урок закрепления знаний | И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа. | Во поле береза стояла. РНП. | | | 15.02 | |
22 | Какой бывает музыкальная фактура. Песни крайнего Севера. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень; С. Рахманинов, стихи Ф, Тютчева. Весенние воды. | | | Записи в тетради | 20.02 | |
23 | Пространство фактуры | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен». | Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс. | | Песня | 29.02 | |
24 | Повторение пройденного материала | | | Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс. | | повторение пр.матер | 14.03 | |
25 | Заключительный урок по теме: «Гармония, полифония, фактура».. | Урок закрепления знаний. | Музыкальная викторина | Музыкальная викторина | | | 21.03 | |
26 | Тембры – музыкальные краски. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. РНК | Н. Римский – Корсаков: Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада»; Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане». | Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям. | | | 4.04 | |
27 | Соло и тутти. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. РНК | С. Рахманинов. Вокализ; И. С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра; Н. Римский – Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». | М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра. | | Творческое задание | 11.04 | |
28 | Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Л. Бетховен. Симфония № 6. IV часть. «Гроза. Буря»; К. Дебюсси. Лунный свет. Из цикла «Бергамасской сюиты»; О. Мессиан. Пробуждение птиц.Фрагмент. | М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра. | | Повторение пр. матер | 18.04 | |
39 | Заключительный урок по теме: «Средства музыкальной выразительности» | Урок закрепления знаний. | Повторение пройденного материала | Повторение пройденного материала. | | | 18.04 | |
Раздел 4 Закрепление. Обобщение темы года «Сила восприятия и воздействия музыки на человека». |
30 | По законам красоты | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | К. Сен-Сан. Лебедь. Из цикла «Карнавал животных». М. Мусоргский. Балет не вылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Т. Альбинони. Адажио. | Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. Будем добрыми друзьями. | | Песня Творческое задание | 25.04 | |
31 | Заключительный урок. В чем сила музыки. | Урок закрепления знаний. | Контрольный тест | | | подготовка итогового доклада | 16.05 | |
32-33 | Представление итоговых докладов | Контрольный урок | . | | | | 23.05 | |
34 | Подводим итоги. В чем сила музыки. | Урок закрепления знаний. | Повторение пройденного материала | Музыкальная викторина. | | | 30.05 | |
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Музыкальный материал | Корректировка программы | Домашнее задание | Дата |
Слушание | Пение | | | План | Факт |
Раздел 1 Вводный урок. Обзор. Повторение. Обобщение. |
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Музыка Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке, Б.Бриттена, А. Шенберг | Ю. Шевчук. Что такое осень. | | Конспект, песня | 1.09 | |
Раздел 2 Музыкальное содержание. Музыкальный образ. |
2 | Музыку трудно объяснить словами. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент. | Ю. Шевчук. Что такое осень. | | | 8.09 | |
3 | Что такое музыкальное содержание. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц. Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. | Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба | | песня | 15.09 | |
4 | Музыка, которую необходимо объяснить словами. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | А. Вивальди. Зима. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года». О. Мессиан. Пробуждение птиц. | Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба | | | 22.09 | |
5 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года. | В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня. | | песня | 29.09 | |
6 | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть. | В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня. | | Творческое задание | 6.10 | |
7 | Когда музыка не нуждается в словах | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | А. Скрябин. Этюд ре-диез минор. | А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины. | | | 13.10 | |
8 | Заключительный урок по теме: «Каким бывает музыкальное содержание». | Урок закрепления знаний. | Слушание музыки Хоровое пение Анализ музыкального призведения | Повторение пройденного материала. | | | 20.10 | |
9 | Лирические образы в музыке | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор. | Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев. | | Песня | 3.11 | |
10 | Драматические образы в музыке | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь. | Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев. | | | 10.11 | |
11 | Эпические образы в музыке | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Н. Римский-Корсаков. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». | Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство. | | Песня | 17.11 | |
12 | «Память жанра» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор. | В. Мурадели, стихи М. Лисянского. Школьная тропинка. | | Песня | 24.11 | |
13 | Такие разные песни, танцы, марши. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Во поле береза стояла. РНП. П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. | В. Мурадели, стихи М. Лисянского. Школьная тропинка. | | 7б – подготовить сообщение | 31.11 | |
14 | Такие разные песни, танцы, марши. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунцик». Ж. Бизе. Марш тореадора. Из оперы «Кармен» | В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. | | Песня | 1.12 | |
15 | Такие разные песни, танцы, марши. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ф. Шопен. Вальс си минор. П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» | В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. | | Повторение пр.матер | 8.12 | |
16 | Заключительный урок по теме «Музыкальный образ». | Урок закрепления знаний. | Слушание музыки Хоровое пение Выполнение проблемно-творческого задания | Повторение пройденного материала. | | | 15.12 | |
Раздел 3 Музыкальная форма. Музыкальная композиция. |
17 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» | Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам. | | Конспект, песня | 22.12 | |
18 | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | В.А.Моцарт. Реквием. Лакримоза. Ф. Шуберт. Серенада. | А. Зацепин, стихи Л. Деребнева Есть только миг. | | Подготовить сообщение | 12.01 | |
19 | От целого к деталям | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | В.А.Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро». Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь». | А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма. Из кинофильма «Вам и не снилось» | | конспект | 19.01 | |
20 | Какой бывает музыкальная композиция | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Л. Бетховен. Симфония № 5. М. Равель. Игра воды. | Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка. | | Песня | 26.01 | |
21 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор. | Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка. | | конспект | 2.02 | |
22 | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | М. Глинки, стихи И. Козлова «Венецианская ночь». | М. Глинки, стихи И. Козлова «Венецианская ночь». | | Песня, тв. задание | 9.02 | |
23 | Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | М. Глинки, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья…» | А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны. | | Песня | 16.02 | |
24 | Многомерность образа в форме рондо | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | А. Бородин. Спяшая княжна. С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» | А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны | | конспект | 1.03 | |
25 | Образ Великов Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. РНК | Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть. | В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас! | | Песня | 15.03 | |
26 | Заключительный урок по теме: «Музыкальная композиция». | Урок закрепления знаний. | Анализ музыкального произведения | | | | 22.03 | |
Раздел 4 Музыкальная драматургия. Движение и развитие образов. |
27 | Музыка в развитии | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» | А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба. | | Песня | 5.04 | |
28 | Музыкальный порыв | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы». | А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба. | | конспект | 12.04 | |
29 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | М. Глинка: Манзурка, Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя. | Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь. | | Песня | 19.04 | |
30 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | А. Бородин. Опера «Князь Игорь» | В.А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день. | | Песня | 26.04 | |
31 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | А. Бородин. Опера «Князь Игорь» | В.А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день. | | Повторение пройденного материала | 10.05 | |
Раздел 5 Закрепление. Обобщение темы года «Магическая единственность музыкального произведения». |
32 | Подводим итоги по теме: «Форма в музыке и содержание в музыке» | Урок закрепления знаний. | Тестовая работа | | | подготовка итогового доклада | 17.05 | |
33 | Представление итоговых докладов | Урок закрепления знаний. | | | | | 24.05 | |
34 | Заключительный урок по теме «Форма в музыке и содержание в музыке» | Урок закрепления знаний. | Повторение пройденного материала. | Музыкальная викторина | | | 31.05 | |