Программа курса «Азбука профориентации XXI века»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука профориентации XXI века»
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373);
Закон об образовании ЯНАО;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
Примерные (типовые) программы по учебным предметам, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Положением о рабочей программе педагога по требованиям ФГОС;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа курса «Азбука профориентации XXI века» разработана на основе примерной программы ООО по профориентации с учетом авторской программы «Азбука профориентации XXI века» / Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Е.О., Палагин А.А
Рабочая программа ориентирована на учебные пособия:
Автор/авторский коллектив | Название учебного пособия | Класс | Издатель учебника |
Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Е.О., Палагин А.А | «Азбука профориентации XXI века» | 9 класс | ООО «Супервэйв Групп» г. Салехард, 2010 г. |
Общая характеристика курса
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы проф.консультации, общественно-значимые мотивы выбора профессии.
Однако профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существуют социально – экономические противоречия: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами, и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом.
В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Рыночные отношения оказали свое определяющее воздействие и на школу. Школа как государственный институт выполняет предъявленный ей заказ. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, экономики, бизнеса и др.) Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других компонентов (базисных квалификаций), имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых каждому специалисту. Это самостоятельность, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, владение «сквозными» умениями: работа на компьютере, пользование базами и банком данных, понимание экономики бизнеса и др. Необходимо учитывать, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, поэтому нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодости, не хватит на всю трудовую жизнь. В современных условиях, бесспорно, требуется повышение качества образования школьников и его важнейшей составляющей – подготовки к социально – профессиональному самоопределению на новой качественной основе.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.
Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации. Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:
а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей,
б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;
в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном. Однако, по данным Центра социально – профессионального самоопределения молодежи, 50 % учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46 % учащихся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых – родителей, родственников или знакомых; 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44 % учащихся не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда. Лишь 10 – 15 % имеют твердые профессиональные намерения, примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в образовательной организации, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.
Цель программы - создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.
Задачи:
Расширить представления учащихся о современном рынке профессий.
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Личностными результатами изучения курса будут:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В результате освоения курса внеурочной
деятельности «Азбука профориентации XXI века» обучающиеся:
1) получат представление:
- о профессиях, востребованных в Ямало-Ненецком округе, Российской Федерации;
- о новых профессиях и специальностях, которые будут востребованы на рынке труда;
- о профессиональных качествах человека;
- о значении труда в жизни человека.
2) научатся:
- пользоваться различными источниками информации для изучения мира профессий и труда;
- ориентироваться в мире профессий;
3) получат возможность оценивать собственные возможности, при выборе профессии.
Обучающиеся научатся:
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
приобретение опыта исследовательской деятельности
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
иметь представление о правилах проведения исследования;
получение первоначального опыта самореализации.
Содержание курса «Азбука профориентации XXI века»
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю, 34 учебных недели. Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся 9 класса, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие внеурочной деятельности учащихся, способствует формированию УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
КТП
Азбука профориентации XXI века |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Понятие профориентации. Три составляющих правильного выбора профессии. Понятие личности. Эмоции природная основа личности. Темперамент. | 1 | |
2 | Изучение интересов и мотивов. Ценностные ориентации. | 1 | |
3 | Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека). Профессионально важные качества. | 1 | |
4 | Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации. | 1 | |
5 | Самооценка. Целеполагание и образ будущего. | 1 | |
6 | Этапы профессионального самоопределения. Карта самопознания. | 1 | |
7 | Понятие "профессия". Классификация профессий. Профессия типа "Человек - Человек". | 1 | |
8 | Профессия типа "человек". Профессия типа "человек - художественный образ". | 1 | |
9 | Профессия типа "человек - техника". Профессия типа "человек - природа". | 1 | |
10 | Профессия типа "человек - бизнес". Просмотр профессиограмм. | 1 | |
11 | Учреждение профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. правила поступления. | 1 | |
12 | Информация, необходимая при выборе учебного заведения. Основные понятия и определения. | 1 | |
13 | Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда. Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодёжи. | 1 | |
14 | Типичные ошибки при выборе профессии. Стратегии принятия решения в выборе профессии. | 1 | |
15 | Социально - психологическое исследование (анкетирование). Индивидуальный профессиональный план. | 1 | |
16 | Индивидуальный профессиональный план. | 1 | |
17 | Индивидуальный профессиональный план. | 1 | |