СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "МАТЕМАТИКА" для 5 класса Вариант-1

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету предназначена для учащихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "МАТЕМАТИКА" для 5 класса Вариант-1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска




Рассмотрено:


на заседании

методического

объединения школы. Руководитель МО

____________А.А. Магильная

Протокол №_____

от «____»__________2021 г.

Согласовано:


зам. директора по УВРМБОУ «Школа коррекции и развития 8 вида №31» г. Брянска

____________Зеленина И В.


«____»_________ 2021 г.



Утверждаю:


директор МБОУ «Школа коррекции и развития 8 вида №31» г. Брянска __________________

О. Л. Бурцева

Приказ №_____

от «___»__________2021г.






программа

по учебному предмету: «Математика»

для 5 класса

(для детей с интеллектуальными нарушениями)



Вариант - 1



на 2021-2022 учебный год



Программу составил:

учитель математики

Магильная А.А.





Содержание программы

I. Пояснительная записка

II. Общая характеристика учебного предмета.

III. Описание места учебного предмета с учетом особенностей его освоении учащимися.

IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

V. Содержание учебного предмета

VI. Тематическое планирование с контрольно- измерительными материалами.

VII. Материально- техническое обеспечение учебного процесса.





I. Пояснительная записка.

Программа по учебному предмету предназначена для учащихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости ( интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

1. Федерального Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.;

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2017;Вариант 1


4. Учебный план образовательной организации на 2021-2022 уч. год

II. Общая характеристика учебного предмета.

Математика является одним из ведущих образовательных предметов в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. Основная часть которого–социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально дифференцируемого к ним подхода. Школьникам в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены доступные понятия, практические задания, виды самостоятельных работ, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Данная       программа  по математике 5 класса содержит программу элементарной математики в структуре с геометрическими понятиями.   В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами в пределах  1 000 , знакомятся с образованием, записью, чтением и сравнением  обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур, измерения геометрических величин, выполнения арифметических действий с числами, полученными при измерениях.

         Содержание предмета имеет выраженную практическую направленность с целью     обеспечения жизненно важных умений детей по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях ( профессиях ) по труду.  Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, оно значительно продвигает большую часть учащихся на пути освоения ими элементов логического мышления.


Целью данной программы является: Формирование доступных учащимся математических знаний, умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов.

Исходя из целей решаются следующие задачи:

1.Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными и дробными числами, умение переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению обыкновенных  дробей.


2.Максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.


3.Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.


III. Описание места учебного предмета с учетом особенностей его освоении учащимися.

Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана «Математика». По учебному плану школы на 2021-2022 учебный год на изучение данного учебного курса отводится по 136 часов, с учетом по 4 часа еженедельной нагрузки.

Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, физической культуры, изобразительного искусства, технологии и др.



Контрольные  работы проводятся после прохождения разделов и тем, не реже 2 раз в четверть.


Рабочей программой предусмотрено проведение:


- контрольных работ -9 - самостоятельных работ по геометрии – 4


Основной формой образовательного процесса является  урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. дети  с умеренной умственной отсталостью не являются однородной массой.

         В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

На уроке математики используются  учебник математики для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида , рабочие тетради к учебнику, дидактический материал.


1четверть -36 часов (8 недель и 3 дня)

2четверть- 28 часов (7 недель и 4 дня)

3четверть- 40 часов (8 недель и 5дней)

4 четверть- 32 час (7 недель и 6 дней),

За год- 136 часов

Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом математикой и в ее структуре – геометрическими понятиями. На изучение геометрического материала отводится в 5 классе из 4 часов отдельным уроком по 1 часу в неделю. Всего 36 часов за год. Геометрический материал занимает важное место в обучении математики. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, выполнять построение. Оп­ределять форму реальных предметов, знакомятся со свойства­ми фигур, геометрических тел, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительно­го и вычислительного характера.

В рабочей программе отводится достаточное количество часов на повторение нумерации и арифметических действий с целыми числами в пределах 100 и числами, полученными при измерении, т.к это составляет основу для дальнейшего усвоения материала.

При изучении геометрического материала предусматривается самостоятельная работы по 1 часу в четверть.

IV. Личностные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты освоения данной программы по математике обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

У обучающегося будут сформированы:


. проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;

. желание выполнять математическое задание правильно, с использованием знакомой символики в соответствии с данным образом или пошаговой инструкции учителя;

.умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;

.умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя);

. умение формировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);

. элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;

. умение оказывать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания;

.умение корректировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи;

.знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов ( измерительных, чертежных) при выполнении математического задании;

.элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания)на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверного выполнения задания;

. элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;

.понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально – трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);

.элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.

Планируемые предметные результаты:

1.Элементарные математические представления о количестве, форме, линии предметов, пространственные и временные представления

2.Начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

3. Навыки измерения, пересчета, прикидки оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;

4. Способность применения математических знаний для решения учебно - познавательной, учебно - практических, жизненных и профессиональных задач;

5. Оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использование математической речи.


Минимальный уровень освоения программы:


.знание числового ряда 1-1000 в прямом порядке;

.Умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000 (в том числе с использованием калькулятора;

.счет в пределах 1000 присчитыванием разрядных единиц (1,10, 100,.)и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;

.определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы);

.умение сравнивать числа в пределах 1000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1000;

.знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя);

.знание денежных купюр в пределах 1000р.;осуществление размены, замена нескольких купюр одной;

. выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;

.выполнения сложения и вычитания чисел в пределах 1000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;

.выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка;

.выполнение умножения и деления чисел в пределах 1000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях);

.знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать:

. выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия;

.различие видов треугольников в зависимости от величины углов;

.знание радиуса и диаметра окружности, круга.


Достаточный уровень освоения программы:

.знание числового ряда 1-1000 в прямом и обратном порядке, места каждого числа в числовом ряду в пределах 1000 (в том числе с использованием калькулятора);

.счет в пределах 10000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1,10. 100) и равными числовыми группами по 20.200.50 устно и с записью чисел;

Знание класса единиц, разрядов в классе единиц;

Умение получать трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы.;

.умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1000;

.выполнение округления чисел до десятков, сотен;

.знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;

.выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1000);

.выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений;

.выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1000 без перехода через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;

.выполнения умножения чисел 10, 100, деления на 10, 100 без остатка и с остатком;

.выполнение умножения и деления чисел в пределах 1000 на однозначное число приемами письменных вычислений;

.знание обыкновенных дробей, их виды; умение получать, обозначить, сравнить обыкновенные дроби;

Выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросам: « На сколько больше (меньше)…?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя);

.знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;

.умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;

.знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений;

Вычисление периметра многоугольника.



Предметные результаты освоения программы с нарушениями включают освоенные учащимися знания, умения и готовность их применения.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальным и достаточным.

 Причём минимальный уровень составлен с учётом разных возможностей учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта и поэтому математический материал усваивается на различном уровне.


   Требования к уровню подготовки также установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания. Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со 2-м уровнем, осуществляется по второму варианту.

V. Содержание учебного предмета «Математика»

Нумерация

Нумерации чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц.

Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Счет до 1000и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2.20,200; по 5,50, 500;по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак «≈».

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

 Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.


Единицы измерения и их соотношения

 Единицы измерения (мера) длины - километр (1км). Соотношение 1км= 1000м. Единицы измерения (меры) массы: грамм (1г); центнер (1ц); тонна (1т). Соотношения :1кг=1000г; 1ц= 100кг; 1т=10000кг; 1т=10ц;
 Денежные купюры. Достоинством 10р., 50р., 100р., 500р., 1000 р., 500 р. Размен, замена нескольких купюр одной. 

Соотношение: 1 год = 365 (366) суткам. Високосный год,
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Арифметические действия

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания ( в пределах 100) .Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их поверка. Умножение 10, 100 и на 10, 100. Деление на 10, 100 без остатка и с остатком. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 × 2; 400 × 2; 120 × 2; 300:3; 450:5).
    Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; . Проверка правильности вычислений.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55 см +16см; 55 см- 16см), 55см+45см, 55см-45см),(1м-45см, 8м55см-3м 16 см, 8м 55см+3м 16 см), 8м 55см- +3м; 8м-+ 3м 16см;

  Дроби.

Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Образование, запись, Обыкновенные дроби. Числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные и неправильные.



Арифметические задачи

 Простые арифметические задачи на нахождение части числа.    

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

 Простые арифметические задачи на сравнение (отношения) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия,

Геометрический материал

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. 

Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон.

Построение треугольников по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки. Диагонали прямоугольника (квадрата) , их свойства.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус ® , диаметр (D);

Буквы латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S их использование для обозначения геометрических фигур.

Контрольные работы -7 , самостоятельные работы по геометрии- 4



VI. Тематическое планирование,

п/п

Дата

Название темы

Кол-во часов

Содержание темы


1 четверть -27 ч.+ 9 ч. геом. Материал= 36 ч.


Сотня (повторение)-6ч.

1-2


Нумерация чисел в пределах 100.

Счет единицами, десятками в пределах 100

2


Нумерация чисел в пределах 100;

Счет единицами, десятками в пределах 100

Разряды, их место в записи числа

Состав двузначных чисел из десятков и единиц.

Числовой ряд в пределах 100

Место каждого числа в числовом ряду

Сравнение и упорядочивание чисел

3


Разряды, их место в записи числа

Состав двузначных чисел из десятков и единиц.

1

4


Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

1

5


Устное умножение, деление чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

1

6


Единицы измерения стоимости,

длины, массы, времени. Их соотношения.

1


Единицы измерения стоимости, длины, массы,

Единицы измерения времени, их соотношения. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Тремя способами.

Арифметические действия – 5 ч.

7


Сложение и вычитание чисел, полученных при счете в пределах 100 без перехода через разряд

1

Сложение и вычитание чисел, полученных при счете и при измерении величин в пределах 100 без перехода через разряд. Табличное умножение и деление. Взаимосвязь умножения и деления. Нахождение значения числового выражения со

скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление)

8


Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.


1

9


Табличное умножение и деление.

1

10


Нахождение значения числового выражения со скобками

и без скобок

1


11


Нахождение значения числового выражения со скобками

и без скобок

1



Арифметические задачи -3 ч.


12


Решение простых арифметических задач.

1

Решение простых задач, составных задач в 2-3 арифметических действия.

13-14


Решение составных задач в 2-3 арифметических действия.

2

Арифметические действия-7 ч.

15


Нахождение неизвестного слагаемого.

1

Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой х.

Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого.

Простые арифметические задач на нахождение неизвестного слагаемого: кратная запись задачи, решение задачи с проверкой.

16

Простые арифметические задач на нахождение неизвестного слагаемого:

1

17


Нахождение неизвестного уменьшаемого

1

Решение примеров с неизвестным уменьшаемым, обозначенным буквой х.

Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного уменьшаемого

18


Простые арифметические задач на нахождение неизвестного уменьшаемого.

1

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой.

19


Нахождение неизвестного вычитаемого

1

Решение примеров с неизвестным вычитаемым, обозначенным буквой х.

Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного вычитаемого.

20


Простые арифметические задач на нахождение неизвестного вычитаемого.

1

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного вычитаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой. Дифференциация задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

21


Вводная контрольная работа №1

1



Арифметические действия – 6 ч.

22


Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные вычисления)

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку

- сложение двузначного числа с однозначным числом (29+5);

- вычитание однозначного числа из двузначного (32-5);

-сложение двузначных чисел (29+15);

-вычитание двузначных чисел (32-15);

23


Сложение двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд (29+5).

1

24


Сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд(29+15);

1

25


Вычитание двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд (32-15);

1

26


Контрольная работа№2 за четверть по ранее изученному материалу.

1

27


Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд

1

Геометрический материал – 9ч.

1


Точка, линия, отрезок, луч

1

Линии: узнавание, название, дифференциация. Построение линий (прямой линии, луча отрезка заданной длины, незамкнутой и замкнутой). Использование букв латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S для обозначения отрезка, ломаной линии.

2


Линия прямая, ломаная (Замкнутая, незамкнутая)

1

Использование букв латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S для обозначения отрезка, ломаной линии.

3


Углы

1

Виды углов.

Построение прямого угла с помощью чертежного угольника.

Построение острого, тупого углов.

4


Прямоугольник. Обозначение углов.

1

Элементы прямоугольника (квадрата), их свойства. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника. Использование букв латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S для обозначения геометрических фигур. Взаимное положение на плоскости прямоугольника и линии (прямой, отрезка).

5


Квадрат


Элементы квадрата, их свойства. Построение квадрата с помощью чертежного угольника. Использование букв латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S для обозначения геометрических фигур. Взаимное положение на плоскости квадрата и линии (прямой, отрезка).

6


Окружность, круг

1

Окружность, круг, шар: узнавание, называние, дифференциация.
Радиус, центр окружности, круга.

Построение окружности с помощью циркуля.

7


Радиус, центр окружности, круга.

1

Радиус, центр окружности, круга.

Построение окружности с помощью циркуля.

8


Самостоятельная работа: Распознание и построение фигуры.

1


9


Куб, брус, шар.

1

Геометрическое тело: куб, брус, шар.

Дифференциация плоскостных и объемных геометрических тел.

Вторая четверть- 28 ч.

Нумерация чисел в пределах 1000 – 12ч


1


Получение круглых сотен в пределах 1000.

Счет круглыми сотнями в прямом и обратном порядке. Запись круглых сотен.

1



Ряд круглых сотен в пределах 1000.

Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц.

Чтение и запись трехзначных чисел.

Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, единицы тысяч. Класс единиц.

Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Числовой ряд в пределах 1000, Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел.

Изображение чисел на калькуляторе, их чтение.

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе

Сравнение и упорядочение чисел в пределах 1000.

2


Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц;

Чтение и запись трехзначных чисел.

1



3


Получение трехзначных чисел из сотен и десятков; из сотен и единиц

1

4


Разряды: единицы, десятки, единицы тысяч. Класс единиц.


1

5


Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Изображение чисел на калькуляторе, их чтение

1

6


Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Изображение чисел на калькуляторе, их чтение

1


7

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

1

8


Контрольная работа №3 : Нумерация чисел в пределах 1000.

1

9


Работа над ошибками.

Округление чисел.

1


10-11


Округление чисел.

2

Знак округление ( )

Округление чисел до десятков, сотен.

12


Римская нумерация.

1

Римские цифры.

Обозначение чисел I-XII


Единицы измерения и их соотношения – 3ч

13


Меры стоимости. Денежные купюры достоинством 10р., 50р., 100р, 1000р. Размен, замена нескольких купюр одной.

1

Меры стоимости.

Денежные купюры достоинством 10р., 50р., 100р, 1000р. Размен, замена нескольких купюр одной.

Арифметические задачи. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с краткой записью в виде таблицы)

14


Единица измерения (мера) длины – километр (1км)

Соотношение : 1км= 1000м.


1

Меры длины.

Единица измерения (мера) длины – километр (1км)

Соотношение : 1км= 1000м.

Сравнение чисел, полученных при измерении длины одной, двумя мерами.

15


Единица измерения ( меры) массы – грамм; центнер (ц); тонна 1(т). Соотношения 1кг= 100г, 1ц= 100кг;1т=1000кг; 1т= 10ц.


1

Меры массы.

Единица измерения ( меры) массы – грамм; центнер (ц); тонна 1(т). Соотношения 1кг= 100г, 1ц= 100кг;1т=1000кг; 1т= 10ц.

Определение массы предметов с помощью весов.

Сравнение чисел, полученных при измерении массы одной, двумя мерами.

Арифметические действия- 3ч

16


Сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, с выражением числа, полученного в ответе, в более крупных мерах (55см+45см);

1

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости, массы приемами устных вычислений (с записью примера в строчку);

- сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, с выражением числа, полученного в ответе, в более крупных мерах (55см+45см);

- вычитание чисел, полученных при измерении, с выражением уменьшаемого в более мелких мерах (1м- 45см);

- сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами (8м55см + -3м16см; 8м55см+ - 16см; 8м 55см+ - 3м; 8м + - 3м 16см)

17


-Вычитание чисел, полученных при измерении, с выражением уменьшаемого в более мелких мерах (1м- 45см);


1

18


Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами (8м55см + -3м16см; 8м55см+ - 16см; 8м 55см+ - 3м; 8м + - 3м 16см)

1

19


Контрольная работа № 4за четверть по ранее пройденному материалу

1

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков пределах 1000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) ( 400+- 200; 120+-20; 500+- 30)

Сложение, вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку)

Способы проверки правильности вычислений по нахождению суммы, разности.


Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: « На сколько больше (меньше),,,?»; моделирование содержание задач, выполнение решения, запись ответа задачи.

Разностное сравнение чисел с вопросами: « На сколько больше (меньше)…? «

20


Работа над ошибками

Разностное сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше),,,?»

1


Геометрический материал – 7ч.

1


Периметр многоугольника

1

Вычисление длины ломаной (незамкнутой, замкнутой).

Многоугольники.

Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

2


Вычисление периметра квадрата

1


3


Вычисление периметра прямоугольника

1


4


Вычисление периметра треугольника

1


5


Вычисление периметра геометрических фигур

1


6


Самостоятельная работа: Вычисление периметра геометрических фигур

1


7


Решение арифметических задач на вычисление периметра.

1

Решение арифметических задач практической направленности с сюжетом, связанным с нахождением периметра.


3 четверть (30 ч. математика + 10ч геометрия)


Арифметические действия- 11ч

1


Сложение с переходом через разряд

1

Сложение чисел с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик);

- сложение трехзначного числа с однозначным, с применением переместительного свойства сложения ( 234+6; 6+234; 234+8; 8+ 234);

- сложение трехзначного числа с двузначным, с применением переместительного свойства сложения (234+26; 26+234;

234+28; 28+ 234);

-сложение трехзначных чисел (234+ 126; 234+ 128; 234+188);

Проверка правильности вычислений по нахождению суммы

2


Сложение трехзначного числа с однозначным, с применением переместительного свойства сложения ( 234+6; 6+234; 234+8; 8+ 234);


1

3


Сложение трехзначного числа с двузначным, с применением переместительного свойства сложения (234+26; 26+234;

234+28; 28+ 234);


1

4

Сложение трехзначных чисел (234+ 126; 234+ 128; 234+188

1

5


Вычитание однозначного числа из трехзначного (431-7);

1

Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд приемами письменных (с записью примера в столбик);

- вычитание однозначного числа из трехзначного (431-7);

- вычитание двузначного числа из трехзначного (431-17);

- вычитание трехзначных чисел (431-217);

- случаи вычитания с нулем в уменьшаемом, вычитаемом, разности (430-7; 401-17; 411-207; 400-123; 1000-907 и пр.)

6


Вычитание двузначного числа из трехзначного (431-17);

1

7


Вычитание трехзначных чисел (431-217);


1

8


Вычитание чисел в пределах 1000 через разряд с недостающим разрядом единиц, десятков

1

9


Вычитание чисел в пределах 1000 с одним, двумя переходами через разряд.

1

10


Вычитание чисел в пределах 1000 через разряд с недостающим разрядом единиц, десятков

1

Счет до 1000 и от 1000 числовыми группами

по 5, 50,500;. По 25, 250 устно и с записью чисел.

11


Контрольная работа № 5 : Сложение, вычитание чисел с переходом через разряд

1

Обыкновенные дроби – 11ч.

12


Работа над ошибками. Нахождение одной доли предмета, числа.

1

Получение одной, нескольких долей предмета на основе предметно – практической деятельности.

Нахождение одной, нескольких долей числа.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа

13


Нахождение нескольких долей предмета, числа.

1

14


Обыкновенная дробь, ее образование.

1

Обыкновенная дробь, ее образование.

Запись и чтение обыкновенных дробей.

Числитель и знаменатель дроби.

15


Запись и чтение обыкновенных дробей.

1

16


Числитель и знаменатель дроби.

1

17


Сравнение дробей с одинаковым знаменателем.

1

18


Сравнение дробей с одинаковым числителем.

1

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями.

Сравнение обыкновенных дробей с единицей.

19


Количество долей в одной целой.

Сравнение обыкновенных дробей с единицей.

1

20


Правильные дроби

1

Дроби правильные, неправильные: узнавание, называние, дифференциация.

Сравнение правильных и неправильных дробей с единицей.

21


Неправильные дроби.

1

22


Контрольная работа №6: Обыкновенные дроби

1


Арифметические действия. Умножение и деление на 10, 100 - 8ч

23


Умножение чисел 10,100 на число.

1

Деление чисел на 10,100 с остатком.

24


Умножение числа на 10,100

1

25


Деление чисел на 10,100 без остатка.

1

Деление числа на 10,100 без остатка.

Деление числа на 10,100 с остатком.

26


Деление чисел на 10,100 с остатком.

1

27


Контрольная работа № 7 за четверть

1


28


Работа над ошибками.

Повторение Умножение и деление чисел, полученных при счете

1


29-30


Сложение, вычитание, чисел, полученных при измерении величин

2


Геометрический материал – 10 ч.

1


Треугольники.

1

Элементы треугольника. Название сторон треугольника. Построение треугольника. Вычисление периметра треугольника. Взаимное положение на плоскости треугольника и линии (прямой, отрезка)

2


Различие треугольников по видам углов.

1

Различие треугольников по видам углов: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение прямоугольного треугольника.

3


Построение прямоугольного треугольника.

1

Построение прямоугольного треугольника. Вычисление периметра треугольника.

4


Построение остроугольного треугольника.

1

Построение остроугольного треугольника. Вычисление периметра треугольника.

5


Построение тупоугольного треугольника

1

Построение тупоугольного треугольника.

6


Различие треугольников по длинам сторон.

1

Различие треугольников по длинам сторон: разносторонний, равносторонний, равнобедренный

7


Разносторонний треугольник

1

Построение разностороннего треугольника.

8


Равносторонний треугольник

1

Построение равностороннего треугольника

9


Равнобедренный треугольник

1

Построение равнобедренного треугольника

10


Построение треугольников.

1

Моделирование, построение треугольников разных видов.

4 четверть – 32 ч (24 математика+ 8 ч. геометрия)

Числа, полученные при измерении величин -8ч.

1


Преобразование чисел, полученных при измерении длины. Замена крупных мер мелкими мерами.

1

Замена крупных мер мелкими мерами:

-преобразование чисел, полученных при измерении величин одной мерой;

-преобразование чисел, полученных при измерении величин двумя мерами.

2


Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости. Замена крупных мер мелкими мерами:

1

3


Преобразование чисел, полученных при измерении массы. Замена крупных мер мелкими мерами:

1

4


Преобразование чисел, полученных при измерении длины. Замена мелких мер крупными мерами:

1

Замена мелких мер крупными мерами:

- преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равные 100

5


Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости. Замена мелких мер крупными мерами:


1

6


Преобразование чисел, полученных при измерении массы. Замена мелких мер крупными мерами:

1

7


Меры времени. Год. Соотношение: 1 год = 365_366 суток .Високосный год.

1

8


Контрольная работа №8 : Преобразование чисел, полученных при измерении

1

Умножение и деление чисел в пределах 1000- 16ч.

9


Работа над ошибками.

Умножение и деление круглых десятков на однозначное число.


1

Знак умножения: «.»

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).

10


Умножение и деление круглых сотен на однозначное число

1

11


Умножение двузначного числа на однозначное число без перехода через разряд.

1

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку).

12


Деление двузначного числа на однозначное число без перехода через разряд

1

13


Проверка действия умножения и деления.

1

Проверка умножения двумя способами: умножением и делением.

Проверка деления двумя способами: умножением и делением.

14


Кратное сравнение чисел (с вопросами «Во сколько раз больше (меньше)…?»)

1

Кратное сравнение чисел (с вопросами «Во сколько раз больше (меньше)…?»)

Простые арифметические задачи на сравнение

(отношение) чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)…?»;

Моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи.

15

Умножение трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд

1

16


Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд.

1

Умножение чисел в пределах 1000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик);

-умножение двузначных чисел на однозначное число;

-умножение трехзначных чисел на однозначное число.

17


Умножение трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.

1

18


Умножение трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное число.

1

19


Деление двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд.

1

Деление чисел в пределах 1000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик);

- деление двузначных чисел на однозначное число;

-деление трехзначных чисел на однозначное число.

20


Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.

1

21


Контрольная работа №9 Итоговая контрольная работа за год.


22


Работа над ошибками. Деление трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное число.

1

23-24


Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.

2



Геометрический материал- 8ч

1


Круг. Окружность

1


2


Линии в круге. Радиус.

1

Обозначение радиуса окружности, круга.

3


Линии в круге. Диаметр

1

Обозначение диаметра окружности, круга

4


Линии в круге. Хорда

1

Хорда.

5


Линии в круге.

1

Построение, дифференциация радиуса, диаметра, хорды.

6


Построение окружности по радиусу, диаметру.

1

Построение, дифференциация радиуса, диаметра

7


Самостоятельная работа: Линии в круг. Построение окружности.

1


8


Определение и построение линий в окружности

1

Построение, дифференциация радиуса, диаметра, хорды.





5 класс


Диагностическая контрольная работа №1

Вариант- 1

1)Было 83 метра ткани. На костюм отрезали 40 м, а на платье -23м. Сколько метров ткани осталось?

2. Вычислить.

61+14 98-53 25кг+3кг-10кг 9+19 35-26

8*2 2*9 4*7 4*9 12:2 12:6

Вариант-2

1.Было 75 кг муки. Израсходовали 50 кг муки. Сколько кг муки осталось?

2.ВЫЧИСЛИТЬ


85-73 37+51 6М+50М-4М 18+8 56-18


8*8 6*6 7*2 7*3 20: 5 40:5



Контрольная работа №2 за 1 четверть по ранее изученному материалу

Вариант 1

  1. На выставке было 56 картин. Из них 38 картин продали. Сколько картин осталось на выставке?

  2. Решите примеры.

42-15 17+25

26+37 53-19

19+54 37+47

91-65 90-64

  1. Решить примеры

6*4:3

5*6:10

5*4:2


Вариант 2


  1. После того как 9 катеров отошли от причала, осталось еще 25 катеров. Сколько всего катеров стояло у причала?

  2. Решите примеры.

71-48 45-17

45+29 100-76

72--36 26+48

27-49 24+67

  1. 3*662

4*4:2

8*3:6

Контрольная работа №3 :Нумерация чисел в пределах 1000.

Вариант 1

  1. Запиши числа

2 сот.8дес 3 ед.

4сот. 6 дес.

5 сот.9дес.

2.Напиши соседей числа

…, 350, …,

…,546, …,

…, 700,…,

3.Сколько сотен, десятков, единиц в числе?

436

581

345

4.Найдите сумму этих чисел

200+30+4=

700+50+7=

100+80+9=



Контрольная работа №4 за 2 четверть по ранее изученному материалу.

Вариант 1.

  1. Сравни

3ц….5кг 100кг 1ц 5р 520к.

8т 801кг 3 м 30см 54см 9м



  1. Вычислить

18м16см+ 58см

47р.14к-+29к.

41м 85см-96см

33р.64к- 48к.

З. Решить задачу.

Для ремонта мебели купили 36м обивочной ткани. Израсходовали 29м 15 см. ткани. Сколько метров ткани осталось?


Вариант 2


  1. Сравни

3м 16см 245см 1т 15ц

5р. 500к. 7к. 4р.



2.Вычисли

24м80см+6м

42р55к.+28р.

53м 21см+17м

Ученик заплатил за тетради 41р.40 к., а за книгу 56р.
Сколько сдачи он получит со 100р.?


Контрольная работа №5. :Сложение, вычитание чисел с переходом через разряд.

Вариант 1.

1. Решить задачу


От каждой коровы в ноябре надоили по 255 л молока, а в мае на 226 л больше. Сколько литров молока надоили от каждой коровы в мае?


2. Реши примеры.

626-417 345+528

278+314 250+769

724-264 860-747


Вариант 2


  1. Решить задачу.

В цветочный магазин привезли 235 гвоздик, роз на 120 меньше, чем гвоздик, а гладиолусов на 60 больше, чем роз. Сколько гладиолусов привезли в магазин?


  1. Решите примеры

327-580 300-267 516+269

628-464 851-346

747+119 462+485

Контрольная работа №6: Обыкновенные дроби.

Вариант 1.

  1. Начертите круг, разделите его на 4 равные части. Заштрихуйте четвёртую долю круга.

  2. Найдите вторую часть чисел: 12, 18, 20.

  3. Начертите отрезок и покажите на нём

1 1

2 и 4 доли.

  1. Сравните дроби.

41 33

5 5 7 4

  1. Напишите три правильные и три неправильные дроби

Вариант 2

1.Начерти квадрат, раздели его на восемь равных частей. Заштрихуйте восьмую долю.

2.Найдите восьмую часть чисел: 16, 48, 84

3.Начертите отрезок и покажите на нем 1/5и 1/10

4.Напишите дроби, начиная с наименьшей:

3/10, 3/5,3/8,3/10

5. Напишите четыре правильные и четыре неправильные дроб



Контрольная работа №7за 3 четверть

Вариант 1

1.В переплетной мастерской работали 8 мальчиков и одна девочка. Каждый мальчик переплел по 12 книг, а девочка- 10. На сколько больше книг переплели все мальчики, чем одна девочка?

2.Решите примеры.

235+267 1000-365 12м56см-8м 23 см

10*5 100*4 2*100 900:10 800:100


Вариант 2

1.На каждом этаже четырехэтажного дома по 12 квартир. Сколько всего квартир в этом доме?

2.Решите примеры

475+123 560-340 3р-2р 15к. 6м43см+1м46см

10*5 100*4 2*100 900:10 800:100


Контрольная работа №8:Преобразование чисел, полученных при измерении

Вариант 1.

Выразите в более мелких мерах

3дм1см= …см

5т=….ц

3м8см=…см

4р.2к.=…к.

6ц12кг=…кг5ц3кг=…кг

2.Выразите в более крупных мерах

700кг=…ц

120кг=…ц…кг

325см=…м…см

54дм...=…дм…см

750кг=…ц…кг

350к.=…р….к.

Вариант 2

1Выразите в более мелких мерах

62т=…ц

8ц27кг=…кг

7ц5кг=…кг

4м1см=…см

2т3ц =..ц

19см7мм =..мм

2.Выразите в более крупных мерах

765к.=…р….к.

503см=…м…см

427кг=…ц…кг

307кг=…ц…кг


Контрольная работа №9 за год


Вариант 1


1.Составить и решить задачу по краткой записи.

Собрали:

В 1-й день -368кг.

Во 2-й день- 223 кг меньше, чем в первый день

На сколько кг больше……


2) Преобразовать:

12м16см= 4р5к.= 45мм= 234см=


3) Вычислить:

4*10 100*6 700:10 1000:100

256+132 398-265 349+429 802-345

123Х3 486:2 315Х6


4)Построить треугольник а=3см, в=4 см, с =5 см


Вариант 2.

  1. Решить задачу:


В зал поставили 145 стульев, а столов на 34 меньше. На сколько меньше поставили столов, чем стульев?


  1. Преобразовать:

15мм= 240к= 4р.15к.= 8м 24см=


  1. Вычислить

3*100 2*10 250:10 400:100

305+124 846-124 435+129 860-156

321Х3 864:2 243Х4


3)Построить квадрат а=4см


Вариант 2.

  1. Решить задачу:


В зал поставили 145 стульев, а столов на 34 меньше. На сколько меньше поставили столов, чем стульев?


  1. Преобразовать:

15мм= 240к= 4р.15к.= 8м 24см=


  1. Вычислить

3*100 2*10 250:10 400:100

305+124 846-124 435+129 860-156

321Х3 864:2 243Х4


3.Построить квадрат а=4см






VII. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.


1.М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002 г.

2.Перова М. Н., Яковлева И. М.5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

2.Дидактический комплекс

1.М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2001г

2.Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г

3.С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г.

4.С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г.

5.Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г.

6.М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г

7.Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г.

8.Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г.

9.В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г.

10.О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г

11.Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г.

12.О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г.

3. Демонстрационное оборудование

1.Таблица умножения

2.Таблица классов и разрядов

3.Таблица «Римские цифры»

4.Таблица «Компоненты при сложении и вычитании»

5.Таблица Нахождения неизвестных компонентов

6.Таблица «Порядок действия в примерах»

7.Таблица «Письменное сложение многозначных чисел»

8.Таблица «Письменное вычитание многозначных чисел»

9.Таблица «Письменное умножение многозначных чисел»

10.Таблица «Умножение и деление на 10, 100»

11.Таблица «Письменное деление многозначных чисел на однозначное число»

12.Таблица «Соотношение мер длины, массы, времени»

13. Таблица «Целое и дробное»

14.Таблица «Геометрические фигуры»

4.Источники контрольно-измерительных материалов

1.Ф.Р. Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы Сборник. Москва: Вако,2007.- 128с.

2.Т.П. Иванова, Т.В. Мордашова Математика: планирование уроков, зачеты, математические диктанты и самостоятельные работы. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы. Пособие для учителей математики классов коррекционно-развивающего образования. Москва: Школьная пресса, 2005. – 96с.

3. С.Е. Степурина Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. Пособие для учителей математики коррекционных классов общеобразовательных учреждений, педагогов-дефектологов коррекционных учебных заведений. Волгоград: Учитель,2009. – 121 с.

4.О.А. Бибина Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Пособие для учителя-дефектолога. Москва: Владос, 2005. – 136с.: ил.

5.2 Интернет-ресурсы:

1. http://interneturok.ru/matematika/5-klass  

2. -Тестирование online: http://www.kokch.kis.ru/cdo/

-Педагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое:http://teacyer.fio.ru

-Новые технологии в образовании: http://www.edu.stcna.ru/main/













Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа коррекции и развития VIII вида №31» города Брянска

Рассмотрено:

на заседании

методического совета школы

протокол № ____от______2021г.



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР



___________ Зеленина И.В.




УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска



______________ О.Л. Бурцева



Пр. № ___от___________2021г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!