МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Рассмотрено На заседании ШМО _________С.Д.Романюк Протокол № __1___ от 30 августа 2018 г. | Согласовано Зам. директора по УВР _________Е.В.Чеченкова | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ ООШ №6 _________Н.В.Борзак Приказ № _155-а___ от 30 августа 2018 г. |
Программа по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового
образа жизни обучающихся
«ПОСТАВЬ ТОЧКУ!»
г.Арсеньев
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………..……………1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ……………………………………...……………….2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………4
Цель и задачи программы……………………………………………...….9
Содержание программы ……………………………………………..…. 11
Основные направления деятельности…………………………….11
Формы работы……………………………………………..…..…..11
Социально-педагогическое сопровождение….…………….……11
Механизм реализации программы……………………………….…..….13
Срок выполнения программы………………………………………..13
Этапы реализации программы………………………………….…….13
Направления деятельности по реализации программы……………..13
Содержание работы по направлениям программы………………………..18
Организационная работа……………………………………………18
Диагностическая работа…………………………………………….18
Профориентационная работа с обучающимися……………………18
План мероприятий по реализации программы……………………………20
Кадровое обеспечение………………………………………………………22
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...23
ПАСПОРТ ПРОГРАМЫ
Название программы | Программа по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни обучающихся |
Руководитель программы | Директор МОБУ ООШ №6 г.Арсеньева |
Адрес организации-исполнителя | 692343 г.Арсеньев, ул.Клиновая,1-а Телефон/факс 3-24-04; 3-23-12 |
Разработчики программы | Директор МОБУ ООШ №6 Н.В.Борзак Социальный педагог С.Д.Романюк |
Целевые группы | -дети «группы риска» -дети из неблагополучных семей -дети льготной категории граждан (многодетных семей, опекаемые дети, дети-инвалиды) |
Цель программы | Способствовать формированию у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни, научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимопомощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ. |
Направленность | Социально-педагогическая |
Сроки реализации программы | 01.09.2018 — 31.05.2019 г. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив МОБУ ООШ №6 |
Вид программы | Модифицированная |
Уровень реализации программы | Начальное общее образование, основное общее образование |
Ожидаемые результаты реализации программы | - достичь такого уровня мотивации социально полезной деятельности, при которой будут исключены какие - либо правонарушения и негативизм с стороны детей и подростков; - выработать у детей положительную мотивацию к здоровому образу жизни и развить у них чувства эмпатии, взаимопомощи; -привлечение обучающихся, отказавшихся от вредных привычек, для пропаганды здорового образа жизни среди других обучающихся школы. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей, пропаганды здорового образа жизни и представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни и формирование навыков социальной адаптации, необходимых им в повседневной жизни.
Курение, употребление алкоголя, а в последнее время употребление подростками и молодежью наркотиков стали, к сожалению, широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все больше семей лицом к лицу сталкиваются с трагедией наркомании. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп из работающих с детьми и молодежью – учителей, социальных педагогов, врачей, и важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркоманию.
По информации Минздрава РФ, средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 14–16 лет. Участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 10–12 лет. В столице отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6–7 лет. Лидирующее место среди подростков, потребляющих наркотики, занимают учащиеся школ, лицеев, гимназий — 35,3%.
Поскольку существенной частью системы профилактики является организация досуга и занятости детей во внеурочное время, большое место в программе отводится блокам, включающим различные мероприятия спортивного, трудового, развлекательного, информационно-познавательного и эмоционального характера, имеющие целью направить мысли и поступки обучающихся в правильное, здоровое русло, вовлечение обучающихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней.
Для наилучшего достижения цели программы занятия предполагают тесное взаимодействие школы с организациями и родителями обучающихся ведь только совместно можно результативно разрешать такие проблемы, как предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Проанализировав социальный паспорт школы за последние годы, можно увидеть рост числа неполных и многодетных семей.
Следовательно, стоит усилить воспитательную функцию образовательного учреждения, обуславливая необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и специалистов различных учреждений, призванных отвечать за формирование будущей здоровой нации.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни обучающихся была создана данная программа.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни обучающихся составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Указы Президента;
Кодекс РФ об административных правонарушениях;
принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- способствовать формированию у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни, научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимопомощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.
Задачи:
Образовательные:
- расширить диапазон теоретических и практических знаний обучающихся о полезной и правильной организации своего досуга и занятости;
- дать информацию обучающимся про ВИЧ и СПИД, познакомить их со статистикой последствий употребления алкоголя и наркотиков;
- продемонстрировать подросткам, что понятия «наркотики» и «здоровье» - взаимосвязаны.
Коррекционно-развивающие:
- вовлекать обучающихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
- корректировать наглядно-действенное мышление детей через «проигрывание» различных жизненных ситуаций;
- развивать умение обучающихся адекватно выражать свои мысли и чувства, правильно оценивать свои и чужие действия;
- предоставить обучающимся возможность тренировать неагрессивное отстаивание своего мнения;
- способствовать формированию у подростков навыков взаимодействия с людьми.
Воспитывающие:
- воспитывать у обучающихся чувство эмпатии, сопереживания к близким и окружающим людям, воспитывать желание приносить радость своим близким, воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки;
Ожидаемые результаты:
достичь такого уровня мотивации социально полезной деятельности, при которой будут исключены какие - либо правонарушения и негативизм со стороны детей и подростков;
выработать у детей положительную мотивацию к здоровому образу жизни и развить у них чувства эмпатии, взаимопомощи;
привлечение обучающихся, отказавшихся от вредных привычек, для пропаганды здорового образа жизни среди других обучающихся школы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления деятельности:
цикл проблемных занятий-размышлений, предлагающих ребенку как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить адекватные способы поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты;
мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты, коллажи и др.);
совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций (лекции, консультации, встречи со специалистами), заинтересованными в хорошем здоровье и успехах детей, что является залогом нашего спокойного и благополучного будущего.
2.2. Формы работы:
индивидуальные;
групповые;
массовые.
2.3. Социально-педагогическое сопровождение:
помощь обучающимся в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы;
вовлечение обучающихся в различные виды социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней;
индивидуальные формы работы с детьми «группы риска» и их родителями, оказание им систематической действенной помощи;
организация коллективной деятельности, общения;
организация повседневного быта;
организация занятий для обучающихся по овладению способами бесконфликтного поведения и снятия агрессии;
ведение учета сложных и неблагополучных семей, посещение на дому детей из неблагополучных семей;
проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок выполнения программы
Реализация программы по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни обучающихся будет осуществляться в течение 2018-2019 учебного года.
Этапы реализации программы
Программа содержит 7 блоков: информационный блок, сопротивление давлению, личностная и социальная компетентность, школа – координатор взаимодействия служб системы профилактики, спорт и здоровье, семья и школа, голове руками помогаем.
Информационный блок. Суть данного блока мероприятий состоит в предоставлении обучающимся фактических данных о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления ПАВ. Приводятся данные российской и мировой статистики.
Составляем и распространяем памятки для обучающихся и их родителей под рубрикой «Вперед к здоровью!».
Все яркие события, происходящие в нашей школе, запечатлены в фотоальбомах на школьном сайте.
Сопротивление давлению. Профилактика, формирующая навыки сопротивления давлению, основана на понимании важности социальных влияний на подростка. Идущие от семьи, сверстников и средств массовой информации, социальные влияния убеждают подростка в том, какое поведение является нормальным, приемлемым или социально желательным.
В рамках данной профилактической программы подростка обучают распознавать, избегать или преодолевать ситуации, в которых велика вероятность давления сверстников, предлагающих закурить, выпить, пробовать наркотики; их учат способам отказа и тренируют то, как это следует сделать, с помощью ролевых игр.
Личностная и социальная компетентность. Мероприятия данного блока формируют навыки преодоления жизненных трудностей в целом, ведь употребление ПАВ – это поведение, формирующееся в сложном взаимодействии личностных и социальных факторов. Как и другие формы поведения, употребление ПАВ начинается с подражания окружающим и их одобрения поведения подростка.
Здесь мы учим обучающихся решать проблемы и принимать решения, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу.
Не менее важным компонентом мероприятий в данном блоке является обучение взаимодействию с людьми: эффективному общению, умению настаивать на своем, вместе учиться и работать.
Школа – координатор взаимодействия служб системы профилактики.
Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации работы в этом направлении, поскольку партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствуют успеху профилактической работы: проводятся профилактические мероприятия, в том числе с «группой риска» (диагностика склонностей к негативным привычкам, просмотр документальных фильмов, профилактические беседы врачей и психологов, мероприятия в рамках совместного плана профилактической работы школы и инспектора по делам несовершеннолетних и др.).
Спорт и здоровье. Одним из главных факторов сохранения и укрепления здоровья и профилактики асоциального поведения обучающихся является расширение резервных адаптационных возможностей организма, повысить которые можно только с помощью постоянного самообразования, на основе которого подросток определяет свой образ жизни. Поэтому данный блок занимает особое место в программе, формируя у детей так называемую «моду на здоровье», и представляет собой систему социально-педагогических и спортивных мероприятий, формирующих сознание, духовность, индивидуальный образ жизни, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и профилактику асоциального поведения.
Семья и школа. По мнению специалистов, взаимодействие семьи и школы, родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Сегодня назрел вопрос поиска таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагает не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Школа и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Голове руками помогаем. В основу данного блока положена идея о том, что дети должны испытать и проявить себя в своеобразной творческой мастерской, где они под руководством опытных педагогов изготавливают поделки, картины, игрушки из различных материалов. Мастер - классы проводит не только педагоги школы, но и приглашенные специалисты и профессионалы своего дела. Ручной труд – труд кропотливый, интересный, необычный, но очень приятный и нужный. Получив определённые навыки в школе, дети имеют возможность продолжить творческое общение и дома, и в своей будущей взрослой жизни.
Направления деятельности по реализации программы.
Программа по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни обучающихся реализуется по следующим направлениям:
выявление безнадзорных детей и детей, склонных к употреблению алкоголя и ПАВ;
формирование банка данных для работы с данной категорией детей;
осуществление учета и контроля несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, в том числе несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних;
осуществление социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
организация летнего отдыха, оздоровления, досуга и занятости несовершеннолетних совместно с органами и учреждениями системы профилактики алкоголизма и табакокурения;
организация работы по просвещению несовершеннолетних, родителей и учителей по вопросам профилактики алкогольной зависимости и употребления ПАВ;
организация участия педагогов в работе курсов повышения квалификации, проведение семинаров, отражающий этот аспект деятельности, разработка адресно-направленных рекомендаций, памяток для учителей и родителей.
IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ
4.1. Организационная работа:
планирование и коррекция работы по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости, употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни обучающихся совместно с ОУУПиДН по Арсеньеву
организация работы школьного Совета профилактики;
Проведение тематических педагогических советов;
Педагогический всеобуч для родителей;
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»;
Составление социального паспорта классов, школы;
Ведение банка данных обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете;
Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование обучающихся 5-9 -х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ и ПАВ;
Проведение диагностических методик изучения листов обучающихся;
Заполнение индивидуальных карт обучающихся «группы риска».
Профилактическая работа с обучающимися:
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с ОУУПиДН;
классные часы;
профориентационная работа;
проведение бесед по профилактике употребления алкоголя, наркотических средств и ПАВ;
вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки, секции;
оказание помощи в трудоустройстве;
охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и содержательным досугом в течение всего года;
выявление причин отклонений в поведении;
выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет;
посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление представлений в КДН и ЗП;
индивидуальные беседы с подростками;
проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом центра «Ласточка».
Организация консультаций специалистов: педагога-психолога, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наименование мероприятия | Ответственный за проведение | Сроки исполнения |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. | | |
Утверждение программы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних на 2018 -2019г. | Социальный педагог. | Сентябрь |
Включение в план работы классного руководителя с классом мероприятий по профилактике употребления наркотических и одурманивающих веществ, алкоголя и насвая и пропаганде ЗОЖ | Социальный педагог | Сентябрь |
1. Регулярно употребляющие алкоголь. Употребляющие наркотики и др. токсические вещества или лекарства с целью одурманивания | Классные руководители, Социальный педагог. | Сентябрь |
2. Курящие дети (обучающиеся младших, средних и старших классов) | Классные руководители. Социальный педагог. | Сентябрь, февраль |
3. С появлением пограничных нервно-психических заболеваний (неврозы, аномалии характера и др) | Классные руководители Социальный педагог | Сентябрь-октябрь |
4. Дети и подростки из семей, где отец (мать) злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики | Классные руководители. Социальный педагог. | 1-3-я недели сентября |
5.Осуществлять контроль за состоянием профилактики наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма в классах | Директор. Социальный педагог | ВШК в феврале |
6.Организация внеурочной занятости обучающихся «групп риска» на период каникул | Социальный педагог | Ноябрь, январь, март, июнь-август |
7.Аанкетирование обучающихся «Отношение к употреблению токсических веществ, к здоровому образу жизни». Данные опроса использовать для организации работы. | Классные руководители. Социальный педагог. | Октябрь-декабрь |
Выставка рисунков по темам: «Алкоголь – яд и обман», «Курить – здоровью вредить», «Нет наркотикам», «Здоровье – главная ценность!». | Учитель ИЗО Социальный педагог. | 1 раз в четверть |
9. Создать подборку рекомендуемой литературы и подборку материалов по проблемам алкоголизма, наркомании, курения в школьной библиотеке. | Зав.библиотекой Социальный педагог. | Ноябрь |
10.Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска» ( консультации, беседы и т.д.). | Классные руководители. Социальный педагог. Педагог-психолог РЦ «Ласточка» | Раз в неделю |
11. Использование методических рекомендации по проведению антиалкогольной, антинаркотической, антиникотиновой пропаганды классными руководителями. | Классные руководители. Социальный педагог. | 1 раз в четверть. |
12. Проведение интернет- урока в 8-9 классах с использованием материалов, размещенных на сайте www. fskn.gov.ru | Классные руководители, учитель информатики | Декабрь |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. 1. Родительские собрания (общие, классные) | Зам. директора по УВР. Классные руководители. Социальный педагог. | 1 раз в четверть |
2. Беседы с родителями детей, входящих в «группу риска» (групповые и индивидуальные) | Классные руководители. Социальный педагог. | 1 раз в месяц и по мере необходимости. |
РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ. | | |
1. Круглый стол с приглашением специалистов. | Зам. директора по УВР Классные руководители. Социальный педагог. | 1 раз в полугодие |
2. Классные часы по профилактике употребления ПАВ, совершения правонарушений среди несовершеннолетних | Классные руководители. Социальный педагог. | 1 раз в четверть. |
3. Выпуск стенгазет и памяток по профилактике ПАВ и административной и уголовной ответственности несовершеннолетних | Классные руководители. | 1 раз в четверть. |
4. Выставка литературы по профилактике наркомании | Зав.библиотекой. | 2 раза в год |
5. Собрания по фактам употребления алкоголя, табака, наркотиков и др. токсических веществ обучающимися. | Классные руководители. Социальный педагог. | При выявлении факта |
6. Проведение заседаний Актива школы по вопросу профилактики зависимости от курения у обучающихся школы. | Социальный педагог | 1 раз в четверть и по мере необходимости |
7. Работа Совета профилактики школы по вопросам правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних | Социальный педагог | 1 раз в месяц, по мере необходимости |
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6» укомплектована высококвалифицированными кадрами.
Состав инициативной группы по реализации программы по профилактике
наркомании, алкогольной, табачной зависимости, употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни обучающихся на 2018-2019 уч.год:
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: Коллективная монография/ под ред. М.А.Поваляевой. – Ростов-на Дону: Феникс, 2002.
Поваляева М.А. Педагогическая поддержка становления детской индивидуальности в коррекционной педагогике/Ребенок с большой буквы/ под ред. М.А.Поваляевой, А.И. Кушнер. – Ростов-на Дону: изд-во пед. ун-та, 1999.
Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Профилактика социально опасного поведения школьников. Автор-составитель Е.Ю. Ляпина. – Волгоград, 2008.
Социально-педагогическая поддержка и реабилитация лиц в современном обществе/ под ред. М.А.Поваляевой. Ростов-на-Дону: изд-во РГПУ, 2005.