Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии»
ТЕХНОЛОГИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программой по трудовому обучению «Школа мастеров», разработанной Т.М. Геронимус. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Планируемые результаты:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач
Список литературы для учителя
1. Государственная образовательная программа РФ.
2. Геронимус, Т.М.Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2010.
3. Геронимус, Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
4. Геронимус, Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
5. Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2010.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7
6. Программа по технологии «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2010 год.
Количество часов в год – 68
Количество часов в неделю – 2
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы. Вид искусства | Тема урока | ДАТА | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного необязательного содержания | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Комплексные работы | Экскурсия в парк за природными материалами. | | Урок-экскурсия | Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления) | Знать роль трудовой деятельности в жизни человека. Уметь осуществлять сотрудничество в совместной работе | Текущий | | |
2 | Сортировка и закладка на хранение собранного материал | | Комбинированный | Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов | Знать область применения и назначения инструментов, распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей), влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье | Самостоятельная работа | | |
3–6 | | Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка, на отдыхе, лесные строители, папа и сыночек | | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия | Уметь организовывать и планировать собственную трудовую деятельность, выполнять инструкции | Самостоятельная работа | |
7–10 | | Игрушки из нескольких помпонов. Сова, совёнок | | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из текстильных материалов | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке материалов | Самостоятельная работа | Создание декоративных композиций |
11– 12 | Работа с бумагой и картоном | Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик» | | Комбинированный | Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия, изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия. Разметка с использованием | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам | Самостоятельная работа | |
13– 14 | Тетрадка-малышка | | Комбинированный | Самостоятельная работа | Ручной, механизированный и автоматизированный труд. Распределение рабочего времени | |
15– 16 | Блокнот для записей | | Комбинированный | |
17– 18 | | Лягушонок-озорник из бумажных конусов | | Комбинированный | разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией | Уметь организовывать и планировать собственную трудовую деятельность; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | | |
19– 20 | Комплексные работы | Игольник «Мышка» | | Комбинированный | Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани | Самостоятельная работа | |
21– 22 | Подсвечник из металлической банки | | Комбинированный | Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки | Уметь выполнять изделие по образцу, соблюдать правила работы с режущими инструментами | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
23 | Изделия из бумаги | Фигурки из бумажных салфеток: «лилия», «шляпа кардинала», «королевская мантия» | | Комбинированный | Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; выполнять изделие по чертежам и схемам | Самостоятельная работа | Распределение рабочего времени |
24 | Плетеный браслет | | Комбинированный | Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте | Знать свойства бумаги. Уметь выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
25– 26 | Сумочка сюрпризная | | Создавать изделия по собственному замыслу |
27 | Елочное украшение «Складная звезда» | | Распределение рабочего времени |
28 | Елочная подвеска «Золотая рыбка» | | Комбинированный | Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий. Определение этапов работы | Знать свойства бумаги. Уметь изготавливать изделие по схеме и чертежу; выполнять правила безопасности при работе с ножницами | Самостоятельная работа | Распределение рабочего времени |
29– 30 | Подвеска из конусов «Петрушка» | | | | Проверка модели в действии |
31– 32 | Комплексные работы | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик» | | Комбинированный | Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу | Самостоятельная работа | Создание модели по собственному замыслу |
33– 34 | Детали карнавального костюма «Каменный цветок» | | | Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. Основные приемы обработки бумаги, картона. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия | Уметь выполнять объемные изделия из бумаги; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | | Проверка модели в действии |
35– 37 | Папочка-игольница | | Комбинированный | Основные части книги. Приемы обработки плотной бумаги и картона. Подбор ткани с учетом размеров и свойств. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
38– 39 | Изделия из бумаги | Раскладной конверт | | Комбинированный | Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач | Уметь использовать без-опасные приемы работы с материалами, инструментами; выполнять изделие по схеме | Самостоятельная работа | Ручной, механизированный и автоматизированный труд |
40– 41 | Изделия из ткани | Однослойная прихватка | | Комбинированный | Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами | Уметь выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
42– 44 | Браслет-булавочница | | Комбинированный | Проверка модели в действии |
45– 47 | Комплексные работы | Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик» | | Комбинированный | Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов | Уметь использовать без-опасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
48– 51 | Копилка из папье-маше на резиновой основе | | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из бумаги, соединение деталей изделия склеиванием | Знать технику папье-маше. Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
52–54 | Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона | | Комбинированный | Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами. | Самостоятельная работа | Распределение рабочего времени |
55– 56 | Игрушки из поролона: «Слоник», «Осьминог» | | Комбинированный | Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов | Уметь использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий | Самостоятельная работа | Распределение рабочего времени |
57–58 | Изделия из ткани | Кармашек для мелочей «Слон» | | Комбинированный | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
59 | Комплексные работы | Кожаный брелок для ключей «Поросёнок» | | Комбинированный | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии. Работа с кожей |
60–61 | Подвес для прищепок «Обезьянка» | | Комбинированный | Искусственные материалы | Уметь изготавливать изделия по эскизу и чертежу, осуществлять декоративное оформление работы | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
62– 63 | Изделия из ткани | Отреставрированные изделия, штопка | | Комбинированный | Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. Декоративное оформление предметов быта и жилища | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами. Уметь использовать умения для выполнения домашнего труда (мелкий ремонт одежды) | Самостоятельная работа | Ручной, механизированный и автоматизированный труд |
| | | | | | | | | |
64–65 | Комплексные работы | Игрушка из полуфабрикатов «Японка» | | Комбинированный | Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам | Самостоятельная работа | |
66–67 | | | Комбинированный | Самостоятельная работа | Создание декоративных композиций |
68 | Общественно-полезный труд | Подготовка экспонатов для выставки | | Комбинированный | Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами. Уметь работать в группе | Самостоятельная работа. Итоговый | Создание декоративных композиций |