СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации "Правильный выбор профессии" для обучающихся 8-9 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся 8-9 классов, является важным направлением работы школы. Подростки порой не обладают информацией о многообразии профессий и учебных заведений, об изменениях на рынке труда. Не могут самостоятельно определить свой личностный потенциал, способности, психологические особенности. Данная программа позволяет ребятам оценить свой личностный потенциал и расширить знания по профориентации.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации "Правильный выбор профессии" для обучающихся 8-9 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»



РАССМОТРЕНО:


Заседание МО кл.рук.


от 28.08.2021 г.

/Шапкина Ю. В./




СОГЛАСОВАНО:


Заместитель директора по ВР


_____________/Н.А. Стативкина/


УТВЕРЖДЕНО:


Приказ директора


от 31.08.2021 г. № 73


____________/С. В. Синюков/




Программа по профориентации для обучающихся 8-9 кл.


«Правильный выбор профессии»


на 2021-2024 учебный год



Срок реализации программы: 3 года

Количество часов в год 17

Составитель: Волина Юлия Викторовна, педагог – психолог

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж: 21 год


Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения












Протокол № 1 от 28.08.2021 г.

Руководитель М/О /Шапкина Ю. В./







Новохоперск, 2021 г.


Пояснительная записка

Выбор профессии – это решение об оптимальном соотношении между личными склонностями и способностями, с одной стороны, и возможностью получения профессии, потребности общества в кадрах - с другой. Каждый старшеклассник должен составить свое собственное представление о своих психологических особенностях, с помощью диагностики профессиональных склонностей вывести свою индивидуальную формулу профессии. Учитывая при выборе имеющиеся задатки, способности, личностные и психологические особенности, желание выполнять определенную профессиональную роль, востребованность профессии на рынке труда. Важно сформулировать для себя свои ценности, разобраться в природе мотивации, сформулировать карьерные цели и верно выбрать путь их достижения.

Потребности старшеклассников в психологической поддержке при профессиональном самоопределении, преодолении трудностей с выбором профессионального пути с учетом сущности своей собственной личности высоки. Нужна специально организованная психолого-педагогическая и консультативная помощь взрослеющим старшеклассникам. И такую помощь в школе оказывает социально-психологическая служба. Психологические программы помогающие в профессиональном самоопределении старшеклассников учитывают потребности личности, что является требованием указанным в законе РФ «Об образовании»: «Образование должно обеспечивать самоопределение личности и создавать условия для ее самореализации».

В современных условиях лучше адаптируется тот, кто изучил свои психологические особенности и сумел правильно оценить свой потенциал, знает все направления, которые индивидуально подходят и умеет правильно «встраиваться» в любой коллектив. Сегодня старшеклассник должен уметь работать с информацией, заниматься самопознанием, управлять своей мотивацией, правильно ставить цели и достигать их. Знание психологических особенностей своей личности, важно для счастливой и нормальной жизни. Оно помогает не бояться перемен, позволяет надеяться на успех.

Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся 8-9 классов, является важным направлением работы МОУ «Новохоперская СОШ № 91». Старшеклассники порой не обладают информацией о многообразии профессий и учебных заведений, осуществляющих подготовку по профессиям. Не могут самостоятельно определить свой личностный потенциал, способности, психологические особенности. Данная программа помогает ребятам расширить знания по профориентации, разработана педагогом-психологом для занятий с обучающимися 8-9х классов.

Актуальность

В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п. Существует разрыв между отсутствием осознанности у подростков, их неготовностью выстраивать профессиональную перспективу и профессиональным самоопределением обучающихся старших классов. Появилась необходимость выделить психологические особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассников в специальных условиях (психолого-педагогической программы по профориентации старшеклассников «Правильный выбор профессии»).



Новизна

Для решения проблемы профориентации в учебный процесс планируется включить учреждение среднего профессионального образования, и одновременно начать переустройство учебного процесса на основе интегрированных образовательных программ.

Основным результатом реализации данной программы станет разработка индивидуальных карт профессионального самоопределения для старшеклассников, созданных педагогом-психологом по результатам диагностики личностных особенностей обучающихся.

С помощью мероприятий программы каждый обучающийся создаст свой личный план вхождения в нужную ему профессию, и найдет с помощью полученных психологических знаний дело по душе.

Цель программы – психологическое просвещение подростков в вопросах профориентации, диагностика способностей и направленности интересов обучающихся 8-9 классов, ознакомление участников программы с результатами диагностики, для их осознанного и успешного личностного и профессионального самоопределения. Создание индивидуальной профориентационной карты с индивидуальными психологическими характеристиками для каждого обучающегося 9-го класса.

Для реализации цели ставятся следующие задачи:

  1. Сформировать у учащихся осознанную мотивацию и готовность к активной деятельности по жизненному и профессиональному самоопределению;

  2. Сформировать образ индивидуального идеального результата жизненного самоопределения (образ будущего);

  3. Сформировать представления об основных компонентах и структуре ситуации жизненного и профессионального самоопределения, вычленить наиболее значимые факторы;

  4. Сформировать представления об индивидуальной жизненной и профессиональной траектории, о возможности её самостоятельного проектирования и регулирования;

  5. Совместно с обучающимися обобщить полученные результаты в виде модели ситуации самоопределения;

  6. Создать условия для самостоятельного применения полученной модели к собственной жизненной ситуации и разработка на её основе индивидуального плана вхождения в интересующую профессию;

  7. Продиагностировать профессиональные склонности;

  8. Ознакомить обучающихся с организациями и учреждениями профессионального образования нашего региона;

  9. Предоставить для ознакомления профессиограммы профессий;

  10. Проводить психологические занятия, способствующие правильному выбору будущей профессии;

  11. Формировать адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

  12. Ознакомить со спецификой современного рынка труда.

Программа «Правильный выбор профессии» рассчитана на 3 года (1-2 раза в месяц). Данная программа будет реализована параллельно с курсом «Профимания», и дополнительными мероприятиями в рамках РИП.

Реализовываться программа будет педагогом-психологом на внеурочных занятиях или в рамках классных часов. Курс занятий рассчитан на 17 встреч с каждым 8-9 классом . Продолжительностью 45 минут. По программе предполагается сетевое взаимодействие с организациями учреждениями профессионального образования. Дополнительно вместе с занятиями, классные руководители 8-9 классов проводят следующие направления работы:

  1. Экскурсии на предприятия города;

  2. Знакомство с образовательными порталами сети интернет (узнают информацию об учебных заведениях);

  3. Знакомство с профессиограммами популярных профессий.

  4. Приглашают специалистов, бизнесменов из разных профессиональных областей для беседы.

  5. Создание проектов «Моя будущая профессия».

2021-2022 учебный год

Учебно-тематический план программы для обучающихся 8 классов:


п/п

Наименование лекционно-практического занятия

Всего часов

В том числе

Сроки


Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Беседа «Кем быть?»

1

0,5

0,5


Беседа

2

Тест Е.А.Климова«ДДО».

1

0,5

0,5


Тесты

3

Лекция «Мир профессий»

1

0,5

0,5


Опрос

4

Беседа «Как правильно выбрать профессию»

1

0,5

0,5


Беседа

5

Диагностика «Интересы и склонности»

1

0,5

0,5


Тесты

6

Психологическая игра «Выбор»

1

0,5

0,5


Беседа


7

Диагностика «Темперамент»

1

0,5

0,5


Тесты

8

Беседа «Профессии подходящие по темпераменту»

1

0,5

0,5


Опрос

9

Диагностика «Экстраверт или интроверт»»

1

0,5

0,5


Тест

10

Диагностика«Левое или правое»

1

0,5

0,5


Тесты

11

Беседа «Особенности выбора профессии согласно индивидуальному латеральному профилю»

1

0,5

0,5


Тесты

12

Психологическая игра «Профориентация»

1

0,5

0,5


Опрос

13

Лекция «Психологический подход в решении выбора дальнейшего образования»

1

0,5

0,5


Опрос

14

Диагностика «Способности и профессиональная пригодность»(Опросник способностей)

1

0,5

0,5


Тесты

15

Беседа «Типы характеров и профессия»

1

0,5

0,5


Опрос

16

Тест Е.А.Климова«ДДО»

(Итоговый мониторинг)

1

0,5

0,5


Тесты

17

Беседа «Ошибки в выборе профессии»

1

0,5

0,5


Опрос

Итого

17

8,5

8,5





Учебно-тематический план программы для обучающихся 9 классов (2021-2022 уч.г).:


п/п

Наименование лекционно-практического занятия

Всего часов

В том числе

Сроки


Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Беседа «Интересы и склонности»

1

0,5

0,5


Опрос

2

Тест Е.А.Климова «ДДО».

1

0,5

0,5


Тесты

3

Беседа «Способности и профессиональная пригодность» (Опросник способностей).

1

0,5

0,5


Опрос

Тесты

4

Беседа «Тип мышления и профессия» (Опросник на определение типа мышления)

1

0,5

0,5


Беседа

5

Диагностика «Профессиональные типы Холланда»

1

0,5

0,5


Тесты

6

Психологическая игра «Выбор»

1

0,5

0,5


Беседа


7

Диагностика «Темперамент»

1

0,5

0,5


Тесты

8

Беседа «Профессии подходящие по темпераменту»

1

0,5

0,5


Опрос

9

Диагностика «Экстраверт или интроверт»»

1

0,5

0,5


Тест

10

Диагностика «Левое или правое»

1

0,5

0,5


Тесты

11

Беседа «Особенности выбора профессии согласно индивидуальному латеральному профилю»

1

0,5

0,5


Тесты

12

Психологическая игра «Управленец или подчиненный»

1

0,5

0,5


Опрос

13

Лекция «Психологический подход в решении выбора дальнейшего образования»

1

0,5

0,5


Опрос

14

Диагностика «Тест по выявлению коммуникативных качеств личности» Маклаков А.В.

1

0,5

0,5


Тесты

15

Беседа «Типы характеров и профессия»

1

0,5

0,5


Опрос

16

Тест Е.А.Климова «ДДО»

(Итоговый мониторинг)

1

0,5

0,5


Тесты

17

Беседа «Перспектива успеха»

1

0,5

0,5


Опрос

Итого

17

8,5

8,5




2022-2023 учебный год


Учебно-тематический план программы для обучающихся 8 классов:


п/п

Наименование лекционно-практического занятия

Всего часов

В том числе

Сроки


Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Беседа «Как выбирать профессию ?»

1

0,5

0,5


Беседа

2

Тест «Структура интересов Хеннинга»


1

0,5

0,5


Тесты

3

Лекция «Нельзя ошибиться?»

1

0,5

0,5


Опрос

4

Беседа «Как подростку преодолеть давление родственников?»

1

0,5

0,5


Беседа

5

Диагностика «ОЦЕНКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ»

1

0,5

0,5


Тесты

6

Психологическая игра «Действуйте сразу»

1

0,5

0,5


Беседа


7

Диагностика «Темперамент»

1

0,5

0,5


Тесты

8

Беседа «Профессии подходящие по темпераменту»

1

0,5

0,5


Опрос

9

Диагностика «Экстраверт или интроверт»»

1

0,5

0,5


Тест

10

Диагностика Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности

1

0,5

0,5


Тесты

11

Беседа «Психологические причины нерешительности»

1

0,5

0,5


Тесты

12

Психологическая игра «Ценности и мотивация»

1

0,5

0,5


Опрос

13

Лекция «Достижение целей»

1

0,5

0,5


Опрос

14

Диагностика Анкета «Твои профессиональные намерения»; Анкета «Осведомленность о профессиях»; Анкета «Изучение настойчивости»; Тест Д. Голланда по определению типа личности

1

0,5

0,5


Тесты

15

Беседа «Все подготовлено – только займи свое место»

1

0,5

0,5


Опрос

16

Тест Е.А.Климова «ДДО»

(Итоговый мониторинг)

1

0,5

0,5


Тесты

17

Беседа «Откуда берутся воздушные замки в вопросах карьеры и успеха?»

1

0,5

0,5


Опрос

Итого

17

8,5

8,5





Учебно-тематический план программы для обучающихся 9 классов (2022-2023 уч.г.):


п/п

Наименование лекционно-практического занятия

Всего часов

В том числе

Сроки


Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Беседа «Современная профориентация»

1

0,5

0,5


Опрос

2

Тест 1. Методика «Профессиональная готовность»

(Чернявской А.П.)

1

0,5

0,5


Тесты

3

Беседа «Как определить свои подлинные цели?»

1

0,5

0,5


Опрос

Тесты

4

Беседа «Тип мышления и профессия» (Опросник на определение типа мышления)

1

0,5

0,5


Беседа

5

Диагностика

«Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности».


1

0,5

0,5


Тесты

6

Психологическая игра «Я настоящий»

1

0,5

0,5


Беседа


7

Диагностика «Темперамент»

1

0,5

0,5


Тесты

8

Беседа «Профессии подходящие по темпераменту»

1

0,5

0,5


Опрос

9

Диагностика «Экстраверт или интроверт»»

1

0,5

0,5


Тест

10

Диагностика Тест Д. Голланда по определению типа личности.

1

0,5

0,5


Тесты

11

Беседа «Как воспитывать волю и договариваться с собой?»

1

0,5

0,5


Тесты

12

Психологическая игра «Пять элементов выбора»

1

0,5

0,5


Опрос

13

Лекция «Психологический подход в решении выбора дальнейшего образования»

1

0,5

0,5


Опрос

14

Диагностика «Тест по выявлению коммуникативных качеств личности» Маклаков А.В.

1

0,5

0,5


Тесты

15

Беседа «Типы характеров и профессия»

1

0,5

0,5


Опрос

16

Тест Е.А.Климова «ДДО»

(Итоговый мониторинг)

1

0,5

0,5


Тесты

17

Беседа «Сценарий профессионального успеха»

1

0,5

0,5


Опрос

Итого

17

8,5

8,5


















2023-2024 учебный год


Учебно-тематический план программы для обучающихся 8 классов:


п/п

Наименование лекционно-практического занятия

Всего часов

В том числе

Сроки


Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Беседа «Познакомься с собой настоящим»

1

0,5

0,5


Беседа

2

Тест «Карта интересов Голомштока»


1

0,5

0,5


Тесты

3

Лекция «Современные направления в профессиях»

1

0,5

0,5


Опрос

4

Беседа «Интерес и профессия»

1

0,5

0,5


Беседа

5

Диагностика «Тесты на профессиональную направленность»

1

0,5

0,5


Тесты

6

Психологическая игра «Графоанализ и профориентация»

1

0,5

0,5


Беседа


7

Диагностика «Темперамент»

1

0,5

0,5


Тесты

8

Беседа «Профессии подходящие по темпераменту»

1

0,5

0,5


Опрос

9

Диагностика «Экстраверт или интроверт»»

1

0,5

0,5


Тест

10

Диагностика Анкета «Твои профессиональные намерения»; Анкета «Осведомленность о профессиях»; Анкета «Изучение настойчивости»; Тест Д. Голланда по определению типа личности

1

0,5

0,5


Тесты

11

Беседа «Рецепт успеха» ( разговор о достижении подлинных целей)

1

0,5

0,5


Тесты

12

Психологический тренинг «Избавляемся от тревоги выбора»

1

0,5

0,5


Опрос

13

Лекция «Достижение целей – важный процесс»

1

0,5

0,5


Опрос

14

Диагностика Анкета «Твои профессиональные намерения»; Анкета «Осведомленность о профессиях»; Анкета «Изучение настойчивости»; Тест Д. Голланда по определению типа личности

1

0,5

0,5


Тесты

15

Беседа «Как идут дела у тех, кто хорошо знает себя?»

1

0,5

0,5


Опрос

16

Тест Е.А.Климова «ДДО»

(Итоговый мониторинг)

1

0,5

0,5


Тесты

17

Беседа «Любимая работа дается просто»

1

0,5

0,5


Опрос

Итого

17

8,5

8,5





Учебно-тематический план программы для обучающихся 9 классов (2023-2024 уч.г.):


п/п

Наименование лекционно-практического занятия

Всего часов

В том числе

Сроки


Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Беседа «Подходящая сфера деятельности»

1

0,5

0,5


Опрос

2

Тест 16 факторный личностный тест-опросник Р. Б. Кеттелла


1

0,5

0,5


Тесты

3

Беседа «Как не удлинять и не усложнять свой путь»

1

0,5

0,5


Опрос

Тесты

4

Беседа «Слово «ПРОФЕССИЯ» в современной реальности

1

0,5

0,5


Беседа

5

Диагностика

«Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности».


1

0,5

0,5


Тесты

6

Психологическая игра «Яркие интересы»

1

0,5

0,5


Беседа


7

Диагностика «Темперамент»

1

0,5

0,5


Тесты

8

Беседа «Профессии подходящие по темпераменту»

1

0,5

0,5


Опрос

9

Диагностика «Экстраверт или интроверт»»

1

0,5

0,5


Тест

10

Диагностика Тест Дж. Морино «Выявление лидерского потенциала»

1

0,5

0,5


Тесты

11

Беседа «Биологический фундамент личности»

1

0,5

0,5


Тесты

12

Психологическая игра «Шаги профориентации»

1

0,5

0,5


Опрос

13

Лекция «Психологический подход в решении выбора дальнейшего образования»

1

0,5

0,5


Опрос

14

Диагностика Анкета «Твои профессиональные намерения»; Анкета «Осведомленность о профессиях»; Анкета «Изучение настойчивости»; Тест Д. Голланда по определению типа личности «Тест по выявлению коммуникативных качеств личности» Маклаков А.В.

1

0,5

0,5


Тесты

15

Профориентационная игра «Профессиональный путь»

1

0,5

0,5


Опрос

16

Тест Е.А.Климова «ДДО»

(Итоговый мониторинг)

1

0,5

0,5


Тесты

17

Беседа «Работа и призвание»

1

0,5

0,5


Опрос

Итого

17

8,5

8,5






По завершении программы педагог-психолог обобщает результаты проведенной диагностики с каждым конкретным обучающимся, и дает индивидуальные рекомендации по выбору дальнейшего профиля обучения в виде таблицы

КАРТА УЧЕНИКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФИЛЯ)

Ф.И. ученика ___________________ Класс ( 8 ) 9

Предполагаемые результаты от проведения программы «Правильный выбор профессии»:

Старшеклассники к завершению обучения значительно лучше абстрактно и логически мыслят, способны схватывать новое, обладают достаточным уровнем обучаемости. К завершению программы обучающимся будут свойственны такие качества, как легкость в общении, готовность к сотрудничеству, сдержанность, у них разовьется умение принимать решения самостоятельно. Будет отмечаться очень важный переход психологических характеристик в новое качественное состояние (в дальнейшем – в свойство личности): от недостаточной самостоятельности, спонтанности в действиях подростков к эмоциональной стабильности, практичности, реалистичности, уравновешенности, решительности и объективности. Подростки будут чувствовать себя более уверенно в выборе будущей профессии.











Список использованной литературы

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов

вузов / Г.С. Абрамова. – М. : Академический проект, 2001. – 699 с.

2.Бабанский, Ю.Н. Педагогика / Ю.Н. Бабанский. – М.: 2004. – 362 с.

3.Божович, Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе. Хрестоматия

по возрастной психологии / Л.И. Божович. – М. : Москва: Институт

практической психологии, 1996. – 213с.

4.Божович, Л.И. Формирование личности в онтогенезе / Л.И. Божович. – М.: 1991. – 352 с.

5.Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.

Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 528 с.

6.Васильченко М. Современная профориентация: как искать дело жизни / Максим Васильченко.-[б.м.]: Издательские решения, 2020.-118 с.

7.Голерова, О.А. Выбор профессии – дело семейное?: пособие для учителя /

О.А. Голерова, Е.В. Гурова. – М.: Просвещение, 2008. – 96с.

8.Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф.

Рыбалко. – М.: Речь, 2008. – 208 с.

9.Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие

человека / А.А. Деркач. – М.: РАГС, 2000. – 536 с.

10.Джарретт К. Будь тем, кем хочешь: Наука о том, как изменить себя / Кристиан Джарретт ; Пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2022. – 328 с.

11.Донцова, М.В. Психологическое сопровождение профессионально-

личностного становления студентов-психологов : автореф. дис. ... канд.

психолог. наук / М.В. Донцова. – М.: 2009. – 25с.

12.Дружинин, В.Н. Психология / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 635

13.Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие

/ И.В. Дубровина под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.

14.Ермачкова, Е.С. Психолого-педагогические условия профессионального

самоопределения учащихся в системе профильного обучения : автореф. дис.

канд. психолог. наук / Е.С. Ермачкова. – Тамбов : 2009. – 18 с.

15.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования Учебн. пособие. –

2-е изд., перераб. – М: Издательство Московского психолого-социального

ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.– 480 с.

16.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и

практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект;

Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

17.Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов /

Э.Ф. Зеер. – М. : Академический Проект: Деловая книга, 2003.– 336 с.

18.Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней

юности: Учеб.пособие. / Э.Ф Зеер, О.А. Рудей. – Воронеж: МОДЭК, 2008. –

256 с.

19.Исакова, Е.К. К определению понятия педагогическое сопровождение

[Электронный ресурс] / Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко.

http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm

20.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.:

Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

21.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова,

А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия. 2003. – 172 с.

22.Коломеец, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования

стратегий осуществления выбора у старшеклассников : автореф. дис. ... канд.

психолог. наук / Л.А. Коломеец. – Кемерово: 2013. – 23 с.

23.Кон, И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. – М., 1989. – 256 с.

24.Кон, И.С. Открытие “Я” / И.С. Кон. – М.: 1980. – 367 с.

25.Кузнецов К.Г. Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [К.Г. Кузнецов и др.]-4-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 96 с.

26.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.

27.Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шалобанова. // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.– С.57-66.

28.Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник /А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

29.Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслом – СПб., 1997. – 432 с.

30. Мордовская А.В. Основы профориентологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / А.В. Мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 237 с.

31.Озерова, М.В. Роль профилизации в формировании образовательных стратегий старшеклассников : социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / М.В. Озерова. – Екатеринбург : 2013.

32.Парнов Д.А. Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга с которой начинается карьера. – М.: Книжный мир, 2014.-256 с.

33.Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.

34.Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.

35.Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. – М. : Изд. МГППИ, 1999. – 286 с.

36.Резапкина, Г.С. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Г.С. Резапкина – М. : Генезис, 2006. – 144 с.

37.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб. :Питер Ком, 2000. – 705 с.

38.Сапа, А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС [Текст] / А.В. Сапа // ФГОС второго поколения: Инновационные проекты и программы в образовании – 2014. – №2. – С. 24-30

39.Серебряков А.Г. Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А.Г. Серебряков и др.]-5-е изд. – М.: Просвещение, 2021.– 80 с.

40.Смирнова, Ю.Е. Психологические предпосылки профессионального самоопределения старшеклассников профильной школы: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Ю.Е. Смирнова. – Санкт Петербург: 2013.

41.Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник. – М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2004. – 336 с.

42.Таланова, С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / С. И. Таланова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 226-228.

43.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (ред. от 30.12.2015)

44.Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб.пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 176 с.

45.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004. – 96 с.

46. Чистякова, С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение и выбор профессии: учеб. пособие для предпрофильной подготовки учащихся школ г. Москвы, 9 класс. ОИЦ «Академия». - 2012. – 44 с.

47. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школь- ников. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 159 с.



Приложение 1

Занятие 1. Кем быть?

Цели: - получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся;

- формирование у учащихся установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации.

Основная часть.

Меня зовут... Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания 9 класса. Если кто-то уже сделал выбор. То эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора.

На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помогут в профессиональном определении. Мы также определимся с дальнейшим профилем обучения в 10 классе. Вы познакомитесь с разными профессиями. Вы также узнаете о том, что влияет на выбор профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении.

Вы всегда можете рассчитывать на мою помощь и консультацию при определении профиля и выборе профессии.

- вы уже думали о будущей профессии?

- кто из вас точно пойдет в 10 класс?

Конкурс: за 5 минут нужно вспомнить и написать как можно больше названий профессий.

- Как вы думаете, от чего зависит выбор профессии? Что человек учитывает при выборе профессии?

  1. Личные интересы ребенка.

  2. Семейные традиции.

  3. Учебная успешность ребенка.

  4. Востребовательность профессии обществом.

наличие возможностей для поступления в вуз.

На наших занятиях при выборе профиля обучения и профессии мы также будем учитывать наши интересы, склонности, способности, тип мышления и темперамент.

Теперь я предлагаю вам заполнить анкету, которая поможет выявить, готовы ли вы к профессии.


Анкета « Готовность к выбору профессии» (подготовлена профессором В.Б.Успенским).

Инструкция: ответь на утверждение согласием или несогласием, да или нет.

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию?

  2. Основной мотив выбора – материальные интересы?

  3. В избранной профессии вас привлекает прежде всего сам процесс труда?

  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться ваши друзья?

  5. Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома?

  6. Если вам не удастся получить избираемую профессию, то у вас есть запасные варианты?

  7. вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией?

  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии?

  9. Не важно – кем работать, важно – как работать?

  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

  11. Вам известно, каких качеств, связанных с будущей профессией, вам не достает?

  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств?

  13. Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

  14. Родители одобряют ваш выбор профессии?

  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии?

  16. Вы пробовали свои силы в деятельности, близкой к будущей профессии?

  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача?

  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в высшее учебное заведение?

  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение?

  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии?

  21. Вы уверены, что родственники помогут вам устроиться на работу (учебу)?

  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой вами профессии?

  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться еще раз?

  24. Для правильного выбора профессии достаточно вашего слова «хочу»?


Обработка результатов:

Поставьте полученные варианты ответов в 2 столбца следующим образом:

  1. 1 3 6 7 8 11 12 14 16 17 19 20 22 23

2. 2 4 5 9 10 13 15 18 21 24

Подсчитайте в первом столбце сумму ответов – да, во втором – сумму ответов – нет. Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 -6 баллов – неготовность

7-12 баллов – низкая готовность

13-18баллов - средняя готовность

19-24 балла – высокая готовность.


Занятие 2

Мир профессий. Классификация профессий по предмету труда. ДДО.


Цель: - определить склонность к определенному типу профессий.

Методика: ДДО.


Основная часть:

Мир профессий очень многообразен. Каждый год появляются новые профессии, а другие устаревают и исчезают. Но независимо от этого все профессии можно классифицировать. Таких классификаций много, т.к. за основу берутся разные критерии.

Работа в группах: - Сейчас я каждой группе предложу критерий (признак), по которому можно разделить профессии на разные группы. Каждая группа придумает классификацию профессий и примеры профессий по каждому из пунктов.

1. ручные и простые приспособления.

2. механический труд.

3. автоматический труд.

4.Функциональные средства (речь, зрение, мимика)

5.теоретические средства (знания, способы мышления)

6. переносные или стационарные средства

Условия труда (место работы)

1. бытовой микроклимат.

2. особые условия (цех, сцена)

3.экстремальные.

4. работа на открытом воздухе

5. большие помещения с людьми.

6.работа сидя, стоя, в движении.

7. домашний кабинет.

8. обычный производственный кабинет.


Мы подробнее остановимся на классификации профессий по предмету труда.

Все профессии можно разделить на следующие типы:

1. человек – природа (биолог, агроном, лесник, ветеринар, животновод, геолог)

2. человек – техника (водитель, оператор связи, машинист, тракторист)

3. человек – человек (врач, учитель, психолог, воспитатель, адвокат, продавец)

4. человек – знаковая система (экономист, программист, картограф, архивариус)

5. человек – художественный образ (художник, модельер, дизайнер, актер)


Методика: ДДО.


Опросник ДДО

ЗАНЯТИЕ 3 «Интересы и склонности»

Цели: - выявить интересы учащихся по направлениям профессиональной деятельности.

Методика: «Профиль»


Основная часть:

Интересы различаются по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т. д.), по глубине, по длительности. При выборе профессии интерес играет довольно немалую роль. Бывает так, что интересы ребенка идут вразрез с планами ребенка.

Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов. Художников – уже в детстве проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание, образование.

Определить свои интересы вам поможет следующая методика.


Методика «Профиль»

Инструкция: Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+», если не нравится – знак « -«.Если сомневаетесь – поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.

Мне нравится...

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

  1. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

  2. Выяснять устройство электроприборов.

  3. Читать научно-популярные технические журналы.

  4. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

  5. Бывать на выставках, концертах, спектаклях

  6. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом

  7. Наблюдать за работой медсестры, врача.

  8. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

  9. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

  10. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

  11. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

  12. Ремонтировать бытовые электроприборы.

  13. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

  14. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

  15. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

  16. Участвовать в общественной жизни школы, города.

  17. Объяснять одноклассникам учебный материал.

  18. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

  19. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

  20. Проводить опыты по физике.

  21. Ухаживать за животными, растениями.

  22. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

  23. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

  24. Коллекционировать камни, минералы.

  25. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

  26. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

  27. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.

  28. Закупать продукты для дома. Вести учет расходов.

  29. Участвовать в военных играх, походах.

  30. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

  31. Замечать и объяснять природные явления.

  32. Собирать и ремонтировать компьютеры.

  33. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

  34. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

  35. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

  36. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

  37. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

  38. Искать и находить способы зарабатывания денег.

  39. Заниматься физической культурой и спортом.

  40. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

  41. Выполнять лабораторные работы по химии и биологии.

  42. Разбираться в принципах работы электроприборов.

  43. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

  44. «Читать» географические и геологические карты.

  45. Участвовать в спектаклях, концертах.

  46. Изучать политику и экономику других стран.

  47. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

  48. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

  49. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество плюсов в каждой из 10 колонок. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

  1. физика и математика

  2. химия и биология

  3. радиотехника и электроника

  4. механика и конструирование

  5. география и геология

  6. литература и искусство

  7. история и политика

  8. педагогика и медицина

  9. предпринимательство и домоводство

  10. спорт и военное дело

Чем выше балл, тем выше интерес к предмету или виду деятельности.

5баллов – ярко выраженный интерес; 2балла – профессиональные интересы не сформированы.


Методика «Профиль»

Ф. И. ученика ____________________________________Класс_______


Занятие 4: Склонности

Цель – изучение склонностей учащихся, связанных с профессиональной деятельностью.

Техники: Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши.


Основная часть:

Сегодня мы говорим про склонности. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Интересы можно обозначить словом «хочу», а склонности – это первый шаг к «могу».

Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию. Можно говорить о склонности к работе, если привлекает не только результат, но и сам процесс. Предложенный сейчас опросник поможет вам определить свои склонности к различным видам деятельности.


Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

Эта методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию. Методика состоит из шести колонок, которые отражают склонность к определенному виду деятельности:

  1. - склонность к работе с людьми.

Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми.


  1. склонность к исследовательской деятельности.

Профессии, связанные с научной работой.кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума.


  1. склонность к работе на производстве

Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов, зданий конструкций; обработка и использование различных металлов; управление транспортом и т.д

  1. склонность к эстетическим видам деятельности

Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.

  1. склонность к экстремальным видам деятельности

Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, службой в армии и т.д. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам

  1. склонность к планово-экономическим видам деятельности

Профессии, связанные с расчетами и планированием, делопроизводством, анализом и преобразованием текстов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.


Инструкция: Закончите высказывания, выбрав один из вариантов. Обведите выбранный вариант в бланке напротив номера вопроса.


1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а)общаться с самыми разными людьми;

б)что-нибудь делать своими руками – мебель, машины, одежду и т. д.;

в)снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т. д.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а)художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

б)сюжет, действия героев;

в)информация, которая может пригодиться в жизни.

3. меня больше обрадует Нобелевская премия:

а)в области науки;

б)за общественную деятельность;

в)в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а)управляющим банка;

б)главным инженером на производстве

в)начальником экспедиции.

5. Будущее людей определяет:

а)достижение науки

б)развитие производства

в)взаимопонимание между людьми

6. На месте директора школы я прежде всего займусь:

а)ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры)

б)созданием дружного сплоченного коллектива

в)разработкой новых технологий обучения

7. На технической выставке меня больше привлечет:

а)внешний вид экспонатов

б)внутреннее устройство экспонатов

в)их практическое применение

8. В людях я ценю прежде всего:

а)мужество, смелость, выносливость.

б)дружелюбие, чуткость, отзывчивость

в)ответственность, честность. Аккуратность.

9. в свободное от работы время я буду:

а)писать стихи или рисовать;

б)ставить различные опыты

в)тренироваться

10. В заграничных поездках меня больше привлечет:

а)экстремальный туризм (альпинизм, горные лыжи)

б)деловое общение

в)возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11. Мне интереснее беседовать:

а)о машине нового типа

б) о новой научной теории

в) о человеческих взаимоотношениях

12. Если бы в моей школе было бы всего три кружка, я выбрал бы:

а) технический

б) музыкальный

в) спортивный

13. В школе больше внимания следует уделять:

а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками.

б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом.

в) укреплению дисциплины.

14. Я с большим интересом смотрю:

а) научно-популярные фильмы

б) программы о культуре и искусстве

в) спортивные программы

15. Мне было бы интереснее работать:

а) с машинами, механизмами

б) с объектами природы

в) с детьми или сверстниками.

16. Школа в первую очередь должна:

а) давать знания и умения

б) учить общению с другими людьми

в) обучать навыкам работы

17. Каждый человек должен:

а) вести здоровый образ жизни

б) иметь возможность заниматься творчеством

в) иметь удобные бытовые условия

18. Для благополучия в обществе в первую очередь необходима:

а) защита интересов и прав граждан

б) забота о материальном благополучии людей.

в) наука и технический прогресс.


19. Мне больше всего нравятся уроки.

а) физкультуры,

б) математики

в)труда

20. Мне интереснее было бы:

а) планировать производство продукции

б) изготавливать изделия.

в) заниматься сбытом продукции.

21. Я предпочитаю читать статьи:

а) о выдающихся ученых и их открытиях

б) о творчестве художников и музыкантов.

в) об интересных изобретениях.

22. Свободное время я охотнее провожу:

а) делая что-нибудь по хозяйству

б) с книгой.

в) на выставках и концертах.

23. Большой интерес у меня вызовет сообщение:

а) о художественной выставке.

б) о ситуации на фондовых биржах

в) о научном открытии.

24. Я предпочитаю работать:

а) в помещении, где много людей

б) в необычных условиях

в) в обычном кабинете.


Обработка результатов.


После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из 6 колонок бланка и записать эти 6 чисел в пустых клетках нижней строки.


10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность

0-3 балла – профессиональная склонность не выражена.










Занятие 5. Способности и профессиональная пригодность


Цель - Дать представление о способностях в профессиональной деятельности.

Методика – Опросник способностей.


Основная часть

Объявление темы и задач занятия.

Новый материал.

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», тоесть заранее данными от природы качествами.

Хорошая память и внимание могут быть даны человеку от природы, но их можно и развивать специальными упражнениями.

На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека.

Способности бывают общие и специальные. Общие способности есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени). Они важны для самых разных видов деятельности.

1. Физические способности необходимы массажисту, тренеру, официанту, сотрудникам правоохранительных органов; тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.


2. Высокие умственные или интеллектуальные способности необходимы учителю, врачу, юристу, экономисту, программисту, инженеру и т.д.


3. Коммуникативные способности – умение общаться, эмоциональная устойчивость нужны юристу, врачу, менеджеру, учителю и т.д.


Опросник способностей

Верно ли, что в детстве вы очень любили:

1.Подолгу играть в подвижные игры.

2. Продумывать игры и верховодить в них.

3. Играть в шашки и шахматы.

4.Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри.

5.Читать стихи или петь песни.

6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы

7. Слушать или сочинять сказки или рассказы.

8. Рисовать самостоятельно или наблюдать.

9. Слушать или сочинять сказки или истории.

Нравится ли вам сейчас:

10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе.

11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела

12. Помогать ребятам решать математические задачи.

13.Читать об известных открытиях и изобретениях.

14.Участвовать в художественной самодеятельности.

15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах.

16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве.

17.Заниматься в изостудии, изобразительном кружке.

18. Писать сочинение на свободную тему.

Получаете ли вы особое удовольствие:

19. От участия и борьбы в спортивном соревновании.

20. От своего умения расставить людей, распределить работу.

21. От решения трудных математических задач.

22. От исправления бытовых электро- и радиоприборов.

23. От игры на сцене.

24. От общения с людьми.

25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями.

26. От посещения художественной выставки.

27. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного.

Часто ли вас тянет:

28. К длительным физическим упражнениям.

29. К делам в группе, требующим вашей инициативы или настойчивости.

30. К разгадыванию математических шарад.

31. к изготовлению каких-либо моделей.

32. Участвовать в постановке спектаклей.

33. Помогать людям, посочувствовать им.

34. Поиграть на музыкальном инструменте.

35. Порисовать красками или карандашами.

36. Писать стихи или просто вести дневник.

Любите ли вы долгое время:

37. Заниматься спортом или физическим трудом.

38. энергично работать вместе с другими.

39.Заниматься черчением или играть в шахматы.

40. Копаться в механизмах, приборах.

41. Заботиться о младших, слабых или больных людях.

42. Думать над судьбами людей.

43. Исполнять музыкальные пьесы.

44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом.

45. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Результаты.

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

  1. Физические

  2. Организационные

  3. Математические

  4. Конструкторско-технические

  5. Эмоционально-изобразительные.

  6. Коммуникативные

  7. Музыкальные.

  8. Художественно-изобразительные.

  9. Филологические.

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.



Опросник способностей

Ф.И. учащегося_____________________________ Класс __________



Занятие 6: Типы мышления и профессия

Цель – Познакомить учащихся с типами мышления и определить свой тип мышления.

Методика: Опросник типа мышления.


Основная часть

Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Однако независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности ( творческих способностей).


Опросник типа мышления.

Инструкция: Прочитайте высказывания. Если вы согласны с высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны – поставьте «-«.

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснять другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном виде я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

  1. Я люблю играть в шахматы.

  2. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

  3. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

  4. Мне не нравится четко регламентированная работа.

  5. Мне нравится все делать своими руками.

  6. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

  7. Я придаю большое значение сказанному слову.

  8. Знакомые мелодии вызывают у меня знакомые картины.

  9. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

  10. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

  11. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

  12. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

  13. мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

  14. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

  15. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей Лего.

  16. Я предпочитаю точные науки.

  17. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

  18. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

  19. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

  20. Когда я слышу музыку мне хочется танцевать.

  21. Я понимаю красоту математических формул.

  22. мне легко говорить перед любой аудиторией.

  23. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

  24. Я сомневаюсь даже в том, что другим очевидно.

  25. Я люблю заниматься рукоделием.

  26. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

  27. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

  28. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.

  29. Не люблю ходить одним и тем же путем.

  30. Истинно только то, что можно потрогать руками.

  31. Я легко запоминаю формулы.

  32. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

  33. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

  34. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.


Подсчитайте количество плюсов в каждой колонке. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.

Уровень развития данного типа мышления.

0-2 – низкий

3-5 – средний

6-8 – высокий.

1. (п-д). Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!». Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.


2. (а-с) Абстрактно-символическое мышлением обладают люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.


3. (с-л) Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным словесным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.


4. (н-о) Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.


5. (к) Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в сфере деятельности.


Ф.И._____________________________

Класс_______________

Методика «Тип мышления»

Бланк ответа



Занятие 7.Профессиональные типы.


Цели: Дать преставление о профессиональных типах по классификации Холланда; определить профессиональный тип учащихся.


Основная часть:

Методика Холланда


Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных пар профессий надо выбрать одну, которая вам больше подходит (исходя из ваших способностей, возможностей). Рядом с названием профессии стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставьте «+»,

Затем подсчитайте количество плюсов в каждой строчке. Если вы плохо представляете себе. Чем занимаются специалисты названных профессий, обратитесь за помощью к словарю профессий.

  1. Инженер (1) ________________________ Социолог (2)

  2. Кондитер (1)____________________ Священнослужитель (3)

  3. Повар (1)__________________________Статистик (4)

  4. Фотограф (1)_____________Администратор торгового зала (5)

  5. Механик (1)__________________Дизайнер (6)

  6. Философ (2)___________________________Врач (3)

  7. эколог (2)_______________________________Бухгалтер (4)

  8. Программист (2)________________________Адвокат (5)

  9. Кинолог (2)__________Переводчик художественой литературы(6)

  10. Страховой агент (3)________________Архивист (4)

  11. Тренер (3)________________________Телерепортер (5)

  12. Следователь (3)___________________Искусствовед (6)

  13. Нотариус (4) ______________________Брокер (5)

  14. Оператор ЭВМ (4)________________ Манекенщица (6)

  15. Фотокорреспондент (5)____________Реставратор (6)

  16. Озеленитель (1)__________________Биолог-исследователь (2)

  17. Водитель автотранспорта (1)____________Бортпроводник (3)

  18. метролог (1)________________________Картограф (4)

  19. Радиомонтажник (1)___________Художник росписи по дереву (6)

  20. Геолог (2)_____________________Переводчик-гид (3)

  21. Журналист (5)_________________Режиссер (6)

  22. Библиограф (2)______________________Аудитор (4)

  23. Фармацевт (2)___________________Юрисконсульт (3)

  24. Генетик (2)____________________Архитектор (6)

  25. Продавец (3)__________________Оператор почтовой связи (4)

  26. Социальный работник (3)____________Предприниматель(5)

  27. Преподаватель вуза (3)______________Музыкант-исполнитель(6)

  28. Экономист (4)______________________Менеджер (5)

  29. Корректор (4)_________________________Дирижер (5)

  30. Инспектор таможни (5)___________Художник-модельер(6)

  31. Телефонист (1)____________________Орнитолог (2)

  32. Агроном (1)_________________________Топограф (4)

  33. Лесник (1)___________________________Директор (5)

  34. Мастер по ремонту и пошиву одежды_______ Хореограф (6)

  35. Историк (2)________________________ Инспектор ГИБДД (4)

  36. Антрополог (2)________________________Экскурсовод (3)

  37. Вирусолог (2)_________________________Актер (6)

  38. Официант (3)_________________________ Товаровед (5)

  39. Главный бухгалтер (4)_____Инспектор уголовного розыска(5)

  40. парикмахер-модельер(6)_____________Психолог (3)

  41. Пчеловод (1)________________________Коммерсант (5)

  42. Судья (3)___________________________ Стенографист (4)


Профессиональные типы.

Реалистический или практический.

Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности.

В интеллектуальной сфере, в большей степени преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано скорее с приемом и переработкой информации.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач. Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения играют незначительную роль.


СОЦИАЛЬНЫЙ.

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими словесными способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, направленное на обучение, лечение, обслуживание, и другие задачи, требующие постоянного контакта и общения с людьми.


КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ, или СТАНДАРТНЫЙ

Профессионалы данного типа практичны, конкретны,не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.

Предпочитают четко определенную деятельность. Чаще всего выбирают профессии, связанные с обработкой информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, ведением документации, установлением количественных соотношений между числами и условными знаками (бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие).

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ


Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям. Обладают достаточно развитыми способностями к общению.

Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.


АРТИСТИЧЕСКИЙ

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Общительны.

Избегают жесткой регламентации, предпочитают свободный график работы. Профессии могут быть связаны с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.




Занятие 8.Ошибки в выборе профессии.


Цель: - дать представление учащимся о влиянии здоровья на профессию,

- познакомить с рейтингом и спросом на разные профессии в настоящее время;


Ход занятия:

- Уточним значение слова «ошибка». Если ты неровно отрежешь кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать. Если лишнее отрежет хирург.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова его цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда завышенное, чаще заниженное.

Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками. Кем вы хотели стать в детстве?

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3-5, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые. Формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.


Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии – выбор изсоображения престижа. Но престиж – понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера.

Нередко молодые люди. Повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни, а не компания для пикника.

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино. Чтобы увидеть, как оно повлияло на выбор профессии целых поколений.

Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли – Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование – оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была обеспечена на долгие годы рабочей силой.

Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах – строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.

В начале 90-х годов резко повысился конкурс в медицинские институты – это прошли сериалы «Доктор Куин – женщина врач», «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» многие захотели работать в правоохранительных органах.

Всегда есть профессии, которые требуются в обществе. Если вы не хотите остаться без работы, как толпы бухгалтеров, юристов, экономистов – нужно выбирать профессию, исходя из запросов общества.

Сейчас требуются следующее профессии: (смотри приложение)

Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека.

Например: значительное напряжение зрения требуют профессии – оператор, часовщик, ювелир.

Длительное стояние на ногах – продавец, зубной врач, парикмахер.

Высокое нервно-психическое напряжение – учитель, администратор.

Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?

Существуют следующие ограничения профессиональной пригодности (смотри приложение).


Занятие 9. Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую их недостатки.

Необходимо затронуть следующие вопросы:

- какое значение имеет эта профессия для общества?

- какой труд в ней используется?

- имеет ли профессия медицинские противопоказания?

- какими качествами должен обладать профессионал?

За каждую верную характеристику команда или ученик получает один балл.

Анализируется три профессии на выбор учителя (психолога).


Подведение итогов:

- Какие ошибки могут быть при выборе профессии?




Занятие 10.Перспектива Успеха. Тренинговое занятие.


Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.


Ход занятия.

1. Упражнение «Сигнал».

Ведущий. Сегодня мы с вами совершаем виртуальное путешествие в Мир профессий. Для перемещения воспользуемся необычным механизмом. Сядьте поудобнее. Положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.


2. Упражнение «Знакомство»

Ведущий. Вот мы и в мире профессий. Который встречает нас. Вашим проводником сегодня буду я. Ещё нам потребуются ключи от профессий. Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и лучшие свои способности...

- Зачем нам надо знать о своих склонностях и способностях?


3. Упражнение «Пересядьте те, кто...»

Ведущий. Ключей мы получили достаточно, чтобы открыть двери многих профессий. Их в мире насчитывают огромное количество. Выделяют 5 типов профессий. Напомните их?

( Участники получают таблички с одним из типов профессий).

- Я называю профессии, а вы пересаживаетесь те. Кто считает, что эта профессия относится к типу профессий. Лист с названием которой вы держите в руках.

Кинолог

Летчик

Судья

Эколог

Картограф

Режиссер

Модельер-парикмахер

Мастер по ремонту и пошиву одежды

Официант

Корректор


- Какие трудности возникли при ответах на вопросы?

4. Стихотворение «Чем пахнут ремесла?

- С чем ассоциирует профессии Дж.Родари?


У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом исдбой.

Мимо столярной


Идешь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.



Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего

Пахнет бензином


Маслом машинным

Пахнет кондитер

Орехом мускатным

Доктор в халате

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и плугом

Пахнет крестьянин.

Идущей за плугом



5. Упражнение «Ассоциации».

Участники сидят в кругу. Первый желающий называет любую профессию. А участник слева от него называет ассоциацию к данной профессии. Третий участник называет ассоциацию к профессии, озвученной вторым участником, и называет новую профессию и т. д.


6. Упражнение «Угадай профессию»

Считающий, ответственный.

Учитывает, осваивает, исполняет.

Сохраняет средства для предприятия.

(Экономист-бухгалтер)

Многогранный, экстравагантный.

Творит, украшает, создает.

Всегда неповторимый результат труда.

(Дизайнер-художник)

Разбирающейся, предприимчивый.

Чертит, конструирует, внедряет.

Может обслуживать технику и руководить.

(Механик-инженер)

Изысканный, творческий.

Одаривает, волнуется, развивается.

Часто предстает в разных образах.

(Актер)

Бдительный, бесстрашный.

Контактирует, организовывает, отвечает.

Награждают, присваивая внеочередное звание.

(Следователь-милиционер)

7. Упражнение «Дерево профессий».

Ведущий. Наше путешествие по миру профессий подходит к завершению. Но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы мир профессий нас снова принял, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, ветках, плодах.


Условия

Взять лист – если с профессией не определились.

Взять цветок – если в выборе профессии сомневаетесь

Взять плод – если с выбором профессии определились.

Выбранные цветы, листья, плоды повесить на дерево.


8. Рефлексия.

- Помогли ли вам занятия по предпрофильной подготовке? Что вы нового узнали?








Приложение2

Интернет – ресурсы для выпускников


https://www.ucheba.ru/ сайт полезных материалов по подбору учебного заведения

https://lift-bf.ru/school образовательная онлайн-платформа

http://metodkabi.net.ru/ методический кабинет профориентации

www.ht.ru/prof сайт Центра тестирования МГУ «Гуманитарные технологии». Рекомендации школьникам по выбору профессии и учебного заведения. Информация о школах и вузах.

www.abiturcenter.ru Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. On-line тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению. Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования.

www.ege.edu.ru Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

www.5ballov.ru Образование в России и за рубежом. Информация о вузах. Книжный магазин, образовательные тесты, репетиционные версии вариантов ЕГЭ.

www.obrazovanievmoskve.ru Информационно-поисковая система. Поиск учебных заведений по уровням образования, факультетам, специальностям, направлениям, методам обучения и т.д.

www.abiturient.krazu.ru Справочная система «Экспресс-абитуриент». Новости образования. Справочник вузов. Примеры тестовых испытаний, программы экзаменов, нормативные документы.

www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая система «Образование в России». Рейтинг учебных заведений.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!