СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса  ФГОС третьего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса ОДНКР не только на предметном уровне, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также предоставляет возможность для получения среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам духовно-нравственной культуры народов России, созданной с учетом:

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- фундаментального ядра содержания общего образования по ОДКНР;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

- программы развития универсальных учебных действий;

- рабочей программы курса к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организация/ Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков- 3- е изд. стеротип.- М. : Вентана- Граф, 2018- 180 с.: ил.


Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образовании учебный предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории, современности.

В курсе чётко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально – нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

Особенностью данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установке личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя учебный предмет, следует отметить его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.


Основная цель изучения курса состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества.

Задачи:

- воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России, уважения к народам, их культуре и традициям;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской Федерации;

- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;

- овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе;

- развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с ФГОС основного общего образования предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).


Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение


УМК

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организация/ Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков- 3- е изд. стеротип.- М. : Вентана- Граф, 2018- 180 с.: ил.

  2. -Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.

  3. Арцыбашева Т.Н. Христианская культура. Религия в системе культуры: Учеб. пособие. –Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1996;

  4. Арцыбашева Т.Н. Христианизация курян и православные традиции: памятники культового зодчества, церковное искусство и др. // Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Т. XV. – Курск, 2002;

  5. Ильина З.Д. Культура и история Курского края в учебной работе школы и вуза // Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Т. XV / Под ред. З.Д. Ильиной. –Курск, 2002;

  6. Курск: Краеведческий словарь-справочник / Ред. кол.: Ю.А. Бугров (гл. ред.) и др.; пер. на нем., англ. яз. Е.А. Тиняковой; худож.-оформит. М.В. Винцкевич. – Курск, 1997.

Материально – техническое обеспечение:

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты :

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

• сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

• проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

• Работать с историческими источниками и документами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе, и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.

А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через  исторические и личностно значимые примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.


Учебный план курса

п/п



Название раздела


Темы


Кол-во

часов

1.

Введение.


Введение в предмет.


1

2.

Христианство.

Древние предания христиан.

Возникновение христианства.

Христианская церковь.

Христианство на Руси и России.

Христианские святые. Православный храм.

Христианские праздники и таинства.

Католичество. Протестанты.





7

3.

Ислам.

Пророк Мухаммад и возникновение ислама.

Во что верят мусульмане.

Мусульманские обряды и обычаи.


3

4.

Иудаизм.

Иудаизм-древняя религия евреев.

Во что верят иудеи.

Обычаи и обряды иудеев.


3

5.

Буддизм

Кто такой Будда.

Во что верят буддисты.

Направления и обряды буддизма.


3

6.

Православие Руси и России.

Православие в Древней Руси.

Православие в Московской Руси.

Православие при царях и императорах России.

От Советской России до современности.

Православие в традициях русского народа.

Дом и семья в православии.




6

7.

Ислам в России.

История ислама в России.

Ислам в современной России.

Дом и семья в России.


3

8.

Иудаизм в России.

Появление и развитие иудаизма в России.

Иудаизм в СССР и современной России.

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.



3

9.

Буддизм в России.

Появление и развитие буддизма в России.

Буддизм в СССР и современной России.

Буддизм в культуре и традициях народов России.



3

10.

Повторение и закрепление пройденного материала

Повторительно-обобщающий.

Итоговый урок


2

11.

Экскурсия в один из храмов города (по выбору учителя и учащихся).

1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

Основные направления воспитательной деятельности


Введение

1




Введение в предмет

1

Электронные образовательные ресурсы (http://shs_nvkr_1.chit.zabedu.ru/wp

-content/uploads/2020/11/%D 0%A3%D0%A7%D0% 95%D0%91%D0%9

D%D0%98%D0%9A-%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0

%9A%D0%9D%D0%A0-5-%D0%9A%D0%9B%D0%90

%D0%A1%D0%A1-1-83.pdf), аудиовизуальные средства

Предметные: выявлять характерные черты нового предмета, его роль в развитии общества, объяснять значение ключевых понятий курса ОДНКНР. Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление важности изучения обществознания.

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание


Христианство

7




Древние предания христиан

1

Электронные образовательные ресурсы (https://interneturok.ru/lesson /istoriya/5-klass/drevniy-rim/pervye-hristiane-i-ih-uchenie), аудиовизуальные средства

Предметные: выстраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях

Метапредметные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Духовно-нравственное воспитание Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Возникновение христианства

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7550/ conspect/311468/), аудиовизуальные средства

Предметные: определить причины возникновения христианства, как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости. Личностные: знание основ культурного наследия своего народа.

Духовно-нравственное воспитание Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Христианская церковь

1

Электронные образовательные ресурсы (https://www.youtube.com/ watch?v=z7iBlPg4uLw), аудиовизуальные средства

Личностные: формирование чувство уважения к православным святыням; выработка правил поведения в православном храме

Предметные: умение объяснять назначение христианского храма.

Духовно-нравственное воспитание Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Христианство на Руси и России

1

Электронные образовательные ресурсы (http://shs_nvkr_1.chit.zabedu.ru/wp

-content/uploads/2020/11/%D 0%A3%D0%A7%D0% 95%D0%91%D0%9

D%D0%98%D0%9A-%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0

%9A%D0%9D%D0%A0-5-%D0%9A%D0%9B%D0%90

%D0%A1%D0%A1-1-83.pdf), аудиовизуальные средства

Предметные: иметь представления о преобразованиях на Руси после принятия христианства, о культуре X-XI в., знать имена деятелей повлиявших на образование после принятия христианства. Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность

Духовно-нравственное воспитание Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Христианские святые. Православный храм

1

Электронные образовательные ресурсы (https://www.youtube.com/ watch?v=z7iBlPg4uLw), аудиовизуальные средства

Личностные: формирование чувство уважения к православным святыням; выработка правил поведения в православном храме

Предметные: умение объяснять назначение христианского храма.

Духовно-нравственное воспитание Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Христианские праздники и таинства

1

Электронные образовательные ресурсы (https://www.youtube.com/watch

?v=xqEbXQIr1Jk), аудиовизуальные средства

Личностные: формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ,

Предметные: Формировать представление о христианских праздниках, таинствах и традициях

Духовно-нравственное воспитание Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Католичество. Протестанты

1

Электронные образовательные ресурсы (http://shs_nvkr_1.chit.zabedu.ru/wp

-content/uploads/2020/11/%D 0%A3%D0%A7%D0% 95%D0%91%D0%9

D%D0%98%D0%9A-%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0

%9A%D0%9D%D0%A0-5-%D0%9A%D0%9B%D0%90

%D0%A1%D0%A1-1-83.pdf), аудиовизуальные средства

Предметные: развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с историей мировой культуры

Метапредметные: умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Духовно-нравственное воспитание Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание


Ислам

3




Пророк Мухаммад и возникновение ислама.

1

Электронные образовательные ресурсы (https://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/Islam.-Poyavlenie-novoy-religii), аудиовизуальные средства

Предметные: Сформировать у учащихся знания о ранней истории арабов, возникновении ислама и его характерных чертах

Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности

Во что верят мусульмане

1

Электронные образовательные ресурсы (https://uroki4you.ru/videourok-po-orkse-islam.html), аудиовизуальные средства

Предметные: знакомство с главными понятиями мусульманства.

Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности

Мусульманские обряды и обычаи

1

Электронные образовательные ресурсы (https://www.youtube.com/watch ?v=jmm0yF3mwfw), аудиовизуальные средства

Предметные: знакомство с главными мусульманскими праздниками, обрядами, обычаями. Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности


Иудаизм

3




Иудаизм-древняя религия евреев.

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/49), аудиовизуальные средства

Предметные: Сформировать у учащихся знания о ранней истории, возникновении иудаизма и его характерных чертах. Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности

Во что верят иудеи

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/49), аудиовизуальные средства

Предметные: знакомство с главными понятиями иудаизма.Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности

Обычаи и обряды иудеев

1

Электронные образовательные ресурсы(https://resh.edu.ru/special-course/1/49), аудиовизуальные средства

Предметные: знакомство с главными праздниками, обрядами, обычаями иудеев. Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности


Буддизм

3




Кто такой Будда

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/subject/lesson/593/), аудиовизуальные средства

Предметные: добиться прочного усвоения знаний о возникновении мировой религии буддизм и её основателя. Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности

Во что верят буддисты

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/subject/lesson/593/), аудиовизуальные средства

Предметные: знакомство с главными понятиями буддизма. Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности

Направления и обряды буддизма

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/subject/lesson/593/), аудиовизуальные средства

Предметные: знакомство с главными праздниками, обрядами, обычаями буддизма. Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности


Православие Руси и России

6




Православие в Древней Руси

1

Электронные образовательные ресурсы (https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/vvedenie-hristianstva-na-rusi), аудиовизуальные средства

Предметные: уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура». Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Православие в Московской Руси

1

Электронные образовательные ресурсы (Русская православная цер­ковь в XV— начале XVI в.), аудиовизуальные средства

Регулятивные: совершенствование навыков целеполагания. Предметные: иметь представление о роли Русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, и становлении духовно-нравственных традиций российского общества

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Православие при царях и императорах России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-istorii-russkaia-pravoslavnaia-tsierkov-v-xvii-viekie-rieforma-patriarkha-nikona-i-ras.html), аудиовизуальные средства

Предметные: формировать представление о роли РПЦ в русской истории в период с XVI по начало XX века. Личностные: развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

От Советской России до современности

1

Электронные образовательные ресурсы (https://azbyka.ru/video/gonenija-na-tserkov-v-sssr/), аудиовизуальные средства

Предметные: Познакомить учащихся с деятельностью русского духовенства в годы гонений, войны и возрождения русской церкви.

Личностные: развитие социально-критического мышления

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Православие в традициях русского народа

1

Электронные образовательные ресурсы (https://www.youtube.com/watch? v=eCu0slMzvwU), аудиовизуальные средства

Метапредметные: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение использовать текст , структурировать знания по теме урока. Предметные, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями освоение знаний по теме «Православие в традициях русского народа».

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Дом и семья в православии

1

Электронные образовательные ресурсы (https://www.youtube.com/watch ?v=FjGSOUUvIHI), аудиовизуальные средства

Предметные: Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьёй. Метапредметные: Совершенствование навыков целеполагания; освоения социальных ролей и норм

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание


Ислам в России

3




История ислама в России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/45), аудиовизуальные средства

Предметные: Формирование чувства уважения к духовным памятникам народов ислама.

Познавательные: развитие интереса к изучению исламской культуры, познавательную активность

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Ислам в современной России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/45), аудиовизуальные средства

Предметные: Формирование чувства уважения к духовным памятникам народов ислама

Личностные: Формирование уважительного отношения к культурному наследию ислама.

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Дом и семья в России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/1), аудиовизуальные средства

Предметные: Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи. Метапредметные: Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание


Иудаизм в России

3




Появление и развитие иудаизма в России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/49), аудиовизуальные средства

Предметные: Формирование чувства уважения к духовным памятникам иудаизма.

Познавательные: развитие интереса к изучению культуры иудаизма, познавательную активность

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Иудаизм в СССР и современной России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/49), аудиовизуальные средства

Предметные: Формирование чувства уважения к духовным памятникам народов иудаизма

Личностные: Формирование уважительного отношения к культурному наследию иудаизма.

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/49), аудиовизуальные средства

Предметные: знакомство с культурой и традициями еврейского народа. Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание


Буддизм в России

3




Появление и развитие буддизма в России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/53), аудиовизуальные средства

Предметные: Формирование чувства уважения к духовным памятникам буддизма.

Познавательные: развитие интереса к изучению культуры иудаизма, познавательную активность

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Буддизм в СССР и современной России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/53), аудиовизуальные средства

Предметные: Формирование чувства уважения к духовным памятникам буддизма.

Личностные: Формирование уважительного отношения к культурному наследию иудаизма.

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

Электронные образовательные ресурсы (https://resh.edu.ru/special-course/1/53), аудиовизуальные средства

Предметные: знакомство с культурой и традициями буддизма. Коммуникативные: Продолжить формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником, работой в парах и группах.

Духовно-нравственное воспитание

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание


Повторение и закрепление пройденного материала

2




Повторительно-обобщающий

1

Электронные образовательные ресурсы (http://shs_nvkr_1.chit.zabedu.ru/wp

-content/uploads/2020/11/%D 0%A3%D0%A7%D0% 95%D0%91%D0%9

D%D0%98%D0%9A-%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0

%9A%D0%9D%D0%A0-5-%D0%9A%D0%9B%D0%90

%D0%A1%D0%A1-1-83.pdf), аудиовизуальные средства

Предметные: Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства.

Метапредметные: Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности

Гражданское воспитание

Итоговый урок

Экскурсия в один из храмов города (по выбору учителя и учащихся).

1

Фотографии, материалы о Курских харамах

Предметные: дать понятие о назначении и устройстве православного храма; формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Духовно-нравственное воспитание

Ценности познавательной деятельности

Гражданское воспитание

Итого


34 час.







































Учебный план курса

6 класс


п/п



Название раздела


Темы


Кол-во

часов

1.

В мире культуры.

Культура и религия. Роль религии в развитии культуры.

Человек-творец и носитель культуры. Духовный мир человека

2

2.

Духовный мир древних жителей нашей страны.



Первобытный человек. Каким он был? Как он отражал время, пространство, движение? Внутренний мир первобытного человека, его духовность.

Восточные славяне в древности и виды их деятельности. Культура земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и собирательства. Мировоззрение и религиозные верования славян.

Жители нашего края в древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления.

Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Экскурсия в краеведческий музей.


7

3.

Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства.

Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир.

Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей.

Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям.

Значение крещения Руси для духовного развития населения.

Князь Владимир Святославович и его роль в развитии духовности Киевской Руси.

Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития людей.

Литература и искусство древней Руси и их влияние на духовность людей.

Жители Курского края в X-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия.

Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности.

Итоговый или повторительный урок по разделу.






10

4.

Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках.


Образование самостоятельных русских земель и их значение для развития самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности.

Монгольское нашествие и Золотоордынское иго и борьба населения страны в условиях гнета. Развитие самосознания у людей.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в XIII-XV веках.

Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны.

Культура населения Курского края.

Словарь терминов, связанных с духовностью и культурой людей, проживавших в нашей стране в древности и в начале средних веков.

Итоговый или повторительный урок по разделу.



8

5.

Величие многонациональной культуры России.

Культурные и религиозные традиции народов России.

Культура христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

Диалог культур и поколений.

Итоговая презентация проектов обучающихся:

«Великие ценности культуры».

8










Учебный план курса

7 класс


п/п



Название раздела


Темы


Кол-во

часов

1.

В мире культуры.

Культура и религия. Их взаимосвязь.

Единство и многообразие культур. Народы и религии многонациональной России.

2

2.

Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства.


Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения.

Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа.

Историческое значение поэтапного вхождения народов Поволжья в состав Русского государства. Начало многовековой дружбы.

Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России. Московский Кремль.

Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.

Древний город Курск и создание в нем крепости, его военное и духовное значение.

Итоговый или повторительный урок по разделу.


8

3.

Культура России в XVII веке.


Смута - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на духовную сферу.

Причины и условия возникновения восстания под предводительством Ивана Болотникова. Понятие «гулящие люди».

Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди.

Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов.

Почему современники назвали XVII век «бунташным»?

Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.

Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.

Духовное развитие курян в «бунташный век».

Памятники архитектуры Курского края, сохранившиеся до наших дней. Знаменский собор- символ города Курска.

Развитие в Курском крае иконописи. Известные куряне в истории российской культуры XII века: А.И. Мезенцев, С.А. Медведев, К. Истомин.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Экскурсия в Знаменский собор.






12

4.

Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке.


Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны. Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа.

Распространение буддизма в России. Провозглашение буддизма одной из официально признанных религий Российской империи.

Куряне и культура России в XIII веке.

Преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых на Руси святых.

Итоговый или повторительный урок по разделу.


6

5.

Нравственные ценности российского народа.

Духовные ценности христианства, ислама, иудаизма, буддизма.

Итоговая презентация проектов обучающихся:

«Душа России».

7














Учебный план курса

8 класс


п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Развитие различных религиозных конфессий в средние века (до XVIII)

17

2

Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви (до XVIII)

18

Итого

35



Учебный план курса

9 класс


п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Религии мира (Новое Время)

13

2

Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви (XVII- нач. XXIВВ.)

21

Итого

34



Календарно – тематическое планирование

5 класс


п/п

урока



Тема

урока


Кол-

во

часов

Дата

проведения


(план/

факт)

1.

Введение в предмет

1


2.

Древние предания христиан

1


3.

Возникновение христианства

1


4

Христианская церковь

1


5.

Христианство на Руси и в России

1


6.

Христианские святые. Православный храм

1


7.

Христианские праздники и таинства

1


8.

Католики и протестанты

1


9.

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

1


10.

Во что верят мусульмане

1


11.

Мусульманские обряды и обычаи

1


12.

Иудаизм- древняя религия евреев

1


13.

Во что верят иудеи

1


14.

Обычаи и обряды иудеев

1


15.

Кто такой Будда

1


16.

Во что верят буддисты

1


17.

Направления и обряды буддизма

1


18.

Повторительно-обобщающий урок

1


19.

Православие в Древней Руси

1


20.

Православие в Московской Руси

1


21.

Православие при царях и императорах России

1


22.

От Советской России до современности

1


23.

Православие в традициях русского народа

1


24.

Дом и семья в православии

1


25.

История ислама в России.

1


26.

Ислам в современной России

1


27.

Дом и семья в исламе

1


28.

Появление и развитие иудаизма в России.

1


29.

Иудаизм в СССР и современной России

1


30.

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1


31.

Появление и развитие буддизма в России

1


32.

Буддизм в СССР и современной России

1


33.

Буддизм в культуре и традициях народов России

1


34.

Подведение итогов

1


35.

Экскурсия в храм


1








Календарно – тематическое планирование

6 класс


п/п

урока



Тема

урока


Кол-

во

часов

Дата

проведения


(план/

факт)

1.

Культура и религия. Роль религии в развитии культуры.

1


2.

Человек-творец и носитель культуры. Духовный мир человека.

1


3-4

Первобытный человек – каким он был? Как он отражал время, пространство и движение?

Внутренний мир первобытного человека, его духовность.


2


5.

Восточные славяне в древности и виды их деятельности. Мировоззрение и религиозные верования славян.

1


6.

Жители нашего края в древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления.

1


7.

Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей.

1


8.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1


9.

Экскурсия в краеведческий музей.

1


10.

Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир.

1


11.

Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей.

1


12.

Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям.

1


13.

Значение крещения Руси для духовного развития населения.


1


14.

Князь Владимир Святославович и его роль в развитии духовности Киевской Руси.

1


15.

Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития людей.

1


16.

Литература и искусство древней Руси и их влияние на духовность людей.

1


17.

Жители Курского края в X-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия.

1


18.

Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности.

1


19.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1


20.

Образование самостоятельных русских земель и их значение для развития самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности.

1


21.

Монгольское нашествие и Золотоордынское иго и борьба населения страны в условиях гнета. Развитие самосознания у людей.

1


22.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

1


23.

Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в XIII-XV веках.

1


24.

Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны.

1


25.

Культура населения Курского края.

1


26.

Словарь терминов, связанных с духовностью и культурой людей, проживавших в нашей стране в древности и в начале средних веков.

1


27.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1


28.

Культурные и религиозные традиции народов России.

1


29.

Культура христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

1


30.

Диалог культур и поколений.

1


31-35

Итоговая презентация проектов обучающихся:

«Великие ценности культуры».

5





Календарно – тематическое планирование

7 класс


п/п

урока



Тема

урока


Кол-

во

часов

Дата

проведения


(план/

факт)

1.

Культура и религия. Их взаимосвязь.

1


2.

Единство и многообразие культур. Народы и религии многонациональной России.

1


3.

Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения.

1


4.

Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа.

1


5.

Историческое значение поэтапного вхождения народов Поволжья в состав Русского государства. Начало многовековой дружбы.

1


6-7

Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России. Московский Кремль.

2


8.

Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.

1


9

Древний город Курск и создание в нем крепости, его военное и духовное значение.

1


10.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1


11.

Смута - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на духовную сферу.


1


12.

Причины и условия возникновения восстания под предводительством Ивана Болотникова. Понятие «гулящие люди».

1


13.

Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди.

1


14.

Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов.

1


15.

Почему современники назвали XVII век «бунташным»?

1


16.

Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.

1


17.

Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.

1


18.

Духовное развитие курян в «бунташный век».

1


19.

Памятники архитектуры Курского края, сохранившиеся до наших дней. Знаменский собор- символ города Курска.

1


20.

Развитие в Курском крае иконописи. Известные куряне в истории российской культуры XII века: А.И. Мезенцев, С.А. Медведев, К. Истомин.

1


21.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1


22.

Экскурсия в Знаменский собор.

1


23-24

Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны. Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа.

2


25.

Распространение буддизма в России. Провозглашение буддизма одной из официально признанных религий Российской империи.

1


26.

Куряне и культура России в XIII веке.


1


27.

Преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых на Руси святых.

1


28.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1


29-30.

Духовные ценности христианства, ислама, иудаизма, буддизма.

2


31-35

Итоговая презентация проектов обучающихся:

«Душа России».

5






,






Календарно- тематическое планирование 8 класс

№п/п

Дата

Тема

Примечание



1



Развитие различных религиозных конфессий в средние века

(до XVIIIв)

Развитие религии в средние века


2



Развитие синтоизма


3



Развитие индуизма


4



Развитие ислама


5



Развитие конфуцианства


6



Православные Поместные церкви после мусульманских захватов


7



Христианство в Западной Европе


8



Различия Православной и римско-католической церкви


9



Развитие римско- католической церкви в средние века


10



Возникновение протестантизма. Мартин Лютер


11



Распад протестантизма. Лютеранство и кальвинизм


12



Англиканская церковь. Пуритане.


13



Религиозные войны в Западной Европе в XVI-XVII вв.


14



Католичество, протестантизм и европейская культура XVI-XVII в.


15



Возрождение неоязычества в Европе. Образ мира и человека в христианстве, философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи Возрождения


16



Христианские миссионеры: общее и особенное в миссии православных христиан, римо- католиков, протестантов.


17



Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви (до XVIII в)


Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян, его влияние на древнерусскую культуру.



18



Приход православия на Русь. Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел.


19



Христиане в славянских государствах. Деятельность св.Кирилла и Мефодия.


20



Первые христиане- мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси.


21



Распространение православия в XI в. Первые святые русской земли- благоверные князья – Борис и Глеб. Их канонизация.


22



Расцвет русской культуры и образования в XI веке. Политическая раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства.



23



Монгольское нашествие и роль Церкви в сохранении русского народа.


24



Политическая раздробленность и Русская православная Церковь.


25



Борьба против монгольского ига: преподобный Сергей Радонежский и святой князь Дмитрий Донской.


26



Значение Православия в жизни русского общества в XV-XVI вв. Роль Церкви в формировании государственной идеологии.


27



Преподобные – освоители новых земель. Основание Белозерской обители, Соловецкого и других монастырей.


28



Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры.


29



Значение церкви в деле строительства русской семьи.

История «Домостроя» и его содержание.


30



Митрополит Макарий. Митрополит Филипп. Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси.


31



Православие в XVII веке. Смутное время и роль Православной Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена.


32



Роль патриарха Филарета в строительстве русского государства


33-34



Раскол в Русской Православной церкви и начало старообрядства. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Особенности вероучения и культ старообрядцев. Последствия раскола для русской истории.








Тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Развитие различных религиозных конфессий в средние века

(до XVIII в)


16

2

Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви

(до XVIII в)


18

Итого


34

Содержание

Развитие различных религиозных конфессий в средние века (до XVIIIв)(16ч)

Развитие религии в средние века. Развитие синтоизма. Развитие индуизма. Развитие ислама. Развитие конфуцианства. Православные Поместные церкви после мусульманских захватов. Христианство в Западной Европе. Различия Православной и римско-католической церкви. Развитие римско- католической церкви в средние века. Возникновение протестантизма. Мартин Лютер. Распад протестантизма. Лютеранство и кальвинизм. Англиканская церковь. Пуритане. Религиозные войны в Западной Европе в XVI-XVII вв. Католичество, протестантизм и европейская культура XVI-XVII в. Возрождение неоязычества в Европе. Образ мира и человека в христианстве, философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи Возрождения. Христианские миссионеры: общее и особенное в миссии православных христиан, римо- католиков, протестантов.

Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви (до XVIII в)(18ч)

Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян, его влияние на древнерусскую культуру. Приход православия на Русь. Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел. Христиане в славянских государствах. Деятельность св.Кирилла и Мефодия. Первые христиане- мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси. Распространение православия в XI в. Первые святые русской земли- благоверные князья – Борис и Глеб. Их канонизация. Расцвет русской культуры и образования в XI веке. Политическая раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства. Монгольское нашествие и роль Церкви в сохранении русского народа. Политическая раздробленность и Русская православная Церковь. Борьба против монгольского ига: преподобный Сергей Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. Значение Православия в жизни русского общества в XV-XVI вв. Роль Церкви в формировании государственной идеологии. Преподобные – освоители новых земель. Основание Белозерской обители, Соловецкого и других монастырей. Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры. Значение церкви в деле строительства русской семьи.История «Домостроя» и его содержание. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп. Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси. Православие в XVII веке. Смутное время и роль Православной Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. Роль патриарха Филарета в строительстве русского государства. Раскол в Русской Православной церкви и начало старообрядства. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Особенности вероучения и культ старообрядцев. Последствия раскола для русской истории.







Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.

Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
В 8 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа. Занятия посвящены истории христианства с XI-XVIII вв. В курсе также рассматривается развитие религий мира.




Учебно- методическое обеспечение


  1. Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.

  2. Библия.

  3. Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.

  4. Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.

  5. Детская библия.

  6. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.

  7. Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.

  8. Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.

  9. Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 1991.

  10. Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.

  11. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.

  12. Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.

  13. Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999































Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.

В 9 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 35 часов.

Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи. 
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур. 
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. 
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий. 
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Курс     является центральным во всем изучаемом курсе, так как должен показать преемственность развития и единство Русской Православной Церкви и христианства в целом, сформировать осознание центральной духовной роли православия в истории России и сопричастность учеников историческому и культурному наследию нашего Отечества.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией. 
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях. 
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией. 
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообра-зующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням. 
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства. 
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.


 Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/уметь:

термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

(Синтоизм, конфуцианство, буддизм, иудаизм, ислам, католицизм, протестантизм, оккультизм)

сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

(Реформы Петра I, отношение Екатерины IIк Церкви, Святые Русской Православной Церкви в XVIII веке)

объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

(Гонения на Церковь после гражданской войны, Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны, новый этап борьбы против Православной Церкви после смерти И.В. Сталина, история православия в Курском крае XI-XVII вв. )



Тематическое планирование

п/п

Наименование   раздела, темы

Количество   часов

1

Религии мира ( Новое Время).

13

2

Важнейшие этапы истории Русской   Православной Церкви(XVII-нач.XXI вв.)

22

 

Итого

35


Календарно- тематическое планирование 9 класс

№п/п

Дата

Наименование раздела, темы

Примечание

план

факт

 

 

 

Религии   мира ( Новое Время).

 

1

 

 

Религии мира(Новое Время).Новое время-   возникновение понятия и его духовное содержание. Учение Церкви о развращении   народов в «последние времена» после эпохи доминирования христианства.   Развитие религии в Новое время(общая характеристика)

 

2

 

 

Развитие синтоизма.

 

3

 

 

Развитие конфуцианства.

 

4

 

 

Развитие буддизма. Буддизм - традиционная религия   народов в России.

 

5

 

 

Развитие иудаизма.

 

6

 

 

Развитие ислама. Основные исторические события.

 

7

 

 

Ислам - традиционная религия народов в России.

 

8

 

 

Развитие христианства в Западной Европе. Рационализм.   Секуляризация. Изменения в духовном мире западно-европейского человека XVIII века.

 

9

 

 

Развитие римского католицизма в XVIII-XX вв.

 

10

 

 

Развитие протестантизма в XVIII-XX вв.

 

11

 

 

Развитие англиканской церкви в XVIII-XX вв.

 

12

 

 

Развитие других нехристианских конфессий в XVIII-XX вв.

 

13

 

 

Оккультизм. Сатанизм.Деструктивные религиозные   секты и их опасность.

 

 

 

 

Важнейшие   этапы истории Русской Православной Церкви(XVII-нач.XXI вв.)

 

14

 

 

Государственно- религиозные отношения в России в   первой половине XVIII   века. Двойственный характер реформ Петра I. Петр I   и Русская Православная Церковь. Проникновение протестантизма в Россию.   Упразднение патриаршества, учреждение Духовной коллегии сената ( Святейший   Правительствующий синод)

 

15

 

 

Политика государства по отношению к Церкви во   второй половине XVIII   века. Отношение Екатерины II   к Церкви.

 

16

 

 

Святые Русской Православной Церкви в XVIII веке: Димитрий   Ростовский, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонскийи и другие.Просветительская деятельность   Церкви : Феофан( Прокопович), митрополит Платон (Левшин).

 

17

 

 

XIX   век и Православие в России. Отношение государства и церкви в XIX веке. Личная вера   русских императоров.

 

18

 

 

Святые земли русской XIX в.: прп. Серафим Саровский,   митрополит Филарет, митрополит Иннокентий и др.

 

19

 

 

Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни   в России. Старчество как феномен русской религиозной жизни. Св.прп.Амвросий   Оптинский.

 

20

 

 

Отношения народа к Церкви. Отношения   интеллигенции к Церкви. Развитие атеизма. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и   др.

 

21

 

 

Православная интеллигенция XIX века: Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков,   Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, В.С. Соловьев, И.В.   Киреевский, Д.И. Менделеев и др.

 

22

 

 

Русская   Православная Церковь на рубеже XIX- начала     XX вв.: общая   характеристика. Революция 1905-1907гг.и Православная Церковь.

 

23

 

 

Обоснование идеологии необходимости возвращения к   Православию в трудах крупнейших русских мыслителей XX в.: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова,   П.Б.Струве, С.Л.Франка, В.И. Вернадского и др. Молодежное православное   движение.

 

24

 

 

Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1917   году.

 

25

 

 

Русская Православная Церковь при Советской   власти. Начало гонений и массовых репрессий православных христиан, русского   народа. Патриарх Тихон. Скорбный путь   патриарха. Православная Церковь в годы гражданской войны.

 

26

 

 

Гонения на Церковь после гражданской войны.   Подвиг мученичества Русской Православной Церкви. Новомученики и исповедники   Российские. Икона «Собор новомучеников   российских» Свидетельства об этой эпохе Д.С. Лихачева – очерк «Соловки».

 

27

 

 

Русская Православная Церковь в годы Великой   Отечественной войны. Восстановление патриаршества. Патриарх Алексий(   Симанский). Маршал Жуков и старец Нектарий. Частичное восстановление   Православной Церкви в период и в послевоенное время.

 

28

 

 

Новый этап борьбы против Православной Церкви после смерти И.В. Сталина.

 

29

 

 

Развитие   русской православной Церкви в 70-80   годы. Поместный Собор Русской   Православной Церкви 1988 года и празднование 1000- летия Крещения Руси.

 

30

 

 

XX   век. Трагедия русского Православия. Трагические последствия борьбы с церковью   для всех сторон жизни русского народа: экономической, социальной, духовной,   нравственной, культурной.

 

31

 

 

Русская   Православная Церковь в наши дни.   Необходимость восстановления полноты православной жизни. Пути преодоления религиозной   катастрофы. Главные направления деятельности Русской православной церкви:   духовная, миссионерская, социальная, образовательная. Роль Православия в   жизни нашего государства, общества, культуры, семьи человека.

 

32

 

 

История православия в Курском крае XI-XVII   вв.

 

33

 

 

Развитие Православной Церкви в Курской   губернии XVIII-   начала XX вв.

 

34

 

 

История иконы Божией Матери «Знамение» Курская   Коренная.

Гонения на Православную Церковь   после 1917г. Возрождение православной вере с конца 80-х годов XX века.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         


Программно- методическое обеспечение

  1. Основы православной культуры: учебная      программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.

  2. Библия.

  3. Барская      Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.

  4. Бахметьева      А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.

  5. Детская      библия.

  6. Образовательная      деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник      учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.

  7. Пушкарь      Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.

  8. Православный      богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.

  9. Поснов      М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев,      1991.

  10. Супрун      В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.

  11. Тальберг      Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.

  12. Успенский      М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.

  13. Сборник      программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации      Московского Патриархата, 1999 




40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!