СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации"Мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по профориентации для начальной школы 

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации"Мир профессий"»

Рецензенты:

1. внутренняя рецензия:

Кузнецова Елена Павловна, педагог дополнительного образования МБУДО СЮН, высшей квалификационной категории

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)

2. внешняя рецензия:


(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)


Программа рассчитана на 18 часов


18 часов (2 раза по 2 часа в неделю; 4х4,5=18) 6-11 лет



Возрастной диапазон освоения программы: 6-11 лет










Программа рассмотрена

и одобрена на заседании

педагогического совета

МБУДО СЮН

протокол № ___ от _______

Секретарь _______________

Содержание:



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»


1.1

Пояснительная записка


1.2

Цель и задачи программы


1.3

Содержание программы



1.3.1 Учебный план программы



1.3.2 Содержание учебного плана


1.4

Планируемые результаты



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1

Календарный учебный график


2.2

Календарный учебный график


2.3

Условия реализации программы


2.4

Формы аттестации 


2.5

Оценочные материалы


2.6

Методические материалы


2.7

Список литературы



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»


1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир профессий». Данная программа создана как: авторская по степени участия в разработке


Она имеет естественнонаучную направленность и составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»;

- Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительных общеразвивающих программ МБУДО СЮН;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

- «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Положение "О применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда ульяновской области»"

Актуальность программы

Окончив школу, человек должен сделать саамы ответственный шаг в жизни – выбрать профессию. Перед ребёнком стоит проблема нехватки информации о мире профессий. Написанию данной программы способствовал материал, накопленный во время работы на Станции юных натуралистов.

Новизна заключается в подборе материала доступного для школьников и продуманной комплексной его подаче, используя разные формы организации занятий объединяющих научный и творческий метод способствующий изучению окружающего мира.


Отличительные особенности программы: является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, колектив авторов предлагает широко использовать возможности электронного обучения и дистанцилнных образовательных технологий.

Также учитывался материал, накопленный во время работы на Станции юных натуралистов, в ходе которой была подмечена такая черта характера детей, как любознательность. Детям всё интересно, они хотят получить ответы на свои вопросы, поэтому ещё одной отличительной особенностью программы является удовлетворение познавательного интереса детей и возможности дать ответы на многие, интересующие их вопросы.


Адресат программы: дети 6-11 лет

психолого-педагогические особенности: программа «Мир профессий» строится на знании психологических особенностей и возможностей детей дошкольного возраста.

Дети 6-11 лет общительны, раскованны, доброжелательны, эмоциональны, подвижны; проявляется быстрая смена настроения, фантазёрство, их любознательность выходит за рамки предметов, непосредственно окружающих их. Потребность в познании побуждает ребенка самого открывать для себя свойства предметов, их зависимости и отношения, однако педагогу надо знать специфику мыслительной деятельности дошкольника. Малыш учится новому «не глазами и ушами, а руками». Психологическая основа этого явления - наглядно-действенное мышление, когда поставленная задача решается с участием практических действий. Для формирования основополагающих видов мышления в процессе обучения важно организовать ориентировочно-исследовательскую деятельность, в процессе которого дети устанавливают существенные связи предметов, а также разнообразную продуктивную природоведческую деятельность (труд в природе и др.), способствующую формированию умения предвидеть результат деятельности, планировать её, выбирать средства для достижения цели. К 6-7 годам у детей достаточно развита речь, она становится средством общения со взрослыми и сверстниками и положительно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия.

В развитии ребенка 9-10 лет достаточно высокий уровень внимания, усидчивости, связанных с произвольностью психологических процессов. Дети могут достаточно долго заниматься одной деятельностью. Вместе с тем сильна зависимость эмоциональных проявлений от интереса ребенка, его настроения. При длительной, малоинтересной и не эмоциональной деятельности внимание гаснет, ослабляется память.

Педагог должен в работе с младшими школьниками комбинировать занятия, вносить элементы игры, «ручной» деятельности (моделирование, рисование и др.), как можно больше проводить экскурсий, целевых прогулок, наблюдений в природе. Структура занятия должна состоять из нескольких частей, объединенных одной темой, но различных по характеру. Например, в первой части занятия проводится беседа с целью формирования у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитания соответствующих чувств, а во вторую часть занятия вносится элемент занимательности с целью повышения активности детей. Это могут быть разные конкурсы, викторины, загадки, кроссворды, рисование по теме...


Содержание и материал программы «стартовому» уровню


Объем программы 18 часов


Срок освоения программы 18 часов


Форма обучения: очная, возможно применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов при реализации образовательной программы или её частей, путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"


формы организации образовательного процесса: групповая. Наполняемость группы от12 человек, в объединение принимаются все желающие.


Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия :устное изложение,беседа,объяснение,показ видеоматериалов,иллюстраций,игры,опыты

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный

Формы проведения занятий: беседа, викторина, наблюдение, практическое занятие, праздник, экскурсия, игра, выполнение заданий через общение в сети интернет, дистанционное выполнение заданий, просмотр тематических уроков в сети интернет и др.

педагогические технологии - технология группового обучения, технология развивающего обучения, дистанционного обучения.


Режим занятий

При реализации программы с помощью электронного обучения, дистанционноых образовательных технологий режим занятий планируется 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительность академического часа 30 минут (в соответствии с СанПин 2.2.2/2.4.1340-30).

При разработке планирования занятий, практической работы учащихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера, установленную постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: 1-4 классы - 15 минут,

При реализации программы с использованием очной формы обучения режим занятий планируется 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))


Формы подведения итогов реализации программы: Результативность промежуточные и итоговые достижения детей, могут быть оценены через участие работ детей: в выставках и конкурсах Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области; в городских и др. конкурсах.


1.2. Цель и задачи программы.

Цель — развитие познавательных способностей детей на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий связанных с природой.

Задачи программы:

  • личностные

  • воспитание стремления быть в гармонии с собственной природой которая нас окружает;

  • воспитание ответственного отношения к окружающей среде и братьям нашим меньшим

  • развитие гуманных чувств - сочувствия, сопереживания, добра, справедливости, необходимости быть в ответе за всё живое;

  • метапредметные

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии

  • формирование начал нравственного отношения к окружающему миру.

  • -формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессий;

  • образовательные

  • Формирование ценностно – ориентированного отношения к окружающему миру, общей экологической культуры и ответственности

  • -познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий экологической направленности;



1.3. Содержание программы


1.3.1 Учебный план программы


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов


Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика


1

Профессия лесник

2

1

1

Комплексное занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

2

Профессия ветврач

2

1

1

Комплексное занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

3

Профессия орнитолог

2

1

1

Комплексное занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

4

Профессия эколог

2

1

1

Комплексное занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

5

Профессия ихтиолог, аквариумист

2

1

1

Комплексное занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

6

Профессия ландшафтный дизайнер, цветовод.

2

1

1

Комплексное занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

7

Профессия биолог

2

1

1

Комплексное занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

8

Профессия агроном

2

1

1

Комплексное занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

9

Итоговое занятие

2

1

1

Итоговое занятие

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий


1.3.2 Содержание учебного плана

Профессия «Лесник»

Теория:

  1. Просмотр фильма «Профессия «Лесник»

Практика

  1. Кроссворд

  2. Ребус

  3. Раскраска.


Тема: Профессия ветеринар

Теория:

  1. Просмотр фильма Профессия ветеринар

  2. Ответе на вопросы Что будет если….

Практика

  1. Кроссворд

Тема: Профессия- Орнитолог.

Теория:

  1. Кто такие орнитологи, что такое орнитология

  2. Просмотр фильма Профессия ветеринар

Практика

  1. Оригами Пичка


Тема Профессия Эколог

Теория:

  1. что такое Экология

  2. Ключевыми вопросыэколгии

  3. Просмотр фильма профессия Эколог

Практика

  1. Рассмотрите экологические знаки. Что обозначает каждый знак?

  2. Нарисуйте экологический знак.


Тема Профессия Ихтиолог, аквариумист

Теория:

  1. Кто такие ихтиологи

  2. необычная профессия – аквариумист

Практика

  1. кроссворд

  2. задание по карточкам

  3. Практическая работа «Аквариум»


Ландшафтный дизайнер, цветовод

Теория:

  1. Просмотр фильма Ландшафтный дизайнер

Практика

Мастер-класс «Размножение герани».


Тема: Профессия Биолог.

Теория

  1. Кто такие биологи ?

  2. Чем они занимаются?

  3. Просмотр фильма

Практика

  1. Викторин


Тема «Профессия «Агроном»».

Теория:

  1. Важная профессия

  2. Просмотр фильма»Агроном»

Практика

  1. высадка лука



Тема : Итоговое занятие.

Практика

  1. тест- как хорошо мы знаем профессии.



1.4 Планируемые результаты.

Предметные результаты

- расширят представления о мире профессий

- будет иметь представление о понимании неразрывной связи жизни человека с природой

Личностные результаты

- будут воспитано стремление быть в гармонии с окружающей природой;

- будет развита эстетическое восприятие и отношения к природе и социальной среде;

- будут развиваться эмоциональная сфера ребенка на основе общения с природой и социальной средой;

- будут сформирована устойчивая потребность развивать творческие способности

- будут воспитаны гуманные чувства - сочувствия, сопереживания, добра, справедливости, необходимости быть в ответе за всё живое

  • повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;

Метапредметными результатами

- будут сформирована устойчивая потребность познании нового учебного материала

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график

2.1. Календарный учебный график

Начало занятий 1 мая 2020 года

Окончание занятий 31 мая 2021 года

2.2.1 Календарный учебный график 1 года обучения

п/п

Ме

сяц

Чис

ло

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля



Комплексное занятие

2

Профессия лесник

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий



Комплексное занятие

2

Профессия ветврач

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий



Комплексное занятие

2

Профессия орнитолог

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий



Комплексное занятие

2

Профессия эколог

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий



Практическая работа

2

Профессия ихтиолог, аквариумист

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий



Комплексное занятие

2

Профессия ландшафтный дизайнер, цветовод.

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий



Комплексное занятие

2

Профессия биолог

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий



Комплексное занятие

2

Профессия агроном

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий



Комплексное занятие

2

Итоговое занятие

кабинет

Ответы на вопросы

Анализ выполнения заданий

2.3 Условия реализации программы

Для успешного освоения учащимися содержания программы необходимо наличие следующих условий.

Помещения: при очном преподавании для реализации программы небходимы столы7 шт, стулья

Материально-технические условия:

учебного кабинета для теоретических занятий и практичеких работ;

технические средства обучения Компьютер/ноутбук с доступом сеть интернет;

Информационные ресурсы:

Видеофильмы по темам программы

Методические ресурсы:

программно-методические (дидактический, наглядный и демонстрационный материал, карточки с заданиями, методическая иллюстрации, фотоматериал, вопросы к викторинам).

Кадровое обеспечение: Педагог образования, реализующий программу


2.4 Формы аттестации

Качество реализации дополнительной общеразвивающей программы «Эколята в мире растений» диагностируется систематически на этапе входного, текущего (промежуточного) и итогового.

Входной контроль проводится в начале учебного года в форме беседы для выявления исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся, их потребностей и интересов, что позволяет подобрать и использовать в работе с детьми более продуктивные педагогические методы и формы обучения. Текущий контроль проводится в процессе освоения каждого раздела программы с целью определения степени усвоения детьми учебного материала, позволяет вносить коррективы в программу и устранить пробелы в обучении. Формами текущей диагностики являются педагогическое наблюдение, творческая работа и опрос.

Итоговый контроль проводится в конце срока обучения в форме педагогического мониторинга.


Формы аттестации— активное участие учащегося в экологических конкурсах


2.5 Оценочные материалы


Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.


Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе


Показатели (оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка.

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1



5



10


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);


Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);


Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).

1



5



10


ВЫВОД:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20

2. Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);


Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1



5



10


2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);


Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);


Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1



5



10


2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);


Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);


Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1




5



10


ВЫВОД:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30

3. Общеучебные умения и навыки ребенка.

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:


3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе

и анализе литературы

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);


Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);


Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей).

1





5



10

3.1.2. Умение пользоваться

компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1.

1

5

10

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные

учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:


3.2.1. Умение слушать и слышать педагога


3.2.2. Умение выступать перед аудиторией


3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Адекватность восприятия ин-

формации, идущей от педагога


Свобода владения и подачи

обучающимися подготовлен-

ной информации


Самостоятельность в построении

дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1,


Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.



Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10


1

5

10


1

5

10

3.3. Учебно-организационные умения

и навыки:


3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место




3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности








3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу





Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой


Соответствие реальных навыков соблюдения правил

безопасности программным требованиям






Аккуратность и ответственность в работе





Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.





Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, пред-


усмотренных программой за конкретный период).


Удовлетворительно

Хорошо

Отлично





1

5

10


9-30

31-62

63-90

ВЫВОД:

Уровень обще-учебные умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

до 46

47-98

99-140

Заключение

Результат обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Низкий

Средний

Высокий

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

1. Организационно-волевые качества.

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие.

1

5

10

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Волевые усилия ребенка побуждаются извне.

Иногда — самим ребенком.

Всегда – самим ребенком.

1

5

10

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне.

Периодически контролирует себя сам.

Постоянно контролирует себя сам.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности организационно-волевых качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

4-15 16-30

II. Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Завышенная.

Заниженная.

Нормальная.

1

5

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне.

Интерес периодически поддерживается самим ребенком.

Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

1

5


10

ВЫВОД:

Уровень сформированности ориентационных качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3- 10 11-20

III. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1

5

10

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные.

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности поведенческих качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3-10 11-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Низкий

Средний

Высокий

0-7

8-37 38-70

2.6. Методические материалы

Тема Профессия «Лесник»

Просмотр фильма «Профессия «Лесник» https://www.youtube.com/watch?v=lZ5JTbXgUxE


Кроссворд https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=кроссворд%20деревья%20и%20кустарники&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fp.calameoassets.com%2F121020145418-1b0348165b68746d604088f6190e26ed%2Fp1.jpg&rpt=simage


















Ответ: 1. Шиповник, 2. Черемуха, 3. Лиственница. 4. Береза, 5. Можжевельник, 6. Боярышник, 7.Ёлка, 8. Ольха, 9. Калина, 10. Ива


Ребус

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=ребусы%20о%20лесных%20жителях&pos=0&img_url=http%3A%2F%2Fwiki.tgl.net.ru%2Fimages%2Fe%2Fe0%2F%25D0%25A0%25D0%25B5%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2581%25D1%258B.JPG&rpt=simage


Ответ: 1. Кабан,2. Рысь,3. Белка, 4.Олень,

5. Медведь, 6. Косуля, 7. Лиса, 8. Барсук, 9. Волк,

10. Заяц, 11. Лось, 12. Ёж








Раскраска.

.



Тема: Ветврач

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной и востребованной профессией.

Просмотр фильма https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8089780523341105973&from=tabbar&reqid=1587568571812690-323983135148741276400134-vla1-1412-V&suggest_reqid=278704481143239263785794181011108&text=профессия+ветеринар+для+детей


https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1066591917028642257&from=tabbar&reqid=1587568571812690-323983135148741276400134-vla1-1412-V&suggest_reqid=278704481143239263785794181011108&text=профессия+ветеринар+для+детей


Ответе на вопросы Что будет если….

Если ветеринарный врач вовремя не сделает профилактические прививки животным, то ... (они могут заболеть).

Если ветеринар не будет следить за качеством продуктов питания, которые дают животные, то ... (они могут быть заражены; в них могут попасть грязь, бактерии; накапливаться ядохимикаты).

Если ветеринар неправильно осматривает животного, то ... (он может не заметить проявлений болезни, неправильно поставить диагноз).

Если ветеринар неправильно определит заболевание животного (поставит диагноз), то ... (он неправильно назначит лечение; болезнь станет еще тяжелее; животное может умереть).

Если ветеринар не будет давать животным витаминов, то ... (они могут ослабнуть, заболеть, будут давать мало молока).

Если ветеринар не будет любить животных, то ... (не будет их жалеть; они его к себе не подпустят; он не будет стараться им помочь и т.п.).


Кроссворд

https://yandex.ru/images/search?text=ветеринар%20кросворд%20для%20детей&from=tabbar&pos=24&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-pdb%2F27625%2F4ec700f1-7dc2-467a-b7fc-79fd9262b9f9%2Fs1200&rpt=simage


https://yandex.ru/images/search?text=ветеринар%20кросворд%20для%20детей&from=tabbar&pos=8&img_url=https%3A%2F%2Fimg1.labirint.ru%2Frcimg%2F4123dc772a4bede35bd16ec866b69075%2F1920x1080%2Fbooks70%2F694543%2Fph_02.jpg%3F1564203454&rpt=simage


https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=венгерскийкросворд%20ветеринар%20для%20детей%20начальной%20школы&pos=10&img_url=https%3A%2F%2Fwww.graycell.ru%2Fdownload%2Fbig%2FKidsFillBig8.jpg&rpt=simage


Тема: Профессия- Орнитолог.

Для того, чтобы изучить все особенности строения и жизни птиц существует целая наука - ОРНИТОЛОГИЯ.

А профессия людей, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц называется - ОРНИТОЛОГ. Это очень важная , нужная и интересная профессия.


https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=Ca6PdgoxNtI&feature=emb_logo


https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8142064843919437675&from=tabbar&text=профессия+орнитолог



Тема Профессия Эколог

Экология, как наука вписывается в контекст решения ключевых проблем устойчивого развития, где есть необходимость согласования экономических, социальных и экологических аспектов. Необходимость поиска решений на эту тему говорит о том, что существует спрос на профессиональных экологов, которые играют ключевую роль в защите окружающей среды и её сохранении для будущих поколений. на первый взгляд может показаться, что востребованность профессии эколог зависит именно от них.

Успешные действия по сохранению биоразнообразия Земли должны быть основаны на правильном понимании экологических процессов и их отношений между собой, которые подвергаются воздействию изменений окружающей среды.

Сегодня ключевыми являются следующие вопросы:

  • Как быстро и где именно происходят климатические изменения, которые приводят к экологическим трансформациям

 

  • Что делает некоторые виды и места обитания более уязвимыми, чем другие

 

  • Каковы последствия увеличения экотуризма для тропических и полярных экосистем

 

  • Как мы можем примирить потребности в ресурсах растущей человеческой популяции с необходимостью сохранения видов и экосистем.

Изучение экологии и окружающей среды является основой поиска ответов на эти и многие другие вопросы, связанные с практическим сохранением планеты.


Экологи могут работать в различных областях, в зависимости от уровня их образования.

Одно из направлений профессии эколог занимается полевыми и лабораторными исследованиями, работая в отраслях, связанных с образованием, консалтинговыми услугами и местными или государственными учреждениями.

Докторская степень в области экологии может привести к карьере специалиста по дикой природе, лесника или натуралиста, каждый из которых будет являться своего рода учёным. Обычно такие специалисты помогают анализировать и рационализировать использование природных ресурсов в целях улучшения окружающей среды. При этом профессия лаборант-эколог чаще подразумевает работу под руководством именно такого учёного, чем самостоятельную деятельность.

Степень магистра поможет создать карьеру в области управления экологическими программами. Управление может распространяться и на полевые работы, и на лесное хозяйство, и на экологическое планирование, и на консалтинг.

Другая работа магистра экологии (или инженер-эколог) может заключаться в координировании программ и управление природными ресурсами. И первое, и второе одинаково помогает улучшать и защищать экосистемы.

Экологи со степенью бакалавра могут работать преподавателями в начальной, средней и старшей школе (одно из названий данной профессии — биолог-эколог). Впоследствии, с приобретением докторской степени может расширить возможности преподавательской деятельности до обучения студентов и аспирантов колледжей и университетов.

Простыми словами экология — это наука, изучающая организмы и то, как они связаны с окружающей средой. Но эта дисциплина по большому счёту является смежной, из-за того, что тесно связана с агрологией, биологией ботаникой, зоологией, геологией и некоторыми другими.


Просмотр фильма профессия Эколог https://www.youtube.com/watch?v=uECgLIl5x54

Рассмотрите экологические знаки. Что обозначает каждый знак?

Нарисуйте экологический знак.



Тема Профессия Ихтиолог, аквариумист

Очень интересна и необычная профессия – аквариумист. Кто же это такой.

http://dailymoneyexpert.ru/how-to-make/2016/09/23/neobychnaya-professiya-akvariumist-lyubitel-podvodnogo-mira-11468.html


https://yandex.ru/video/search?text=ихтиолог+кто+это


кроссворд

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=задание%20рыбы%20для%20младших%20школьников&pos=8&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0046%2F0011c70d-45c7226e%2Fhello_html_67ed8cfa.jpg&rpt=simage


задание по карточкам

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=задание%20рыбы%20для%20младших%20школьников&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fimg2.labirint.ru%2Frcimg%2Faf6466c94726d400a63f65e8fc46c089%2F1920x1080%2Fbooks67%2F662036%2Fph_02.jpg%3F1564129571&rpt=simage&rlt_url=https%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fd%2F2%2F145%2F338%2F145338159_Ya_uznayu_okruzhayuschiy_mir_6_let_Krylova_O_N__2017_17.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fimg2.labirint.ru%2Frcimg%2Faf6466c94726d400a63f65e8fc46c089%2F1920x1080%2Fbooks67%2F662036%2Fph_02.jpg%3F1564129571


Практическая работа «Аквариум»


Ландшафтный дизайнер, цветовод

Просмотр фильма Ландшафтный дизайнер https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11238381851235216951&from=tabbar&text=ландшафтный+дизайнер+профессия+для+младших+школьников


Мастер-класс «Размножение герани».

Герань – неприхотливое растение рода семейства Гераниевые. Листья герани мягкие, потому что покрыты тонкими волосками. Герань может достигать длины в 50 сантиметров. Оттенки цветков различны – они могут быть белыми, голубыми, розовыми, красными, синими или фиолетовыми. Родиной герани является Южная Африка. Именно там, в давнее время, впервые рос этот красивый цветок. 

Герань очень неприхотлива и отлично растет на балконе, в саду и дома. Размножается этот цветок несколькими способами, а главным из них есть черенкование летом.

Размножение герани это просто и легко. Нужно отрезать ножницами черенок герани. Это верхняя часть молодого побега с 5-7 листиками. Обязательно нужно обрезать цветы, сухие листья и нижние листочки, если есть. Растение, с которого собираемся срезать черенки, поливать не нужно.


Приготовить горшочек или пластиковый стакан. На дно горшка обязательно положить дренаж, чтобы не было загнивания корней. Его можно купить в магазине. Вместо керамзита можно использовать пенопласт, если остался  от каких-нибудь покупок  домашней техники. Его  только нужно раскрошить.Заполнить ёмкость землёй так, чтобы от края до земли было 1 см. Земля самая обыкновенная для  комнатных цветов.

Землю нужно немного увлажнить. Герань любит тесноту, поэтому сажаем в один горшочек 2-3 черенка.  Уплотняем землю . Дело сделано. Как говориться, в добрый путь.


Теперь осталось полить и накрыть. Этот момент важный.  Под банкой растение приживается гарантировано.

С поливом главное не переусердствовать. Проверяйте землю на ощупь. Влажная — ждем, сухая — поливаем.

Герань укореняется от 7 до 20 дней. Через 7-20 дней начнут довольно бодро появляться свежие молодые листочки — это знак, что черенки пустили корешки. Теперь банки можно убрать.


Тема: Профессия Биолог.

Кто такие биологи ? Чем они занимаются? Мы все узнаем с вами из фильма.


https://okobzor.ru/professii/biolog/


А теперь давайте проведем викторину. А знаем ли мы с вами биологию?

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/04/15/viktorina_dlya_nachalnyh_klassov.doc



Тема «Профессия «Агроном»».

Эта специальность необходима в каждой стране. Несмотря на то, что о ней не так много говорят, и она не входит в список самых модных профессий. Однако именно от нее зависит, сколько продукции будет на прилавках магазинов, и каким будет ее качество.

Профессия агронома имеет богатую историю и уходит корнями в древние времена, когда человек впервые решил перестать собирать дикорастущие растения и надеяться на милость природы в вопросах своего пропитания. Тогда-то и начались первые опыты по селекции растений. Сейчас труд агрономов, разумеется, куда более сложен и технологичен, но суть его не изменилась – обеспечить максимально богатый урожай.

Как правило, агрономы трудятся в местности, где занимаются сельскохозяйственным производством. Агроном должен работать над постоянным улучшением урожайности и управлять работой занятых в сельском хозяйстве людей: механизаторов, полеводов и т.д.

Благодаря специализированному образованию, агроном понимает, что требуется растениям на каждом этапе их развития, чего им не хватает, знает характеристики почвы, технологии посева культур. Поэтому на селе специалист по земледелию должен организовать сельскохозяйственный труд и производственный процесс. Именно он решает, какие полевые работы необходимы, в какие сроки они должны быть выполнены и с какой последовательностью.

Предлагаю ознакомиться вам с видео о дне агронома:

https://www.youtube.com/watch?v=s5Q0M123APg

Практической работой по данному занятию будет высадка лука у себя дома. Подробное видео о том, как это можно сделать:

https://www.youtube.com/watch?v=RpwmSd3nG_Y


Тема : Итоговое занятие.

Давайте пройдем тест- как хорошо мы знаем профессии.


https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/professii-lyudey-2-klass.html




9. Список литературы

Литература для педагога

  1. Большая энциклопедия природы. Изд. Шантеклер, Бельгия, 1991г.

  2. Былов В.Н., Зайцев Г.Н. Сад непрерывного цветения. Альбом- справочник. М.: Россельхозиздат, 1979г. – 180 с., ил.

  3. Верзилин Н.М. «По следам Робинзона», М.: изд. «Детская литература», 1975г., - 569с.

  4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Л.: изд. «Детская литература», 1970г.,-366с.

  5. Гершин В.И. «Домашние животные». Изд. «Педагогика», 1991г.

  6. Дементьев Г.П, Рустамов А.К., Успенский С.М. В стуже и зное. М.: изд. «Мысль», 1969г.,-133с.

  7. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. М.: «Детская литература», 1977г., - 255с.

  8. Девочкина З., Климович И. Растения вокруг нашего дома. М.: «Московский рабочий»,1979г.,- 152с.,ил.

  9. Жизнь животных под редакцией профессоров Гладкова Н.А., Михеева А.В.,5 томов. М.: изд. «Просвещение», 1970г.

  10. Жизнь растений в 6-ти томах под редакцией А.А. Федорова, М.: «Просвещение», 1974г.-240с.

  11. Журналы \\ Юный натуралист, 1998-2004г.

  12. Журналы \\ Муравейник, 2001-2004г.

  13. Журналы \\ GEOлёнок, 2010-2012г.

  14. Загадки дикой природы, перевод с английского Покидаевой Т.Ю., М.: «Росмен», 1999г.

  15. Зоопарк. Павильон -1- насекомые. Харьков, изд. «Услуга»- 1992г.

  16. Зуев Д.П. дары русского леса. М.: изд. «Лесная промышленность», 1996г.,- 250с.

  17. Имшенецкая Л.И. мир растений. М.: изд. «Просвещение», 1964г.,- 291с.

  18. Клетнина З.А. Природоведение. М.:»Просвещение», 1995г.

  19. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. «Как вырастить цветы», М.: изд. «Просвещение», 1993г.

  20. Леонид Семало. « Птицы ». М.: изд. «Мысль»,1994г.

  21. Красная книга Ульяновской области «Просвещение»,1991г.

  22. Литинецкий И. «Барометры природы». М.: изд. «Детская литература», 1982г.,-143с.

  23. Мягков Н.А. «Атлас-определитель рыб», М.: «Просвещение», 1994г.

  24. Плешаков А.А. «зеленые страницы», М.: «Просвещение»,1994г.

  25. Сладков Н. «Лесные тайнички». М.: изд. «Детская литература», 2000 г.

  26. Панфилов Д.В. в мире насекомых. М.: изд. «Лесная промышленность»,1969г.,-128с.

  27. Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология. М.: «Просвещение»,1961г.,-151с.

  28. Попов Н.В. На охоту за растениями. М.: «Просвещение»,1964г.,-125с.

  29. Маршак С.Я. «Круглый год». М.: Изд. АСТ, 2011г., 48с.

  30. Плавильщиков Н.Н. «Определитель насекомых». М.: изд. «Топикол»,1994г.

  31. «Растения и животные», под редакцией Вехова В.Н.. М.: изд. «Мир», 1991г.

  32. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии». М.: «Топикол»,1994г.

  33. Рахманов А.И. Птицы - наши друзья. М.: изд. «Росагропромиздат», 1989г.,-221с., ил.

  34. Рубцов Л.И., Гордиенко И.И. деревья и кустарники. К.: изд. «Наукова думка», 1971г.,-154с.

  35. Скопцов В.Г. «Странички из дневника натуралиста». Воронеж: Центрально-Черноземное изд., 1968г.

  36. Д.Родари «Чиполлино и его друзья» изд. «Дрофа», 2000г.

  37. Сабунаев В.Б. Занимательная ихтиология. М.: изд. «Детская литература»,1967г.,- 238с.

  38. Тимофеев Б.А. Наедине с природой. Лениздат,1961г.,-201с.

  39. Твой аквариум. Перевод с немецкого Афанасьева В.А. М.: изд. «Колос», 1969г.,-121с.

  40. Хрестоматия по зоологии. Малис С.А. М.: изд. «Просвещение»,1971г.

  41. Шерстнев В. Лекарственные растения. М.: ЦРИБ, 1985г.,- 157с.

  42. http://www.florets.ru

Литература для обучающихся и родителей

  1. Азбука живой природы. Растения и животные леса. Автор – Коняева О.В. Тула: изд. «Родничок»,1999г.,-482с.

  2. Аманда О Нил. Собаки. Перевод с английского Земцовой Т.Б. М.: изд. Астрель, ООО изд. АСТ, 2001г.,-64с.

  3. Атлас животного мира. Автор – Барбара Тейлор. М.: изд. «Слово», 1992г.,- 64с.

  4. Барков А.С. Зоология в картинках. М.: изд. «Росмэн», 2001г.,- 87с., ил.

  5. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. животные луга. М.: Эгмонт Россия ПТД,2002г.,- 64с.

  6. Вольфганг Гензель «Детеныши животных». Перевод с немецкого Шуклиной Е. М.: «Планета детства», изд. Астрель, АСТ,2000г.,-64с., ил.

  7. Джоан Палмер. Породы собак. М.: ЗАО изд. «Эксмо-Пресс»,2000г.,-78с.

  8. Динозавры. Иоахим Оперман, под редакцией А.В. Гура. М..: изд. «Слово», 1998г.,-49с.

  9. Джонс Джинни «Предки динозавров». Перевод с английского А. Блейза. М.: ООО изд. Астрель, ООО изд. РСТ, 2004г.,- 40с

  10. Жизнь в соленой воде. Лесли Джекмен. С-П.: изд. «Тимошка», 1997г.,-80с.

  11. Захарова Л. Галины друзья. Рассказы о животных. М.: изд. «Терра», 1999г.,-120с., ил.

  12. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения водоема. Учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия ПТД, 2000г.,- 64с.

  13. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения луга. М.: Эгмонт Россия ПТД, 2002г.,- 64с.

  14. Калин Маккарти. Рептилии, 1991г., «Дорчинг-Киндерсли Лиметед», Лондон для изд. «Слово», М.: 1997г.,-64с.

  15. Короткова О. Ядовитые растения. М.: изд. «Слово»,2001г.,- 48с., ил.

  16. Каплина В.В. Питомцы зоопарка. М.: изд. «Терра», 2001г.,-318с.

  17. Крайкова О.А. Пчелы, шмели, осы. М.: изд. «Слово», 2001г.,-48с., ил.

  18. Любимые животные под редакцией Идатчикова Л.И., перевод А.И. Криволаповой. С.: изд. «Русич», 1997г.,- 87с.

  19. Марк Кавардайн. Жизнь животных. Перевод с английского Покидаевой Т.Ю., под редакцией Кожемякина Н.Н. М.: изд. «Росмен», 1999г.,- 65с.

  20. Насекомые. Полная энциклопедия. Перевод с английского Т.Б. Земцовой. М.: изд. Астрель, изд. АСТ, 2001 г.,- 64с.

  21. Птицы. Генрих Хершельман, перевод О.А. Коробковой. М.: изд. «Слово», 2002г.,-48с., ил.

  22. Слоны, под редакцией Е.В. Калмыкова. М.: изд. «Слово», 2002г.,- 46с.

  23. Силкстаун Ричардз. Ваша кошка. Перевод с английского В.С. Лобачева. М.: изд. «Мир», 1994г.,-166с., ил.

  24. Цветы и деревья, под редакцией Жеребинова А.А. С.: изд. «Русич»,1998г.,-87с.

  25. Щекотова Людмила. Хищники наших лесов. М.: изд. «Слово», 2002г.,- 48с., ил.

  26. Энциклопедия живой природы, под редакцией Г Дзюбенко. М.: изд. АСТ-Пресс, 1999г.,-328с., ил.

  27. Я познаю мир. Век динозавров. Энциклопедия. М.: изд. Астрель, ООО изд. АСТ, 2002г.,-519с.




Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).

http://www.virtan.ru (Природа России).

http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России).

http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий)

http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).

http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)

http://russia-karta.ru (Электронная карта России).

http://dimitrovgrad.ru (Сайт Администрации города Димитровграда)

https://ppt4web.ru/biologija/zhivotnye-krasnojj-knigi.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!