СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних «Мой выбор» МКОУ Верх-Ичинская ООШ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних «Мой выбор» МКОУ Верх-Ичинская ООШ»

Программа

по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних

«Мой выбор»

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение Куйбышевского района “Верх-Ичинская

основная общеобразовательная школа”

на 2017-2022 гг.

 

 

 

 

 

 

 



















 

 

 

Содержание программы

I. Паспорт программы                                                                            

II. Пояснительная записка                                                                     
III. Цель и задачи программы                                                               
IV. Участники программы                                                                    

V. Этапы реализации программы                                                        

VI. принципы реализации программы                                                 

VII. Содержание деятельности                                                              
VIII. Механизмы реализации программы                                             
IX. Мониторинг профилактической работы                                        

X. Факторы риска                                                                                      
XI. Ожидаемые результаты                                                                   

 































Паспорт  программы

Наименование

Программа по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних «Мой выбор»

Основание для разработки программы

Конвенция о правах ребенка

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон от 7.07.2003г №120-ФЗ - «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации»

Постановление Правительства Новосибирской области № 246-п от 29.06.2017 об утверждении региональной программы Новосибирской области «Профилактика правонарушений на территории Новосибирской области на 2017-2019 годы»

Программа «Профилактика правонарушений на территории Куйбышевского района Новосибирской области»

Основные разработчики программы

Бурматова З.А., учитель физики

Участники программы

Учащиеся школы 1-9 классов, в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, педагоги школы, специалисты структур профилактики

Содержание проблемы

Программа по профилактике асоциального поведения, безнадзорности несовершеннолетних находится в числе приоритетных направлений деятельности школы. В период выполнения программы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних на 2015-2016г. создана система предупредительных мер, включающих в себя широкий комплекс мероприятий самого разнообразного характера: информационного, социального, духовно-нравственного, правового. В ходе реализации комплексной программы удалось добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций у несовершеннолетних:

- на условиях временной занятости ежегодно на базе школы трудоустраиваются подростки через Центр занятости населения на период летних каникул;

- все учащиеся посещают школьные кружки и секции;

- постоянно координируется работа  школы с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами в целях профилактики асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и несовершеннолетних.


Цель программы

Обеспечение полноценного образования и воспитания, создание условий, направленных на профилактику асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков


Задачи программы

  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

  • моделирование приоритетности здорового образа жизни;

  • организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних;

  • привлечение к совместной деятельности ведомств и организаций, занимающихся профилактической деятельностью;

  • противодействие терроризму и экстремизму;

  • социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • профилактика дорожно-транспортных происшествий;

  • профилактика правонарушений по отдельным направлениям деятельности;

  • проведение исследовательской работы: наблюдений, мониторинга, диагностики асоциального поведения несовершеннолетних;

  • совершенствование системы семейного воспитания на основе партнерства с семьей;

  • совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических работников в системе профилактики асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков


Сроки реализации программы

2017 – 2022гг

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный (июнь 2017г )

II этап. Основной (2017-2020 гг.)

III этап. Итоговый (май-июнь 2020 г.)


Кадровое обеспечение

Классные руководители

Учителя-предметники

Библиотекарь

Родители учащихся


Система организации контроля

Контроль за реализацией программы осуществляется






Пояснительная записка

Молодое поколение находится под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышли различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни. Подростковый возраст – это трудный период полового созревания и психологического взросления индивида. Подросток чувствует в себе новую и неведомую силу, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпимо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, «мутит» и волнует его сознание, бросая несовершеннолетнего из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самопознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое подчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех – происходит тяготение молодого человека к различного рода отклонениям и зависимостям – к асоциальности. Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить, как «группу риска» и целенаправленно с нею заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. К сожалению, приходится констатировать снижение уровня мотивации к обучению. Эти негативные процессы требуют комплексного изучения, и принятия конструктивных современных мер для ее изменения. В связи с этим, необходимо принять комплексную и долгосрочную программу по профилактике асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков «Правильный выбор». Кроме того, подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

Асоциальное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Для более успешной социально – профилактической работы с данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:

- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

- глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (несправедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны родителей, друзей, учителей;

- отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы;

- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов.

Современная школа сегодня должна оказывать систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания должна происходить передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываться основы мировоззрения растущего человека, происходить его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность.  К сожалению, практика показывает, что ведомственная разобщенность (отсутствие эффективного взаимодействия школы с другими учреждениями, занимающихся социальным воспитанием подростков), редко приводит к положительному результату. Поэтому необходима разработка программы по профилактике безнадзорности и правонарушений, построенной на как взаимодействии всех работников образовательного учреждения, так и на взаимодействии   образовательного учреждения со всеми социальными учреждениями и службами района.

           Необходимость разработки данной программы продиктована социальными и экономическими проблемами, происходящими в нашем обществе. Она является неотъемлемой частью программы развития нашей школы и продолжением целенаправленной воспитательной работы с учащимися. Данная   программа предполагает создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на основе координации действий всех заинтересованных организаций при соблюдении принципов комплексности и результативности, преемственности, системности, адресной направленности.

На сегодня, школа остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой группы социального риска) находится в общей компетенции субъектов системы профилактики. Вместе с тем у школы есть свои возможности для комплексного сопровождения развития ребёнка данной группы.

Анализ преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, совершаемых в Новосибирской области, Куйбышевском районе подростками, состояние безнадзорности и беспризорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.

Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

Существенную роль в происхождении асоциальный поведения играет микросоциальная ситуация, а именно асоциальное и антисоциальное окружение; безнадзорность, многодетная или неполная семья, внутрисемейные конфликты. Положение детей и подростков на территории Куйбышевского района достаточно стабильно, но низкий образовательный уровень родителей на селе, низкий социально-экономический статус семей, приводит к деформации внутрисемейных отношений, к самоустранению некоторых родителей от воспитания детей.

В последнее время заметно утрачиваются функции семьи как подлинного института воспитания. В одних случаях родители обеспокоены своим социальным определением (ищут работу), в других, имея её, акцентируют свою родительскую заботу на материальном достатке семьи. Но в том и другом случае дети остаются без родительского внимания. Кроме того, часть родителей ведет асоциальный образ жизни.

Анализ социального паспорта показывает, что увеличивается число малообеспеченных и неполных.

Сегодня школа столкнулась с такими социальными проблемами, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: детской безнадзорностью и рэкетом, открытой агрессией и деструктивными конфликтами, токсикоманией и алкоголизмом, другими формами отклоняющегося поведения. За последние 10-12 лет жизнь в стране резко изменилась. За изменениями в экономике и политике следуют изменения в общественном сознании. Постепенно люди начинают понимать, что школа – не оазис чистых знаний, а один из основных институтов социализации ребенка, растущего в постоянно меняющемся мире.

   В настоящее время востребована личность зрелая, самостоятельная, активная, свободная, способная ставить цели, достигать их и нести ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, умеющая решать нестандартные задачи.













Анализ проблемы

МКОУ Верх-Ичинская ООШ располагается  в центре села  Верх-Ича. В ней обучается 35 обучающихся из с.Верх-Ича, и прилегающего поселка Мирный.

      На 1 сентября 2017 года в школе обучается 35 учащихся;  из них по ступеням образования: I ступень –12;  II ступень –23.

        Проведенный мониторинг и анализ социального паспорта школы  ( на 1 сентября 2017г)   показывает следующую  картину:

 Данные об учащихся:

Общее число учащихся школы

35

количество учащихся начальных классов

12

количество учащихся среднего звена

23

количество классов

9

количество классов – комплектов

7

количество первоклассников

1

 количество выпускников 9-х классов

2

средняя наполняемость класса

5

количество населенных пунктов, учащиеся которых посещают школу 

2

количество неуспевающих

0

количество учащихся, оставленных на повторное обучение

0

количество детей – ОВЗ

4

количество детей, находящихся на индивидуальном (надомном) обучении

1

количество детей, обучающихся по вспомогательной программе

3

количество детей, находящихся на ВШУ

0

количество обучающихся состоящих на учете в ПДН

0

количество обучающихся состоящих в банке данных семей и несовершеннолетних группы особого внимания

7

количество обучающихся из неблагополучных семей

7

количество обучающихся, проживающих с родителями инвалидами

0

количество обучающихся из семей, допускающих жестокое обращение с детьми

0

количество обучающихся, имеющих недостатки в психическом развитии

3



 





Б) Данные о семьях:

Социальные категории

Количество семей

Общее количество семей

25

Полные семьи

9

Неблагополучные семьи

4

Опекунские семьи

1

Многодетные семьи

8

Малообеспеченные семьи

16

Семьи вынужденных переселенцев

0

Семьи, в которых дети воспитываются родственниками, а не родителями

0

Семьи, в которых родители злоупотребляют спиртным

2

Семьи, в которых родители - наркоманы

0

Семьи, в которых родители - инвалиды

0

Семьи, допускающие жестокое обращение с детьми

0

Семьи, родители которых состоят на учете в ПДН

3

Семьи, находящиеся в социально опасном   положении

1

Проведенный анализ говорит о том, что в школе есть категории семей и учащихся, требующих особого внимания, целенаправленной профилактической работы с ними. Это касается, в первую, «детей группы риска», стоящих на учете, а также детей из неблагополучных семей.

Все это обуславливает необходимость создания программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними «Правильный выбор». Максимальное использование возможностей не только школы, но и учреждений окружающего социума, всех систем профилактики – залог эффективной воспитательной работы.

 

ЦЕЛЬ:

 Обеспечение полноценного образования и воспитания, создание условий, направленных на профилактику асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди несовершеннолетних.                                         

ЗАДАЧИ:

  1. выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

  2. моделирование приоритетности здорового образа жизни;

  3. организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних;

  4. привлечение к совместной деятельности ведомств и организаций, занимающихся профилактической деятельностью;

  5. проведение исследовательской работы: наблюдений, мониторинга, диагностики асоциального поведения несовершеннолетних;

  6. привлечение к совместной деятельности ведомств и организаций, занимающихся профилактической деятельностью;

  7. противодействие терроризму и экстремизму;

  8. социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  9. профилактика дорожно-транспортных происшествий;

  10. профилактика правонарушений по отдельным направлениям деятельности

  11. совершенствование системы семейного воспитания на основе партнерства с семьей;

12. совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических работников в системе профилактики асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков.


   





Участники программы

Учащиеся школы 1-9 классов, в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, педагоги школы, специалисты структур профилактики.

 Этапы  реализации программы. 

I этап.Подготовительный (июнь 2017г.)

  • Постановка целей и задач профилактической работы    и разработка новой программы;

  • Определение стратегии и тактики деятельности;

  • Совершенствование нормативно – правовой базы;
    Обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков; дорожно-транспортных происшествий;

  • Поиск современных форм и методов профилактической работы с участниками образовательного процесса.

II этап. Основной (2017-2022 гг.)

  • Разработка методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними; дорожно-транспортных происшествий;

  • Укрепление межведомственного сотрудничества;

  • Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

  • Использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап. Итоговый (май-июнь 2022 г.)

Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
Определение перспектив развития школы в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы реализации программы

Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных отклонений у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

Комплексность – согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной подпрограммы комплексной профилактики.

Добровольность - добровольное участие подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.

Аксиологичность – формирование у учащихся мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде.

Позитивность и конструктивность – педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.

Последовательность (этапность) – для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.

Сроки реализации программы:
Данная подпрограмма рассчитана на пять лет в период  сентябрь 2017 г- август 2022 г.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы  

Анализируя особенности каждого возрастного этапа, а также педагогическую практику работы с трудными детьми и на основании проведенного классными руководителями анализа методик и анкет были выделены и проранжированы характерные тому или иному возрасту ТЖС (тяжелые жизненные ситуации).

Картина оказалась следующей.

 

Младший школьник

Дети младшего школьного возраста недостаточно окрепли в своем физическом здоровье, поэтому в той или иной жизненной ситуации могут иметь определенные трудности, связанные с опасностью для своего здоровья.

Младшие школьники целиком зависят от своей семьи, считают ее оплотом безопасности и защиты. Отсюда большая чувствительность детей этого возраста к нарушению безопасного их окружения. Поэтому дошкольники порой так тяжело входят в новую роль ученика. Ситуации насилия, когда заставляют делать то, что не хочется (сидеть, когда хочется бегать; быть серьезным, когда хочется смеяться и т.д.). Такие ситуации тяжело переживаются детьми этой возрастной группы. Отсюда проблема дезадаптация школьной жизни у первоклассников.

Младшие школьники имеют повышенный уровень эмоционального восприятия, малозначительное замечание может вызвать обиду. Отсюда могут возникнуть трудности детей в общении со сверстниками, учителями, родителями.

Также у младших школьников могут быть трудности, связанные с освоением школьной программы, трудности бытового плана (неумение пришить пуговицу, прибрать свою одежду, свое рабочее место и т.д.), т.к. у детей этого возраста нет еще ни учебных, ни трудовых навыков.

Кроме того, у младших школьников возникают трудности, связанные с неблагополучием в семье или в неполной семье (пьянство родителей которое влечет отсутствие контроля за детьми, а как следствие - ребенок становится ненужным в семье и ищет защиты и понимания в сомнительных компаниях. Из-за частых стрессовых состояний меняется отношение к школе, учебе, учителям, становятся частыми прогулы, которые влекут отрицательные оценки и т.д.)

 

Средний школьный возраст (подросток)

Подростковый возраст — возраст взросления, созревания, возмужания. Перемены, в том числе и перемены в общении, происходят в нем очень быстро.

10 лет — это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. Основными проблемами профилактики ТЖС становится адаптация к школе, адаптация к предметному обучению.

В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроения, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.(Конфликты со сверстниками, взрослыми).

В 12 лет такая взрывчатость проходит, отношение к миру становится более позитивным, а если нет — возникает девиантное поведение, растет автономия подростка от семьи и возрастает влияние сверстников. Подросток начинает заботиться о внешности и интересоваться проблемами противоположного пола. (Поиск свободы, отношение со сверстниками, отношения с противоположным полом).

В 13 лет ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность. дети становятся самокритичны и чувствительны к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. (Тема одиночества, внутренние конфликты, конфликты с родителями, если ты не такая как все, «белая ворона в компании», в новой компании).

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними (уважение ко всем и к себе в коллективе).

15 лет общие новообразования:

- возрастание духа независимости, которое способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряженными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации (самое большое количество проблем: поиск свободы, конфликты с родителями и учителями, поиск себя, отчужденность и одиночество, влияние вредных привычек, принадлежность к неформальным группировкам, дань моде, но часть из них можно рассмотреть на предыдущих ступенях).

 

Ранний юношеский возраст (старшеклассник).

Представители различных теоретических направлений рассматривают этот возраст как период стрессов и психологических проблем, обусловленных:

- психосексуальным развитием;

- эмоциональной неуравновешенностью;

- ролевыми конфликтами;

- статусной неопределенностью.

Старшеклассники, юноши и девушки, уже меньше стесняются собственного тела, хотя степень удовлетворенности своими внешними данными низкая. Этот возраст активного стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самовыражению, самоутверждению. Они уже не дети, но ещё и не взрослые. Это период активного поиска места во взрослой жизни. Старшеклассники желают независимости, а вынуждены быть полностью зависимыми от родителей и жить по их рекомендациям. Отсюда и вытекают те трудности, с которыми приходится сталкиваться детям этого возраста.

По опросу старшеклассников нашей школы на первом плане стоят

1) трудности, связанные со взаимоотношениями между родителями и детьми (40%);

2) 38 % называют трудности учебного плана (переход из класса в класс, конец четверти, сдача экзаменов, нет успеха в учебе, нет свободного времени, много домашнего задания);

3)18% переживают трудности в общении со сверстниками (мало друзей, вообще нет друзей).

Особенности этого возраста еще и в нежелании раскрыться, показать глубины стороны жития, поэтому на основе анализа нашей психолого-педагогической деятельности с данным возрастом, мы выделяем и такие трудности:

- курение, трудность в сохранении ЗОЖ;

- обиды на судьбу (родительский достаток).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм реализации

       Механизм реализации подпрограммы основывается на совершенствовании форм и методов работы в целях дальнейшего развития процесса воспитания, профилактики - асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков

       Комплекс программных мероприятий предусматривает систему работы всего педагогического коллектива школы по профилактике асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков, а также координацию школы со всеми ведомствами системы профилактики по предупредительно-профилактической деятельности   с детьми и подростками.

 

Схема взаимодействия со службам и ведомствами по профилактикеасоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и несовершеннолетних .

Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает следующие разделы:

  • Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения.

  • Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Профилактика суицидального поведения, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Диагностическая работа с детьми.

2. Профилактическая работа со школьниками.

3. Организация досуговой деятельности и организация работы дополнительного образования.

4. Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом

 5. Работа с родителями.

6. Работа Совета профилактики.

Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие технологии:

-личностно-ориентированные;

-групповые;

-коллективные;

-коррекционные;

-интегративные;

-интерактивные.

Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих делах, соревнованиях и других формах работы.

 

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об учащихся и семьях, об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, сверстниками, родителями.

 

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору учащимся своего жизненного пути. 

 

Организация досуговой деятельности и организация работы дополнительного образования.

Организация работы дополнительного образования. Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. В МАОУ Абатская СОШ №1, Ощепковской СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ №1, Быструшинской СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ №1, Назаровской ООШ, СП МАОУ Абатская СОШ № 1 работа дополнительного образования осуществляется через систему кружков и секций. Центром профилактической работы в школе является Кабинет ПАВ.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по своевременному выявлению, предупреждению и  профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании среди учащихся, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся и семей «группы риска» и находящихся в социально-опасном положении.

 

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, коррекции детско – родительских отношений, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы.

Содержание профилактической работы с родителями учащихся

  1. В рамках всеобуча для родителей запланировать проведение бесед по вопросам профилактики асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков Классным руководителям ознакомить родителей с методикой ранней диагностики отклоняющегося поведения детей.

  2. Использовать метод исследования коммуникации в семье и своевременно оказывать помощь.

  3. Организовать просмотр фильмов о профилактике асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков.

  4. Родителям быть наиболее чуткими, внимательными к своим детям, замечать за ними малейшие изменения в поведении.

  5. Рекомендовать проведение родительских собраний, бесед, лекций, совместных мероприятий.

  6. 6.     Посещать семьи учащихся с целью выявления жизни ребенка в семье, общения.

Уровни работы по профилактике правонарушений

1. Административный:

 заседание Совета Профилактики правонарушений, на который приглашаются учащиеся с проблемами в поведении, недобросовестно относящиеся к учебной работе их родители для воспитательно-профилактических бесед (в соответствии с Положением о Совете Профилактики правонарушений).

2. Профилактика правонарушений на уровне больших групп (классы) включают в себя следующие виды работы:

  • Работа классных руководителей, направленная на профилактику асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков,

  • классные часы,

  • внеурочные и урочные мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы);

  • посещение классов социальным педагогом с беседами, направленными на профилактику асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков, тестами, анкетированием, коррекционно-развивающими упражнениями, сообщениями,

  •  вовлечение классов в проводимые школьные и районные мероприятия на профилактику асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков

 3.Профилактика правонарушений на уровне малых групп.

Она охватывает деятельность администрации, социального педагога, классных руководителей, педагогов школы, с отдельно взятыми группами учащихся,

проведение тематических бесед с «группой риска».

  4. Уровень индивидуальной работы:

  • беседы на правовую тематику с отдельно взятыми учащимися;

  • мероприятия воспитательно-профилактического характера;

  • разрешение возникших конфликтных ситуаций.

 

Главные педагогические задачи, которые должны выполнять педагоги на всех уровнях, следующие:      

     Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся.

          Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями, должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.
         Задача заместителя директора - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике асоциального поведения.

Схема сотрудничества участников воспитательного процессапо профилактикеасоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и несовершеннолетних

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии, формы профилактической работы:

Комплексное сопровождение как социально-педагогическая технология осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:

- Выявление детей этой категории в детской среде

- Мониторинг социальной ситуации развития

- Организация работы с детьми

- Организация работы с семьёй и ближайшим окружением ребёнка.

Ситуация успеха для подростка «группы риска» достигается по технологиипредставленной в пособии - Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными составляющими данной деятельности должны стать трансформация и удовлетворение основных потребностей подростка, поддержка и взращивание личностных новообразований, организация основных видов деятельности, характерных для подросткового возраста.

Технология «Оказание экстренной психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в экстремальной ситуации, «Телефон доверия» раскрывает ресурсы службы «Телефон Доверия» как социально-помогающей коммуникативной практики, своеобразного социального посредника в решении проблем несовершеннолетних и их родителей. Реализация данной технологии позволяет несовершеннолетним, находящимся в экстремальнойситуации, и их родителям почувствовать себя в социальной и психологической безопасности.

Цель технологии оказание экстренной анонимной бесплатной психологической помощи по телефону несовершеннолетним, находящимся в экстремальнойситуации, и их родителям.

- социально-экономическая и социально-бытовая;

- медико - социальная;

- психолого-педагогическая;

- культурно-досуговая.

Критерии эффективности: укрепление семьи, нормализация внутрисемейных отношений; устранение кризисной ситуации в семье; повышение адаптационных возможностей несовершеннолетнего; восстановление воспитательной функции семьи; формирование стремления к ЗОЖ; улучшение ситуации в семье.

Образовательная организация – это не только учебный процесс, но взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных ситуаций. Из конфликтов трудно выйти самостоятельно. Тогда реальной помощью может стать современная эффективная социальная технология – Школьная Служба примирения, в основе которой лежит восстановительная медиация. Цель её – снижение насилия, конфликтов, криминальности в школьной среде. Важно, что ведущими в школьных службах примирения являются не только взрослые, но и сами подростки – ученики школы. Преимущества такой позиции:
1. Сверстники обычно лучше взрослых знают свой подростковый мир и ведут переговоры на «одном языке», нередко только им понятном.
2. Конфликтующие больше доверяют ровеснику, чем администрации, а ведущий строго соблюдает конфиденциальность всего процесса.

Сегодня достаточно общим местом стало утверждение о том, что именно посредством активной деятельности осуществляется присвоение социального

опыта, развитие психических функций человека, систем его отношений с  объективным миром, другими людьми и с самим собой. Из данного утверждения вытекает, что одним из наиболее действенных форм и методов

социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних являются

интерактивные формы и методы, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность. 

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Сущностью интерактивного взаимодействия в профилактической работе является вовлечённость всех участников в совместную деятельность. Интерактивное взаимодействие— это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
       В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного метода. Задача  педагога – создать условия для инициативы несовершеннолетних.

Основные виды интерактивных методов: 

  • творческие задания;

  • работа в малых группах;

  • дискуссии;

  • ролевые игры;

  • деловые игры;

  • разработка проекта (метод проектов);

  • социальные проекты;

  • просмотр и обсуждение видеофильмов;

  • обсуждение и разрешение проблем (в том числе школьная служба примирения.)

  • тренинги;

  • метод кейсов.

Активное обучение социально – важным навыкам,реализуется в форме групповых тренингов.

1. Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников. ( Тренинг «Да - здоровому образу жизни», Тренинг «Жить здоровым - здорово»)

2. Тренинг аффективно – ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе тренинга также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

(«В кругу друзей», « Когда привычка приводит к болезни» и др )

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности.( умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя в окружающей ситуации.( «Конфликт в нашей жизни», «Конфликт. Как выйти из конфликтной ситуации», «Я и мои чувства. Учусь ими управлять»,  «Умеем ли мы общаться».)

  • Ролевые игры.

Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению).

 («Суд над алкоголем», Игра по станциям, Суд над вредными привычками» и др)  

  • Деловая игра.

    Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.

  • (Правовая игра «Права и обязанности», игра «В  гостях  у  Светофора», Игровой правовой практикум «Как уберечься от беды», игра «Полезные привычки – крепкое здоровье!» и др)

Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. (Открытая трибуна « Колокола тревоги»)

  • Дискуссия.

 Как интерактивный метод ,в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор.  Дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

 (Круглый стол «Что значит жить по правилам?», Диспут «Имею право на права», Диспут «Что такое человеческое достоинство в современной жизни?», Круглый стол «Травматизм на дорогах, как его избежать» и др.)

  • Проектно – исследовательская технология

Социальные проекты:

- «Цветник как объект творчества»

-«Твое здоровье в твоих руках», в рамках этого проекта проводим традиционный осенний марафон «Золотая осень», в котором участвуют все учащиеся.

  • Акции

(«Посвящение в пешеходы первоклассников», «Умный пешеход», «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»)

Агитбригады

«Друг или враг нам этот табак!» , «Мы за ЗОЖ».

  • Лаборатория подростковых вопросов.

( приглашение узких специалистов (нарколога), встреча с инспекторами ПДН, ГИБДД

  • Интерактивные игры

««Путешествие в страну ЗОЖ», игра   «Толерантность-путь к миру к себе и в обществе», « Вредные привычки», «Как избежать опасности» и др.)

  • Создание буклетов , презентаций

(«О вредных привычках», «ЗОЖ», «Последствия принятия алкогольных напитков», «Наркомания, и ее последствия»,

  • Профилактические фильмы

 « Пожары», « СПИД» и др.

  • Виртуальные экскурсии

 «Виртуальная экскурсия по Тюменскому краю» и др.)

   Все эти методы и формы применяются в комплексе.

В нашей школе в профилактической работы применяются и традиционные формы:

  • Лекции

  • Беседы

  • Олимпиады

  • Концерты

  • Соревнования

  • Дворовые обходы

  • Выездные родительские собрания

  • Дежурства родителей в вечернее время и др.

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы по направлениям программы.

Формы работы

Предполагаемый результат

 

Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом

  • Составление социального паспорта классов, школы.

  • Ведение учёта неблагополучных семей, учащихся «группы риска», реализация ИПР семей, учащихся, поставленных на профилактический учёт.

  • Посещение семей, составление актов жилищно-бытовых условий

  • Выявление и постановка на учёт детей и семей «группы риска»

  • Участие в тематических педагогических советах, методических семинарах.

  • Планирование и реализация профилактических мероприятий Единого плана

  • Организация взаимодействия с учреждениями системы профилактики.

  • Организация работы Совета профилактики.

- разработка комплекса мероприятий, необходимых для профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними;

- создание банка данных по учащимся и семьям «группы риска» 

Диагностическая работа

  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика, его взаимоотношений со сверстниками, ситуация внутрисемейных отношений.

  • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ; на склонность к суициду. На выявление фактов жестокого обращения.

- получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;

- получение информации о суицидальном поведении учащихся . фактов жестокого обращения.

Профилактическая работа с детьми и подростками

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация программы  воспитательной работы школы;

  • проведение мероприятий совместно со структурами системы профилактики

    • проведение тематических классных часов;

    • организация правового всеобуча;

    • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ, суицида, жестокого обращения

Организация досуговой деятельности учащихся:

  • вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции;

  • вовлечение учащихся в планирование и проведение КТД в школе;

  • охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

  • оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

  Индивидуальная работа с подростками

  • выявление причин отклонений в поведении;

  • профилактические беседы социального педагога, психолога (МИДЦ), классного руководителя, администрации школы с подростком;

  • приглашение на  Совет профилактики;

  • беседы инспектора ГДН;

  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

  • проведение тренинговых занятий с категорией учащихся «группы риска».

- формирование у учащихся положительного образа жизни;

 

-формирование активной жизненной позиции подростков;

 

Профилактическая работа с родителями

  • Привлечение родителей к работе Совета профилактики.

  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий в школе, профилактических  акций.

  • Посещение семей по месту жительства, выявление социально-неблагополучных семей, в случае необходимости постановка их на внутришкольный контроль, направление информации в учреждения системы профилактики, проведение совместных мероприятий по улучшению социально-неблагоприятной ситуации в семье, оказание социально-педагогической, психологический и правовой помощи семье.

  • Организация всеобуча для  родителей, проведение индивидуальных консультаций, профилактических бесед, тематических родительских собраний с привлечением специалистов учреждений системы профилактики.

-создание приоритетного родительского воспитания, 

-организация педагогического просвещения родителей, 

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

 

 

Мониторинг профилактической работы

 

Одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика должна выполнять две основные функции:

1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска;

2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.

Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений применяется анкета, разработаннаяКибиревым А.А., Сенчуковой И.В. (Приложение 1).

Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов у которых наблюдаются проблемы в обучении и поведении.

Для изучения причин неблагополучия, лежащие в личности ребёнка и его окружения используется анкета (Приложение 2).

В качестве основных методик, позволяющих быстро получить достоверные данные о ребёнке и его ситуации, предлагается использовать: «Анкету для подростка группы риска» и «Методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения» авторы КибиревыА.А., Сенчукова И.В.

               Для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия применяется «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (Е. И. Захаровой).

 

Критерии отслеживания эффективности программы. 

  • -появление у подростков устойчивых интересов, занятость во внеурочное и каникулярное время;

  • положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ГДН и семей, находящихся в социально-опасном положении;

  • уменьшение количества детей «группы риска» и неблагополучных семей;

  • -уменьшение количества причин, по которым дети и семьи попадают в «группу риска»;

  •  сокращение числа учащихся, имеющих вредные привычки;

  • комплексное и системное взаимодействие всех участников образовательного процесса, взаимодействие школы с учреждениями системы профилактики.

 

 

Факторы риска.

                              




ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Изложенных целей, задач и принципов предполагает достижения следующих результатов:

  • - создание системы профилактической работы в школе;

  • - сокращение числа семей и детей, состоящих на различных формах учета в образовательном учреждении и учреждениях системы профилактики правонарушений; разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников образовательного процесса;

  • - снижение факторов риска потребления ПАВ ; снижение числа правонарушений, совершенных учащимися образовательного учреждения;

  • - формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.

  • - повышение процента досуговой занятости учащихся  и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

  • - повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы;

 

 




Список использованной литературы:

  1. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

  2. Зольникова З.М., Никитова М.Б. Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем…». URL: http://www.school1253.ru/vospit/p8aa1.html

  3. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.

  4. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.

  5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.

  6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

  7. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. В помощь образовательному учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.

  8. Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.

  9. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.

  10. Профилактика  наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.

  11. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

  12. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.: Просвещение, 2003.

  13. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П., 2006. – 176 с.

  14. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.: Просвещене, 2006.

  15. Титов В.А. Социальная педагогика. – М., 2010.

  16. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» - программа формирования психологического здоровья школьника, М. «Генезис», 2001

  17. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2318013

  18. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.- 208с.

    1. http://festival.1september.ru/articles/529842/

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!