СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "Математические представления" для 5 класса Вариант-2

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету предназначена для учащихся 5 класса с умеренной степенью умственной отсталости, а также для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Математические представления" для 5 класса Вариант-2»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа коррекции и развития VIII вида №31» города Брянска

Рассмотрено:

на заседании

методического совета школы

протокол № ____от______2021г.



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР



___________ Зеленина И.В.




УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска



______________ О.Л. Бурцева



Пр. № ___от___________2021г.










Программа по учебному предмету: «Математические представления»

для 5 класса

(для детей с интеллектуальными нарушениями)

Вариант - 2

на 2021-2022 учебный год Программу составил:

учитель математики Магильная А.А.

Содержание программы

I. Пояснительная записка

II. Общая характеристика учебного предмета.

III. Описание места учебного предмета с учетом особенностей его освоении учащимися.

IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

V. Содержание учебного предмета

VI. Тематическое планирование с контрольно- измерительными материалами.

VII. Материально- техническое обеспечение учебного процесса.





















I. Пояснительная записка.

Программа по учебному предмету предназначена для учащихся 5 класса с

умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), а также для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями и развитии и разработана на основе следующих документов:

1. Федерального Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.;

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2017;Вариант -2


4. Учебный план образовательной организации на 2021-2022 уч. год для 5 класса (Вариант-2)

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной целью обучения математических представлений является формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.


Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:


1. Сформировать представления о форме, величине; количественные ,пространственные, временные представления:


2. Сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.


3) Сформировать умения пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.



II. Общая характеристика УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.


В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда

Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Материал по предмету «Математические представления» представлен в рабочей программе 5 класса образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разделами: «Временные представления», «Количественные представления», «Представления о величине», «Представление о форме», «Пространственные представления»

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.


III. Описание места учебного предмет» математические представления» с учетом особенностей его освоения учащимися.

В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Математические представления» в 5 классе (Вариант -2) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Математические представления» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть учебного плана.


1четверть -18 часов

2четверть- 14 часов

3четверть- 20 часов

4 четверть-16 час

За год- 68 часов

IV. Личностные и предметные результаты освоения предмета «математические представления»


· Личностные результаты:

· развитие мотивации к обучению;

· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни;

. умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

· владение элементарными навыками коммуникации и принятыми

ритуалами социального взаимодействия;

· развитие положительных свойств и качеств личности.

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме,

· развитие эстетических чувств,

· формирование уважительного отношения к окружающим

Предметными результатами являются:

1.Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

- Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.

-Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

-Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

-Уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, ---составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

2.Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

-Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

-Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

-Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

-Уметь обозначать арифметические действия знаками.

-Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

-Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

-Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

-Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.


V. Содержание учебного предмета: «Математические представления»

Временные представления (3ч)

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту.


Количественные представления ( 42 ч)


Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры.

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.



Представления о величине (11ч)

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Понятие «Большой - маленький». Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Сравнение предметов по весу.

Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.


Представление о форме (7 ч)

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.



Пространственные представления (5 ч)

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (68 ч)

Представления о величине (11 ч)

Пространственные представления (5  ч)

Временные представления (3 ч)

Количественные представления (42 ч)

Представление о форме (7 ч)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности


Представление о величине. (11ч)



Формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, размеру, массе, длине, величине.

Вступать в общение, слушать другого, соблюдать

правила общения; осуществлять

группировку материала

по заданным критериям.

1

Сравнение предметов по величине.

Понятие «Большой – маленький».

1


2

Составление порядочного ряда по убыванию, по возрастанию.

1


3

Понятие длинный – короткий, длиннее –короче. Сравнение предметов по длине.

1


4

Понятие высокий – низкий. выше –ниже. Сравнение предметов по высоте.

1


5

Понятие верхний – нижний. Сравнение предметов.

1


6

Понятие широкий - узкий. Сравнение предметов по толщине.

1


7

Одинаковые, равные по величине

1


8

Тяжелый - легкий», тяжелее – легче. Сравнение предметов по весу.

1


9

Узнавание линейки (шкалы деления), ее назначение.

1


10

Измерение длины отрезков , длины (высоты) предметов линейкой.

1


11

Контрольная работа №1 по теме: представление о величине.

1


1

Рисование отрезка. Измерение отрезка.

1




Пространственные представления (5ч.)



1

Перемещение в пространстве в заданном направлении. Понятие «Справа, слева». Далеко- близко. впереди- позади.

1


2

Положение предметов в пространстве, на плоскости там, на. в, внутри.

1


3

Определение местонахождения предметов в пространстве, на плоскости.

1


4.

Составление картинки, предметов из двух и нескольких частей.

1


5.

Определение местонахождение предметов в ряду: первый, последний, крайний, перед., после, следом, между.

1


2

Различие круглых геометрических тел.
Рисование круга. Соотношение круга с шаром.

1



Количественные представления (5ч)



1

Понятие много, один, пусто.

1


2

Сравнение групп предметов (много, мало, пусто, один)

1


3

Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом)

1


4

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов.

1


5

Соотношение цифр с количеством предметов.

1


3

Различие некруглых геометрических тел. Соотношение геометрического тела с геометрической фигурой (куб-квадрат, шар_ круг призма- треугольник .

1



Временные представления (3ч)



1

Узнавание частей суток Утро, день, вечер.

1


2

Узнавание дней недели, последовательность.

1


3

Соотнесение деятельности с временным промежутком6 сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно и т.д.

1


4

Узнавание геометрических фигур. Соотношение формы с геометрической фигурой.

1



5

Штриховка геометрических фигур.

1



Количественные представления (37ч)



Формирование умения ориентироваться в ряду.

1

Число и цифра 1.Запись цифры по точкам. Письмо 1.

1


2

Узнавание цифры. Соотношение количества предметов с числом.

1


Умение выполнять инструкции педагога

3

Число и цифра 2. Запись цифры по точкам. Состав числа 2.

1


4

Соотношение количества предметов с числом.

1


5

Выкладывание цифры 1,2 из палочек, лепка из пластилина, зарисовка на бумаге.

1


6

Письмо цифр 1,2 по трафарету и по точкам.

1


7

Состав числа 2. Прямой , обратный счет.

1


8

Простые арифметические задачи на сложение.

1


9

Простые арифметические задачи на вычитание.

1


5

Рисование геометрических фигур, Прямоугольник

1


10

Цифра 3. Соотношение с количеством.

1


11

Состав числа 3.

1


Умение выполнять инструкции педагога

12

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 3.

1


13

Счет в прямой и обратной последовательности.

1


14

Письмо цифр по трафарету и по точкам.

1


15

Упражнения в самостоятельном письме цифр в тетради. Определение места цифры в числовом ряду.

1


16

Знаки действий. Запись примеров на сложение и вычитание в пределах 3.

1


17

Число, цифра 4. Соотнесение с количеством.

1


18

Образование числа 4.

1


19

Счет до 4 и обратно.

1


20

Числовой ряд 1-4

1


21

Решение примеров в пределах 4.

1


22

Состав числа 4.

1


23

Сравнение, запись и решение примеров в пределах 4.

1


6

Рисование геометрической фигуры. Точка. Прямая линия. Кривая линия.

1


24

Число и цифра 5. Запись цифры по точкам.

1


25

Счет до 5 и обратно.

1


26

Числовой ряд1-5.. Сравнение чисел.

1


27

Состав числа 5. Решение примеров.

1


Формирование умения представления о геометрических формах.

​ Умение выполнять инструкции педагога;

​ использование по назначению учебных материалов;

​ Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

28

Решение простых задач на нахождение суммы.

1


29

Решение простых задач на нахождение разности.

1


30

Контрольная работа за год

1


7

Рисование геометрической фигуры.: прямоугольник, квадрат, круг по точкам.



31

Число и цифра 0 Действие с 0.

1


32

Запись примера на увеличение на одну единицу в пределах 5.

1


33

Запись примера на уменьшение на одну единицу в пределах 5

1


34

Различие денежных знаков (монет, купюр).

1


35

Размен денег.

1


36-37

Решение простых примеров с числами, выраженными единицами измерения стоимости.

2







VII. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.


1.М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002 г.

2.Перова М. Н., Яковлева И. М.5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  • Ноутбук, проектор, колонки

  • Диск «Большая детская энциклопедия»

  • Счетные палочки

  • Счетный материал

  • Геометрические фигуры

  • Линейка-трафарет

  • Лента цифр

  • Раздаточный материал

  • Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)

  • Мозаики

  • Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов

  • Карточки с изображением цифр




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!