СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 70»





УТВЕРЖДАЮ


Директор средней школы № 70

____________И.И.Луковикова

Приказ

от « 31 » августа 2020 г.

№ 01-08/249






Рабочая программа

по Музыке


в 6 «А,Б» классе


на 2020-2021 учебный год




Учитель: первой квалификационной категории

Митрофанова С. В.








г. Ярославль

2020

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Музыке» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

3. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 01.09.2016 №01-08/337);

4. Положение о рабочей программе учебного предмета МОУ «СШ №70»

5. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31.08.2020 № 01-08/249);

6. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора от 31.08.2020 № 01-08/249);

7. С учетом Примерной программы основного общего образования. Музыка. – М. 2015г.

8. Авторская программа по учебному предмету Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., изд-во Москва: Просвещение, 2011

9. Приказ директора школы от 31.08.2020 № 01-08/249 о перечне учебников.

2. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Музыка» на уровень обучения отражены в образовательной программе школы

Планируемые предметные результаты в 6 классе

Тема/раздел

Ученик научится

Ученик получит возможность

1.«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»

наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы,района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.


3. Содержание учебного предмета«Музыка», с указанием форм организации учебных занятий, на уровень отображено в образовательной программе школы.

Содержание учебного предмета «Музыка» в 6 классе отражено в календарно-тематическом планировании.

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

урока в теме

Содержание
(что пройдено на уроке)

Дата

По плану

Фактическая



«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16ч.)



1

1

Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона Лирические образы русских романсов

Лирические и драматические, романтические и героические образы. Певческие голоса: тенор, баритон, бас.

Развитие музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

1. А.Гурилёв. «Колокольчик».

2. П.Булахов, сл. В.Чуевского «Гори, гори, моя звезда».

3.А.Обухов, сл. А.Будищева «Калитка».

4.Б.Шереметьев, ст. А.С.Пушкина «Я вас любил».

5.Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия

Различать простые и сложные жан­ры вокальной, инструментальной, сце­нической музыки. Характеризовать музыкальные про­изведения (фрагменты). Определять жизненно-образное со­держание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Фронтальный опрос

20 БП

Называть основные жанры русского народного музыкального творчества, исполнять их.

23 БП

Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества.



2

2

Различные формы построения музыки (вариации, рондо), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса. 1.А.Варламов, сл. Н Цыганова «Красный сарафан».

2.М.Глинка – М. Балакирев. «Жаворонок».

3.Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».

Наблюдать за развитием музыкаль­ных образов.

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития образов музыкальных сочинений.

Фронтальный опрос. Интонационно-образный анализ музыки

4 БП Распознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки, понимать их взаимосвязь с музыкальной формой

10 БП

Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов




3

3

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Воплощение единства содержания и художественной формы

Современная музыкальная жизнь

Разнообразие музыкальных форм (двухчастные, трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл). Воплощение единства содержания и художественной формы.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок. 1.Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».

2.М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

3.М. Глинка. «Вальс-фантазия».

4. «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

Интонационно-образный анализ музыки.

Фронтальный опрос.

1 Б Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека



4

4

Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (С.В. Рахманинов.) Музыкальное искусство: творчество выдающихся отечественных композиторов. С. В. Рахманинов.

Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. С. В. Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке. 1.С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

2.С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

3.С.В.Рахманинов «Островок».

4.Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Определять жизненно-образное со­держание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкаль­ных образов.

Эмоционально-образный анализ музыки.

25 ПС помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о выдающемся представителе и крупнейшем центре мировой музыкальной культуры.



5

5

Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин) и зарубежных исполнителей классической музыки. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Музыкальная культура своего региона.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И.Шаляпина. 1.М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф.Шаляпина.

2.М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

3.Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

4.Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классичес­кого репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий зна­комых музыкальных сочинений.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей

Эмоционально-образный анализ музыки.

Фронтальный опрос.

5 БП Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания



6

6

Основные жанры русской народной вокальной музыки. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, acapella. Хоры: народный, академический

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя). 1.РНП «Матушка, что во поле пыльно».

2. М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно».

3.М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

4.М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

5.М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».

6. А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Участвовать в коллективной дея­тельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музы­кально-творческой деятельности знако­мые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей

Вокальное или инструментальное исполнительство

Составление исполнительского плана произведения



7

7

Творчество композиторов-романтиков (Ф. Шуберт ). Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Певческие голоса.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. 1.М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак .

2. Ф.Шуберт «Форель».

3. Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

4. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) ИспИ.Козловский.

5. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.цЛебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

6. А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Ориентироваться в составе испол­нителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопро­вождения.

Исполнительство.

Фронтальный опрос.

10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов



8

8

Основные жанры светской музыки (вокальная музыка ). Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. 1.Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

2.Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

3.В. Шаинский «Багульник».

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных об­разов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен­тируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства.

Эмоционально-образный анализ музыки.

Фронтальный опрос.



9

9

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа.


Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Виды оркестра: народных инструментов. Особенности развития русского музыкального фольклора. Отличительные черты фольклора: импровизационность и вариационность. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. 1. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

2. «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».

Мини-сообщения на темы по выбору: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Былинные образы в русском фольклоре», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен».

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства.

Выявлять возможности эмоциональ­ного воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Интонационно-образный анализ.

Фронтальный опрос. Исполнительство.



10

10

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: хоровой концерт . Взаимодействие музыкальных образов и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIXXX вв.: духовная музыка (знаменный распев).

Музыкальная культура своего региона.

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки.

Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

1.Знаменный распев «Шестопсалмие».

2.Киевский распев «Свете тихий».

3.П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя» в исп.И.Архиповой.

4. М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

5.Б.Окуджава «Молитва»

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных об­разов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен­тируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства.

Интонационно-образный анализ.



11

11

Современные выдающиеся композиторы ( В. Кикта). Отечественная музыка композиторов 20 века, её стилевое многообразие

Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. 1. Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»: «№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант».

2. Б.Окуджава «Молитва»

Выявлять возможности эмоциональ­ного воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Интонационно-образный анализ. Фронтальный опрос.

11 БП Выявлять круг музыкальных образов и наблюдать за их развитием.



12

12

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Стиль как отражение мироощущения композитора. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. 1. В.Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

2. Фрагменты из симфонии-действа В. Гаврилин Перезвоны: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

4. Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

5. Б.Окуджава «Молитва»

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства.

Выявлять возможности эмоциональ­ного воздействия музыки на человека (на личном примере).

Исполнительство.



13

13

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. И.-С. Бах.

Искусство исполнительской интерпретации в музыке. Музыкальные инструменты: современные электронные.

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха. 1.И.С.Бах «Токката» ре минор.

2.И.С.Бах «Токката» ре минор в исполнении рок-группы.

3.И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

4.И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

5.И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

6.А.Городницкий «Атланты»

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен­тируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Интонационно-образный анализ. Исполнительство.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.



14

14

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов и зарубежных композиторов ХХ столетия (,К. Орф). Взаимодействие музыкальных образов и интонационное развитие на примере произведений зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIXXX вв.: духовная музыка (григорианский хорал).

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

1.Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»: «№1. Стабат матер долороза»; «№13. Амен».

2.В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

3. Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»;

« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег»; «№8. Купец, продай мне краску»; «№20. Приходите, приходи»; «№21. На неверных весах моей души».

4.А.Городницкий «Атланты»

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Исполнять музыку, передавая ее ху­дожественный смысл.

Оценивать и корректировать собст­венную музыкально-творческую деятель­ность

Интонационно-образный анализ. Фронтальный опрос.



15

15

Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее.

Современная популярная музыка: авторская песня, электронная

музыка, рок-музыка. Тестирование по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе.

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

1.Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

2. «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

3. Авторские песни по выбору учителя: М. Светлов «Глобус»; А.Городницкий «Снег»; А.Городницкий «Атланты»; А.Якушева «Вечер бродит»; А. Розенбаум «Мы живы».

4.Б.Окуджава «Песенка об открытой двери» или «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал».

Подбирать простейший аккомпане­мент в соответствии с жанровой основой произведения.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследова­тельские проекты

Исполнительство.

Эмоционально-образный анализ.

25 БП Знать выдающихся представителей музыки и крупнейшие центры мировой музыкальной культуры.



16

16

Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.

Джаз и симфоджаз.Виды оркестра: духовой, эстрадно-джазовый. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Музыкальная культура своего региона.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

1. Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы».2. Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».3. Блюз «Сегодня я пою блюз». 4. Дж.Гершвин. «Любимый мой».5.И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.6.И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.7.М.Минков «Старый рояль».8. У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».

Принимать участие в создании тан­цевальных и вокальных композиций в джазовом стиле

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Исполнять музыку, передавая ее ху­дожественный смысл.

Оценивать и корректировать собст­венную музыкально-творческую деятель­ность.

Интонационно-образный анализ. Исполнительство. Фронтальный опрос.

23 БП Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества.





«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18ч.)



17

1

Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

1.Ф.Шопен. «Этюд № 12».

2. Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

3.Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Соотносить основные образно-эмо­циональные сферы музыки, специфичес­кие особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Интонационно-образный анализ



18

2

Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Взаимодействие музыкальных образов и интонационное развитие на примере произведений зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIXXX вв.: зарубежная музыка XIX в (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе.

1.Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

2.Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства на­родной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, му­зыкально-пластическом движении) раз­личные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.




19

3

Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка). Музыка вокальная, симфоническая и театральная; камерно-инструментальная музыка. Виды оркестра: камерный.

Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.

1. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

2.П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

3. А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2».

4. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Соотносить основные образно-эмо­циональные сферы музыки, специфичес­кие особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Фронтальный опрос.



20

4

Программная музыка. Развитие жанров светской музыки (концерт). Взаимодействие музыкальных образов и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIXXX вв.: западноевропейская музыка XVII-XVIII вв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ)

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразитель-ность музыки. Образ-пейзаж.

1. А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

2.А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

3.А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

4.А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

5.И.С. Бах «Итальянский концерт».

6.О.Митяев «Как здорово».

Определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятель­ность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Эмоционально-образный анализ. Фронтальный опрос.

10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов



21

5

Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XXв., её стилевое многообразие (импрессионизм)

Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальные инструменты: современные электронные.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения (по А.Пиличяускасу). Выразительные возможности электромузыкального инструмента.

1.Ч.Айвз «Космический пейзаж».

2.Э. Артемьев «Мозаика».

3. О.Митяев «Как здорово».

Соотносить основные образно-эмо­циональные сферы музыки, специфичес­кие особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства на­родной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, му­зыкально-пластическом движении) раз­личные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.




22

6

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Г.В. Свиридов). Музыкальное творчество композиторов академического направления.(Г.В.Свиридов).

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. 1.Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

2.Н.Зубов. «Не уходи».

3. О.Митяев «Как здорово».

Называть имена выдающихся рус­ских и зарубежных композиторов, при­водить примеры их произведений.

Определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятель­ность.

Эмоционально-образный, интонационно-образный анализ



23

7

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Г.В. Свиридов). Виды оркестра: симфонический.Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Соотносить основные образно-эмо­циональные сферы музыки, специфичес­кие особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства на­родной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, му­зыкально-пластическом движении) раз­личные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Исполнительство.



24

8

Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. В. А. Моцарт «Симфония №40»

В.А.Моцарт «Авэверум»

П.И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (со­вершенствовать умения и навыки само­образования).

Применять информационно-комму­никационные технологии для музыкаль­ного самообразования.

Фронтальный опрос.




25

9

Классическая музыка в современных обработках.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.

Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Называть имена выдающихся рус­ских и зарубежных композиторов, при­водить примеры их произведений.

Определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Эмоционально-образный, интонационно-образный анализ.

13 БП Определять драматургию взаимодействия музыкального развития музыки.



26

10

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. 1.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

2. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Выявлять особенности

вечных тем искусства я жизни в произ­ведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особен­ности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной вы­разительности




27

11

Венская классическая школа (Л. Бетховен). Разнообразие музыкальных форм: сонатно-симфонический цикл.

Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

1.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

2. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в ос­воении содержания музыкальных произ­ведений.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.




28

12

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература)

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке.

1.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2. Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Использовать различные формы ин­дивидуального, группового и коллектив­ного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Фронтальный опрос.




29

13

Воплощение единства содержания и художественной формы

Выявлять (распознавать) особен­ности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной вы­разительности

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в ос­воении содержания музыкальных произ­ведений.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Исполнительство, драматизация.

19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов, музыкально-театральных композиций.



30

14

Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.

1.Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: «Вступление»; «Улица просыпается»; «Патер Лоренцо»; «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

2. Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

3. Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Использовать различные формы ин­дивидуального, группового и коллектив­ного музицирования.

Решать творческие задачи.

Фронтальный опрос.



31

15

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.

Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты из рок-оперыА.Журбина «Орфей и Эвридика»: «Песня Орфея»; «Дуэт Орфея и Эвридики»; песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны «Все несчастливцы, как один…»; сцена Орфея и Харона; речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику…»; хор «Не спеши к любимой в путь обратный…».

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (со­вершенствовать умения и навыки само­образования).

Применять информационно-комму­никационные технологии для музыкаль­ного самообразования.

Называть имена выдающихся рус­ских и зарубежных композиторов, при­водить примеры их произведений.

Исполнительство, драматизация.

19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов, музыкально-театральных композиций.



32

16

Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная

музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл,

диско-музыка

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

1.И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра»; «Песенка о капитане»; песенка Роберта «Спой нам, ветер».

2.М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны».

Определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Драматизация, разыгрывание, исполнительство, вокализация




33

17

Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

3.Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта».

4.К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

5.Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».

Выявлять особенности

вечных тем искусства я жизни в произ­ведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особен­ности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной вы­разительности

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в ос­воении содержания музыкальных произ­ведений.

Индивидуальный проект



34

18

Интонация как носитель образного смысла. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Защита исследовательских проектов. Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Использовать различные формы ин­дивидуального, группового и коллектив­ного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

33 БП Пользоваться ресурсами интернета для создания творческих знаний, связанных с организацией досуга.

Обобщающий урок





































Внутришкольный контроль

Мониторинг успешности усвоения учебного материала

Дата

№ К.Р.

Тема контрольной работы

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Полу-

чили «4»-«5»


1.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»






2.

«Мир образов камерной и симфонической музыки» Тестирование







Анализ выполнения Программы

ТЕМЫ

Кол-во

часов по про

грамме


Кол-во

контрольных

и проверочных

работ

Проведено (часов)

I

четв.

II

четв.

III

четв.

IV

четв.

ГОД

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16







«Мир образов камерной и симфонической музыки» Тестирование

18















Выполнение


%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!