СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. По учебнику Музыка, 7 класс Сергеева Г.П., Критская Е. Д. М.:2011. - 158

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке 7 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 70»





УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ «СШ № 70»

____________И.И.Луковикова

Приказ

от « 1 » сентября 2018 г.

№ 01-08/417






Рабочая программа

по Музыке


в 7 «Б» классе


на 2018-2019 учебный год




Учитель:


Митрофанова С. В.









г. Ярославль

2018

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Музыке» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

3. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 01.09.2017 № 01-08/417);

4. Положение о рабочей программе учебного предмета МОУ «СШ №70»

5. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 01.09.2018 №01-08/417 ;

6. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора от 01.09.2017 №01-08/417 );

7. С учетом Примерной программы основного общего образования. Музыка. – М. 2015.

8. Авторская программа по учебному предмету Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., изд-во Москва: Просвещение, 2011

9. Приказ директора школы от 01.09.2017 №01-08/417 о перечне учебников.

10. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2017/2018 учебном году», Составитель: Томчук С.А.

2. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Музыка» на уровень обучения отражены в образовательной программе школы

Планируемые предметные результаты в 7 классе

Выпускник научится:

• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

• определять характер музыкальных образов (героических);

• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

• различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

• понимать основной принцип построения и развития музыки;

• анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

• узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

• различать жанры камерно-инструментальной, симфонической музыки;

• называть основные жанры светской музыки малой (этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония);

• определять виды оркестров: симфонического, эстрадно-джазового оркестра;

• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;

• определять характерные особенности музыкального языка;

• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

• анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

• находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

• владеть навыками вокально-хорового музицирования;

• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

• приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей;

• применять современные информационно-коммуникационные технологии для воспроизведения музыки;

• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).


Выпускник получит возможность научиться:

• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

• понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, прелюдии, мессы;

• понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии;

• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

• различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

• активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).




3. Содержание учебного предмета «Музыка» с указанием форм организации учебных занятий, на уровень отображено в образовательной программе школы.

Содержание учебного предмета «Музыка» в 7 классе отражено в календарно-тематическом планировании.

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

урока в теме

Содержание
(что пройдено на уроке)

Дата

По плану

Фактическая



«Особенности драматургии сценической музыки» (16ч.)



1

1

Может ли современная музыка считаться классической?

Классика и современность. Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». Закрепление понятий ≪классическая музыка≫, ≪современность

в музыке≫. 1. Мусоргский М. П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Прокофьев С. С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

5.Ж. Брель. Вальс.

6. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». 1 Б Слушание музыки:

Определять роль музыки в жизни человека.

Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства.

Какое впечатление на тебя произвела?

Где могла звучать?

Как повлияла на твое настроение?



2

2

Многообразие интонационно-образных построений.

Музыкальная драматургия — развитие музыки. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Закрепление понятий ≪музыкальная драматургия≫.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

1 М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами).

2.Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый инструмент «Сеча при Керженце»).

3.Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

4.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко».

5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия»

10 Б П Принять участие в представлении музыкально-литературной композиции



3

3

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка).

В музыкальном театре. Опера. Опера ≪Иван Сусанин≫. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Судьба человеческая — судьба народная. Народно-эпическая образность и героика как характерные особенности русской классической школы.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

1.М. Глинка Опера «Иван Сусанин»: Интродукция, Польские танцы, Песня Вани, рондо Антониды

2.Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия»

16 Б П Назвать музыкальное произведение и автора, найти в Интернет его интерпретации, высказывать собственное мнение о них



4

4

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.

М. Глинка Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля .

Глинка М. И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

1.Каватина и романс Антониды.

2.Хор «Славься!»

3.Сцена у посада, хор поляков

4.Ария Ивана Сусанина.

5.Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия»

25 Б П С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о выдающемся представителе и крупнейшем центре мировой музыкальной культуры



5

5

Венская классическая школа ( В. Моцарт).

Основные жанры светской музыки (симфония).

В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В. А. Моцарта. Литературные страницы. ≪Улыбка≫

Р. Брэдбери. Продолжение освоения жанра ≪симфония≫, интонационно-образных и жанрово-стилевых особенностей, приёмов симфонического развития образов. Симфоническая музыка. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей;

узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

1. Моцарт В.-А. «Симфония №40». Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.).

2.Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Первая часть. Четвертная часть.

3.Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе»

15 Б П Выбрать произведение для заключительного урока-концерта, исполнить его.



6

6

Венская классическая школа (Л. Бетховен). Основные жанры светской музыки (симфония). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл). Конфликт как основа драматургического развития симфонии.

Венская классическая школа (Л. Бетховен). Сонатно-симфонический цикл, его возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.

Симфония № 5 Л. Бетховена. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена

1. Бетховен Л. «Симфония №5».

2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате»

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

4 Б ПРаспознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки, понимать их взаимосвязь с музыкальной формой

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей;

узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

Исполнять современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений

1 Б Слушание музыки:

Какое впечатление на тебя произвела?

Где могла звучать?

Как повлияла на твое настроение?



7

7

Многообразие связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

Расширение знаний о героической теме в музыке.

Героическая тема в русской музыке. Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому». 1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.

2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А.

3. Кант «Виват».

4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

5. Хор «Славься» из эпилога оперы.

6. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца»

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

6 Б П Прочитать стихотворение. Назвать музыкальное произведение, выбрать репродукцию картины, созвучные его художественному образу, объяснить взаимосвязь.



8

8

Основные жанры светской музыки (балет).

В музыкальном театре. Балет. Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Исполнители музыки разных жанров и стилей. Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета, в том числе на новом музыкальном материале; раскрытие особенностей драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления, повтора; осознание роли взаимопроникновения видов искусства; воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия.

1.В. Гаврилин балет «Анюта»: Вступление, Вальс, Прогулка в парке, Адажио, Анюте снится студент, Чиновники, Бал у Его сиятельства, Пересуды, Тарантелла, Утро.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

31 Б Придумать музыку на электронном инструменте с помощью готовых шаблонов, оценить свое выступление



9

9

Обобщающий урок. Многообразие интонационно-образных построений.

Камерная музыка. Музыкальная драматургия – развитие музыки. Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация

1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.

2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А. С. «Метель».

4. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

ВМ. Музыкальная викторина за I четверть.

Решать творческие задачи.


Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимо-действия музыки с другими видами искусства.

12 Б П Определить изменение музыкального образа в вариациях

Назвать музыкальные произведения, в которых образы развиваются на основе контраста.



10

10

Творчество композиторов-романтиков (Ф. Шуберт). Развитие жанров светской музыки (вокальная камерная музыка).

Камерная музыка. Жанр вокального цикла. Лирико-драматические музыкальные образы в творчестве Ф. Шуберта.

1. Ф. Шуберт. Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» (ст. В. Мюллера, «В путь»). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»).

2. В. Лаурушас. «В путь».

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений

Найти в Интернете аудио- и видеозаписи вокальных циклов Ф. Шуберта. Послушать и сравнить различные интерпретации песен. Выбрать понравившиеся, наиболее убедительные трактовки и объяснить свой выбор.



11

11

Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, С. Рахманинов. Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).

Инструментальная музыка. Жанр этюда. Особенности развития музыки в камерных жанрах.

1.Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный»).

2. Ф. Шопен. Этюд № 3.

3.Ф. Лист. «Метель» Этюд № 3 из цикла ≪Этюды высшего исполнительского мастерства≫.

4.Этюд №6 (по Капрису № 24 Н. Паганини).

Ф. Лист. Ф. Лист. Венгерская рапсодия

5. С. Рахманинов. Этюды-картины.

6. А. Скрябин. Этюд № 12.

7. Ю. Чичков «Дом, где наше детство остается».

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

4 Б П Сравнить 2 музыкальных произведения по интонациям, определить жанр, форму. Объяснить, почему для выражения своих музыкальных мыслей композитор выбрал именно эту форму.



12

12

Наследие выдающихся отечественных исполнителей (Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев).

Транскрипция. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф.

1. Глинка М. И. – Балакирев М. «Жаворонок».

2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».

3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».

4. Бах И.-С. – Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

5. Ю. Чичков «Дом, где наше детство остается».

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.

Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

3 Б П Приведи примеры преобразующего влияния музыкального искусства.



13

13

Разнообразие камерной музыки. Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).

Прелюдия как жанр инструментальной музыки.

Жанр прелюдии в творчестве зарубежных (И.С. Бах, Ф Шопен) и русских композиторов (С. Рахманинов, А. Скрябин, Д. Кабалевский). Интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы музыкального развития образов.

Прелюдии по выбору:

1.Ф. Шопен. Прелюдии № 7, 20 для фортепиано.

2. К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано ≪Паруса≫, ≪Туманы≫, ≪Шаги на снегу≫, ≪Девушка с волосами цвета льна≫.

3. С. Рахманинов. Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор).

4. И. Бах . Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»).

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

4 Б П Сравнить 2 музыкальных произведения по интонациям, определить жанр, форму. Объяснить, почему для выражения своих музыкальных мыслей композитор выбрал именно эту форму.



14

14

Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора А.И. Хачатуряна. Жанр инст Музыкальные образы творчества А.И. Хачатуряна. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Инструментальный концерт. Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.рументального концерта. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты). А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Галоп. Вальс)

2.Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.

3. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго»

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

22 П С помощью Интернета найти два народных произведения, рассказать в классе об их характерных особенностях.



15

15

Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора А.Г. Шнитке. А. Шнитке. Сюита «Concerto grosso».

Циклические формы инструментальной музыки.

А. Шнитке. Сюита ≪Concerto grosso≫.

Особенности формы инструментального концерта. Музыкальная драматургия концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

1. Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

2. А. Шнитке. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано.

3. «Из вагантов» Д. Тухманов.

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

5 Б П Выявить жанровые особенности, основные средства музыкальной выразительности, эмоционально-образное содержание этой музыки.



16

16

Обобщающий урок.

Тестовая работа по теме «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки».

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

7 Б Вписать в таблицу временные, пространственные, пространственно-временные виды искусства, объяснить особенности различных видов искусства.






II полугодие «Основные направления музыкальной культуры»



17

1

Жанры зарубежной духовной музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга).

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Сюжеты и образы духовной музыки.

1.Жоскен Депре Мадригал.

2. Гийом де Машо мотет.

3. Бах И.-С. «Шутка» из «Сюиты №2».

4. Бах И.-С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».

5.Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

6. «Молитва» Б. Окуджава.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

11 Б П Что объединяет музыкальные образы двух музыкальных произведений, дать их характеристику, определить развитие и изменение музыкального образа.



18

2

Жанры зарубежной духовной музыки в эпохи Возрождения и Барокко (месса).

И. С. Бах ≪Высокая месса≫. От страдания к радости.

Литературные страницы. ≪Могила Баха≫ Д. Гранина.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Сопоставление двух образных сфер. Характерные особенности музыкального языка И.-С. Баха.

Вокально-драматический жанр мессы. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

1.Бах И.-С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei».

2.Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47).

3.Г. Гендель. Пассакалья из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№44) из оратории «Мессия».

4. «Молитва» Б. Окуджава.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, гостиные, концерты для младших школьников)

3 Б П Приведи примеры преобразующего влияния музыкального искусства.



19

3

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (С.В. Рахманинов).

С. Рахманинов. ≪Всенощное бдение≫. Образы≪Вечерни≫ и ≪Утрени≫. Всенощная, Литургия. Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное зодчество России.

1. Рахманинов С. В. Фрагменты из пройденных произведений: концерт №3 для ф-но с орк., вокализ, романсы, прелюдии, этюды-картины.

2.С. Рахманинов Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя).

3. «Молитва» Б. Окуджава.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Подобрать в Интернете органное произведение Баха и подготовиться к дискуссии на тему «В чем современность музыки Баха?»

Найти стихи русских поэтов произведения изобразительного искусства, созвучные музыке .



20

4

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: литургия. Наследие выдающихся отечественных исполнителей (А.В. Свешников).

С. Рахманинов. ≪Всенощное бдение»

Образы ≪Вечерни≫ и ≪Утрени≫. Литературные страницы. ≪Христова Всенощная≫ И. Шмелёва. Музыкальные образы всенощной. Музыкальна драматурги всенощной.

1. Рахманинов С. В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».

2. Молитва Иеромонаха Романа.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

26 Б Различать образцы классической, народной, религиозной, современной музыки, обосновать свой ответ.



21

5

Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера).

Рок-опера «Иисус Христос — супер-

звезда». Вечные темы. Главные образы.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Выявление особенностей музыкального языка, специфики форм, исполнительской манеры.

1. Уэббер Э. Л. Фрагменты из рок-оперы: (Супер-

стар. Увертюра. Пролог. Ария Иуды.

Колыбельная Магдалины. Хор «Осанна!». Сон Пилата. Гефсиманский сад.

У царя Ирода. Раскаяние и смерть

Иуды. Эпилог).

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр.

1.Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы»

19 Б П Подготовить, представить и оценить с точки зрения воплощения музыкальных образов и драматургической линии представления.



22

6

Основные жанры светской музыки (соната). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.

Светская музыка. Соната. Л. Бетховен Соната № 8 (≪Патетическая≫).

Жанр сонаты. Отличительные черты творчества Л. Бетховена.

Знакомство с понятием ≪светская музыка≫.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л.

1. Л. Бетховен. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»).

2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы»

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

7 Б Вписать в таблицу временные, пространственные, пространственно-временные виды искусства, объяснить особенности различных видов искусства



23

7

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.С. Прокофьев).

С. Прокофьев Соната № 2.

Жанр сонаты в творчестве русских композиторов. Представление о форме сонатного аллегро на основе сопоставления с действием в драматической пьесе; сопоставления приёмов музыкального развития в сонатах разных композиторов.

1.С. Прокофьев Соната № 2.

2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

13 Б П Определять драматургию взаимодействия музыкальных образов: на основе противоречия, контраста, сопоставления.

Приводить свои примеры.



24

8

Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).

В. А. Моцарт Соната № 11.

Отличительные черты творчества В.-А. Моцарта.

Соната № 11 В. Моцарта. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме.

1. В.А. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор. (эксп. Ι ч.). Соната № 11 (I, II, III ч.).

2.А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе»

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

8 Б П Придумать собственную исполнительскую интерпретацию вокального или инструментального произведения.



25

9

Стиль как отражение мироощущения композитора. Симфоджаз – наиболее яркие композиторы.

Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Дж.

1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».

2. Д. Гершвин «Любимый мой».

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного(хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

32 П Подготовить аранжировку песни или танца для школьной дискотеки, записать ее, оценить свою аранжировку и выступление



26

10

Обобщающий урок.

ВМ. Музыкальная викторина за III четверть.

17 Б Подготовить, представить и оценить проект с точки зрения его значения для современной музыкальной жизни класса



27

11

Многообразие стилей в зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).

Симфоническая картина. К. Дебюсси. «Празднества».

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Актулизация музыкально-слуховых представлений учащихся о музыке К. Дебюсси. Выявление общности средств художественной выразительности музыки и живописи импрессионизма.

1. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»).

2.«Мы свечи зажжём» С. Ведерников

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и .др.

27 П Проведи классификацию музыкальных произведений в твоей фонотеке по музыкальным направлениям



28

12

Развитие жанров светской музыки (симфония).

В. Калинников. Симфония № 1.

Расширение представлений о симфонической музыки (симфония) на основе понимания драматургии крупных музыкальных форм, сопоставления её с особенностями развития музыки в жанрах камерной музыки. Расширение представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства 1. В. Калинников. Симфония № 1 соль минор.

2. «Россия, Россия» Ю. Чичков.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Осуществлять проектную деятельность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и .др.

11 Б П Что объединяет музыкальные образы двух музыкальных произведений, дать их характеристику, определить развитие и изменение музыкального образа.



29

13

Многообразие связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

Картинная галерея. Сравнение особенностей композиции картин Озеро. Русь. И. Левитана и Утро. Ф. Васильева с особенностями музыкальной драматургии симфонии №1 В. Калинникова. Подбор песен близких по своему образному строю русским пейзажам.

1. В. Калинников. Симфония № 1 соль минор.

2. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Осуществлять проектную деятельность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и .др.

Подготовить компьютерную презентацию «Мир образов природы нашего края в музыке, литературе, живописи».



30

14

Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Музыка народов мира. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Обобщение представлений школьников о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Мастерство исполнения народной музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

1.Они отняли мою любовь, армянская народная мелодия (дудук).

2. Где же ты ходишь? Узбекская народная песня.

3. Косил Ясь конюшину, белорусская народная песня.

4.Кострома, русская народная песня.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи

Поиск информации в Интернете о современных исполнителях фольклора, фестивалях этнической музыки.



31

15

Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках.

Международные хиты.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Мастерство исполнения популярной музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Расширение знаний о роли лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира.

1.Э. Ллойд Уэббер. Память из мюзикла «Кошки»

Л. Бернстайн..

2. Мария, песня Тони из мюзикла «Вестсайдская история».

3.Р. Коччианте, Собор Парижской Богоматери, мюзикл, Belle (Красавица)

4. Э. Ллойд Уэббер. Призрак оперы, мюзикл,

Дуэт Призрака и Кристины.

5.Дж. Кандер, тексты песен Ф. Эбба, Чикаго, мюзикл, Мой верный лучший друг (My own best friend).

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

18 П Подготовить, представить и оценить свой индивидуальный проект с точки зрения его значения для современной музыкальной жизни класса.



32

16

Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера).

А. Рыбников Рок-опера «Юнона и Авось». Продолжение знакомство с жанром рок-опера, с музыкальными характеристиками главных действующих лиц; выявление особенностей современного музыкального языка в драматургии сценического действия. 1.«Юнона и Авось». Рок-опера. А. Рыбников (Я тебя никогда не

забуду. Сцена в церкви. Молитва. Ария

Пресвятой Девы. Сцена на балу. Белый

шиповник. Ангел, стань человеком. Дуэль с Федерико. Эпилог).

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

27 П Проведи классификацию музыкальных произведений в твоей фонотеке по музыкальным направлениям.



33

17

Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители.

А. Рыбников Рок-опера «Юнона и Авось».

Мастерство исполнения популярной музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

1.«Юнона и Авось». Рок-опера. А. Рыбников (Сцена на балу. Белый

шиповник. Ангел, стань человеком. Дуэль с Федерико. Эпилог).

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

17 Б Подготовить, представить и оценить проект с точки зрения его значения для современной музыкальной жизни класса



34

18

Обобщающий урок.

Осуществлять проектную деятельность.

Темы исследовательских проектов:

≪Жизнь даёт для песни образы и звуки≫.

≪Музыкальная культура родного края≫.

≪Классика на мобильных телефонах≫.

≪Есть ли у симфонии будущее?≫. ≪Музыкальный театр: прошлое и настоящее≫.

≪Камерная музыка: стили, жанры, исполнители≫. ≪Музыка народов мира: красота и гармония≫.

Промежуточная аттестация в виде тестовой работы.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!