СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию познавательной сферы на 2022 – 2023 уч.г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью создания данной программы является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию познавательной сферы на 2022 – 2023 уч.г.»




Пояснительная записка.


Программа «Коррекция познавательной деятельности, 5-9 классы» построена концентрически, что позволяет наиболее полно работать над развитием психических процессов учащихся с отклонениями в развитии в соответствии с дидактическими методами.

Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.

Основной целью создания данной программы является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. А так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Задачи:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

  2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

  3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

  4. Повышение мотивации к учебной деятельности.

  5. Организация помощи учащимся в усвоении школьной программы по предметам.

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

  • Коррекционно-развивающие игры.

  • Уроки развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.

  • Уроки общения.

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Содержание программы, метапредметные связи:

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты о природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде. Во время занятий учащиеся рисуют, конструируют, лепят и т.д. Что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение.


У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

  • чувство единства, умение действовать согласованно;

  • готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • целостная психолого-педагогическая культура;

  • учебные мотивы;

  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

  • основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

  • адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

  • нравственно-моральные качества;

- повыситься:

  • уровень работоспособности;

  • уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

  • уровень развития памяти;

  • уровень развития внимания;

  • уровень развития мышления;

  • уровень развития восприятия;

  • уровень развития произвольной сферы;

  • интеллектуального развития;

  • уровень развития воображения.

  • речевой активности;

  • познавательной активности.

  • уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

  • работать самостоятельно в парах, в группах.

  • уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.

  • уметь выделять существенные элементы, части.

  • уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.

  • уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт.

  • использовать навыки невербального и вербального общения.

  • уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.

  • уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;

  • уметь передать свое отношение к поступкам или событиям.

  • уметь применять средства выразительности.

  • понимать чувства и переживания окружающих людей.


5 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.

Разделы

Тематика

Количество часов

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

2

Развитие кинестических ощущений и восприятия.

2

Целостность восприятия.

2

Дифференцированность зрительных восприятий.

2

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

2

Переключение внимания.

2

Распределение внимания.

2

3.

Память

Зрительная память.

2

Словесно – логическая память.

2

Продуктивность запоминания.

2

Полнота и точность представлений.

2

4.

Мышление

Обобщение и отвлечение.

2

Проблемные ситуации.

2

Процессы абстракции.

2

5.

Воля

Нравственные черты характера.

1

Эмоционально-волевая сфера.

1

6.

Общение

Понимание контекстной речи.

1

Чувства.

1

Я и другие.

1

7.

Коррекция учебной деятельности.

Формирование математических представлений.

1

Развитие навыков письма и чтения.

1

Коррекция знаний об окружающем мире.

1



ВСЕГО ЧАСОВ:

34

6 КЛАСС (64 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 2 РАЗА В НЕДЕЛЮ.

Разделы

Тематика

Количество часов

1.

Ощущение и восприятие

Целостность восприятия.

1

Восприятие времени и пространства.

1

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

1

Переключение внимания.

1

Распределение внимания.

1

3.

Память

Полнота и точность представлений.

2

Зрительная и слуховая память.

2

Продуктивность запоминания.

2

Логическая память.

2

4.

Мышление

Проблемные ситуации.

2

Процессы абстракции.

2

Критичность мышления.

2

Обобщение и отвлечение

2

5.

Воля

Особенности характера.

1

Нравственность.

1

6.

Общение

Язык жестов и движений (пантомимика).

1

Язык эмоций и чувств (мимика).

1

Мое настроение.

1

Деловое общение.

2

7.

Коррекция учебной деятельности

Формирование математических представлений.

2

Развитие навыков письма и чтения.

2

Коррекция знаний об окружающем мире.

2



ВСЕГО ЧАСОВ:

34

7 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.

Разделы

Тематика

Количество часов

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

1

Глазомер.

1

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

1

Распределения внимания.

1

Самоконтроль.

2

3.

Память

Развитие логической и механической памяти.

2

Полнота и точность представлений.

2

Продуктивное запоминание.

2

4.

Мышление

Обобщение и отвлечение.

1

Процессы абстракции.

1

Логическое мышление.

2

Критичность мышления.

2

Внутренний план действий.

1

5.

Воля

Нравственность.

2

Мой характер.

2

6.

Общение

Язык эмоций и чувств (мимика)

1

Язык жестов и движений (пантомимика)

1

Сплочение коллектива.

2

Мое настроение.

1

Сопротивление насилию.

2

7.

Коррекция учебной деятельности

Коррекция учебной деятельности

4



ВСЕГО ЧАСОВ:

34

8 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.

Разделы

Тематика


Количество часов

1.

Ощущение и восприятие

Пространственные восприятия.


2

Чувство времени.


2

2.

Внимание

Концентрация внимания.


2

Переключение внимания.


2

Самоконтроль.


2

3.

Память

Продуктивность запоминания.


2

Логическая память.


2

4.

Мышление

Внутренний план действий.


2

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.


2

Проблемные ситуации.


2

5.

Воля

Пресыщение.


1

Человек и его характер.


1

6.

Общение

Навыки коммуникативного общения.


1

Сплочение коллектива.


1

Вербальное и невербальное общение.


1

Трудные ситуации.


2

Чувства.


1

Уверенность в себе.


1

7.

Коррекция учебной деятельности.

Коррекция учебной деятельности.


5



ВСЕГО ЧАСОВ:


34

9 КЛАСС(34ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.

Разделы

Тематика

Количество часов

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

1

2.

Внимание

Переключение внимания.

2

Распределение внимания.

2

3.

Память

Развитие зрительной и слуховой памяти.

1

Логическая память.

1

Память опосредованная, непосредственная.

1

4.

Мышление

Проблемные ситуации.

2

Развитие элементов логического мышления.

2

Критичность мышления.

2

5.

Воля

Пресыщение.

1

Мой характер.

1

6.

Общение

Самопознание

«Знакомство»

1

«Картина моей личности»

1

Я и другие

1

Чувства

Функции чувства.

1

Выражение чувств.

1

Партнер по общению

1

Невербальное общение.

1

Преодоление трудных ситуаций

Стрессы и их преодоление.

1

Уверенность в себе.

1

Критика и собственное мнение.

1

7.

Коррекция учебной деятельности

Коррекция

Помощь

учебной деятельности.

в подготовке к экзамену.

8



ВСЕГО ЧАСОВ:

34




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!