СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике и предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов несовершеннолетними на 2017-2021 год

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика самовольных уходов и правонарушений учащихся, понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике и предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов несовершеннолетними на 2017-2021 год»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Феодосийская санаторная школа-интернат»


Рассмотрено на заседании Педагогического совета

Протокол № 7

от 29.08.2017г.

Утверждаю

Директор ГБОУ РК

«Феодосийская санаторная школа-интернат»

Приказ № 319 от 01.09.2017г.




ПРОГРАММА

по профилактике, предупреждения правонарушений, преступлений и самовольных уходов несовершеннолетних

на 2017-2021 гг.


















Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………………

2. Нормативно-правовая основа организации деятельности по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций……………………………………………….

3. Условия и факторы, способствующие совершению преступлений и самовольным уходам детей из семей и государственных организаций…………..

4. Программно-методическое обеспечение по предупреждению и профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций……………………………………………..

- Организация деятельности по профилактике и предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов в условиях учебного учреждения…………………………………..………………………………………..

- Основные задачи в работе по организации профилактики и предупреждения правонарушений, преступлений самовольных уходов несовершеннолетних…...

- Методы и формы профилактической деятельности ………………...……………

5. Личностно-профессиональные ресурсы педагога, как условие эффективной профилактики самовольных уходов, предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………….

6. Порядок реагирования в случае самовольного ухода несовершеннолетнего из образовательной организации ……………………………………………………….

7. Используемые источники………………………………………………………….

8. Приложения









I. Пояснительная записка

1.Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

Профилактика самовольных уходов и правонарушений учащихся, понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Перед администрацией и педагогами школы стоит задача организации системы действий по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, склонных к самовольным уходам. Эта задача решается по четырём направлениям:

- Административные меры по предупреждению самовольных уходов, профилактики правонарушений;

- Психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация подростков, входящих в «группу риска».

- Розыск учащихся, совершивших самовольный уход из учреждения.

- Предотвращение повторных самовольных уходов учащихся.

Профилактическая работа – процесс сложный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Её основой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При своевременном проведении она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правого характера.

Реабилитация и адаптация учащихся с трудностями в развитии и поведении включает в себя следующую работу:

1. Специалистами психолого-педагогической службы проводится диагностика личностной сферы детей с девиантным поведением, выявляются причины самовольных уходов, правонарушений.

2. Социальными педагогами сформирован банк данных учащихся «группы риска».

Для более успешной социально – профилактической работы с данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:

- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

- глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, определением в школу-интернат, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (не справедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны товарищей, воспитателей, учителей;

- отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы, акцентуация характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства у подростков;

- отсутствие условий для самовыражения учащихся, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

- социально - психологическая дезадаптация, смещение социальных и личностных ценностей у подростков в условиях школы-интерната.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

 Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

2. Цель программы

Снижение количества правонарушений и самовольных уходов путем создания условия для успешной адаптации личности подростка в условиях школы - интерната через комплекс профилактических мер по выявлению и предупреждению возникновения девиантного поведения.


3. Задачи программы


- выявление детей склонных к девиантному поведению;

-создание системы в работе по профилактике правонарушений;

- Корректировка девиантного поведения подростков с целью их адаптации в социуме.

  1. Сроки реализации программы : 2017 – 2021г.г.

5. Исполнители программы:

-педагогический коллектив ГБОУ  РК «Феодосийская санаторная школа - интернат»,

-инспекторы ОПДН ОМВД России по г.Феодосии;

-специалисты ЦСССДМ;

-специалисты УПДНЗП.

6. Ожидаемые конечные результаты

-Снижение числа правонарушений и самовольных уходов, совершенных несовершеннолетними учащимися.

-Формирование жизненной позиции ребенка

-Развить у учащихся стремление к здоровому образу жизни.

  1. Основные направления реализации программы

1.Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка

2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление отклонений в поведении, состоянии ребенка.

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.

4. Воспитательная работа: вовлечение в трудовую деятельность, эффективное личностное взаимодействие.







II. Нормативно-правовая основа организации деятельности по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций

1.Конвенция о правах ребенка

2. Конституция Российской Федерации

3.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.№223-ФЗ

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г.№124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

6. Федеральный закон от 29 декабря №273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ « О полиции»

8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»




















II. Условия и факторы, способствующие совершению преступлений и самовольным уходам детей из семей и государственных организаций

Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.

Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.

Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.

Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.

Понятие «Самовольные уходы»

«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям.

Под самовольным уходом воспитанника из  учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.

Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывал уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».

Классификация самовольных уходов несовершеннолетних

Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжнические).

Эмансипационные побеги.

Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% - с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен при психопатиях и акцентуациях характера неустойчивого типов.

Импульсивные побеги.

Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

Демонстративные побеги.

Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.



Дромоманические побеги.

Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.

В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома.

Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.

Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте, выделивший следующие их типы:

1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;

2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения;

3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;

4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности.

Причины самовольных уходов

Чтобы определить причины самовольных уходов необходимо рассмотреть особенности детей, проживающих в учреждениях:

- Дефицитом эмоционально-волевой сферы.

Для детей характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас.

- Низкой коммуникативной компетентностью.

Им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано для них с эмоциональными трудностями.

- Дефицитом самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других).

Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение не успешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Такие дети могут чувствовать себя беспомощными, проявлять беспокойство и стремятся найти объект, который снимет напряжение.

Дети и подростки, проживающие в учреждениях, нуждаются в положительном риске, который, помогает развить качества личности, преодолеть страхи и влиться в социум.

Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения.

Несмотря на особенности детей, проживающих в учреждениях, не все дети убегают. Важно понимать, что ребенок покидает учреждение для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения.

Основные цели самовольных уходов детей из учреждения можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти:

I. Потребности ребенка не удовлетворены.

1. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:

- ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками.

- жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения или буллинга (издевательствами со стороны сверстников).  

2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала.

3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.

4. Ищет среду, где будет более успешным.

5. Поиск развлечения и удовольствия.

6. Реакция несовершеннолетнего на тяжело протекающий возрастной кризис (см. выше – Классификации побегов по А.Е. Личко).

II. Влияние взрослых на уход ребенка:

1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей.

2. Незнание всего его круга общения.

3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизни, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.

III. Случаи криминального характера (не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам).

К таким причинам могут относиться:

- похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком;

- вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).

Отрицательные последствия для несовершеннолетнего и для коллектива (среды) учреждения:

1. создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая нормальный ход воспитательного процесса;

2. вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление;

3. существенно изменяется положение в подростковой среде и в коллективе лиц, совершивших самовольный уход: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам;

4. социальная опасность совершаемых деяний возрастает: состояния возбуждения, напряжения провоцируют подростков и на насильственные преступления.

  По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.



IV. Программно-методическое обеспечение по предупреждению и профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций

1. Организация деятельности по профилактике и предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов в условиях учебного учреждения

Первичная, вторичная и третичная профилактика  

Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения разрабатываются программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, проживающих в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении. Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).

Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики - это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.







2. Основные задачи в работе по организации профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений

Основными задачами учреждения при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются:

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

- предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников;

-предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них, включая предупреждение коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (КСЭД) согласно которому – это «серьезное нарушение прав ребенка, при котором он рассматривается как предмет секса и предмет торговли; и включает в себя сексуальное насилие или эксплуатацию взрослым человеком и оплату деньгами или натурой ребенку или третьим лицам и, являясь формой принуждения и насилия над детьми, приравнивается к принудительному труду и современной форме рабства».

- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;

- реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам.

В учреждении разработана система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение самовольных уходов учащихся, а также эффективности реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов мероприятий с детьми «группы риска».

Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости воспитанников, состоящим на учете в учреждении, в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних.

В учреждении предусмотрен план скоординированного межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску учащихся, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску.

По каждому факту самовольного ухода учащихся из учреждения необходимо незамедлительно проводить служебное расследование, принимать управленческие решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе по применению дисциплинарных взысканий к сотрудникам учреждения, допустившим факты самовольных уходов учащихся, а также несвоевременного информирования о них.

Для сотрудников учреждения разработана инструкция, проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода учащихся. Принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья учащихся, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов учащихся из учреждения.

Принципы работы с проблемой самовольных уходов, профилактике и предупреждению правонарушений, преступлений

1. Любой человек, работающий с несовершеннолетним в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить его безопасность, оценивая риски для каждого индивидуально.

2.Основная общая цель специалистов – снизить количество случаев самовольных уходов. Пропавшие несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждый случай самовольного ухода очень серьезен. Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер, но они в основном связаны с условиями проживания несовершеннолетних. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов несовершеннолетнего.

3.Когда несовершеннолетний самовольно покидает учреждение, общая цель всех специалистов учреждения предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно, работая над этой задачей, развивая партнерство с различными учреждениями и местным сообществом, делясь информацией, и совершенствуя управление.

4. Работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения. Профилактические мероприятия должны быть отражены в плане профилактики. Неотъемлемой частью плана профилактики является проведение эффективного интервью по возвращении ребенка.

Методы и формы профилактической деятельности 

Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с  учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.

Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в  учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер.

Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью.

Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения.

Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из учеников.

В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости учащимися школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.

На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.

Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме.

Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие.

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, представляет собой совокупность методов практической психологии. Тренинг – это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков. Следует различать понятия «тренинг» и «тренинговое занятие». Тренинговые занятия проводятся в рамках учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью.

Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения.

Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права.

Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». Примеры упражнений для развития ассертивности у несовершеннолетних приведены в Приложении 1, а также приводиться цикл занятий с целью профилактики последующих самовольных уходов Приложение 2.

Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный метод построен на использовании искусства  как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконстуирование этой ситуации.

Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.

В работе с несовершеннолетними используя игротерапию (примеры техник игротерапии Приложение 3), можно дополнять ее арттерапевтическими методами, в том числе сказкотерапией. Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций.

В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.

Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д. Примеры техник сказкотерапии приведены в Приложении 4.

Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.

В качестве терапии средствами искусства педагоги могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Педагог предлагает несовершеннолетним задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

По мнению психолога О.А. Карабановой, применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у несовершеннолетнего коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности, отсутствии игровых мотивов и интереса к игре.

По данным ученых, наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих несовершеннолетнему реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют несовершеннолетнему, в полной мере реализовать задачу, осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.

Специалист должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет несовершеннолетнему преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символическую.

В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость. Однако существенно возрастает уровень 

требований подростков к качеству результатов рисуночной деятельности, что затрудняет использование данного метода.

Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем предлагать им просто нарисовать что-то. Спонтанное рисование быстро уйдет из деятельности подростков и не будет давать эффект в работе. Общие рекомендации при проведении тренинга по арт-терапии представлены в Приложении 5. Примеры арттерапевтических упражнений Приложение 6.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.

VI. Порядок реагирования в случае самовольного ухода воспитанника из образовательного учреждения

В случае самовольного ухода несовершеннолетнего все работники учреждения:

- незамедлительно информируют администрацию учреждения, воспитателей при обнаружении обучающегося, воспитанника, самовольно покинувшего учреждение;

- предпринимают необходимые меры по возвращению ребенка в учреждение.

- Люди, заботящиеся о ребенке, должны предпринять ряд действий по поиску несовершеннолетнего прежде чем обращаться в правоохранительные и надзорные органы:

1. Организовать первоначальные розыскные мероприятия по следующему плану:

п/п


Направления деятельности


Ответственное лицо


Сроки


1.

В случае отсутствия воспитанника в образовательном учреждении определенное время без уважительных причин:


1.1.

Полностью обыскать все жилье и

окружающие площади.

Воспитатель


Социальный педагог


в течение 1 часа




1.2.

Обыскать дом в поисках важных

свидетельств (мобильный телефон, дневник, письмо,

записки, объясняющие отсутствие,

электронная почта, посещение веб-сайтов и т.д.), все, что может дать информацию для расследования или поиска

ребенка.


Воспитатель


Социальный педагог



в течение 1 часа


1.3.

Поговорить с другими детьми в

доме, чтобы получить

информацию об отсутствующем ребенке.


Воспитатель


Социальный педагог


в течение 1 часа

1.4.

Проверить места возможного его

нахождения, где обычно гуляет.


Посещаются предполагаемые места нахождения воспитанника;

Воспитатель

Социальный педагог

в течение 1 часа

1.5.

Сделать все соответствующие

запросы о местонахождении

ребенка. Это включает контакт с самим ребенком, друзьями, семьей, организациями, местными сообществами, больницами, просмотр страницы ребенка и его друзей в социальных сетях и т.д.

Воспитатель

Социальный педагог

До момента

возвращения ребенка

1.6.

Организовать и провести поиск

через родственников, знакомых,

друзей.

Воспитатель

Социальный педагог

в течение 1 часа

1.7

Довести информацию до сведения

администрации учреждения, если нет воспитанника более 30 минут


Воспитатель

По истечении 30 минут


2. Если первоначальные поиски не принесут положительного результата, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о розыске .

При сообщении в полицию, любая подходящая информация, которая может помочь найти или поддержать ребенка должна быть сообщена, включая:

- рост, телосложение, наличие особых примет (шрамы, родимые пятна, татуировки, родинки и др.

- описание одежды, в которой ушел несовершеннолетний

- описание предметов, которые имел при себе подросток

-информация о взаимоотношениях самовольно ушедшего воспитанника с учащимися, другими воспитанниками, конфликтных ситуациях в детском коллективе, вследствие которых подросток мог самовольно покинуть учреждение

- сведения о том, где ранее проживал несовершеннолетний, полные данные родителей, родственников, друзей, знакомых, у которых может находиться несовершеннолетний, местонахождения ребенка при предыдущих самовольных уходах;


- иные сведения, способствующие оперативному розыску ребенка;

- любые факторы, которые увеличивают риск в отношении ребенка (ранее совершал правонарушения, употреблял ПАВ, вовлекался в совершение правонарушений, связь с субкультурными сообществами и т.д.).


п/п

Направления деятельности

Ответственное лицо

Сроки

2.

Информирование о самовольном уходе воспитанника


2.1.


проавоохранительные органы;

Директор ОУ

Заместитель директора по воспитательной работе


по истечении 1 часа



2.2.


Регистрация звонка в журнале самовольных уходов. Записывается время сообщения и фамилия принявшего заявление.


Директор ОУ

Заместитель директора по воспитательной работе

Незамедлительно

после подачи заявления в

правоохранительные органы




2.3.

органы опеки и попечительства

(если ребенок проходит обучение в учреждении среднего

профессионального образования);


Заместитель директора по воспитательной работе

Социальный педагог



по истечении 1 часа



2.4.


территориальный орган управления образованием;

Директор


Заместитель директора по воспитательной работе


по истечении 1часа



2.5.

Министерство общего и

профессионального образования


Директор ОУ или


Руководитель органа

управления образованием


после объявления ребенка в розыск


3.

Действия во время розыскных мероприятий


3.1.

Проводится служебное расследование по факту самовольного ухода несовершеннолетнего.


Заместитель директора по воспитательной работе


оперативно


3.2.


Поддерживается связь с

родственниками, друзьями,

знакомыми.

Заместитель директора по

воспитательной работе

Воспитатель

Социальный педагог


до момента

возвращения


воспитанника


3.3.


Вопрос о ходе розыскных

мероприятий рассматривается на педагогических советах.

Директор ОУ


Заместитель директора по воспитательной работе Воспитатели, чей ребенок находится в розыске


до момента

возвращения

воспитанника



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!