Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык» 1 класс.
Планируемые результаты освоения программы «Русский язык» 1 класс
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):
– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
– способ оформления предложений на письме;
– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
– звук [й’] и букву й;
– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;
– гласные ударные и безударные;
– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;
– согласные только твердые, согласные только мягкие;
– согласные, парные по звонкости и глухости;
– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– определения ударного слога в слове;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– правильного написания слов типа пень, яма;
– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, и т.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 1 класс
Содержание учебного предмета
(обучение грамоте – 115 ч)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Содержание учебного предмета
(систематический курс русского языка - 50 ч)
Наша речь (2ч)
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление).
Русский язык- родной язык русского народа. * Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.
Текст, предложение, диалог (3ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.
Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.
Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Слово (7ч)
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова- названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова».
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Воспитание чувства личной ответственности за свое поведение на основе содержания текстов учебника.
Развитие познавательного интереса к происхождению слов.
* Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
Слово и слог. Ударение (4ч)
Слово и слог
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги.
Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).
Ударение (общее представление)
Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.
Слогоударные модели слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного
Звуки и буквы (34ч)
Звуки и буквы (3ч)
языка. Знакомство с орфоэпическим словарем. * Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Условные звуковые обозначения слов.
*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.
Гласные звуки (3ч)
Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.
* Слова с непроверяемым написанием: деревня.
Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос.
Ударные и безударные гласные звуки (6ч)
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение а письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова)
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др,)
Работа с орфографическим словарем. Проверочный диктант.
* Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух корова, молоко.
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Согласные звуки (3ч)
Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка)
Слова с удвоенными согласными
Буквы Й и й
Слова со звуком (й) и буквой й.
* Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.
Твердые и мягкие согласные звуки (3ч)
Согласные парные и непарные по твердости-мягкости.
Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, ё, е, ю, я, ь.
* Слова с непроверяемым написанием: ребята.
Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции-сохранять мир в своей стране и во всем мире.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3ч)
Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки)
Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Перенос слов (2ч)
Правила переноса слов.
Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.
Согласные звонкие и глухие (3ч)
Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и обозначение его буквой на письме.
Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Проверочный диктант.
* Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.
Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).
Шипящие согласные звуки (5ч)
Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ
* Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).
Проект «Скороговорки). Составление сборника «Веселые скороговорки.»
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Правило правописания сочетаний чк, чн, чт.
* Слова с непроверяемым написанием: девочка.
Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
* Слова с непроверяемым написанием: машина. Проверочный диктант.
Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»
Заглавная буква в словах (3ч)
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление)
Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.
№ | Тема урока | Содержание | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Пропись-первая учебная тетрадь. (Пропись №1 с.3-5) | Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной осанке | 1 | | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линия рабочей строки. (с.6-8) | Знакомство с рабочей строкой. Подготовительные упражнения для развития глазомера, мелких мышц пальцев и свободы движения руки. | 1 | | |
3 | Письмо овалов и полуовалов. (с.9-10) | Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев. | 1 | | |
3. Календарно – тематическое планирование Русский язык 1 класс 4 | Рисование бордюров. (с.11-12) | Знакомство с междустрочным пространством, верхней и нижней линиями строки | 1 | | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. (с.13-15) | Письмо наклонных и плавных наклонных линий с закруглением внизу. | 1 | | |
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с.16-17) | 1 | | |
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). (с.18-20) | Звукобуквенный анализ слов. Письмо большой и маленькой наклонной линии с закруглением вверху и внизу | 1 | | |
8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. (с.21-22) | Письмо по образцам | 1 | | |
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линии, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линии с закруглением влево и вправо. (с.23-26) | Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Развитие фонематического слуха | 1 | | |
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо, с закруглением вверху влево, с петлей вверху и внизу. (с.27-29) | 1 | | |
11 | Письмо наклонной линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. (с.30-32) | 1 | | |
12 | Строчная и заглавная буквы а, А. (Пропись №2, с.3-4) | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [а],[о],[и],[ы],[у]. Письмо предложения. Обозначение границ предложения на письме. Конструирование буквы из различных материалов. Подбор слов со звуком [и], [ы], сравнение произношения и написания слов с этими звуками/ буквами. Запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений Работа по развитию речи: составление устного рассказа по опорным словам, содержащим изученные звуки. Запись с комментированием некоторых слов. Заглавная буква в именах собственных Закрепление изученных звуков и букв. | 1 | | |
13 | Строчная и заглавная буквы о, О.(с.5-6) | 1 | | |
14 | Строчная буква и. (с.7) | 1 | | |
15 | Заглавная буква И. (с.8) | 1 | | |
16 | Строчная буква ы. (с.9-10) | 1 | | |
17 | Строчная заглавная буква буквы У у (с.11-13) | 1 | | |
18 | Строчная и заглавная буквы Н буква н.(с.14-15) | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н],[н’]; [с],[с’];[к],[к’]; [т],[т’];[л],[л’]; слогов и слов с буквами. Письмо слогов и слов с буквой Н,н, С,с, К,к, Т,т, Л,л. Письмо слов с комментированием. Списывание с письменного шрифта. Критерии оценивания выполненной работы. Заглавная буква в именах собственных. Письмо под диктовку. Правила оценивания выполненной работы Списывание предложений. Границы предложения. Предложения с вопросительной интонацией. Обозначение интонации в письменной речи знаками«!»,«?», «.». | 1 | | |
19 | Строчная и заглавная буквы с, С. (с.16) | 1 | | |
20 | Заглавная буква С.(с.17) | 1 | | |
21 | Строчная и заглавная буквы к, К. (с.18-19) | 1 | | |
22 | Строчная буква т. (с.20) | 1 | | |
23 | Заглавная буква Т.(с.21) | 1 | | |
24 | Строчная и заглавные буквы Л, л.(с.23-24) | 1 | | |
25 | Повторение и закрепление написания изученных букв. (с.22, с.25) | Закрепление написания изученных букв. Письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений. | 1 | | |
26 | Строчная буква р. (с.26) | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э][’э], [п][п’], [м][м’], [з],[з’], [б],[б’], Двойная роль буквы е. Обозначение буквой е мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с изученными буквами Рр, Вв, Ее, Пп, Мм, Зз, Бб Списывание с письменного и печатного шрифта. Оформление границ предложения. Запись и интонирование вопросительных предложений. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Единственное и множественное число существительных (один — много). | 1 | | |
27 | Заглавная буква Р. (с.27) | 1 | | |
28 | Строчная буква в.(с.28) | 1 | | |
29 | Заглавная буква В.(с.29) | 1 | | |
30 | Строчная буква е. (с.31) | 1 | | |
31 | Заглавная буква Е.(с.32) | 1 | | |
32 | Закрепление написания изученных букв. (с.30) | 1 | | |
33 | Строчная буква п (Пропись №3, с.3) | 1 | | |
34 | Заглавная буква П. (с.4) | 1 | | |
35 | Строчная буква м. (с.6) | 1 | | |
36 | Заглавная буква М.(с.7) | 1 | | |
37 | Повторение и закрепление написания изученных букв.(с.5, с.8) | 1 | | |
38 | Строчная буква з (с. 9) | 1 | | |
39 | Заглавная буква З (с. 10) | 1 | | |
40 | Строчная и заглавная буквы з, З .(с.11) | 1 | | |
41 | Строчная буква б.(с.12) | 1 | | |
42 | Заглавная буква Б.(с.13) | 1 | | |
43 | Повторение и закрепление написания изученных букв.(с.14-15) | 1 | | |
44 | Строчная буква д.(с.16) | Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [д][д’], [j’а][’а], [г][г’], [ч’], [ш], ь, [ж], [j’о][’о], [j’], [х][х’], [j’у][’у], [ц], [э], [щ’], [ф][ф’] Письмо слогов и слов с буквами Дд, Яя, Гг, Чч, Шш, Жж, Ёё, й, Хх, Юю, Цц, Ээ, Щщ, Фф, ьъ, Наблюдение за изменением формы числа существительного. Ед. и мн. число существительных (один — много). Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. Работа с поговорками. Оформление границ предложения. Обозначение буквами а—я, ё. твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме. Характеристика звука. Правописание ча-чу, жи-ши, ща-щу. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Вопросительные слова «кто?», «что?». Закрепление написания изученных букв. Письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений. Правописание имён собственных (имён людей и кличек животных). Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной. Признаки предмета. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Слова, противоположные по смыслу. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. Звуки-смыслоразличители (лук — люк). Личные местоимения я — они. Работа над деформированным предложением. Письмо элементов изученных букв. Письмо букв Э, э и других изученных букв. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Слого-звуковой анализ слов, пишущихся с ь и ъ. Функция букв ь, ъ. | 1 | | |
45 | Заглавная буква Д.(с.17-19) | 1 | | |
46 | Строчная буква я(с.20) | 1 | | |
47 | Заглавная буква Я (с. 21) | 1 | | |
48 | Строчная и заглавная буквы я, Я (с. 22) | 1 | | |
49 | Закрепление. Строчная и заглавная буквы я, Я (с. 23) | 1 | | |
50 | Строчная буква г.(с.24) | 1 | | |
51 | Заглавная буква Г.(с.25-26) | 1 | | |
52 | Строчная буква ч.(с.27) | 1 | | |
53 | Заглавная буква Ч.(с.29) | 1 | | |
54 | Строчная и заглавная буквы ч, Ч.(с.28) | 1 | | |
55 | Буква ь (мягкий знак).(с.30) | 1 | | |
56 | Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (с. 31-32) | 1 | | |
57 | Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук. (Пропись №4, с.3) | 1 | | |
58 | Заглавная буква Ш.(с.4) | 1 | | |
59 | Письмо слов и слогов с изученными буквами. (с.5) | 1 | | |
60 | Строчная буква ж. (с.6) | 1 | | |
61 | Заглавная буква Ж. (с.7-9) | 1 | | |
62 | Строчная буква ё. (с.10) | 1 | | |
63 | Строчная буква ё, после согласных. (с.11) | 1 | | |
64 | Заглавная буква Ё. (с.12) | 1 | | |
65 | Строчная буква й. Слова с буквой й. (с. 13) | 1 | | |
66 | Строчная буква й. Слова с буквой й (с. 14) | 1 | | |
67 | Строчная буква х (с. 15) | 1 | | |
68 | Заглавная буква Х (с. 16) | 1 | | |
69 | Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление) (с. 17) | 1 | | |
70 | Письмо слов и предложений с изученными буквами (с.18) | 1 | | |
71 | Строчная буква ю (с. 19) | 1 | | |
72 | Заглавная буква Ю (с. 20-21) | 1 | | |
73 | Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук. (с. 22) | 1 | | |
74 | Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук. (с. 23) | 1 | | |
75 | Письмо слов и слогов с буквами ц, Ц и другими изученными буквами. (с.24) | 1 | | |
76 | Строчная буква э (с. 25) | 1 | | |
77 | Заглавная буква Э (с. 26) | 1 | | |
78 | Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. (с. 27) | 1 | | |
79 | Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. (с. 29) | 1 | | |
80 | Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу (с. 28) | 1 | | |
81 | Строчная буква ф (с. 30) | 1 | | |
82 | Заглавная буква Ф (с. 31) | 1 | | |
83 | Буквы ь, ъ (с. 32) | 1 | | |
84 | Разделительные знаки. | 1 | | |
85 | Закрепление написания изученных букв. | 1 | | |
86 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 | | |
87 | Оформление предложений. | Развитие умения находить начало и конец предложения, составлять из предложений текст. | 1 | | |
88 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | Формирование умения различать слова, отвечающие на вопрос Что? Кто? | 1 | | |
89 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Закрепление. | 1 | | |
90 | Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? | Формирование умения различать слова, отвечающие на вопрос Что делать? Что сделать? | 1 | | |
91 | Слова,отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Закрепление. | 1 | | |
92 | Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? | Формирование умения различать слова, отвечающие на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? | 1 | | |
93 | Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Закрепление. | 1 | | |
94 | Предлоги. | Проверка знаний уч-ся по оформлению предложений на письме, умения писать слова без искажений букв и замены другими буквами. | 1 | | |
95 | Местоимения. | 1 | | |
96 | Проверочный диктант. | 1 | | |
97 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | |
98 | Безударные гласные в корне слов. | Формирование навыков правописание безударных гласных в корне слова, умения подбирать проверочные слова, выработка навыков грамотного письма. | 1 | | |
99 | Безударные гласные в корне слов. Списывание с печатного шрифта. | 1 | | |
100 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. | Формирование умения проверять написание парных согласных на конце слова, учить применять знания грамотного письма в самостоятельной работе. | 1 | | |
101 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. Закрепление. | 1 | | |
102 | Правописание ЖИ-ШИ | Правописание сочетаний жи-ши, оформление предложений на письме, нахождение орфограмм в словах и подбор проверочных слов. | 1 | | |
103 | Правописание ЧА-ЩА | Правописание сочетаний ча-ща. закрепление знаний о звуках [ч,] [щ,] (они всегда мягкие). | 1 | | |
104 | Правописание ЧУ-ЩУ | Правописание сочетаний чу-щу, закрепление знаний о звуках [ч,] [щ,] (они всегда мягкие), обучение навыкам словарно-орфографической работы. | 1 | | |
105 | Правописание ЧК, ЧН, ЩН | Правописание сочетаний ЧК, чн. щн; формирование умения грамотно писать. | 1 | | |
106 | Заглавная буква в словах. | Закрепление знаний о написании имен собственных с заглавной буквы. | 1 | | |
107 | Словарный диктант. | Проверка умения писать слова без искажений букв и замены другими буквами. | 1 | | |
108 | Деление слов на слоги. | 1 | | |
109 | Основа предложения (подлежащее и сказуемое). | Пропедевтика: грамматическая основа предложения; главные члены предложения | 1 | | |
110 | Основа предложения. Закрепление. | 1 | | |
111 | Алфавитный порядок слов. | Формирование навыков грамотного письма, развитие внимания, памяти. | 1 | | |
112 | Дополнение и запись предложения словами. | 1 | | |
113 | Контрольное списывание. | 1 | | |
114 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | | |
115 | Наша речь. | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | | |
116 | Устная и письменная речь. | Речь письменная и устная. Различие слова, словосочетания и предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | |
117 | Текст и предложение | Различие текста и предложения, подбирать заголовок к тексту Составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку. | 1 | | |
118 | Предложение. | Отличать предложение от группы слов, выделять предложения из речи, определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. | 1 | | |
119 | Диалог. | Различать диалог, как писать слова в предложении, употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, выразительно читать текст по ролям. | 1 | | |
120 | Роль слов в речи. | Имя существительное, имя прилагательное, глагол (без терминологии); их признаки и употребление. | 1 | | |
121 | Слова – названия предметов, признаков и действий. | 1 | | |
122 | «Вежливые» слова. | «Вежливые» слова. | 1 | | |
123 | Однозначные и многозначные слова. | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
124 | Слог как минимальная произносительная единица. | Определение количества гласных звуков в слове, деление слов на слоги. Выделение ударного слога. | 1 | | |
125 | Деление слов на слоги. | 1 | | |
126 | Перенос слов Правила переноса слов. | Перенос слов. | 1 | | |
127 | Перенос слов. | 1 | | |
128 | Ударение (общее представление). | Гласные ударные и безударные. | 1 | | |
129 | Ударные и безударные слоги. | 1 | | |
130 | Звуки и буквы. | Звуки речи и слово. Звуки и буквы. | 1 | | |
131 | Звуки и буквы Условные звуковые обозначения слов. | 1 | | |
132 | Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. | 1 | | |
133 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | | |
134 | Гласные звуки и буквы. | Гласные и согласные звуки. Словарь: морковь | 1 | | |
135 | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. | Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я. | 1 | | |
136 | Гласные звуки Слова с буквой э. | 1 | | |
137 | Обозначение ударного гласного буквой на письме. | Определение количества гласных звуков в слове, деление слов на слоги. Выделение ударного слога. | 1 | | |
138 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | | |
139 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | | |
140 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Закрепление. | 1 | | |
141 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | | |
142 | Согласные звуки и буквы. | 1 | | |
143 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
144 | Слова с буквами И и Й. | Звук [й] и буква й. | 1 | | |
145 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | Различение согласных твёрдых и мягких. Обозначение мягкости согласных на письме Ь. | 1 | | |
146 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. | Различение парных и непарных согласных звуков. Обозначение мягкости согласных на письме Ь. | 1 | | |
147 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Закрепление. | 1 | | |
148 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 1 | | |
149 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | | |
150 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | Восстановление текста | 1 | | |
151 | Звонкие и глухие согласные звуки. | Различение парных и непарных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | | |
152 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | |
153 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. | 1 | | |
154 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 1 | | |
155 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. Закрепление. | 1 | | |
156 | Шипящие согласные звуки. | 1 | | |
157 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
158 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правописание сочетаний. | 1 | | |
159 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. | 1 | | |
160 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
161 | Заглавная буква в словах. | Употребление прописной буквы в начале предложения. Выделение предложений в тексте. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
162 | Контрольный диктант. | 1 | | |
163 | Заглавная буква в словах. | 1 | | |
164 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | | |
165 | Повторение и обобщение изученного материала. | Способы проверки слов. | 1 | | |