Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска
Рассмотрено: на заседании методического объединения школы. Руководитель МО ____________А.А. Магильная Протокол №_____ от «____»__________2021 г. | Согласовано: зам. директора по УВРМБОУ «Школа коррекции и развития 8 вида №31» г. Брянска ____________Зеленина И В. «____»_________ 2021 г. | Утверждаю: директор МБОУ «Школа коррекции и развития 8 вида №31» г. Брянска __________________ О. Л. Бурцева Приказ №_____ от «___»__________2021г. |
программа
по учебному предмету: «Математика»
для 5 класса
(для детей с интеллектуальными нарушениями)
Вариант - 1
на 2021-2022 учебный год
Программу составил:
учитель математики
Магильная А.А.
Содержание программы
I. Пояснительная записка
II. Общая характеристика учебного предмета.
III. Описание места учебного предмета с учетом особенностей его освоении учащимися.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
V. Содержание учебного предмета
VI. Тематическое планирование с контрольно- измерительными материалами.
VII. Материально- техническое обеспечение учебного процесса.
I. Пояснительная записка.
Программа по учебному предмету предназначена для учащихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости ( интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:
1. Федерального Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2017;Вариант 1
4. Учебный план образовательной организации на 2021-2022 уч. год
II. Общая характеристика учебного предмета.
Математика является одним из ведущих образовательных предметов в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. Основная часть которого–социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально дифференцируемого к ним подхода. Школьникам в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены доступные понятия, практические задания, виды самостоятельных работ, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Данная программа по математике 5 класса содержит программу элементарной математики в структуре с геометрическими понятиями. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами в пределах 1 000 , знакомятся с образованием, записью, чтением и сравнением обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур, измерения геометрических величин, выполнения арифметических действий с числами, полученными при измерениях.
Содержание предмета имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений детей по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях ( профессиях ) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, оно значительно продвигает большую часть учащихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Целью данной программы является: Формирование доступных учащимся математических знаний, умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов.
Исходя из целей решаются следующие задачи:
1.Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными и дробными числами, умение переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению обыкновенных дробей.
2.Максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
3.Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
III. Описание места учебного предмета с учетом особенностей его освоении учащимися.
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана «Математика». По учебному плану школы на 2021-2022 учебный год на изучение данного учебного курса отводится по 136 часов, с учетом по 4 часа еженедельной нагрузки.
Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, физической культуры, изобразительного искусства, технологии и др.
Контрольные работы проводятся после прохождения разделов и тем, не реже 2 раз в четверть.
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ -9 - самостоятельных работ по геометрии – 4
Основной формой образовательного процесса является урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. дети с умеренной умственной отсталостью не являются однородной массой.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).
На уроке математики используются учебник математики для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида , рабочие тетради к учебнику, дидактический материал.
1четверть -36 часов (8 недель и 3 дня)
2четверть- 28 часов (7 недель и 4 дня)
3четверть- 40 часов (8 недель и 5дней)
4 четверть- 32 час (7 недель и 6 дней),
За год- 136 часов
Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом математикой и в ее структуре – геометрическими понятиями. На изучение геометрического материала отводится в 5 классе из 4 часов отдельным уроком по 1 часу в неделю. Всего 36 часов за год. Геометрический материал занимает важное место в обучении математики. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, выполнять построение. Определять форму реальных предметов, знакомятся со свойствами фигур, геометрических тел, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
В рабочей программе отводится достаточное количество часов на повторение нумерации и арифметических действий с целыми числами в пределах 100 и числами, полученными при измерении, т.к это составляет основу для дальнейшего усвоения материала.
При изучении геометрического материала предусматривается самостоятельная работы по 1 часу в четверть.
IV. Личностные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты освоения данной программы по математике обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
У обучающегося будут сформированы:
. проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;
. желание выполнять математическое задание правильно, с использованием знакомой символики в соответствии с данным образом или пошаговой инструкции учителя;
.умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;
.умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя);
. умение формировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);
. элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;
. умение оказывать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания;
.умение корректировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи;
.знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов ( измерительных, чертежных) при выполнении математического задании;
.элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания)на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверного выполнения задания;
. элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;
.понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально – трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);
.элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.
Планируемые предметные результаты:
1.Элементарные математические представления о количестве, форме, линии предметов, пространственные и временные представления
2.Начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
3. Навыки измерения, пересчета, прикидки оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
4. Способность применения математических знаний для решения учебно - познавательной, учебно - практических, жизненных и профессиональных задач;
5. Оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использование математической речи.
Минимальный уровень освоения программы:
.знание числового ряда 1-1000 в прямом порядке;
.Умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000 (в том числе с использованием калькулятора;
.счет в пределах 1000 присчитыванием разрядных единиц (1,10, 100,.)и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
.определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы);
.умение сравнивать числа в пределах 1000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1000;
.знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя);
.знание денежных купюр в пределах 1000р.;осуществление размены, замена нескольких купюр одной;
. выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;
.выполнения сложения и вычитания чисел в пределах 1000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;
.выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка;
.выполнение умножения и деления чисел в пределах 1000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях);
.знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать:
. выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия;
.различие видов треугольников в зависимости от величины углов;
.знание радиуса и диаметра окружности, круга.
Достаточный уровень освоения программы:
.знание числового ряда 1-1000 в прямом и обратном порядке, места каждого числа в числовом ряду в пределах 1000 (в том числе с использованием калькулятора);
.счет в пределах 10000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1,10. 100) и равными числовыми группами по 20.200.50 устно и с записью чисел;
Знание класса единиц, разрядов в классе единиц;
Умение получать трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы.;
.умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1000;
.выполнение округления чисел до десятков, сотен;
.знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;
.выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1000);
.выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений;
.выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1000 без перехода через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;
.выполнения умножения чисел 10, 100, деления на 10, 100 без остатка и с остатком;
.выполнение умножения и деления чисел в пределах 1000 на однозначное число приемами письменных вычислений;
.знание обыкновенных дробей, их виды; умение получать, обозначить, сравнить обыкновенные дроби;
Выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросам: « На сколько больше (меньше)…?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя);
.знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
.умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
.знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений;
Вычисление периметра многоугольника.
Предметные результаты освоения программы с нарушениями включают освоенные учащимися знания, умения и готовность их применения.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальным и достаточным.
Причём минимальный уровень составлен с учётом разных возможностей учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта и поэтому математический материал усваивается на различном уровне.
Требования к уровню подготовки также установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания. Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии со 2-м уровнем, осуществляется по второму варианту.
V. Содержание учебного предмета «Математика»
Нумерация
Нумерации чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц.
Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Счет до 1000и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2.20,200; по 5,50, 500;по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак «≈».
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (мера) длины - километр (1км). Соотношение 1км= 1000м. Единицы измерения (меры) массы: грамм (1г); центнер (1ц); тонна (1т). Соотношения :1кг=1000г; 1ц= 100кг; 1т=10000кг; 1т=10ц;
Денежные купюры. Достоинством 10р., 50р., 100р., 500р., 1000 р., 500 р. Размен, замена нескольких купюр одной.
Соотношение: 1 год = 365 (366) суткам. Високосный год,
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Арифметические действия
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания ( в пределах 100) .Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их поверка. Умножение 10, 100 и на 10, 100. Деление на 10, 100 без остатка и с остатком. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 × 2; 400 × 2; 120 × 2; 300:3; 450:5).
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; . Проверка правильности вычислений.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55 см +16см; 55 см- 16см), 55см+45см, 55см-45см),(1м-45см, 8м55см-3м 16 см, 8м 55см+3м 16 см), 8м 55см- +3м; 8м-+ 3м 16см;
Дроби.
Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Образование, запись, Обыкновенные дроби. Числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные и неправильные.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение части числа.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Простые арифметические задачи на сравнение (отношения) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия,
Геометрический материал
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны.
Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон.
Построение треугольников по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки. Диагонали прямоугольника (квадрата) , их свойства.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус ® , диаметр (D);
Буквы латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S их использование для обозначения геометрических фигур.
Контрольные работы -7 , самостоятельные работы по геометрии- 4
VI. Тематическое планирование,
№п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Содержание темы |
| 1 четверть -27 ч.+ 9 ч. геом. Материал= 36 ч. |
| Сотня (повторение)-6ч. |
1-2 | | Нумерация чисел в пределах 100. Счет единицами, десятками в пределах 100 | 2 | Нумерация чисел в пределах 100; Счет единицами, десятками в пределах 100 Разряды, их место в записи числа Состав двузначных чисел из десятков и единиц. Числовой ряд в пределах 100 Место каждого числа в числовом ряду Сравнение и упорядочивание чисел |
3 | | Разряды, их место в записи числа Состав двузначных чисел из десятков и единиц. | 1 |
4 | | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. | 1 |
5 | | Устное умножение, деление чисел в пределах 100 без перехода через разряд. | 1 |
6 | | Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени. Их соотношения. | 1 | Единицы измерения стоимости, длины, массы, Единицы измерения времени, их соотношения. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Тремя способами. |
Арифметические действия – 5 ч. |
7 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при счете в пределах 100 без перехода через разряд | 1 | Сложение и вычитание чисел, полученных при счете и при измерении величин в пределах 100 без перехода через разряд. Табличное умножение и деление. Взаимосвязь умножения и деления. Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) |
8 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. | 1 |
9 | | Табличное умножение и деление. | 1 |
10 | | Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок | 1 |
11 | | Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок | 1 | |
| Арифметические задачи -3 ч. |
12 | | Решение простых арифметических задач. | 1 | Решение простых задач, составных задач в 2-3 арифметических действия. |
13-14 | | Решение составных задач в 2-3 арифметических действия. | 2 |
Арифметические действия-7 ч. |
15 | | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой х. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого. Простые арифметические задач на нахождение неизвестного слагаемого: кратная запись задачи, решение задачи с проверкой. |
16 | Простые арифметические задач на нахождение неизвестного слагаемого: | 1 |
17 | | Нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | Решение примеров с неизвестным уменьшаемым, обозначенным буквой х. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного уменьшаемого |
18 | | Простые арифметические задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой. |
19 | | Нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | Решение примеров с неизвестным вычитаемым, обозначенным буквой х. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного вычитаемого. |
20 | | Простые арифметические задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного вычитаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой. Дифференциация задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. |
21 | | Вводная контрольная работа №1 | 1 | |
| Арифметические действия – 6 ч. |
22 | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные вычисления) | 1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку - сложение двузначного числа с однозначным числом (29+5); - вычитание однозначного числа из двузначного (32-5); -сложение двузначных чисел (29+15); -вычитание двузначных чисел (32-15); |
23 | | Сложение двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд (29+5). | 1 |
24 | | Сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд(29+15); | 1 |
25 | | Вычитание двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд (32-15); | 1 |
26 | | Контрольная работа№2 за четверть по ранее изученному материалу. | 1 |
27 | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд | 1 |
Геометрический материал – 9ч. |
1 | | Точка, линия, отрезок, луч | 1 | Линии: узнавание, название, дифференциация. Построение линий (прямой линии, луча отрезка заданной длины, незамкнутой и замкнутой). Использование букв латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S для обозначения отрезка, ломаной линии. |
2 | | Линия прямая, ломаная (Замкнутая, незамкнутая) | 1 | Использование букв латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S для обозначения отрезка, ломаной линии. |
3 | | Углы | 1 | Виды углов. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника. Построение острого, тупого углов. |
4 | | Прямоугольник. Обозначение углов. | 1 | Элементы прямоугольника (квадрата), их свойства. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника. Использование букв латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S для обозначения геометрических фигур. Взаимное положение на плоскости прямоугольника и линии (прямой, отрезка). |
5 | | Квадрат | | Элементы квадрата, их свойства. Построение квадрата с помощью чертежного угольника. Использование букв латинского алфавита : A,B, C, D, E, K, M, O ,P, S для обозначения геометрических фигур. Взаимное положение на плоскости квадрата и линии (прямой, отрезка). |
6 | | Окружность, круг | 1 | Окружность, круг, шар: узнавание, называние, дифференциация. Радиус, центр окружности, круга. Построение окружности с помощью циркуля. |
7 | | Радиус, центр окружности, круга. | 1 | Радиус, центр окружности, круга. Построение окружности с помощью циркуля. |
8 | | Самостоятельная работа: Распознание и построение фигуры. | 1 | |
9 | | Куб, брус, шар. | 1 | Геометрическое тело: куб, брус, шар. Дифференциация плоскостных и объемных геометрических тел. |
Вторая четверть- 28 ч. |
Нумерация чисел в пределах 1000 – 12ч |
1 | | Получение круглых сотен в пределах 1000. Счет круглыми сотнями в прямом и обратном порядке. Запись круглых сотен. | 1 | Ряд круглых сотен в пределах 1000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Чтение и запись трехзначных чисел. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, единицы тысяч. Класс единиц. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Числовой ряд в пределах 1000, Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. Изображение чисел на калькуляторе, их чтение. Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе Сравнение и упорядочение чисел в пределах 1000. |
2 | | Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; Чтение и запись трехзначных чисел. | 1 |
3 | | Получение трехзначных чисел из сотен и десятков; из сотен и единиц | 1 |
4 | | Разряды: единицы, десятки, единицы тысяч. Класс единиц. | 1 |
5 | | Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Изображение чисел на калькуляторе, их чтение | 1 |
6 | | Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Изображение чисел на калькуляторе, их чтение | 1 | |
7 | Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. | 1 |
8 | | Контрольная работа №3 : Нумерация чисел в пределах 1000. | 1 |
9 | | Работа над ошибками. Округление чисел. | 1 | |
10-11 | | Округление чисел. | 2 | Знак округление ( ) Округление чисел до десятков, сотен. |
12 | | Римская нумерация. | 1 | Римские цифры. Обозначение чисел I-XII |
| Единицы измерения и их соотношения – 3ч |
13 | | Меры стоимости. Денежные купюры достоинством 10р., 50р., 100р, 1000р. Размен, замена нескольких купюр одной. | 1 | Меры стоимости. Денежные купюры достоинством 10р., 50р., 100р, 1000р. Размен, замена нескольких купюр одной. Арифметические задачи. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с краткой записью в виде таблицы) |
14 | | Единица измерения (мера) длины – километр (1км) Соотношение : 1км= 1000м. | 1 | Меры длины. Единица измерения (мера) длины – километр (1км) Соотношение : 1км= 1000м. Сравнение чисел, полученных при измерении длины одной, двумя мерами. |
15 | | Единица измерения ( меры) массы – грамм; центнер (ц); тонна 1(т). Соотношения 1кг= 100г, 1ц= 100кг;1т=1000кг; 1т= 10ц. | 1 | Меры массы. Единица измерения ( меры) массы – грамм; центнер (ц); тонна 1(т). Соотношения 1кг= 100г, 1ц= 100кг;1т=1000кг; 1т= 10ц. Определение массы предметов с помощью весов. Сравнение чисел, полученных при измерении массы одной, двумя мерами. |
Арифметические действия- 3ч |
16 | | Сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, с выражением числа, полученного в ответе, в более крупных мерах (55см+45см); | 1 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости, массы приемами устных вычислений (с записью примера в строчку); - сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, с выражением числа, полученного в ответе, в более крупных мерах (55см+45см); - вычитание чисел, полученных при измерении, с выражением уменьшаемого в более мелких мерах (1м- 45см); - сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами (8м55см + -3м16см; 8м55см+ - 16см; 8м 55см+ - 3м; 8м + - 3м 16см) |
17 | | -Вычитание чисел, полученных при измерении, с выражением уменьшаемого в более мелких мерах (1м- 45см); | 1 |
18 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами (8м55см + -3м16см; 8м55см+ - 16см; 8м 55см+ - 3м; 8м + - 3м 16см) | 1 |
19 | | Контрольная работа № 4за четверть по ранее пройденному материалу | 1 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков пределах 1000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) ( 400+- 200; 120+-20; 500+- 30) Сложение, вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) Способы проверки правильности вычислений по нахождению суммы, разности. |
Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: « На сколько больше (меньше),,,?»; моделирование содержание задач, выполнение решения, запись ответа задачи. Разностное сравнение чисел с вопросами: « На сколько больше (меньше)…? « |
20 | | Работа над ошибками Разностное сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше),,,?» | 1 |
Геометрический материал – 7ч. |
1 | | Периметр многоугольника | 1 | Вычисление длины ломаной (незамкнутой, замкнутой). Многоугольники. Периметр. Вычисление периметра многоугольника. |
2 | | Вычисление периметра квадрата | 1 | |
3 | | Вычисление периметра прямоугольника | 1 | |
4 | | Вычисление периметра треугольника | 1 | |
5 | | Вычисление периметра геометрических фигур | 1 | |
6 | | Самостоятельная работа: Вычисление периметра геометрических фигур | 1 | |
7 | | Решение арифметических задач на вычисление периметра. | 1 | Решение арифметических задач практической направленности с сюжетом, связанным с нахождением периметра. |
| 3 четверть (30 ч. математика + 10ч геометрия) |
| Арифметические действия- 11ч |
1 | | Сложение с переходом через разряд | 1 | Сложение чисел с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик); - сложение трехзначного числа с однозначным, с применением переместительного свойства сложения ( 234+6; 6+234; 234+8; 8+ 234); - сложение трехзначного числа с двузначным, с применением переместительного свойства сложения (234+26; 26+234; 234+28; 28+ 234); -сложение трехзначных чисел (234+ 126; 234+ 128; 234+188); Проверка правильности вычислений по нахождению суммы |
2 | | Сложение трехзначного числа с однозначным, с применением переместительного свойства сложения ( 234+6; 6+234; 234+8; 8+ 234); | 1 |
3 | | Сложение трехзначного числа с двузначным, с применением переместительного свойства сложения (234+26; 26+234; 234+28; 28+ 234); | 1 |
4 | Сложение трехзначных чисел (234+ 126; 234+ 128; 234+188 | 1 |
5 | | Вычитание однозначного числа из трехзначного (431-7); | 1 | Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд приемами письменных (с записью примера в столбик); - вычитание однозначного числа из трехзначного (431-7); - вычитание двузначного числа из трехзначного (431-17); - вычитание трехзначных чисел (431-217); - случаи вычитания с нулем в уменьшаемом, вычитаемом, разности (430-7; 401-17; 411-207; 400-123; 1000-907 и пр.) |
6 | | Вычитание двузначного числа из трехзначного (431-17); | 1 |
7 | | Вычитание трехзначных чисел (431-217); | 1 |
8 | | Вычитание чисел в пределах 1000 через разряд с недостающим разрядом единиц, десятков | 1 |
9 | | Вычитание чисел в пределах 1000 с одним, двумя переходами через разряд. | 1 |
10 | | Вычитание чисел в пределах 1000 через разряд с недостающим разрядом единиц, десятков | 1 | Счет до 1000 и от 1000 числовыми группами по 5, 50,500;. По 25, 250 устно и с записью чисел. |
11 | | Контрольная работа № 5 : Сложение, вычитание чисел с переходом через разряд | 1 |
Обыкновенные дроби – 11ч. |
12 | | Работа над ошибками. Нахождение одной доли предмета, числа. | 1 | Получение одной, нескольких долей предмета на основе предметно – практической деятельности. Нахождение одной, нескольких долей числа. Простые арифметические задачи на нахождение части числа |
13 | | Нахождение нескольких долей предмета, числа. | 1 |
14 | | Обыкновенная дробь, ее образование. | 1 | Обыкновенная дробь, ее образование. Запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. |
15 | | Запись и чтение обыкновенных дробей. | 1 |
16 | | Числитель и знаменатель дроби. | 1 |
17 | | Сравнение дробей с одинаковым знаменателем. | 1 |
18 | | Сравнение дробей с одинаковым числителем. | 1 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. |
19 | | Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. | 1 |
20 | | Правильные дроби | 1 | Дроби правильные, неправильные: узнавание, называние, дифференциация. Сравнение правильных и неправильных дробей с единицей. |
21 | | Неправильные дроби. | 1 |
22 | | Контрольная работа №6: Обыкновенные дроби | 1 | |
Арифметические действия. Умножение и деление на 10, 100 - 8ч |
23 | | Умножение чисел 10,100 на число. | 1 | Деление чисел на 10,100 с остатком. |
24 | | Умножение числа на 10,100 | 1 |
25 | | Деление чисел на 10,100 без остатка. | 1 | Деление числа на 10,100 без остатка. Деление числа на 10,100 с остатком. |
26 | | Деление чисел на 10,100 с остатком. | 1 |
27 | | Контрольная работа № 7 за четверть | 1 | |
28 | | Работа над ошибками. Повторение Умножение и деление чисел, полученных при счете | 1 | |
29-30 | | Сложение, вычитание, чисел, полученных при измерении величин | 2 | |
Геометрический материал – 10 ч. |
1 | | Треугольники. | 1 | Элементы треугольника. Название сторон треугольника. Построение треугольника. Вычисление периметра треугольника. Взаимное положение на плоскости треугольника и линии (прямой, отрезка) |
2 | | Различие треугольников по видам углов. | 1 | Различие треугольников по видам углов: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение прямоугольного треугольника. |
3 | | Построение прямоугольного треугольника. | 1 | Построение прямоугольного треугольника. Вычисление периметра треугольника. |
4 | | Построение остроугольного треугольника. | 1 | Построение остроугольного треугольника. Вычисление периметра треугольника. |
5 | | Построение тупоугольного треугольника | 1 | Построение тупоугольного треугольника. |
6 | | Различие треугольников по длинам сторон. | 1 | Различие треугольников по длинам сторон: разносторонний, равносторонний, равнобедренный |
7 | | Разносторонний треугольник | 1 | Построение разностороннего треугольника. |
8 | | Равносторонний треугольник | 1 | Построение равностороннего треугольника |
9 | | Равнобедренный треугольник | 1 | Построение равнобедренного треугольника |
10 | | Построение треугольников. | 1 | Моделирование, построение треугольников разных видов. |
4 четверть – 32 ч (24 математика+ 8 ч. геометрия) |
Числа, полученные при измерении величин -8ч. |
1 | | Преобразование чисел, полученных при измерении длины. Замена крупных мер мелкими мерами. | 1 | Замена крупных мер мелкими мерами: -преобразование чисел, полученных при измерении величин одной мерой; -преобразование чисел, полученных при измерении величин двумя мерами. |
2 | | Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости. Замена крупных мер мелкими мерами: | 1 |
3 | | Преобразование чисел, полученных при измерении массы. Замена крупных мер мелкими мерами: | 1 |
4 | | Преобразование чисел, полученных при измерении длины. Замена мелких мер крупными мерами: | 1 | Замена мелких мер крупными мерами: - преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равные 100 |
5 | | Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости. Замена мелких мер крупными мерами: | 1 |
6 | | Преобразование чисел, полученных при измерении массы. Замена мелких мер крупными мерами: | 1 |
7 | | Меры времени. Год. Соотношение: 1 год = 365_366 суток .Високосный год. | 1 |
8 | | Контрольная работа №8 : Преобразование чисел, полученных при измерении | 1 |
Умножение и деление чисел в пределах 1000- 16ч. |
9 | | Работа над ошибками. Умножение и деление круглых десятков на однозначное число. | 1 | Знак умножения: «.» Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку). |
10 | | Умножение и деление круглых сотен на однозначное число | 1 |
11 | | Умножение двузначного числа на однозначное число без перехода через разряд. | 1 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку). |
12 | | Деление двузначного числа на однозначное число без перехода через разряд | 1 |
13 | | Проверка действия умножения и деления. | 1 | Проверка умножения двумя способами: умножением и делением. Проверка деления двумя способами: умножением и делением. |
14 | | Кратное сравнение чисел (с вопросами «Во сколько раз больше (меньше)…?») | 1 | Кратное сравнение чисел (с вопросами «Во сколько раз больше (меньше)…?») Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)…?»; Моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи. |
15 | Умножение трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд | 1 |
16 | | Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд. | 1 | Умножение чисел в пределах 1000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик); -умножение двузначных чисел на однозначное число; -умножение трехзначных чисел на однозначное число. |
17 | | Умножение трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд. | 1 |
18 | | Умножение трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное число. | 1 |
19 | | Деление двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд. | 1 | Деление чисел в пределах 1000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик); - деление двузначных чисел на однозначное число; -деление трехзначных чисел на однозначное число. |
20 | | Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд. | 1 |
21 | | Контрольная работа №9 Итоговая контрольная работа за год. | |
22 | | Работа над ошибками. Деление трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное число. | 1 |
23-24 | | Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд. | 2 | |
| Геометрический материал- 8ч |
1 | | Круг. Окружность | 1 | |
2 | | Линии в круге. Радиус. | 1 | Обозначение радиуса окружности, круга. |
3 | | Линии в круге. Диаметр | 1 | Обозначение диаметра окружности, круга |
4 | | Линии в круге. Хорда | 1 | Хорда. |
5 | | Линии в круге. | 1 | Построение, дифференциация радиуса, диаметра, хорды. |
6 | | Построение окружности по радиусу, диаметру. | 1 | Построение, дифференциация радиуса, диаметра |
7 | | Самостоятельная работа: Линии в круг. Построение окружности. | 1 | |
8 | | Определение и построение линий в окружности | 1 | Построение, дифференциация радиуса, диаметра, хорды. |
5 класс
Диагностическая контрольная работа №1
Вариант- 1
1)Было 83 метра ткани. На костюм отрезали 40 м, а на платье -23м. Сколько метров ткани осталось?
2. Вычислить.
61+14 98-53 25кг+3кг-10кг 9+19 35-26
8*2 2*9 4*7 4*9 12:2 12:6
Вариант-2
1.Было 75 кг муки. Израсходовали 50 кг муки. Сколько кг муки осталось?
2.ВЫЧИСЛИТЬ
85-73 37+51 6М+50М-4М 18+8 56-18
8*8 6*6 7*2 7*3 20: 5 40:5
Контрольная работа №2 за 1 четверть по ранее изученному материалу
Вариант 1
На выставке было 56 картин. Из них 38 картин продали. Сколько картин осталось на выставке?
Решите примеры.
42-15 17+25
26+37 53-19
19+54 37+47
91-65 90-64
Решить примеры
6*4:3
5*6:10
5*4:2
Вариант 2
После того как 9 катеров отошли от причала, осталось еще 25 катеров. Сколько всего катеров стояло у причала?
Решите примеры.
71-48 45-17
45+29 100-76
72--36 26+48
27-49 24+67
3*662
4*4:2
8*3:6
Контрольная работа №3 :Нумерация чисел в пределах 1000.
Вариант 1
Запиши числа
2 сот.8дес 3 ед.
4сот. 6 дес.
5 сот.9дес.
2.Напиши соседей числа
…, 350, …,
…,546, …,
…, 700,…,
3.Сколько сотен, десятков, единиц в числе?
436
581
345
4.Найдите сумму этих чисел
200+30+4=
700+50+7=
100+80+9=
Контрольная работа №4 за 2 четверть по ранее изученному материалу.
Вариант 1.
Сравни
3ц….5кг 100кг 1ц 5р 520к.
8т 801кг 3 м 30см 54см 9м
Вычислить
18м16см+ 58см
47р.14к-+29к.
41м 85см-96см
33р.64к- 48к.
З. Решить задачу.
Для ремонта мебели купили 36м обивочной ткани. Израсходовали 29м 15 см. ткани. Сколько метров ткани осталось?
Вариант 2
Сравни
3м 16см 245см 1т 15ц
5р. 500к. 7к. 4р.
2.Вычисли
24м80см+6м
42р55к.+28р.
53м 21см+17м
Ученик заплатил за тетради 41р.40 к., а за книгу 56р.
Сколько сдачи он получит со 100р.?
Контрольная работа №5. :Сложение, вычитание чисел с переходом через разряд.
Вариант 1.
1. Решить задачу
От каждой коровы в ноябре надоили по 255 л молока, а в мае на 226 л больше. Сколько литров молока надоили от каждой коровы в мае?
2. Реши примеры.
626-417 345+528
278+314 250+769
724-264 860-747
Вариант 2
Решить задачу.
В цветочный магазин привезли 235 гвоздик, роз на 120 меньше, чем гвоздик, а гладиолусов на 60 больше, чем роз. Сколько гладиолусов привезли в магазин?
Решите примеры
327-580 300-267 516+269
628-464 851-346
747+119 462+485
Контрольная работа №6: Обыкновенные дроби.
Вариант 1.
Начертите круг, разделите его на 4 равные части. Заштрихуйте четвёртую долю круга.
Найдите вторую часть чисел: 12, 18, 20.
Начертите отрезок и покажите на нём
1 1
2 и 4 доли.
Сравните дроби.
4 … 1 3 … 3
5 5 7 4
Напишите три правильные и три неправильные дроби
Вариант 2
1.Начерти квадрат, раздели его на восемь равных частей. Заштрихуйте восьмую долю.
2.Найдите восьмую часть чисел: 16, 48, 84
3.Начертите отрезок и покажите на нем 1/5и 1/10
4.Напишите дроби, начиная с наименьшей:
3/10, 3/5,3/8,3/10
5. Напишите четыре правильные и четыре неправильные дроб
Контрольная работа №7за 3 четверть
Вариант 1
1.В переплетной мастерской работали 8 мальчиков и одна девочка. Каждый мальчик переплел по 12 книг, а девочка- 10. На сколько больше книг переплели все мальчики, чем одна девочка?
2.Решите примеры.
235+267 1000-365 12м56см-8м 23 см
10*5 100*4 2*100 900:10 800:100
Вариант 2
1.На каждом этаже четырехэтажного дома по 12 квартир. Сколько всего квартир в этом доме?
2.Решите примеры
475+123 560-340 3р-2р 15к. 6м43см+1м46см
10*5 100*4 2*100 900:10 800:100
Контрольная работа №8:Преобразование чисел, полученных при измерении
Вариант 1.
Выразите в более мелких мерах
3дм1см= …см
5т=….ц
3м8см=…см
4р.2к.=…к.
6ц12кг=…кг5ц3кг=…кг
2.Выразите в более крупных мерах
700кг=…ц
120кг=…ц…кг
325см=…м…см
54дм...=…дм…см
750кг=…ц…кг
350к.=…р….к.
Вариант 2
1Выразите в более мелких мерах
62т=…ц
8ц27кг=…кг
7ц5кг=…кг
4м1см=…см
2т3ц =..ц
19см7мм =..мм
2.Выразите в более крупных мерах
765к.=…р….к.
503см=…м…см
427кг=…ц…кг
307кг=…ц…кг
Контрольная работа №9 за год
Вариант 1
1.Составить и решить задачу по краткой записи.
Собрали:
В 1-й день -368кг.
Во 2-й день- 223 кг меньше, чем в первый день
На сколько кг больше……
2) Преобразовать:
12м16см= 4р5к.= 45мм= 234см=
3) Вычислить:
4*10 100*6 700:10 1000:100
256+132 398-265 349+429 802-345
123Х3 486:2 315Х6
4)Построить треугольник а=3см, в=4 см, с =5 см
Вариант 2.
Решить задачу:
В зал поставили 145 стульев, а столов на 34 меньше. На сколько меньше поставили столов, чем стульев?
Преобразовать:
15мм= 240к= 4р.15к.= 8м 24см=
Вычислить
3*100 2*10 250:10 400:100
305+124 846-124 435+129 860-156
321Х3 864:2 243Х4
3)Построить квадрат а=4см
Вариант 2.
Решить задачу:
В зал поставили 145 стульев, а столов на 34 меньше. На сколько меньше поставили столов, чем стульев?
Преобразовать:
15мм= 240к= 4р.15к.= 8м 24см=
Вычислить
3*100 2*10 250:10 400:100
305+124 846-124 435+129 860-156
321Х3 864:2 243Х4
3.Построить квадрат а=4см
VII. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.
1.М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002 г.
2.Перова М. Н., Яковлева И. М.5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2.Дидактический комплекс
1.М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2001г
2.Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г
3.С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г.
4.С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г.
5.Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г.
6.М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г
7.Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г.
8.Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г.
9.В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г.
10.О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г
11.Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г.
12.О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г.
3. Демонстрационное оборудование
1.Таблица умножения
2.Таблица классов и разрядов
3.Таблица «Римские цифры»
4.Таблица «Компоненты при сложении и вычитании»
5.Таблица Нахождения неизвестных компонентов
6.Таблица «Порядок действия в примерах»
7.Таблица «Письменное сложение многозначных чисел»
8.Таблица «Письменное вычитание многозначных чисел»
9.Таблица «Письменное умножение многозначных чисел»
10.Таблица «Умножение и деление на 10, 100»
11.Таблица «Письменное деление многозначных чисел на однозначное число»
12.Таблица «Соотношение мер длины, массы, времени»
13. Таблица «Целое и дробное»
14.Таблица «Геометрические фигуры»
4.Источники контрольно-измерительных материалов
1.Ф.Р. Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы Сборник. Москва: Вако,2007.- 128с.
2.Т.П. Иванова, Т.В. Мордашова Математика: планирование уроков, зачеты, математические диктанты и самостоятельные работы. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы. Пособие для учителей математики классов коррекционно-развивающего образования. Москва: Школьная пресса, 2005. – 96с.
3. С.Е. Степурина Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. Пособие для учителей математики коррекционных классов общеобразовательных учреждений, педагогов-дефектологов коррекционных учебных заведений. Волгоград: Учитель,2009. – 121 с.
4.О.А. Бибина Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Пособие для учителя-дефектолога. Москва: Владос, 2005. – 136с.: ил.
5.2 Интернет-ресурсы:
1. http://interneturok.ru/matematika/5-klass
2. -Тестирование online: http://www.kokch.kis.ru/cdo/
-Педагогическая мастерская, уроки в Интернете и многое другое:http://teacyer.fio.ru
-Новые технологии в образовании: http://www.edu.stcna.ru/main/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа коррекции и развития VIII вида №31» города Брянска
Рассмотрено: на заседании методического совета школы протокол № ____от______2021г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ___________ Зеленина И.В. | УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска ______________ О.Л. Бурцева Пр. № ___от___________2021г. |