СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по родному языку»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

5-9 КЛАССЫ

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» для 5-9 классов разработана в соответствии Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897) в действующей редакции; Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018 года).

Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» для 5-9 классов разработана на основе:

  • Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов («Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», М.: «Дрофа», 2009 год).

  • Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (О.М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.);

  • Методических рекомендаций к программе «Родной язык (русский)» (5- 9класс) (авторского коллектива О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др.)

Рабочая программа рассчитана на 175 часа из расчёта:

5 класс – 1 учебный час в неделю; 35 часов в год;

6 класс – 1 учебный час в неделю; 35 часа в год;

7 класс – 1 учебный час в неделю; 35 часа в год;

8 класс – 1 учебный час в неделю; 35 часа в год;

9 класс – 1 учебный час в неделю; 35 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:

• определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:

• определять свое отношение к природной среде;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:

• определять возможные роли в совместной деятельности;

• играть определенную роль в совместной деятельности;

• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

• выделять общую точку зрения в дискуссии;

• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии научится:

«Язык и культура»

• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

• понимать особенности освоения иноязычной лексики;

• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»

• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;

«Речь. Речевая деятельность. Текст»

• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой

Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п., лиса — хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости — в тюркских языках и т. п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.

Раздел 2. Культура речи (10 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского языка (кинофильм — кинокартина — кино — кинолента; интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить — говорить — сказать — брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища); образа (иконы) — образы (литературные); меха (выделанные шкуры) — мехи (кузнечные); соболя (меха) — соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари — токаря, цехи — цеха, выборы — выбора, тракторы — трактора и др.).

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени

воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (15 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).

6 класс

Раздел 1. Язык и культура (16 ч)

Наш родной язык. Из истории русской письменности. Азбука для светских текстов. Детали русской жизни в языке. Образность русской речи: аллегория. Разновидности метонимии, метафора.

Живое слово в русском фольклоре. Образ сокола в русском фольклоре. Эпитет как оценочный признак предмета. Формы сравнения в русском языке. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки Тульского края. Диалог культур: пословицы народов России. Понятие об антропонимах. Древнерусские имена и их синонимы. Строй личных имён у разных народов России. О чем расскажут названия русских городов. Топонимы Тульского края.

Раздел 2. Культура речи (9 ч)

Современный русский литературный язык. Структура национального языка. Русская орфоэпия. Лексические нормы. Речевые ошибки. Паронимы и правила их употребления. Слово о «первой премьере». Грамматические нормы. Формы множественного числа родительного падежа. Речевой этикет. О приветствии в русском языке. Речевой этикет. Формы обращений.

Раздел 3. Речь. Текст (10ч)

Виды речевой деятельности. Формы письменной и устной речи. Средства связи предложений в тексте. Комбинированный способ связи. Функциональные разновидности языка. Научно-учебный подстиль. Типы планов текста. Вопросный план. Тезисный план. План на основе назывных предложений. Публицистический стиль. Слоган. Язык художественной литературы. Литературный рассказ.

7 класс

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох. Историзмы как слова, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (15 ч)

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору). Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить). Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматических норм. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи. Русская этикетная речевая манера общения: сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Текст (9 ч)

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

8 класс

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Становление русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Старославянизмы и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры. Фразеологизмы Тульского края. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты)из русских народных и литературных сказок. Русские пословицы и поговорки как воплощение национальной культуры народа. Пословицы и поговорки Тульского края. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Раздел 2. Культура речи (12 ч)

Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления в речи глаголов, причастий, деепричастий и наречий. Типичные ошибки. Грамматические нормы согласования сказуемого с подлежащим. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Речевой этикет: нормы и традиции. Благопожелание как ключевая идея русского речевого этикета. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка.

Раздел 3. Речь. Текст (12 ч)

Язык и речь. Традиции русского речевого общения. Формы речи: монолог и диалог. Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Смысловая цельность, информативность, связность текста. Виды абзацев. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Самохарактеристика. Официально-деловой стиль. Резюме. Автобиография. Правила составления. Учебно-научный стиль. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Публицистический стиль. Устное выступление.

9 класс

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (10 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала).

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

урока

Тема

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

1

Наш родной русский язык

2

Из истории русской письменности

3

Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры

4

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды

5

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. Орфографический и пунктуационный практикум

6

Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение

7

Живое слово русского фольклора

8

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

9

О чем может рассказать имя

10

Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

Раздел 2. Культура речи (10 ч)

11

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

12

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Понятие о лексикологии, лексической норме, основных нарушениях лексической нормы

13

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Толковый словарь и стилистические пометы в толковом словаре. Наиболее популярные токовые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля и Д. Н. Ушакова

14

Орфографический практикум

15

Стилистическая окраска слова

16

Речь правильная. Основные грамматические нормы

17

Род несклоняемых географических названий, аббревиатур. Формы родительного падежа множественного числа имен существительных

18

Ошибки в построении предложений, связанные с нарушениями грамматической нормы. Орфографический практикум.

19

Речевой этикет: нормы и традиции

20

Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

Раздел 3. Речь. Текст (15ч)

21

Язык и речь

22

Средства выразительности устной речи

23

Формы речи: монолог и диалог

24

Текст и его строение

25

Композиционные особенности описания

26

Средства связи предложений и частей текста

27

Функциональные разновидности языка. Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности языка

28

Разговорная речь. Просьба, извинение

29

Официально-деловой стиль. Объявление

30

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

31

Публицистический стиль. Устное выступление

32

Язык художественной литературы. Литературная сказка

33

Особенности языка фольклорных текстов. Былины

34

Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.). Особенности языка загадок и пословиц

35

Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

6 класс

урока

Тема

Раздел 1. Язык и культура (16 ч)

1

Наш родной язык. Из истории русской письменности

2

Азбука для светских текстов

3

Детали русской жизни в языке

4

Образность русской речи: аллегория

5

Эпитет как оценочный признак предмета

6

Формы сравнения в русском языке

7

Разновидности метонимии, метафора

8

Живое слово в русском фольклоре. Образ сокола в русском фольклоре

9

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы и поговорки Тульского края

10

Диалог культур: пословицы народов России

11

Понятие об антропонимах

12

Древнерусские имена и их синонимы

13

Строй личных имён у разных народов России

14

О чем расскажут названия русских городов

15

Топонимы Тульского края

16

Проверочная работа № 1(представление проектов, результатов исследовательской работы)

Раздел 2. Культура речи (9 ч)

17

Современный русский литературный язык. Структура национального языка

18

Русская орфоэпия. Орфоэпический практикум

19

Лексические нормы. Речевые ошибки

20

Паронимы и правила их употребления

21

Слово о «первой премьере»

22

Грамматические нормы. Формы множественного числа родительного падежа

23

Речевой этикет. О приветствии в русском языке

24

Речевой этикет. Формы обращений

25

Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

Раздел 3. Речь. Текст (10ч)

26

Виды речевой деятельности

27

Формы письменной и устной речи

28

Средства связи предложений в тексте

29

Комбинированный способ связи

30

Функциональные разновидности языка

31

Научно-учебный подстиль. Типы планов текста

32

Вопросный план. Тезисный план. План на основе назывных предложений

33

Публицистический стиль. Слоган

34

Язык художественной литературы. Литературный рассказ

35

Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

7 класс

урока

Тема

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

1

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества

2

Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков

3

Устаревшие слова как живые свидетели истории

4

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох

5

Историзмы как слова, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий

6

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы

7

Группы лексических единиц по степени устарелости

8

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов

9

Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте

10

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

11

Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

Раздел 2. Культура речи (15 ч)

12

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях

13

Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

14

Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи

15

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи

16

Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)

17

Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении

18

Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий

19

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий

20

Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках

21

Литературный и разговорный варианты грамматических норм

22

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи

23

Русская этикетная речевая манера общения: сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация

24

Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре

25

Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов

26

Замещающие и сопровождающие жесты

Раздел 3. Речь. Текст (9 ч)

27

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

28

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы

29

Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Информативная функция заголовков

30

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение

31

Разговорная речь. Беседа

32

Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора

33

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности

34

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча

35

Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

8 класс

урока

Тема

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

1

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества

2

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита

3

Становление русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка

4

Старославянизмы и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы

5

Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка

6

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов

7

Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры. Фразеологизмы Тульского края

8

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты)из русских народных и литературных сказок

9

Русские пословицы и поговорки как воплощение национальной культуры народа. Пословицы и поговорки Тульского края

10

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

11

Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)


Раздел 2. Культура речи (12 ч)

12

Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения

13

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи

14

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

15

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи

16

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи

17

Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи

18

Нормы употребления в речи глаголов, причастий, деепричастий и наречий. Типичные ошибки

19

Грамматические нормы согласования сказуемого с подлежащим

20

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

21

Речевой этикет: нормы и традиции. Благопожелание как ключевая идея русского речевого этикета

22

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка

23

Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

Раздел 3. Речь. Текст (12 ч)

24

Язык и речь. Традиции русского речевого общения. Формы речи: монолог и диалог

25

Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы

26

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации

27

Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения

28

Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста

29

Тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

30

Смысловая цельность, информативность, связность текста. Виды абзацев. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение

31

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Самохарактеристика

32

Официально-деловой стиль. Резюме. Автобиография. Правила составления

33

Учебно-научный стиль. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата

34

Публицистический стиль. Устное выступление.

35

Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

9 класс

урока

Тема

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Орфографический и пунктуационный практикум

2

Ключевые слова русской культуры. Орфографический и пунктуационный практикум

3

Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Понятие о русской ментальности. Орфографический и пунктуационный практикум

4

Крылатые слова и выражения в русском языке. Орфографический и пунктуационный практикум

5

Развитие русского языка как закономерный процесс. Орфографический и пунктуационный практикум

6

Основные тенденции развития современного русского языка. Орфографический и пунктуационный практикум

7

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Орфографический и пунктуационный практикум

8

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Орфографический и пунктуационный практикум

9

Переосмысление значений слов в современном русском языке. Орфографический и пунктуационный практикум

10

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке. Орфографический и пунктуационный практикум

11

Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

Раздел 2. Культура речи (12 ч)

12

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях

13

Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием

14

Орфографический и пунктуационный практикум

15

Лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

16

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум

17

Грамматические нормы современного русского литературного языка. Управление: управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Типичные грамматические ошибки

18

Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Типичные грамматические ошибки

19

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные грамматические ошибки

20

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные грамматические ошибки. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

21

Орфографический и пунктуационный практикум

22

Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения

23

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Ключевые слова раздела. Обобщение материала

24

Орфографический и пунктуационный практикум

25

Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

Раздел 3. Речь. Текст (12 ч)

26

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение

27

Этикет интернет-переписки. Орфографический и пунктуационный практикум

28

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум. Виды преобразования текстов: конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации

29

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Орфографический и пунктуационный практикум

30

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Орфографический и пунктуационный практикум

31

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Орфографический и пунктуационный практикум

32

Публицистический стиль. Проблемный очерк. Орфографический и пунктуационный практикум

33

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст

34

Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический и пунктуационный практикум.

Ключевые слова раздела. Обобщение материала

35

Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы)



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!