МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ №1"
«Рассмотрено» на заседании МО _____________Е.А.Седых Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Г.В. Весельева «30» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №1» ____________О.Е. Струкова Приказ №_________ от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
музыка
5 класс
2019-2020 учебный год
Учитель:
Насонова Л.А
Воронеж, 2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по музыке для 5-х классов составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (для ФГОС),
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») (для ФГОС),
Образовательная программа МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);
Учебный план МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 №204-п);
Календарный учебный график МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора 30.08.2019 №204-п);
Примерная программа по учебному предмету учебник Музыка 5 класс авторы:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева- Москва: издательство « Просвещение»-2015 год.
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Программа ориентирована на использование УМК:
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 5 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.).
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Целью реализации программы является:
Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи изучения курса:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Таким образом, учебным планом МБОУ «Лицей №1» на изучение предмета «Музыка» в 5 классе отводится по 1 час в неделю, всего за год 104 часа (34 учебные недели).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО предмета
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - 35 часов
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема №1. “Музыка и литература” (16 часов)
I четверть (9 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
II четверть (7 часов)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен). Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием.
Тема №2. “Музыка и изобразительное искусство” (19 часов)
III четверть (10 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества.
IV четверть (9 ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
|
1. | Что роднит музыку с литературой. | 1 |
2. | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, песня русская в хлебах… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. Романс. | 3 |
3. |
4. |
5. 6. | Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки. | 2 |
7. | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 |
8. | Вторая жизнь песни. | 1 |
9. | Всю жизнь мою несу родину в душе…Обобщающий урок I четверти. | 1 |
10 11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 2 |
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 |
13 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 |
14 | Музыка в театре, кино, на телевидении. | 1 |
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 |
16 | Мир композитора. Обобщающий урок II четверти. | 1 |
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 |
18 | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 |
19 | Звать через прошлое к настоящему. | 2 |
20 |
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 2 |
22 |
23 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
25 | Волшебная палочка дирижера. | 1 |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве. Обобщающий урок III четверти. | 1 |
27 | Застывшая музыка. | 1 |
28 | Полифония в музыке и живописи. | 1 |
29 | Музыка на мольберте. | 1 |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 |
31 | О подвигах, о доблести и славе... | 1 |
32 33 | В каждой мимолетности вижу я миры… | 2 |
34 | Мир композитора. | 1 |
35 | С веком наравне. Заключительный урок – обобщение. | 1 |
Итого: | 35 |