СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №9 «Центр образования» г. о. Октябрьск

Самарской области


рассмотрена

на заседании методического

объединения

Протокол №1

от «___30_»________08________2021 г.


Руководитель МО___________________

Макарова Е.А.


проверена

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ГБОУ СОШ №9

______________________________

И. Н. Аникина

«30 08 2021 г.

утверждена

Директор ГБОУ СОШ № 9

________________________________

Л. Г. Белешина

Приказ №357/11

от «30» 08 2021 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру

1 – 4 классы





Программа разработана на основе ФГОС НОО. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).


Учебно методический комплект:


Рабочая программа составлена на основе Программы «Окружающий мир», 1 – 4 кл./А.А.Плешков


Используются: Учебники Окружающий мир для 1 – 4 классов А.А.Плешаков М.:Просвещение (Школа России)


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:


    1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;


    1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся

мире;

    1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

  • формирование личностного смысла учения;

    1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


    1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на

ходить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.


Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:


  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;


  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;


  1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;



    1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    2. определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

      1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

      2. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:


  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;


  1. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;

  2. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;


  1. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);


  1. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем

мире.

Содержание учебного предмета


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:


    1. идея многообразия мира;

    2. идея целостности мира;

  1. идея уважения к миру.


Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений

  • курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.


Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Еѐ реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про-грамме каждого класса.


Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

  • основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребѐнка с окружающим миром. Занятия могут про водиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. Д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.


  • соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нѐм, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.


Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за еѐ стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках , продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Ценностные ориентиры содержания курса


  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.


    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.


    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Тематическое планирование


1 класс ( 66 ч)


Тема

Количество часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитательного модуля «Школьный урок»






1

Задавайте вопросы

1ч.


-побуждение ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.





-применение познавательной мотивациии

2

«Что и кто?»

20

ч..

-инициирование и поддержка учащихся





  в обеспечении и формировании представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах.

- привлечение внимания к приобретению опыта ведения конструктивного диалога

3

«Как, откуда и куда?»

12

ч.

-побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и учителем

-применение групповой работы , учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений







4

«Где и когда?»

11

ч.

-применение основных правил этикета в обществе

- инициирование и поддержка   развития представлений школьников о пространстве и времени.






5

«Почему и зачем?»

22

ч.

-привлечение внимания к опыту причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.

-инициирование и поддержка отношения к чужим идеям, отстаивания своей точки зрения.


























2 класс ( 68 ч.)


Тема

Кол-во час

Деятельность учителя с учетом программы

воспитательного модуля »Школьный урок»





1

«Где мы живѐм?»

4 ч.

-побуждение учащихся к умению слушать и слышать учителя и товарищей;

-применение – основных сведенияй о своей стране, (селе), городе; планете;

-работа в группах





2

«Природа»

20 ч.

-привлечение внимания любови к природе, бережного

отношения, неприятие действий, приносящих вред

природе, особенно живым существам.

-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения





3

«Жизнь города и села»

10 ч.

-применение основных сведенияй о своем городе;


-побуждение ребят задавать вопросы о своем городе и искать

форме ответы на них


-применение познавательной мотивации

-побуждение к формированию уважительного отношения

к иному мнению, истории и культуре города






4

«Здоровье и безопасность»

9 ч.

- -побуждение к основным правилм а здорового и безопасного

для себя и других людей образа жизни, в том числе в

информационной среде.

-применение ориентации на физическое развитие, занятия спортом.

- привлечение внимания к охране здоровья , к физическому

здоровью и душевному состоянию своему и других людей





5

«Общение»

  1. ч.

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке

нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;

-привлечение учащихся к работе в малых группах, когда у

каждого своя роль





6

«Путешествия»

18 ч.

-инициирование и поддержка готовности освоения первоначальных навыков охраны природы, окружающей среды и действия в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений

















3 класс ( 68 ч )


Тема

Количество часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитательного модуля »Школьный урок»





1

«Как устроен мир»

6 ч.

-применение основных сведенияй о

мире;


-побуждение ребят задавать вопросы и

искать ответы на них;


-применение познавательной мотивации;

-побуждение к формированию уважительного

отношения к иному мнению.






2

«Эта удивительная природа»

18 ч.

-привлечение внимания любови к природе, бережного отношения, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения





3

«Мы и наше здоровье»

10 ч.

-побуждение к основным правилм а здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

-применение ориентации на физическое развитие, занятия спортом.

- привлечение внимания к охране здоровья , к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей





4

«Наша безопасность»

  1. ч.

-побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;

-инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов





5

«Чему учит экономика»

12 ч.

-побуждение ребят задавать вопросы и

искать ответы на них;


-применение познавательной мотивации;

-побуждение к формированию уважительного

отношения к иному мнению.





6

«Путешествие по городам и странам»

15ч

-побуждать уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.

-привлесчение внимания к формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;





4 класс ( 68 ч )


Тема

Количество часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитательного модуля »Школьный урок»





1

«Земля и человечество»

9 ч.

-привлесчение внимания к формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;




-побуждение ребят задавать вопросы и

искать ответы на них;


2

«Природа России»

10 ч.

-привлечение внимания любови к природе, бережного отношения, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

-побуждение обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения





3

«Родной край – часть большой страны»

15 ч.

-применение основных сведенияй о родном крае;


-побуждение ребят задавать

вопросы о своем крае и искать

ответы на них


-применение познавательной

мотивации

-побуждение к формированию

уважительного отношения

к иному мнению, истории и

культуры края






4

«Страницы всемирной истории»

5 ч.

-побуждать уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.

-организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи





5

«Страницы истории России.»

20 ч.

-привлесчение внимания к формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности





6

«Современная Россия»

9 ч.

-побуждение к формированию ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

-организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!