Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №9 «Центр образования» г. о. Октябрьск
Самарской области
рассмотрена на заседании методического объединения Протокол №1 от «___30_»________08________2021 г. Руководитель МО___________________ Макарова Е.А. | проверена Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ГБОУ СОШ №9 ______________________________ И. Н. Аникина «30 08 2021 г. | утверждена Директор ГБОУ СОШ № 9 ________________________________ Л. Г. Белешина Приказ №357/11 от «30» 08 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 – 4 классы
Программа разработана на основе ФГОС НОО. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Учебно – методический комплект:
Рабочая программа составлена на основе Программы «Окружающий мир», 1 – 4 кл./А.А.Плешков
Используются: Учебники Окружающий мир для 1 – 4 классов А.А.Плешаков М.:Просвещение (Школа России)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на
ходить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире.
Содержание учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений
курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Еѐ реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про-грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребѐнка с окружающим миром. Занятия могут про водиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. Д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нѐм, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за еѐ стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках , продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Тематическое планирование
1 класс ( 66 ч)
№ | Тема | Количество часов | Деятельность учителя с учетом программы воспитательного модуля «Школьный урок» |
| | | | |
1 | Задавайте вопросы | 1ч. | | -побуждение ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них. |
| | | | -применение познавательной мотивациии |
2 | «Что и кто?» | 20 | ч.. | -инициирование и поддержка учащихся |
| | | | в обеспечении и формировании представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. - привлечение внимания к приобретению опыта ведения конструктивного диалога |
3 | «Как, откуда и куда?» | 12 | ч. | -побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и учителем -применение групповой работы , учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений |
| | | | |
4 | «Где и когда?» | 11 | ч. | -применение основных правил этикета в обществе - инициирование и поддержка развития представлений школьников о пространстве и времени. |
| | | | |
5 | «Почему и зачем?» | 22 | ч. | -привлечение внимания к опыту причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности. -инициирование и поддержка отношения к чужим идеям, отстаивания своей точки зрения. |
| | | | |
2 класс ( 68 ч.)
№ | Тема | Кол-во час | Деятельность учителя с учетом программы воспитательного модуля »Школьный урок» |
| | | |
1 | «Где мы живѐм?» | 4 ч. | -побуждение учащихся к умению слушать и слышать учителя и товарищей; -применение – основных сведенияй о своей стране, (селе), городе; планете; -работа в группах |
| | | |
2 | «Природа» | 20 ч. | -привлечение внимания любови к природе, бережного отношения, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения |
| | | |
3 | «Жизнь города и села» | 10 ч. | -применение основных сведенияй о своем городе; -побуждение ребят задавать вопросы о своем городе и искать форме ответы на них | -применение познавательной мотивации -побуждение к формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре города | |
| | | |
4 | «Здоровье и безопасность» | 9 ч. | - -побуждение к основным правилм а здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. -применение ориентации на физическое развитие, занятия спортом. - привлечение внимания к охране здоровья , к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей |
| | | |
5 | «Общение» | ч. | - побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы; -привлечение учащихся к работе в малых группах, когда у каждого своя роль |
| | | |
6 | «Путешествия» | 18 ч. | -инициирование и поддержка готовности освоения первоначальных навыков охраны природы, окружающей среды и действия в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений |
| | | |
3 класс ( 68 ч )
№ | Тема | Количество часов | Деятельность учителя с учетом программы воспитательного модуля »Школьный урок» |
| | | |
1 | «Как устроен мир» | 6 ч. | -применение основных сведенияй о мире; -побуждение ребят задавать вопросы и искать ответы на них; | -применение познавательной мотивации; -побуждение к формированию уважительного отношения к иному мнению. | |
| | | |
2 | «Эта удивительная природа» | 18 ч. | -привлечение внимания любови к природе, бережного отношения, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения |
| | | |
3 | «Мы и наше здоровье» | 10 ч. | -побуждение к основным правилм а здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. -применение ориентации на физическое развитие, занятия спортом. - привлечение внимания к охране здоровья , к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей |
| | | |
4 | «Наша безопасность» | ч. | -побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы; -инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов |
| | | |
5 | «Чему учит экономика» | 12 ч. | -побуждение ребят задавать вопросы и искать ответы на них; | -применение познавательной мотивации; -побуждение к формированию уважительного отношения к иному мнению. | |
| | |
6 | «Путешествие по городам и странам» | 15ч | -побуждать уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. -привлесчение внимания к формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; |
| | | |
4 класс ( 68 ч )
№ | Тема | Количество часов | Деятельность учителя с учетом программы воспитательного модуля »Школьный урок» |
| | | |
1 | «Земля и человечество» | 9 ч. | -привлесчение внимания к формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; |
| | | -побуждение ребят задавать вопросы и искать ответы на них; |
2 | «Природа России» | 10 ч. | -привлечение внимания любови к природе, бережного отношения, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. -побуждение обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения |
| | | |
3 | «Родной край – часть большой страны» | 15 ч. | -применение основных сведенияй о родном крае; -побуждение ребят задавать вопросы о своем крае и искать ответы на них | -применение познавательной мотивации -побуждение к формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры края | |
| | | |
4 | «Страницы всемирной истории» | 5 ч. | -побуждать уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. -организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи |
| | | |
5 | «Страницы истории России.» | 20 ч. | -привлесчение внимания к формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности |
| | | |
6 | «Современная Россия» | 9 ч. | -побуждение к формированию ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; -организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; |
| | | |