ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИК»
Баймухамбетова Салтанат Канатовна,
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Проведена работа по профилактике и коррекции конфликтных ситуаций в системе «ученик-ученик». Содержание занятий отражено в программе по профилактике конфликтов среди подростков «Я здесь самый главный».
Основная цель программы: Формировать умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Основные задачи реализации программы:
1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
2. Коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;
3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
4. Научить ребенка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло;
5. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.
Предполагаемый результат:
- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;
- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;
-Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;
- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.
Форма работы: групповая
Основные методы: имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации.
Количество занятий: 13
Продолжительность занятия: 35- 45 минут.
Возраст участников: 14 -15 лет
Количество человек: от 15 до 22
Ход работы: ритуал приветствия; упражнения; итоги занятий; ритуал прощания.
Таблица 1.-Программа по профилактике конфликтов среди подростков «Я здесь самый главный»
№ п/п | Тема занятия | Цель | Инструменты | Упражнения |
1 | «Что такое конфликт. Причины возникновения» | Сформировать представление о природе конфликтов | Лист бумаги, фломастеры | Ассоциация со встречей; Что такое конфликт; Что приводит к конфликту Приективная методика «Несуществующее животное» |
2 | «Поговорим о дружбе» | Содействовать в формировании представления о дружбе | Карточка с алфавитом; Карточка с пословицами; Листы бумаги | Печатная машинка; Отгадай загадку; Пословицы о дружбе; Займи позицию; Волшебный стул; Кодекс дружбы. |
3 | «Навыки общения» | Изучить процесс принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии | Карточки для игры | Ревущий мотор; Молва; Слухи; Варианты общения. |
4 | «Навыки общения» | Развивать навыки общения | | Ассоциация со встречей; Шалаш; Похвали себя; Комплимент. |
5 | «Я среди людей» | Познакомить с правилами получения и передачи информации | Бумага, фломастеры | Ассоциация со встречей; Что такое положительные качества; Выражение чувств; Поддержи товарища; Звезда. |
6 | «Отношение к конфликтам» | Развивать способность адекватного реагирования на конфликтные ситуации | Бумага, фломастеры | Ассоциации со встречей; Смена акцентов; Дружная ладошка. |
7 | Управление конфликтами | Формировать отношение к конфликтным ситуациям, как к новым возможностям самосовершенствования | | Ревущий мотор; А или Б. |
8 | «Он первый начал», или способы решении конфликтных ситуаций | Оказать помощь в решения конфликтных ситуаций | Бумага, карточки, фломастер,брошюра «Куда обратиться за помощью» | Конфликт в сказке; Ктонфликт-это хорошо или плохо; Пять способов решения конфликтов; Ситуация; Найди выход. |
9 | Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушения» | Изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии. | Карточки для игры | Потерпевшие кораблекрушение. |
10 | «Мотивы агрессивного поведения» | Изучить мотивы агрессивного поведения | Карточки со скороговорками, магнитофон | Шла Саша по шоссе; Визуализация «Горы» Д.В. Ильина |
11 | «Негативные чувства» | Повысить самооценку и положительное принятие своих негативных чувств. | Магнитофон | Толкалки; Переменное дыхание; Визуализация «Летнее поле» (Е.В. Трошева) |
12 | «Расслабление» | Обучить дыхательным релаксационным техникам | Магнитофон | Задействование выхода; Визуализация «Прогулка на теплоходе» (Н.А. Богданова) |
13 | «Эти негативные чувства» | Закрепить конструктивные способы поведения | Карточки с эмоциями | Символическое изображение эмоций; Агрессор или жертва; Мне в тебе нравится; Копилка хороших поступков. |
Итоги:
–дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
– В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
– Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
– Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
– Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.
Список литературы
Панфилова О.В. Конфликты в структуре социальных систем. - М.: Юрайт, 2019. - 189 с.
Семигин Г.Ю. К вопросу о разрешении конфликтов // Социологические исследования. - 2016. - № 6. - С. 28-34.
Соколов C.B. Социальная конфликтология. - М.: АСТ, 2021. - 250 с.
Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: Юрайт, 2017. - 368 с.
Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб.: Питер, 2018.-235 с.
Чумиков А. Управление конфликтами. - М.: Речь, 2019. - 148 с.