СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по работе с детьми девиантного поведения «Все в твоих руках!»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учащихся с поведением, отличным от нормы – девиантным. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с детьми девиантного поведения «Все в твоих руках!»»
















Программа по работе с детьми девиантного поведения

«Все в твоих руках!»











Составитель:

Социальный педагог:

Е.С. Мусанова




Сыктывкар, 2016


С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учащихся с поведением, отличным от нормы – девиантным. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей это результат социально – экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствие контроля над поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания.

Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на подрастающее поколение, дети вынужденно «вживаются» в окружающую среду и в результате появляется нежелание детей учиться, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе.

На сегодняшний день существует дефицит знаний в области психолого- педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения. Актуальность данной программы состоит в том, что она нацелена на профилактическую и развивающую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, среды сверстников девиантного поведения, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребенка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

Включенный в программу комплекс занятий и мероприятийнаправлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, на индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимся, а также мер по восстановлению социального статуса ребенка в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку сложно и порой даже невозможно. Именно поэтому необходимо объединить усилия учителя с социального-психологической службой школы (социальный педагог, психолог), родителей, работников ОПДН, ТКПДН, учреждений дополнительного образования.

В 4б классе МАОУ «СОШ №38» обучается 26 человек, из которых один учащийся – ребенок девиантного поведения. В классе имеются также дети, поведение которых требует повышенного внимания. Несмотря на то, что в целом класс является благополучным, в то же время необходимо осуществлять профилактическую работу, чтобы в будущем эти дети не попали в «группу риска» и не стали «трудными».

Одним из приоритетных направлений с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество со всеми субъектами профилактики позволяет совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. На это направлена данная программа «Все в твоих руках!»

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.

Реализация программы направлена на решение следующих задач:

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления учащихся девиантного поведения, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.

  • Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми девиантного поведения и с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.

  • Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

  • Оказание социально-психологической и педагогической помощи учащимся, имеющим отклонение в поведении, либо проблемы в обучении.

  • Формирование у детей девиантного поведения через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

  • Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

  • Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

  • Прививать уважение к сверстникам, помочь выполнять определенную роль в классном коллективе.

Программа направлена на учащихся девиантного поведения 4-го класса и реализуется в течение одного года (2016-2017 учебный год).

Программа представляет собой деятельность классного руководителя (учителя) с профилактическими структурами школы: заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, психологом, другими учителями-предметниками.

Классный руководитель выстраивает взаимосвязь с родительским комитетом; инициирует взаимодействие с инспектором по делам несовершеннолетних и другими необходимыми специалистами субъектов профилактики г.Сыктывкара.

План реализации программы содержит пять последовательных этапов, во время которых создаются необходимые связи с родителями, педагогами, учащимися. Полностью диагностируется контингент учащихся класса, с целью выявления уровней обученности и воспитанности, их нравственный и физический потенциал, степень и причины девиаций, среда проживания.

Работа с детьми девиантного поведения строится на основе следующих нормативно-правовых документов: Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральный закон РФ от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности». Кроме того в школе имеются локальные акты, опираясь на которые осуществляется работа: Устав школы, План воспитательной работы школы, План работы Совета профилактики и т.д.

Основной концептуальной идеей программы является создание в образовательном пространстве школы благоприятной атмосферы, позволяющей реанимировать педагогически и психологически запущенных детей с проблемами в поведении и обучении для успешной адаптации и социализации.

Программа реализуется путем поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:

Первым этапом деятельности работы сучащимся девиантного поведения является сбор необходимой информации о нем. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. Изучение индивидуально – психологических особенностей детей; межличностных отношений ребенка; микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и учащихся, наблюдение, беседа и т.д.

Второй этап - анализ полученной информации.

Третий этап - разработка комплексного плана работы сучащимся девиантного поведения и с его семьей.

Четвертый этап- реализация индивидуального плана работы с учащимся и с семьей.Консультирование всех участников сопровождения плана о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап - анализ проведенной работы с учащимся и с семьей. (по каждому пункту плана: Что удалось? Что не получилось? Почему?). Дальнейший анализ работы.

Ключевым специалистом реализации программы выступает классный руководитель (учитель), оказывающий учащемуся девиантного поведения педагогическую помощь и поддержку. Эффективность помощи учащемуся девиантного поведения на уровне общеобразовательного учреждения возрастает, если к данной работе подключается педагог-психолог, социальный педагог и другие работники школы, осуществляющие профилактическую работу в школе.

Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб: Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара, Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних, Отдел по делам несовершеннолетних и т.д. Таким образом, система комплексной помощи должна выстроиться во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи.

Реализация программы включает следующие направления:

- работа с учащимися;

- работа с семьей;

- работа с педагогами.


Работа с семьей:

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности с детьми;

-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

-разработка основных правил семейного воспитания;

-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;

-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;

-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов), беседы, родительские собрания. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений;

- психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ОПДН и др.) для бесед с родителями и детьми; рассмотрение детей с родителями на заседании Совета профилактики;

- праздничные мероприятия.


Работа с педагогами:

- Консультации по результатам диагностики учащихся;

- обмен информацией об учащихся девиантного поведения;

- совместная работа по коррекции девиантного поведения;

- проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми девиантного поведения;

- выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска.


Работа с учащимися:

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек, правонарушений;

-психокоррекция;

-пропаганда здорового образа жизни;

- создание ситуации успеха;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности;

- организация досуговой (внеурочной) занятости в течение учебного года, а также занятости в период каникул.

- изучение интересов и потребностей детей данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

- организация социально-значимой деятельности детей.

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

- организация досуга.

Формы работы: индивидуальная и групповая работа, тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники).


Ожидаемые результаты реализации программы:

1) Учащимся девиантного поведения будут прививаться нормы поведения, морали. Появится опыт решать свои проблемы и трудности совместно с классным руководителем (учителем), социальным педагогом, психологом. Процесс социализации и становления личности несовершеннолетнего пройдёт естественно, бесконфликтно. Снизится количество учащихся, стоящих на учете.

2) Родители смогут получать квалифицированную помощь в воспитании и обучении своих несовершеннолетних детей, имеющих проблемы в обучении и адаптации. Тесная взаимосвязь с родителями позволит глубже понять причину девиантного поведения учащегося для коррекции и содействия. Профилактические меры воздействия на семью позволят контролировать семейные отношения, укрепят воспитательный потенциал родителей, поспособствуют благоприятной обстановке для полноценного воспитания, обучения и развития учащегося.


План работы с учащимся девиантного поведения и его семьей

на 2016-2017 учебный год

Мероприятие

Срок

Исполнитель

1

Заведение учетно-профилактической карты на учащегося девиантного поведения (Приложение 1)

Сентябрь

Классный руководитель

2

Изучение причин девиантного поведения учащегося. Проведение психолого-педагогической диагностики.

Сентябрь

Классный руководитель, психолог

3

Изучение положения ребенка девиантного поведения в семье. Определение психологической атмосферы в семье

Изучение особенностей семьи:

  • структура семьи;

  • жилищно-бытовые условия;

  • материальное обеспечение;

  • взаимоотношения между членами семьи;

  • наличие отклонений в поведении членов семьи;

  • культурный уровень

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель, социальный педагог

4

Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог

5

Контроль посещаемости занятий и успеваемости учащегося с девиантным поведением

Ежедневно в течение года

Классный руководитель

6

Оказание помощи в учебе

В течение года

Классный руководитель, учителя-предметники

7

Выявление характера и особенностей ближайшего окружения учащегося девиантного поведения и его положения в нем

В течение года

Классный руководитель

8

Оказание психолого – педагогической помощи учащимся девиантного поведения (беседы, анкетирование)

В течение года, по необходимости

Классный руководитель, социальный педагог

9

Вовлечение учащегося девиантного поведения к активному, развивающему досугу (кружки)

В течение года

Классный руководитель

10

Контроль посещаемости кружков

В течение года

Классный руководитель

11

Разбор конфликтных ситуаций

В течение года, по необходимости

Классный руководитель, социальный педагог, администрация школы

12

Направление на консультации к психологу, медицинских специалистов

В течение года, по необходимости

Классный руководитель

13

Диагностика межличностных отношений.

Оценка уровня тревожности.

Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы

В течение года

Классный руководитель,

психолог

14

Профилактические беседы с учащимся на темы: - «Профилактика нарушения школьной дисциплины»;

- «Профилактика асоциального поведения»;

- «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»;

- «Вредные привычки»;

- «Правила-зачем они нужны?»; и т.д.

В течение года

Классный руководитель,

психолог,

социальный педагог

инспектор ОПДН, другие специалисты

15

Посещение семьи. Оформление акта посещения (Приложение 2)

В течение года

(один раз в три месяца, при необходимости чаще)

Классный руководитель, социальный педагог

16

Приглашение родителей и учащегося на заседание Совета профилактики

В течение года, при необходимости

Классный руководитель

17

Организация занятости в период каникул

В каникулярное во время учебного года, в том числе в период летних каникул

Классный руководитель

18

Привлечение к участию в культурно-массовых и спортивных мероприятиях класса и школы

В течение года

Классный руководитель

19

Проведение консультаций для родителей учащегося по текущим проблемам обучения и воспитания

В течение года, при необходимости и по приглашению

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

20

Проведение профилактических бесед с родителями на темы:

- Роль родителей в воспитании детей. Ответственность родителей в воспитании детей;

- Особенности общения детей со сверстниками;

- Роль личного примера родителей в поведении детей;

- Методы воспитания детей. Поощрения и наказания в воспитании ребенка;

- Как научить ребенка справляться с агрессией. и т.д

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

21

Разработка рекомендаций по воспитанию детей девиантного поведения и улучшению взаимоотношений в семье

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

22

Проведение родительского собрания по теме девиантного поведения детей с приглашением инспектора ОПДН

Ноябрь, февраль

Классный руководитель

23

Привлечение родителей к проведению праздников

В течение года

Классный руководитель

24

Анкетирование родителей: Определение методов семейного воспитания; Взаимоотношения в семье;

Ноябрь, май

Классный руководитель, психолог

25

Привлечение родителей к участию в классных и общешкольных мероприятиях

В течение года

Классный руководитель




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!