Пояснительная записка.
Рабочая программа по Технологии для 9А гимназического класса на 2021-2022 учебный год (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с требованиями:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закона Рязанской области от 29.08.2013 № 42-ОЗ «Об образовании в Рязанской области»;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
-приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
-приказа Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования»;
-Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ «Школа № 35»;
-Учебным планом МБОУ «Школа № 35» на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекса Тищенко, Н.В.Синица, М.: Вентана-Граф, 2017г(учебник "Технология"для учащихся общеобразовательных учреждений./ В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.- М.: Вентана - Граф, 2018
На изучение предмета «Технология» в 9 классе отводится 34 часов в год из расчета 1 часа в неделю
Цели освоения рабочей программы:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Выбор данной программы обусловлен возможностями обучающихся в 9А гимназическом классе, которые обладают высоким уровнем интеллектуального развития и учебной мотивации. Данным обучающимся рекомендованы задания творческого характера, принимать участие в творческих конкурсах, выставках. Учащиеся 9А класса проявляют склонность к практическому мышлению. Обучающиеся способны решать поставленные проблемы научными методами, работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или опровергающие, аргументированно обосновывать высказанную точку зрения.
В этом классе создаются проектные, исследовательские объединения, предоставляющие учащимся возможность выбора не только направления проектной, исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Проектная деятельность становится средством обучения, т.е. ее построение осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей. Исследовательская работа реально влияет на содержание обучения, предлагая новые темы и разделы изучения, типы заданий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно, формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
в эстетической сфере:
• овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
• умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
в коммуникативной сфере:
• знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
• умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации;
• умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива;
• умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги.
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Тематическое планирование
№ | Основные модули | Количество часов |
1 | Социальные технологии | 6 |
2 | Медицинские технологии | 4 |
3 | Технологии в области электроники | 6 |
4 | Закономерности технологического развития цивилизации | 6 |
5 | Профессиональное самоопределение | 6 |
6 | Исследовательская и созидательная деятельность | 6 |
| итого | 34 |
Календарно- тематическое планирование
9 А класс
№ Раз дела | дата | Раздел | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы текущего контроля успеваемости |
1 | | Раздел «Социальные технологии» (6 ч) | 1 | Специфика социальных технологий | 1 | Самостоятельная работа. Поиск информации o социальных технологиях, применяемых в XXI в., и профессиях, связанных с реализацией социальных технологий. |
| 2 | Социальная работа. Сфера услуг | 1 | Самостоятельная работа. Социальная помощь |
| 3 | Технологии работы с общественным мнением. | 1 | Практическая работа. №1 Оценка уровня общительности. |
| 4 | Социальные сети как технология | 1 | Самостоятельная работа. Поиск и изучение ин- формации о социальных сетях, поисковых системах, сервисах мгновенного обмена сообщениями, которые в настоящее время являются самыми посещаемыми в России |
| 5 | Технологии в сфере средств массовой информации | 1 | Практическая работа. №2 Обсуждение результатов самостоятельной внеурочной работы «Социальная помощь». |
| 6 | Технологии в сфере средств массовой информации | 1 | Самостоятельная работа. Осуществление мониторинга (исследования) СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новой технологии, обслуживающей ту или иную группу потребностей (по выбору обучающегося или по указанию учителя) |
2 | | Раздел «Медицинские технологии» (4 ч) | 7 | Актуальные и перспективные медицинские технологии | 1 | Практическая работа. №3 Знакомство с информатизацией о здравоохранении региона. |
| 8 | Актуальные и перспективные медицинские технологии | 1 | Самостоятельная работа. Исследование потребностей в медицинских кадрах в районе проживания |
| 9 | Генетика и генная инженерия | 1 | Практическая работа.№4 Изучение комплекса упражнений при работе за компьютером. |
| 10 | Генетика и генная инженерия | 1 | Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о значении понятий «диспансеризация» и «вакцинация», целях и периодичности их прове-дения |
3 | | Раздел «Технологии в области электроники» (6 ч) | 11 | Нанотехнологии | 1 | Практическая работа. №5 Сборка электрических цепей с герконом и реостатом. |
| 12 | Нанотехнологии | 1 | Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о наноматериалах, которые можно получить с помощью нанотехнологий |
| 13 | Электроника | 1 | Практическая работа.№6 Сборка электрических цепей со светодиодом |
| 14 | Электроника | 1 | Практическая работа.№6 Сборка электрических цепей со светодиодом |
| 15 | Фотоника | 1 | Практическая работа.№7 Сборка электрических цепей со светодиодом и сенсором. |
| 16 | Фотоника | 1 | Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете об областях деятельности человека, в которых применяется фотоника и нанофотоника |
4 | | Раздел «Закономерности технологического развития цивилизации» (6 ч) | 17 | Управление в современном производстве. | 1 | |
| 18 | Инновационные предприятия. Трансфер технологий | 1 | Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о циклах технологического и экономического развития России, закономерностях такого развития |
| 19 | Современные технологии обработки материалов | 1 | |
| 20 | Современные технологии обработки материалов | 1 | Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о современных технологиях обработки материалов: ультразвуковая резка и ультразвуковая сварка; лазерное легирование, лазерная сварка, лазерная гравировка; плазменная наплавка и сварка, плазменное бурение горных пород |
| 21 | Роль метрологии в современном производстве. | 1 | Практическая работа. №8 Знакомство с контрольно-измерительными инструментами и приборами. |
| 22 | Техническое регулирование | 1 | Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о мерах длины, применявшихся в Древнем мире, на Руси, в Западной Европе |
5 | | Раздел «Профессиональное самоопределение» (6 ч) | 23 | Современный рынок труда | 1 | Практическая работа.№9 Подготовка к образовательному путешествию в службу занятости населения. |
| 24 | Современный рынок труда | 1 | . Самостоятельная работа. Изучение групп предприятий региона проживания |
| 25 | Классификация профессий | 1 | Практические работы.№10 Обсуждение результатов образовательного путешествия в службу занятости населения. Подготовка к образовательному путешествию в учебное заведение. |
| 26 | Классификация профессий | 1 | Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о новых перспективных профессиях |
| 27 | «Профессиональные интересы, склонности и способности» | 1 | |
| 28 | «Профессиональные интересы, склонности и способности» | 1 | Практические работы.№11 Обсуждение результатов образовательного путешествия в учебное заведение. Выявление склонности к группе профессий. Выявление коммуникативных и организаторских склонностей. Профессиональные пробы. Выбор образовательной траектории |
6 | | Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (6 ч) | 29 | Специализированный творческий проект | 1 | |
| 30 | Выбор темы специализированного творческого проекта (технологического, дизайнерского, предпринимательского, инженерного, исследовательского, социального и др.) | 1 | |
| 31 | Реализация этапов выполнения специализированного проекта. | 1 | |
| 32 | Выполнение требований к готовому проекту. | 1 | |
| 33 | Расчёт затрат на выполнение и реализацию проекта. | 1 | |
| 34 | Защита (презентация) проекта | 1 | Защита (презентация) проекта |