МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА ВСЕ РАВНО БОЛЬШАЯ, ВЕДЬ ОНА ЕДИНСТВЕННАЯ. Ж.РЕНАР
Учебный курс «Моя Адыгея» по внеурочной деятельности составлен на основе программы «Кубановедения». (Составители: учителя начальных классов, Почетные работники общего образования РФ Ждамарова Т.В., Варрова Т.В.)
Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы активного обучения, соответствующие требованиям ФГОС.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.
В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея
Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.
Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.
Цели курса:
- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем Республики Адыгея, о личностях, оставивших заметный след в истории Республики;
- осознание воспитанниками своей связи с окружающим их «малым миром», сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях региона.
- воспитание гражданственности и патриотизма.
Задачи курса:
- приобщение учащихся к вековым традициям своего народа с целью формирования у них гражданских качеств, всегда ценившихся народом: трудолюбия, честности, доброты;
- пробуждение интереса к культурному наследию прошлого, к изучению культуры как социально-значимого фактора жизни;
- подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к роли отца (матери), мужа (жены), хозяина (хозяйки) своего дома, родной земли;
- воспитание у учащихся любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений.
ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «МОЯ АДЫГЕЯ»
Введение. Моя Республика Адыгея.
Хасэ-совет мудрейших. (2 часа).
Объяснять и характеризовать понятие «малая родина». Называть город, район, в котором проживает. Раскрыть понятия флаг, герб, гимн.
Воспитывать патриотизм и гражданские чувства.
Раздел 1
«Моя семья»
(8 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. « Культура, образование и быт адыгов. Спортивная Адыгея.»
(7 часов).
Рассказывать о культуре и быте адыгов. Называть отличия различных видов музыкальных инструментов. Спортивные, музыкальные достижения Адыгеи. Рассказывать о заслуженных артистах и писателях.
Раздел 3.
«Мои родные места» (5 часов)
Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Республики Адыгея. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана-рассказа «Достопримечательности нашей Адыгеи». Легенды.
Раздел 4. « Природа вокруг меня» (4 часа)
Наблюдать за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природе. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Лекарственные растения. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.
Раздел 5. «Духовные истоки адыгов»
(4 часа).
Дать понятия семейные "традиции". Отец - глава семьи. Мать - хранительница домашнего очага. Возвращение воспитания от аталыка в родную семью.
Закрепить знания о том, как воины – солдаты защищали Адыгею в годы Великой Отечественной войны; познакомить с героями – земляками , в честь которых названы улицы нашего города. Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества в Адыгее.
Раздел 6.
«Заповедники и музеи Адыгеи»
( 4 часа)
Расширять представления о местах отдыха жителей и гостей Адыгеи (музеях, заповедниках).
Дать представления о музеях как хранилищах исторических ценностей, знакомить с разными музеями (Музей Востока, Национальный музей, Музей камней…)
Знакомить с заповедными местами Республики, правилами поведения на природе.
Воспитывать чувство гордости за культурные и природные ценности Республики Адыгея.
Рабочая тетрадь «Моя Адыгея» Составители: Ждамарова Т.В., ВарроваТ.В .
Экскурсия в национальный музей
Экскурсию ведет А.ТОВ.
Быт адыгов в прошлом
Знакомство с дольменом
Предметы кургана ОШАД
Экскурсия в библиотеку
Экскурсия по городу Майкопу
Наши проекты . День Республики Адыгея
Город будущего
Кукольный театр
Экскурсия в природу
Экскурсия в планетарий п.Краснооктябрьский
Поделки из природного материала
Моя Родословная
Встреча с ветераном ВОВ
Бессмертный полк
АДЫГЕЯ РОДНАЯ МОЯ
- Моя песня – сестра синих гор и полей.
- Сердцу милые с детства края!
- Я родился и рос в колыбели твоей,
- Адыгея родная моя.
- Над тобою России немеркнущий свет,
- В небе ласковом зори струят.
- Твоих рек быстротечных красивее нет,
- Адыгея родная моя.
- С. Яхутль