разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) 19.01.17 Повар, кондитер
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 19.01.17 Повар, кондитер
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся | Освоенные в рамках УД знания, умения в соответствии с ФГОС | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Раздел 1. Этика и культура поведения как способ урегулирования конфликтной ситуации | |
Вводное занятие. Знакомство с предметом «Техника бесконфликтного общения с клиентом» | Содержание учебного материала Знакомство с предметом «Техника бесконфликтного общения». Понятие «техника», «конфликт», «общение», «квалифицированные кадры», «профессионал». | Знать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; уметь соблюдать правила профессиональной этики | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Рисунок на тему: «Моя будущая профессия» | 1 | 3 |
Практическое занятие: «Знакомство», «Снежный ком» | 1 | 2 |
Тема 1.1. Общие сведения об этической культуре как факторе предупреждения конфликтной ситуации | Содержание учебного материала Деловые отношения. Уровень культуры. Деловой этикет. Речь. Этика. Мораль. Категории этики. Этика делового общения. Совесть. Достоинство. Скромность. Благородство. | Знать основы профессиональной этики, эстетику внешнего облика повара | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Творческая работа по теме: «Моё понимание культуры делового общения» | 1 | 3 |
Практическое занятие: «Узнай меня», «Мои интересы» | 1 | 2 и 3 |
Тема 1.2. Профессиональная этика как основа бесконфликтного общения. | Содержание учебного материала Профессиональные моральные нормы. Вежливость. Предупредительный человек. Корректность. Такт. Чувство меры. Профессиональная этика. | Уметь соблюдать правила профессиональной этики | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Придумать ситуацию на рабочем месте и правильный выход из неё. | 1 | 3 |
Практическое занятие: «Мои способности» | 1 | 2 и 3 |
Тема 1.3. Деловой этикет. Конфликты в организации: понятие, виды. Причины. | Содержание учебного материала Этикет. Манеры. Деловой этикет. Основные положения делового этикета. Обращение. Этикет вербальный и невербальный. Приветствие. Культура речи. Конфликты в организации: понятие, виды. Причины. | Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Творческая работа по теме: «Этикет в моей жизни» | | 1 | 3 |
Практическое занятие: групповое занятие «Я и Мы» | | 1 | 2 |
Тема 1.4. Внешний облик человека как одна из причин возникновения конфликта. | Содержание учебного материала Мода. Стиль. Элегантность. Макияж. Причёска. Опрятность. Внешняя красота. | Знать эстетику внешнего облика повара | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Рисунок современного повара. | | 1 | 3 |
Практическое занятие: «Облик современного повара» | 1 | 3 |
Тема 1. 5. Культура телефонного общения. Предупреждение конфликтной ситуации. | Содержание учебного материала Культура телефонного общения как средство формирования у партнеров личного имиджа и имиджа учреждения. | Знать психологические особенности бесконфликтного общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Создать запись телефонного разговора по правилам этикета. | 1 | 3 |
Практическое занятие: телефонный разговор | 1 | 3 |
Тема 1.6. Деловая беседа. Психологические последствия конфликта. | Содержание учебного материала Планирование беседы. Цель встречи. Разработка стратегии и тактики достижения цели. Этапы беседы. Установление зрительного контакта. Имя человека как самый важный звук на любом языке. Использование нейтральных реплик. Финал встречи. | Знать психологические особенности бесконфликтного общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Проиграть ситуацию делового общения в группе. | 1 | 3 |
Практическое занятие: Этапы беседы. Установление зрительного контакта. | 1 | 2 |
Тема 1.7. Деловая переписка. Конфликты между руководителями и подчинёнными. | Содержание учебного материала Служебная записка. Требования к деловому письму. Схема составления. Виды деловых писем. Правила внутренней переписки. | Знать психологические особенности бесконфликтного общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Написать образец делового письма. | 1 | 3 |
Практическое занятие: «Конфликт. Этапы конфликтной ситуации» | 1 | 2 |
Тема 1.8. Визитная карточка в деловой жизни. Переговорный процесс как форма регулирования конфликта. | Содержание учебного материала История создания. Виды визитных карточек. Реклама заведения. Деловое знакомство. Оформление визитной карточки. | Уметь соблюдать правила профессиональной этики; использовать визитную карточку при деловом знакомстве | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Оформить свою визитную карточку. | 1 | 3 |
Практическое занятие: Деловое знакомство | 1 | 3 |
Тема 1.9. Деловой протокол. Роль субъекта в управлении конфликтами. | Содержание учебного материала Этикет первой встречи. Приглашения. Деловой протокол. Виды деловых приёмов. Организация и порядок проведения деловых приёмов. | Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Придумать оформление банкетного стола для делового приёма. | 1 | 3 |
Практическое занятие: Организация и порядок проведения деловых приёмов. | 1 | 3 |
Тема 1.10.Интерьер рабочего помещения как профилактика возникновения конфликтной ситуации. | Содержание учебного материала Понятие интерьера. Оформление своего рабочего места. Правила оформления интерьера. | Знать правила обслуживания населения | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Нарисовать своё рабочее место. | 1 | 3 |
Практическое занятие: организация своего рабочего места | 1 | 3 |
Тема 1.11. Учёт особенностей национальной этики как способ профилактики конфликта. | Содержание учебного материала Культура поведения. Вежливость. Корректность. Тактичность. Деликатность. Скромность. Дискомфорт. Особенности американцев, англичан, немцев, французов, японцев, арабов. Общепринятые стандарты. | Знать правила обслуживания населения | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Доклад о традиции и особенностях любимой страны. | 1 | 3 |
Практическое занятие: групповая работа «Особенности национального характера» | 1 | 2 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Этика и культура поведения как способ урегулирования конфликтной ситуации» | Знать основы профессиональной этики; уметь соблюдать правила профессиональной этики | 1 | 3 |
Всего | | 13 часов | |
Самостоятельных работ | | 12 часов | |
Практические занятия | | 12 часов | |
Раздел 2. «Психологические аспекты бесконфликтного общения» | |
Тема 2.1. Общение как основа человеческого бытия. | Содержание учебного материала Понятие общения. Основа общения. Деловое общение. Основная задача делового общения. Описание типов собеседников. Умение общаться. | Уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Нарисовать типы собеседников. | 1 | 3 |
Практическое занятие: Представление типов собеседников | 1 | 2 и 3 |
Тема 2.2. Классификация общения. | Содержание учебного материала Непосредственное общение. Опосредованное общение. Прямое общение. Косвенное общение. Межличностное общение. Основные типы межличностного общения. Диалог. Правила взаимоотношений. Функции общения. Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения. | Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Нарисовать один из видов общения. | 1 | 3 |
Практическое занятие: Виды общения | 1 | 2 и 3 |
Тема 2.3. Роль восприятия в процессе общения. | Содержание учебного материала Перцепция как важная сторона общения. Социальная перцепция. Социальный статус. Факторы превосходства. Фактор привлекательности. Типичные искажения. Отношение со стороны окружающих. Эффект ореола. Эффект проекции. Эффект первичности и новизны. | Знать и применять напрактике техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Опишите одно из типичных искажений восприятия. | 1 | 3 |
Практическое занятие: Типичные искажения при общении. | 1 | 2 |
Тема 2.4. Понимание в процессе общения. | Содержание учебного материала Психологические механизмы восприятия. Идентификация. Эмпатия. Аттракция. Рефлексия. Стереотипизация. Перцептивная сторона общения. | Знать и уметь использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного обще- ния | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Опишите профессиональный стереотип повара. | 1 | 3 |
Практическое занятие: Идентификация. Эмпатия. Аттракция. Рефлексия | 1 | 2 |
Тема 2.5. Общение как взаимодействие. | Содержание учебного материала Интерактивная сторона общения. Трансактный анализ. Эрик Берн. Позиции поведения Родителя, Взрослого, Ребёнка. Ориентация на понимание. Кооперация и конкуренция в общении. | Знать механизмы взаимопонимания в общении | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Опишите один из типов поведения. | | 1 | 3 |
Практическое занятие: Позиции поведения Родителя, Взрослого, Ребёнка. | | 1 | 2 |
Тема 2.6. Общение как коммуникация. | Содержание учебного материала Взаимный обмен информации. Вербальные и невербальные уровни общения. Коммуникативные барьеры. Барьеры непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический. Барьеры социально-культурного различия. Барьер отношения. Виды невербальных средств общения. Мимика. Улыбка. Взгляд. Жесты. Механизм обратной связи. Поза. Голос. Проксемика. | Уметь использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного обще- ния | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Нарисовать уверенного в себе человека; Продумать образ неуверенного и ли агрессивного собеседника | | 2 | 3 |
Практическое занятие: виды барьеров | | 2 | 2 |
Тема 2.7. Успех бесконфликтного общения. | Содержание учебного материала Умение слушать собеседника. Виды эффективного слушания. Нерефлексивное слушание. Рефлексивное слушание. Приёмы рефлексивного слушания. Приёмы повышения эффективности общения. Техники общения. | Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара; уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Раскрыть содержание одного из приёмов рефлексивного слушания. | | 1 | 3 |
Практическое занятие: Приёмы рефлексивного слушания. Приёмы повышения эффективности общения. Техники общения | | 1 | 2 |
| Контрольная работа № 2 по теме: «Психологические аспекты бесконфликтного общения» | Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара; уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности | 1 | 3 |
| Всего | | 8 часов | |
| Самостоятельных работ | | 8 часов | |
| Практические занятия | | 8 часов | |
Раздел № 3 по теме: «Проявление индивидуальных особенностей личности в бесконфликтном общении» |
Тема 3.1. Темперамент. | Содержание учебного материала Понятие темперамента. Типы темперамента. Свойства темперамента. Характеристики типов темпераментов. Психологическая совместимость типов темперамента. | Уметь определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности в зависимости от темперамента собеседника | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Нарисовать 4 типа темпераментов. Описать поведение в конфликте людей разного темперамента | | 2 | 3 |
| Практическое занятие: Психологическая совместимость типов темперамента | | 1 | 2 |
Тема 3.2. Характер и воля. | Содержание учебного материала Понятие характера. Черты характера. Воля. Основная задача воли. Основные этапы волевого процесса. Волевые качества человека. Приёмы формирования волевых качеств личности. | Знать психологические особенности делового общения | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Творческая работа: «Мои способы развития воли». | | 1 | 3 |
Практическое занятие: Приёмы формирования волевых качеств личности. | | 1 | 2 |
Тема 3.3. Способности как важное условие успеха в профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала Способности. Задатки. Общие способности. Специальные способности. Одарённость. Талант. Виды способностей. Зависимость между способностями, умениями и знаниями. | Знать психологические особенности делового общения | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Творческая работа: «Мои способности и таланты». | | 1 | 3 |
Практическое занятие: «Что я могу», «Мои способности» | | 1 | 2 |
Тема 3.4. Эмоции и чувства. | Содержание учебного материала Эмоции. Чувства. Классификация эмоций. Виды эмоций. Настроение. Аффект. Страсть. Виды чувств. | Знать психологические особенности делового общения | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Опишите свой мир эмоций и чувств. | | 1 | 3 |
Практическое занятие: «Мой мир эмоций и чувств» | | 1 | 2 |
| Контрольная работа № 3 по теме: «Проявление индивидуальных особенностей личности в бесконфликтном общении» | Знать психологические особенности делового общения; знать механизмы взаимопонимания в общении | 1 | 3 |
| Всего | | 5 часов | |
| Самостоятельных работ | | 5 часов | |
| Практические занятия | | 4 часа | |
Раздел № 4 по теме: «Конфликты в деловом общении» | |
Тема 4.1. Конфликт и его структура. | Содержание учебного материала Понятие конфликта. Типы конфликта. Конфликтогены. Типы конфликтогенов. Формула конфликта. Разрешение конфликта. | Уметь определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Опишите один из своих конфликтов; Опишите возможность разрешения одного из конфликтов; Нарисуйте типы конфликтов; Нарисуйте типы конфликтогенов | 4 | 3 |
Практические занятия: межличностный конфликт. Разрешение конфликта. | 5 | 2 и 3 |
Тема 4.2. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. | Содержание учебного материала Виды конфликтов по способу разрешения. Деструктивные и конструктивные конфликты. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. | Знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности | 1 | 3 |
Самостоятельная работа: Опишите одну из стратегий поведения в конфликтных ситуациях; Творческая работа: «Моя стратегия поведения в конфликте; Нарисуйте стратегии поведения в конфликтах; Опишите продуктивный конфликт | 4 | 3 |
Практические занятия: Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. | 7 | 2 |
Тема 4.3. Правила поведения в конфликтных ситуациях. | Содержание учебного материала Кодекс поведения в конфликте. Табу в конфликтных ситуациях. Техника бесконфликтного общения. | Уметь определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Опишите три запрета в конфликтной ситуации; Творческая работа по теме: «Мои правила поведения в конфликтной ситуации»; Создайте свод правил поведения в конфликте; Создайте свод «табу» в конфликте | 4 | 3 |
Практические занятия: Техника бесконфликтного общения. | 6 | 2 и 3 |
| Контрольная работа № 4 по теме: «Конфликты в деловом общении» | Знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности; Уметь определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности | 1 | 3 |
| Всего | | 5 час | |
| Самостоятельных работ | | 12 часов | |
| Практические занятия | | 18 часов | |
| Зачет по курсу «Техника бесконфликтного общения». | | 2 часа | 3 |
Всего: | | 75 часа | 75 часа | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация программы раздела учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
комплект коммуникативных методик.
экран настенный.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для учреждений профессионального образования; Учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Изд. центр «Академия», 2015.-160 с.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.–Москва, Изд. центр «Инфра-М» 2016.-224 с.
6. www. artcoiffure. кu. E- mail: mail @ artcoiffure. ru.
результатов освоения дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ (тестирования), а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.