Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 3 классе составлена в соответствии:
-Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576);
-Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015;
-Рабочая программа по музыке в 3 классе составлена на основе УМК «Музыка 1-4 класс» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина, М.:Просвещение, 2011;
-Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии г. Гурьевска.
Цель роков музыки в системе начального общего образования формирование основ музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира.
Задачи программы:
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
развитие творческих способностей и овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация);
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижения культурного разнообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Основные виды учебной деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану школы, на изучение предмета «Музыка» в 3 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов;
– сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;
– навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– сформированность этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– сформированность музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– поиск способов решения проблем творческого характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– определение наиболее эффективные способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– навыки смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
– представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– общее представление о музыкальной картине мира;
– знание основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– проявление устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям;
– эмоциональное и осознанное отношение к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Универсальные учебные действия:
- демонстрация личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки,
- воплощение в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявление интереса к отдельным группам музыкальных инструментов;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоциональный отклик на музыкальное произведение;
- показ определенного уровня развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности: выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- демонстрация знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Содержание программного материала
№ п/п | содержательные линии | Количество часов |
1. | Музыка в жизни человека. | 4 ч. |
2. | Основные закономерности музыкального искусства | 24 ч. |
3. | Музыкальная картина мира. | 6 ч. |
| Итого: | 34 ч |
| | |
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Россия – Родина моя | 5 |
2. | День полный событий | 4 |
3. | О России петь, что стремиться в храм | 4 |
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 3 |
5. | В музыкальном театре | 5 |
6. | В концертном зале | 5 |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 8 |
| Итого: | 34 часа |
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский».Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Утро. Вечер. Образы природы в музыке. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского). Музыкальная викторина.
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад». Певцы русской старины (Баян. Садко). (былины). Былина о Садко. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка.
Урок 15.«Лель, мой Лель…» Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений за 2 четверть. Контрольный опрос.
III четверть (10 часов) Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
Урок № 18.Опера «Снегурочка». Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Урок 19. «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере«Садко» «Океан – море синее».
Урок 20. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 21. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Урок 22. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 23. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты и скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 24. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 25. «Героическая» (симфония). Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Музыкальный диктант.
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.)
Урок 27. Мир Бетховена. Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Биография. Презентации.
Урок 28. «Чудо-музыка». Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей
Урок 29. Острый ритм – джаза звуки. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители .Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 31 Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 32 Певцы родной природы. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 33. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. Итоговое тестирование.
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» (34 ч.)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Теоретические, в т ч практические | Контрольные | Практические | Лабораторные |
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (5 ч.) |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | | | |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1 | | | |
3 | «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Входной контроль (тест) | 1 | | | |
4 | Кантата «Александр Невский» | 1 | | | |
5 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». | 1 | | | |
Раздел 2. «День, полный событий» (4 ч.) |
6 | Утро. Вечер. Образы природы в музыке. | 1 | | | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | | | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Музыкальная Викторина. | 1 | | | |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | | | |
Раздел 3.«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) |
10 | Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» | 1 | | | |
11 | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | 1 | | | |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. | 1 | | | |
13 | Святые земли Русской | 1 | | | |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) |
14 | «Настрою гусли на старинный лад». Певцы русской старины (Баян. Садко). (былины). Былина о Садко. | 1 | | | |
15 | «Лель, мой Лель…» | 1 | | | |
16 | Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | | | |
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5 ч.) |
17 | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». | 1 | | | |
18 | Опера «Снегурочка». | 1 | | | |
19 | Океан - море синее | 1 | | | |
20 | Балет «Спящая красавица | 1 | | | |
21 | В современных ритмах (мюзиклы). | 1 | | | |
Раздел 6.«В концертном зале» (5 ч.) |
22 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | | | |
23 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины | 1 | | | |
24 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | | | |
25 | «Героическая» симфония. Музыкальный диктант | 1 | | | |
26 | Обобщающий урок за 3 четверть | 1 | | | |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.) |
27 | Мир Бетховена. Урок-презентация | 1 | | | |
28 | «Чудо-музыка» | 1 | | | |
29 | Острый ритм – джаза звуки. | 1 | | | |
30 | «Люблю я грусть твоих просторов» | 1 | | | |
31 | Мир Прокофьева. | 1 | | | |
32 | Певцы родной природы. | 1 | | | |
33 | Прославим радость на земле. Итоговое тестирование | 1 | | | |
34 | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт. | 1 | | | |
Итого: | 34 часа |
1