СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию тимуровского движения "Тимур и его команда"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа заняла III  место а региональном конкурсе Программ в области патриотического воспитания и допризывной подготовки. в 2013 году.

Просмотр содержимого документа
«Тимур и его команда»

Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки.










Программа

по развитию тимуровского движения «Тимур и его команда»



















Автор: Макарова Марина Михайловна

Филиал МБОУ СОШ с.Б.Труёв-СОШ с.Явлейка

Заместитель директора по воспитательной работе

Пензенская область, Кузнецкий район, с.Явлейка, ул.Луговая,14/1

Телефон: 56-0-18










Пояснительная записка


Данная работа представлена в номинации «Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки».


Название программы: Программа по развитию тимуровского движения «Тимур и его команда»


Проблема программы:

Развитие традиций тимуровского движения и формирование тимуровских отрядов .

Цели программы:

1. Пропаганда идеи тимуровского движения.

2. Развитие у учащихся чувство сопереживания проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности.

Задачи программы:

  1. Воспитывать чувства доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.

  2. Возрождать лучшие отечественные традиции и благотворительность.

  3. Развивать детскую инициативу по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам.

  4. Создавать условия, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

  5. Участвовать в социально-значимой и конкурсной деятельности.

Формы и методы реализации: данная программа реализуется через деятельность детских общественных организаций нашей школы и направлена на содействие процессу социализации ребёнка, подростка с помощью методов волонтерской, тимуровской, благотворительной работы, коллективных творческих дел, через подключение к решению серьезных и важных проблем в социуме, а также через содействие развитию и реализации личных инициатив и творческого потенциала. Сюда можно отнести:

  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

  • Деловые игры;

  • Классные часы;

  • Беседы, диспуты, викторины;

  • Исследовательская деятельность;

  • Коллективные творческие дела;

  • Трудовые дела;

  • Социально-значимые акции

Механизм реализации программы:

1. «С любовью и заботой»

  1. Акция «Ветеран».

  2. «Протяни руку сверстнику»

  3. «Тимуровский десант»

  4. «Поделись улыбкою своей»

  5. «Подарок солдату-земляку»

  6. «Неделя добра»

Возрастные группы обучающихся: данная программа предназначена для детского общественного объединения «Спутник», в состав которого входят учащиеся с 1 по 7 классы и учащихся 8-11 классов, входящих в Совет старшеклассников «Лидер».

Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения учащиеся приобретут такие духовно-нравственные качества, как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность. Пополнят свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Приобщатся к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа. Будут расти гражданами своего Отечества, людьми, уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей семье, своему обществу.


Содержательная часть

Актуальность программы

Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социально культурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно - общественного развития. Современные модели взаимодействия “Общество-государство”  предусматривает, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых школой.

В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.

В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.

Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Участниками программы “Тимур и его команда ” могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста. Содержания проектов, входящих в Программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Программа по развитию тимуровского движения “Тимур и его команда” – комплексная программа развития детского движения, основная идея которой – воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Ведь суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Объединения различны по своему количественному, возрастному составу, но ведущим принципом деятельности для них остается безвозмездная забота о тех, кто в ней нуждается. Тимуровцы сегодня берут на себя ответственность не только за окружающих их людей, но и за окружающий мир. Они заботятся о заброшенных могилах, о дворах, детских площадках, улицах, парках, о природе – все это объекты тимуровской заботы, все, кто нуждается в помощи и уходе.


Цели программы:

1. Пропаганда идеи тимуровского движения.

2. Развитие у учащихся чувство сопереживания проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности.


Задачи программы:

  1. Воспитывать чувства доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.

  2. Возрождать лучшие отечественные традиции и благотворительность.

  3. Развивать детскую инициативу по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам.

  4. Создавать условия, благоприятствующие формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

  5. Участвовать в социально-значимой и конкурсной деятельности.

Нормативно-правовая база.

- Конституция Российской Федерации;

- Международная Конвенция ООН «О правах ребенка»;

- Федеральный Закон «Об общественных объединениях»;

- Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»;

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- иными действующими законами, нормативно-правовыми актами, а также настоящим Уставом детских общественных организаций «Спутник» и «Лидер».



Программа строится по принципам:

  1. Принцип воспитания и развития социально-активной образованной личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

  2. Принцип доброты (предполагает ориентацию на человека, заботу о благе людей разных поколений).

  3. Принцип «Я + МЫ» (предполагает личную значимость деятельности для каждого участника проекта).

  4. Принцип активности. Живём и действуем!

  5. Принцип взаимодействия (предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых).

  6. Психологические принципы:

  7. Принцип эмоционального комфорта.

- Принцип вариативности.

- Принцип сотрудничества.

Сроки реализации: 2011-2014 гг

Участники программы:

Детские общественные организации филиала МБОУ СОШ с.Б.Труёв-СОШ с.Явлейка

  • Совет старшеклассников «Лидер»

  • детское общественное объединение «Спутник».

Механизм реализации программы:

Направления деятельности:

а) Информационно-просветительское: работа лекторской группы тимуровских отрядов

б) Образовательно-воспитательное: занятия, консультации, «круглые столы», сотрудничество со школьным музеем, с библиотекой

в) Досуговое: участие в конкурсах, экскурсии, походы, работа в рамках школьного музея . г) Социальное: встречи со старожилами, ветеранами, совместная деятельность с родителями, бабушками и дедушками, содействие шефская работа в начальной школе, участие в социально-значимых акциях.

Этапы работы над программой:

  • Организационный.

Изучение и анализ проблемы, определение участников программы, выявление целевых групп. Написание программы.

  • Подготовительный.

Разработка положений, тематической программы деятельности, составление пакета документов, планирование.

  • Реализация программы.

Выполнение деятельности тимуровских отрядов в соответствии с календарным планом. Анализ реализации программы.


Завершение работы над программой.

Подведение итогов. Результативность реализации программы. Изучение

удовлетворенности целевых групп от реализации программы. Перспективы

дальнейшего развития программы.

Методы реализации программы.

- анкетирование, диагностика;

- беседы, интервью;

- встречи с ветеранами войны и труда;

- наблюдение;

- обучающие семинары (помощь партнёров);

- практические занятия, тренинги;

- коллективные творческие дела и акции;

- игры и игровые программы;

- встречи с членами других детских общественных организаций района;

- совместные вечера с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, детьми военного времени;

- выступление тимуровских отрядов младших школьников на общешкольных праздниках.

Формы тимуровской работы

1. Уход за объектами постоянной шефской заботы.

2. Тимуровская разведка и тимуровский рейд по сбору информации о существующих в зоне действия тимуровского отряда актуальных социальных задач, требующих вмешательства тимуровцев. Таких как уход за одинокими больными, уборка в доме, во дворе, сбор урожая, вскапывание участка, прополка сорняков, ремонт забора, оказание помощи в приготовлении пищи, солений на зиму, похода в поликлинику, на почту и другие задачи, с которыми может справиться школьник.

3. Телефон милосердия, на который не только поступают просьбы о помощи, но и который служит одиноким людям, возможностью просто поговорить по душам. А ведь зачастую не хватает именно такого живого человеческого общения на разные темы, и тимуровцы приходят к таким людям пообщаться, выпить чаю, сыграть партию в шахматы.

4.Уход за могилами ветеранов и за памятниками – также одна из форм работы тимуровских отрядов. Они собирают информацию, ищут родственников, обновляют таблички, поправляют оградки, посещают эти места, потому что память – это одна из основных ценностей тимуровцев.

5. Краеведческая, исследовательская и поисковая деятельность. Участвуют в создании школьных музеев, конкурсах исследовательских работ. Создают тимуровские карты, изучают историю улиц, семей, восстанавливают их исторические названия.

6. Сбор необходимых вещей, еды, семян и т.д. для малообеспеченных, неблагополучных семей, детских домов.

7. Метод социального проектирования. Им принадлежат проекты по расчистке и благоустройству дворов, парков, скверов, созданию детских площадок. Они разрабатывают и находят способы реализации этих проектов, привлекают к этой деятельности детей и взрослых, жителей населенных пунктов, администрацию, спонсоров.

8. Организация праздников, концертов, чаепития для ветеранов и других подопечных, изготовление детьми сувениров для пожилых людей, стараются скрасить и разнообразить жизнь тех, кто нуждается в тимуровской заботе.




Программа действий.

Содержание работы

Формы проведения

Время проведения

1

Совместное планирование проведение мероприятий по тимуровской работе

Тимуровская разведка

еженедельно

2

Проведение социологического опроса об уровне тимуровской работы.

опрос


ежегодно

4

Участие в конкурсах, акциях, операциях, рейдах.

Совместная деятельность

постоянно

5

Вовлечение учащихся в тимуровское движение

Практическая деятельность

В течение года

6

Проведение встреч активистов тимуровского движения с ветеранами Великой отечественной войны.

Круглый стол

В течение года



План реализации программы.

Станция «Тимуровская звезда»

Мероприятия

Дата

1

Создание штаба «Тимур»

Октябрь-ноябрь

2

Разработка плана работы

Ноябрь-декабрь

3

Заседание актива по закреплению зоны тимуровского действия

сентябрь

Станция «Мы и наша Земля»

Мероприятия

Дата

1

Экологический ликбез

В течение всего периода

2

Помощь в охране природы, создание экологических троп.

ежегодно

3

Природа и культура нашей страны, проведение экологических рейдов.

В течение года

4

Операция «Дежурство по здоровью» - тимуровский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил.

Один раз в четверть

5

Проведение эстафеты «Маршрут здоровья»

Один раз в четверть

Станция «Наследие»

№ п/п

Мероприятия

Дата

1

Оказание помощи младшим школьникам

В течение всего периода

2

Сотрудничество с учреждениями культуры, центром детского творчества

В течение всего периода

3

Игра-путешествие «Тропинка к дому».

Ежегодно

4

Проведение операции «Цветы – ветеранам».

ежегодно

5

Беседы, конкурсы, викторины по темам: «Братья наши меньшие», «Птицы нашего края»

ежегодно



Мониторинг.

Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений, навыков, а также результаты социально- значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:

  1. анкетирование, проведение диагностики ценностных ориентаций членов детского объединения (в ходе проекта и по его окончанию);

  2. организация тимуровской работы и помощь в её проведении;

  3. организация шефской работы с младшими школьниками и детьми дошкольного возраста;

  4. проведение итоговых фестивалей, конкурсов;

  5. рефлексия;

  6. аналитический анализ документации по проекту, программных документов деткой организации.



Завершение работы над программой.

Подведение итогов. Результативность реализации программы. Изучение

удовлетворенности целевых групп от реализации программы. Перспективы

дальнейшего развития программы

Перспективы распространения результатов программы:

Оформление музейных стендов по патриотическому воспитанию.

Создание летописи учительских династий школы.

Создание летописи добрых дел.

Источники финансирования:

финансирование данной программы не требуется, так как все акции носят благотворительный характер.

Ожидаемые результаты

В результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения учащиеся приобретут такие духовно-нравственные качества, как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность. Пополнят свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Приобщатся к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа. Будут расти гражданами своего Отечества, людьми, уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей семье, своему обществу.


Литература:

1. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

2. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. К 16 М.: педагогическое общество России, 2004.-608 с.

3. Марш – начало твоих дорог. Сборник. – М.: Мол. гвардия, 1978. – 112. – (Для тех, кто работает с пионерами).

4. Мир детства. Подросток /Под ред.А.Г. Хрипковой. Отв. ред. Г.Н. Филонов. – 2-е изд. доп. – М.: Педагогика, 1989. – 2888 с.: ил. – (Б-ка для родителей).

5. Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление»: походы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009 – 136 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!