СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОДБ.08.01. "Основы культуры профессионального общения" для Поваров, кондитеров

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Програама по общепрофессиональной дисциплине  "Основы культуры профессионального общения"

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОДБ.08.01. "Основы культуры профессионального общения" для Поваров, кондитеров»








ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДб.08.01 Основы культуры профессионального общения



19.01.17 Повар, кондитер












Верхняя Пышма

2018 год













Программа учебной дисциплины ОДб.08.01 Основы культуры профессионального общения


разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) 19.01.17 Повар, кондитер

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»

Разработчик:


Ярославцева Елена Анатольевна, преподаватель первой квалификационной категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДб.08.01 Основы культуры профессионального общения


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 19.01.17 Повар, кондитер




1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать: правила обслуживания населения, основы профессиональной этики, эстетику внешнего облика повара, психологические особенности бесконфликтного общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара, механизмы взаимопонимания в общении; техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности; должен уметь: соблюдать правила профессиональной этики, применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности


Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГОСами по специальностям / профессиям, перечисленными в п. 1.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов;

самостоятельной работы обучающегося 37 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

42

контрольные работы

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

37

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

………………

………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.).


Итоговая аттестация в форме (указать)

Дифференцированный зачёт

2.1. Тематический план и содержание раздела учебной дисциплины ОДб.08.01 Основы культуры профессионального общения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся

Освоенные в рамках УД знания, умения в соответствии с ФГОС

Количество часов

Уровень освоения

1

2


3

4

Раздел 1. Этика и культура поведения как способ урегулирования конфликтной ситуации


Вводное занятие. Знакомство с предметом «Техника бесконфликтного общения с клиентом»

Содержание учебного материала

Знакомство с предметом «Техника бесконфликтного общения». Понятие «техника», «конфликт», «общение»,

«квалифицированные кадры», «профессионал».

Знать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

уметь соблюдать правила профессиональной этики

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Рисунок на тему: «Моя будущая профессия»

1

3

Практическое занятие: «Знакомство», «Снежный ком»

1

2

Тема 1.1. Общие сведения об этической культуре как факторе предупреждения конфликтной ситуации

Содержание учебного материала

Деловые отношения. Уровень культуры. Деловой этикет. Речь. Этика. Мораль. Категории этики. Этика делового общения. Совесть. Достоинство. Скромность. Благородство.

Знать основы профессиональной этики, эстетику внешнего облика повара

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Творческая работа по теме: «Моё понимание культуры делового общения»

1

3

Практическое занятие: «Узнай меня», «Мои интересы»

1

2 и 3

Тема 1.2. Профессиональная этика как основа бесконфликтного общения.

Содержание учебного материала

Профессиональные моральные нормы. Вежливость. Предупредительный человек. Корректность. Такт. Чувство меры. Профессиональная этика.

Уметь соблюдать правила профессиональной этики

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Придумать ситуацию на рабочем месте и правильный выход из неё.

1

3

Практическое занятие: «Мои способности»

1

2 и 3

Тема 1.3. Деловой этикет. Конфликты в организации: понятие, виды. Причины.

Содержание учебного материала

Этикет. Манеры. Деловой этикет. Основные положения делового этикета. Обращение. Этикет вербальный и невербальный. Приветствие. Культура речи. Конфликты в организации: понятие, виды. Причины.

Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Творческая работа по теме: «Этикет в моей жизни»


1

3

Практическое занятие: групповое занятие «Я и Мы»


1

2

Тема 1.4. Внешний облик человека как одна из причин возникновения конфликта.

Содержание учебного материала

Мода. Стиль. Элегантность. Макияж. Причёска. Опрятность. Внешняя красота.

Знать эстетику внешнего облика повара

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Рисунок современного повара.


1

3

Практическое занятие: «Облик современного повара»

1

3

Тема 1. 5.

Культура телефонного общения. Предупреждение конфликтной ситуации.

Содержание учебного материала

Культура телефонного общения как средство формирования у партнеров личного имиджа и имиджа учреждения.

Знать психологические особенности бесконфликтного общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Создать запись телефонного разговора по правилам этикета.

1

3

Практическое занятие: телефонный разговор

1

3

Тема 1.6. Деловая беседа. Психологические последствия конфликта.

Содержание учебного материала

Планирование беседы. Цель встречи. Разработка стратегии и тактики достижения цели. Этапы беседы. Установление зрительного контакта. Имя человека как самый важный звук на любом языке. Использование нейтральных реплик. Финал встречи.

Знать психологические особенности бесконфликтного общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Проиграть ситуацию делового общения в группе.

1

3

Практическое занятие: Этапы беседы. Установление зрительного контакта.

1

2

Тема 1.7. Деловая переписка. Конфликты между руководителями и подчинёнными.

Содержание учебного материала

Служебная записка. Требования к деловому письму. Схема составления. Виды деловых писем. Правила внутренней переписки.

Знать психологические особенности бесконфликтного общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Написать образец делового письма.

1

3

Практическое занятие: «Конфликт. Этапы конфликтной ситуации»

1

2

Тема 1.8. Визитная карточка в деловой жизни. Переговорный процесс как форма регулирования конфликта.

Содержание учебного материала

История создания. Виды визитных карточек. Реклама заведения. Деловое знакомство. Оформление визитной карточки.

Уметь соблюдать правила профессиональной этики; использовать визитную карточку при деловом знакомстве

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Оформить свою визитную карточку.

1

3

Практическое занятие: Деловое знакомство

1

3

Тема 1.9. Деловой протокол. Роль субъекта в управлении конфликтами.

Содержание учебного материала

Этикет первой встречи. Приглашения. Деловой протокол. Виды деловых приёмов. Организация и порядок проведения деловых приёмов.

Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Придумать оформление банкетного стола для делового приёма.

1

3

Практическое занятие: Организация и порядок проведения деловых приёмов.

1

3

Тема 1.10.Интерьер рабочего помещения как профилактика возникновения конфликтной ситуации.

Содержание учебного материала

Понятие интерьера. Оформление своего рабочего места. Правила оформления интерьера.

Знать правила обслуживания населения

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Нарисовать своё рабочее место.

1

3

Практическое занятие: организация своего рабочего места

1

3

Тема 1.11. Учёт особенностей национальной этики как способ профилактики конфликта.

Содержание учебного материала

Культура поведения. Вежливость. Корректность. Тактичность. Деликатность. Скромность. Дискомфорт. Особенности американцев, англичан, немцев, французов, японцев, арабов. Общепринятые стандарты.

Знать правила обслуживания населения

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Доклад о традиции и особенностях любимой страны.

1

3

Практическое занятие: групповая работа «Особенности национального характера»

1

2

Контрольная работа № 1 по теме: «Этика и культура поведения как способ урегулирования конфликтной ситуации»

Знать основы профессиональной этики; уметь соблюдать правила профессиональной этики

1

3

Всего


13 часов


Самостоятельных работ


12 часов


Практические занятия


12 часов


Раздел 2. «Психологические аспекты бесконфликтного общения»


Тема 2.1.

Общение как основа человеческого бытия.

Содержание учебного материала

Понятие общения. Основа общения. Деловое общение. Основная задача делового общения. Описание типов собеседников. Умение общаться.

Уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Нарисовать типы собеседников.

1

3

Практическое занятие: Представление типов собеседников

1

2 и 3

Тема 2.2.

Классификация общения.

Содержание учебного материала

Непосредственное общение. Опосредованное общение. Прямое общение. Косвенное общение. Межличностное общение. Основные типы межличностного общения. Диалог. Правила взаимоотношений. Функции общения. Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения.

Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Нарисовать один из видов общения.

1

3

Практическое занятие: Виды общения

1

2 и 3

Тема 2.3.

Роль восприятия в процессе общения.

Содержание учебного материала

Перцепция как важная сторона общения. Социальная перцепция. Социальный статус. Факторы превосходства. Фактор привлекательности. Типичные искажения. Отношение со стороны окружающих. Эффект ореола. Эффект проекции. Эффект первичности и новизны.

Знать и применять напрактике техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Опишите одно из типичных искажений восприятия.

1

3

Практическое занятие: Типичные искажения при общении.

1

2

Тема 2.4.

Понимание в процессе общения.

Содержание учебного материала

Психологические механизмы восприятия. Идентификация. Эмпатия. Аттракция. Рефлексия. Стереотипизация. Перцептивная сторона общения.

Знать и уметь использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного обще-

ния

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Опишите профессиональный стереотип повара.

1

3

Практическое занятие: Идентификация. Эмпатия. Аттракция. Рефлексия

1

2

Тема 2.5.

Общение как взаимодействие.

Содержание учебного материала

Интерактивная сторона общения. Трансактный анализ. Эрик Берн. Позиции поведения Родителя, Взрослого, Ребёнка. Ориентация на понимание. Кооперация и конкуренция в общении.

Знать механизмы взаимопонимания в общении

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Опишите один из типов поведения.


1

3

Практическое занятие: Позиции поведения Родителя, Взрослого, Ребёнка.


1

2

Тема 2.6.

Общение как коммуникация.

Содержание учебного материала

Взаимный обмен информации. Вербальные и невербальные уровни общения. Коммуникативные барьеры. Барьеры непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический. Барьеры социально-культурного различия. Барьер отношения. Виды невербальных средств общения. Мимика. Улыбка. Взгляд. Жесты. Механизм обратной связи. Поза. Голос. Проксемика.

Уметь использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного обще-

ния

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Нарисовать уверенного в себе человека;

  2. Продумать образ неуверенного и ли агрессивного собеседника


2

3

Практическое занятие: виды барьеров


2

2

Тема 2.7.

Успех бесконфликтного общения.

Содержание учебного материала

Умение слушать собеседника. Виды эффективного слушания. Нерефлексивное слушание. Рефлексивное слушание. Приёмы рефлексивного слушания. Приёмы повышения эффективности общения. Техники общения.

Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара; уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Раскрыть содержание одного из приёмов рефлексивного слушания.


1

3

Практическое занятие: Приёмы рефлексивного слушания. Приёмы повышения эффективности общения. Техники общения


1

2


Контрольная работа № 2 по теме: «Психологические аспекты бесконфликтного общения»

Знать психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара; уметь применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности

1

3


Всего


8 часов



Самостоятельных работ


8 часов



Практические занятия


8 часов


Раздел № 3 по теме: «Проявление индивидуальных особенностей личности в бесконфликтном общении»

Тема 3.1.

Темперамент.

Содержание учебного материала

Понятие темперамента. Типы темперамента. Свойства темперамента. Характеристики типов темпераментов. Психологическая совместимость типов темперамента.

Уметь определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности в зависимости от темперамента собеседника

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Нарисовать 4 типа темпераментов.

  2. Описать поведение в конфликте людей разного темперамента


2

3


Практическое занятие: Психологическая совместимость типов темперамента


1

2

Тема 3.2.

Характер и воля.

Содержание учебного материала

Понятие характера. Черты характера. Воля. Основная задача воли. Основные этапы волевого процесса. Волевые качества человека. Приёмы формирования волевых качеств личности.

Знать психологические особенности делового общения

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Творческая работа: «Мои способы развития воли».


1

3

Практическое занятие: Приёмы формирования волевых качеств личности.


1

2

Тема 3.3.

Способности как важное условие успеха в профессиональной деятельности.

Содержание учебного материала

Способности. Задатки. Общие способности. Специальные способности. Одарённость. Талант. Виды способностей. Зависимость между способностями, умениями и знаниями.

Знать психологические особенности делового общения

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Творческая работа: «Мои способности и таланты».


1

3

Практическое занятие: «Что я могу», «Мои способности»


1

2

Тема 3.4.

Эмоции и чувства.

Содержание учебного материала

Эмоции. Чувства. Классификация эмоций. Виды эмоций. Настроение. Аффект. Страсть. Виды чувств.

Знать психологические особенности делового общения

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Опишите свой мир эмоций и чувств.


1

3

Практическое занятие: «Мой мир эмоций и чувств»


1

2


Контрольная работа № 3 по теме: «Проявление индивидуальных особенностей личности в бесконфликтном общении»

Знать психологические особенности делового общения; знать механизмы взаимопонимания в общении

1

3


Всего


5 часов



Самостоятельных работ


5 часов



Практические занятия


4 часа


Раздел № 4 по теме: «Конфликты в деловом общении»


Тема 4.1.

Конфликт и его структура.

Содержание учебного материала

Понятие конфликта. Типы конфликта. Конфликтогены. Типы конфликтогенов. Формула конфликта. Разрешение конфликта.

Уметь определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности

1

2

Самостоятельная работа:

  1. Опишите один из своих конфликтов;

  2. Опишите возможность разрешения одного из конфликтов;

  3. Нарисуйте типы конфликтов;

  4. Нарисуйте типы конфликтогенов

4

3

Практические занятия: межличностный конфликт. Разрешение конфликта.

5

2 и 3

Тема 4.2.

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

Содержание учебного материала

Виды конфликтов по способу разрешения. Деструктивные и конструктивные конфликты. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности

1

3

Самостоятельная работа:

  1. Опишите одну из стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

  2. Творческая работа: «Моя стратегия поведения в конфликте;

  3. Нарисуйте стратегии поведения в конфликтах;

  4. Опишите продуктивный конфликт

4

3

Практические занятия: Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

7

2

Тема 4.3.

Правила поведения в конфликтных ситуациях.

Содержание учебного материала

Кодекс поведения в конфликте. Табу в конфликтных ситуациях. Техника бесконфликтного общения.

Уметь определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности

2

2

Самостоятельная работа:

  1. Опишите три запрета в конфликтной ситуации;

  2. Творческая работа по теме: «Мои правила поведения в конфликтной ситуации»;

  3. Создайте свод правил поведения в конфликте;

  4. Создайте свод «табу» в конфликте

4

3

Практические занятия: Техника бесконфликтного общения.

6

2 и 3


Контрольная работа № 4 по теме: «Конфликты в деловом общении»

Знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности; Уметь определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности

1

3


Всего


5 час



Самостоятельных работ


12 часов



Практические занятия


18 часов



Зачет по курсу «Техника бесконфликтного общения».


2 часа

3

Всего:


75 часа

75 часа


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

условия реализации программы дисциплины ОДб.08.01 Основы культуры профессионального общения


  1. 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы раздела учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.


Оборудование учебного кабинета:

доска информационная;

компьютерное автоматизированное рабочее место педагога;

комплект коммуникативных методик.


Технические средства обучения:

проектор мультимедийный;

экран настенный.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для учреждений профессионального образования; Учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Изд. центр «Академия», 2015.-160 с.

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.–Москва, Изд. центр «Инфра-М» 2016.-224 с.


  1. http://www.ns-beauty.ru/cuts.php

  2. http://lib.mabico.ru/referats/009597-1.html

  3. http://lokon.org.ua/domashnij_parikmaher/teorija/

  4. www/cosmopress/com. E- mail: you @ cosmopress/ ru.

6. www. artcoiffure. кu. E- mail: mail @ artcoiffure. ru.












4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины ОДб.08.01 Основы культуры профессионального общения



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ (тестирования), а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать: правила обслуживания населения, основы профессиональной этики, эстетику внешнего облика парикмахера, психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера, механизмы взаимопонимания в общении; техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности; должен уметь: соблюдать правила профессиональной этики, применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности



Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы.

Текущий контроль педагога в форме контрольной работы, тестов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!